Урок русского языка «Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок с применением элементов проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_padezhi_sushchestvitelnyh.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний».
Цель:закрепить ЗУН учащихся по данной теме: умение различать падежи по совокупности их признаков, изменять имена существительные по падежам.
Задачи: 1.Закрепить умение склонять существительные одушевленные, неодушевленные единственного числа, знать вопросы падежей и названия самих падежей.
2.Развивать волевые качества, внимание и память; обогащать речь учащихся: умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи; способствовать формированию грамотного письма.
3.Воспитывать устойчивый интерес к предмету; создавать условия для воспитания культуры общения в группах со сверстниками; воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.
Тип урока:закрепление изученного материала.
Применяемые технологии:
- Элементы технологии проектнойдеятельности.
- Игровая технология.
- Коррекционно-развивающая технология.
- Здоровье сберегающие технологии.
- Компьютерная технология.
Методы и приемы обучения: игра, мыслительная деятельность, дифференцированная работа, практическая работа, демонстрация.
Формы организации познавательной деятельности:групповая форма, деловая игра «Заседание редакционного совета».
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация; макет газеты, раздаточный материал – карточки с заданиями, у каждого ребенка визитка «Отдел писем», «Отдел новостей», «Информационный отдел», канцелярские принадлежности для оформления газеты; на каждом столе – названия отделов, смайлики для релаксации.
Термины и понятия:существительное, падежи, изменение существительных по падежам.
Ход урока
- Организационный момент.
– Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха. Готовы! Тогда начинаем наш урок.
-Ребята, начать наш урок я хотела бы с поговорки: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете?
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам как раз пригодятся знания, полученные ранее, для того, чтобы освоить новые знания. Вам предстоит много работать в группах.
2. Актуализация знаний. Объявление темы.
- Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета». Редакционный совет – это группа работников, составляющих, проверяющих или исправляющих текст, при подготовке к печати газеты или журнала.Наш класс делится на 3 отдела: ОТДЕЛ ПИСЕМ, ОТДЕЛ НОВОСТЕЙ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ. Редколлегии каждого отдела предстоит подготовить к выпуску свой раздел в очередном номере газеты «Мир русского языка». Выпуск этой газеты посвящен теме – «Изменение существительных по падежам».
Сейчас вы разделитесь на 3 отдела. (Детей разделить на 3 группы, и они расходятся по отделам.)
3. Самоопределение к деятельности.
- Каждый отделработает над своим разделом в газете. Отдел писем занимается оформлением раздела «Нам пишут». Отдел новостей готовит статьи в раздел «Новости». Информационный отдел подготовит статьи в раздел «Срочно в номер». Вам всем придется поработать так, чтобы выпуск газеты был интересным.
В каждом отделе каждый работник выполняет определённые обязанности. В отделе должен быть главный редактор, спикер – это работник, который будет презентовать вашу работу, т.е. рассказывать о том, что сделала группа и помощник редактора.
Перед вами на столах лежат для оформления шаблоны для красивого оформления статей, разноцветные листы бумаги, канцелярские принадлежности. Вы должны не только правильно выполнить задания, порученные вашему отделу, но и оригинально, красиво оформить свой раздел в газете.
Упражнение 1 - помогает выступать со сцены, участвовать в соревнованиях, сдавать экзамены. Повышает точность движений.
Найдите впадинки на лбу над глазами, почти на половине расстояния от бровей до корней волос. Слегка надавливайте их кончиками пальцев обеих рук в течение 30–60 секунд. Повторить 3–4 раза.
Упражнение 2 - позволяет собраться с мыслями, повышает концентрацию, внимание и улучшает память.
Возьмите себя левой рукой за правое плечо, прощупайте и разомните мышцы. Поверните в эту же сторону голову, взгляните через правое плечо. Сделайте глубокий вдох, отводя плечи назад. Медленно, не опуская и не поднимая подбородок, поверните голову к левому плечу. Если можете, взгляните через него. Верните голову в середину, опустите подбородок на грудь, глубоко выдохните и расслабьтесь всем телом. Теперь проделайте все это в другую сторону (правой рукой за левое плечо…). По 3 раза в каждую сторону.
Упражнение 3. Усадите ребенка за стол. Локти ребенка должны опираться на стол, ладони – свободно в воздухе (одна рука ладонью вверх, другая – тыльной стороной). Попросите ребенка одновременно переворачивать ладони – одну вверх тыльной, другую – вниз, в быстром темпе.
Упражнение 4. Предложите ребенку одновременно поворачивать ладони (обе руки вверх тыльной стороной) вверх-вниз как можно быстрее. При этом руки ребенка совершают зеркальные движения.
Упражнение 5. Исходное положение – сидя, кисти рук лежат перед ребенком. Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три, раз-два-три»… попеременно указательным пальцем правой руки («раз-два») и левой («три») с плавным переходом от одной руки к другой. Ритм надо отстукивать максимально быстро.
4. Закрепление изученного материала.
1 ЗАДАНИЕ ОТДЕЛУ ПИСЕМ.
- В редакцию поступило письмо от школьника Иванова Вани. Он просит разгадать зашифрованное письмо. Вам нужно не только расшифровать письмо, но и найти и подчеркнуть все имена существительные.
В детстве я увлекался игрой в шашки. После игры с бабушкой и братому меня было отличное настроение. Настроение портилось у меня после поединка с отцом.
Но однажды отец проиграл партию. Тогда я объявил себя чемпионом квартиры и лестничной клетки.
1 ЗАДАНИЕ ОТДЕЛУ НОВОСТЕЙ.
- Найти в толковом словаре значение слова «газета». Изменить это слово по падежам.
1 ЗАДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОМУ ОТДЕЛУ.
- Ответить на вопросы.
- Что такое имя существительное?
- Что значит, изменить существительное по падежам?
- На какой вопрос отвечают имена существительные одушевлённые?
На какой вопрос отвечают имена существительные неодушевлённые?
Для вас приготовлен шаблон ответа, в котором вам нужно дополнить выводы.
- Имя существительное – это ________________, отвечает на вопросы _________________, обозначает ________________.
- Изменение существительных по падежам – это изменение __________ существительных _______________.
- Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ________?
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ______?
2 ЗАДАНИЕ ОТДЕЛУ ПИСЕМ.
- В отдел писем пришло ещё одно письмо с рассказом о том, почему у падежей такие интересные названия. Вы должны в тексте правильно указать названия падежей. В скобках укажите падежные вопросы.
Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя ирешили назвать ______________(……?.......?). Родился – стал ___________(……?.......?). Он рос, но был еще малышом, ему всё давали, и он стал __________(….…?.......?). Но он был большимозорником, за всяческие проделки его винили, и он стал_____________(……?......?). Потом подрос, стал творить добрые делаи называться _____________(……?.......?). Он всем стал предлагатьсвою помощь, о нем все заговорили и называли теперь_____________(…….?.......?). Прямо так и говорили, когда вспоминалиего.
2 ЗАДАНИЕ ОТДЕЛУ НОВОСТЕЙ.
- Выпишите из каждого предложения существительные. Ставьте их в начальную форму.
Синица влетела в сад. На дереве она нашла большого жука и схватила его. Вдруг с крыши спрыгнул кот. Но тут в сад вбежала собака. Она набросилась на кота. Синица слетела с дерева.
2 ЗАДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОМУ ОТДЕЛУ.
- В стихотворении слово «кот» встречается много раз. Определите падежи, в которых употребляется это слово.
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая - и та
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит в темноте,
Вспоминает о коте.
Музыкальная физминутка «Как живёшь».
3 ЗАДАНИЕ ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ ОТДЕЛОВ в раздел «Мозговой штурм».
1. Задание «Сорока на хвосте принесла». (Слайд 2.)
- Прочитайте пары слов. Назовите существительные. В какой форме стоят существительные?
Проплыть, мост. Отправился, охота. Стучит, ствол. Пьёт, чашка. Копошатся, трава. Спрыгнуть, дерево.
- Свяжите слова по смыслу с помощью предлогов под, на, по, из, в, с.
4 ЗАДАНИЕ ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ ОТДЕЛОВ в раздел «Мозговой штурм».
- Кроссворд «Знатоки русского языка».(Слайд 3.)
1. Каким членом предложения всегда является существительное в именительном падеже?(Подлежащее.)
2. Существительное, отвечающее на вопрос Кто? Что?(Именительный.)
3. Сколько в русском языке падежей?(Шесть.)
4. Вспомогательное слово для определения родительного падежа. (Нет.)
5. Какому падежу принадлежат вопросы - Кого? Чего?(Родительный.)
6. В каком падеже употреблены существительные «мамой» и «трудом»? (Творительный.)
- Итог.
Представители отделов предъявляют презентацию своих работ для оформления газетного выпуска.
РАБОТА ДЛЯ КАЖДОГО ОТДЕЛА.
Оформление разделов газеты и презентация её классу одним из представителей отдела. Объявление лучшей странички.
СОЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ ВСЕМ СОСТАВОМ РЕДАКЦИИ
– Оценим свою работу. Взаимооценивание работы участниками «отделов» с целью выбора лучшей странички.
6. Рефлексия.
– Какую задачу выполняли? (выпустили газету)
– Кто в газете работает над оформлением и редактированием газеты?
– Как изменяются имена существительные в единственном числе?
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке».
Урок Я на уроке Итог
1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал
2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал
3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял
В редакцию поступило письмо от школьника Иванова Вани. Он просит разгадать зашифрованное письмо. Вам нужно не только расшифровать письмо, но и найти и подчеркнуть все имена существительные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"
В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...
Урок русского языка в 5 классе "Падежи имён существительных"
Пояснительная записка Направление: основная школаТема урока: « Падеж имен существительных»УМК: Т.А.ЛадыженскаяПрограмма: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова « Русский язык для 5 к...
урок русского языка в 5 классе "Падеж имен существительных"
Урок русского языка в 5 классе на тему: "Падеж имен существительных" - это урок общеметодической направленности, целью деятельности учителя является способствование обучению детей определению ...
Урок русского языка в 5 классе. Падеж и склонение имен существительных
Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016....
Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"
Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР....
Тема: «Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний».
Конспект урока по русскому языку в 6 классе , для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Урок русского языка в 5 классе "Падеж имён существительных"
Открытый урок русского языка в 5 классе посвящён Дню науки в России...