Главные вкладки

    Урок русского языка «Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний»
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Урок с применением элементов проектной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_padezhi_sushchestvitelnyh.docx30.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний».

    Цель:закрепить ЗУН учащихся по данной теме: умение различать падежи по совокупности их признаков, изменять имена существительные по падежам.

    Задачи: 1.Закрепить умение склонять существительные одушевленные, неодушевленные единственного числа, знать вопросы падежей и названия самих падежей.

    2.Развивать волевые качества, внимание и память; обогащать речь учащихся: умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи; способствовать формированию грамотного письма.

    3.Воспитывать устойчивый интерес к предмету; создавать условия для воспитания культуры общения в группах со сверстниками; воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.

    Тип урока:закрепление изученного материала.

    Применяемые технологии:

    1. Элементы технологии проектнойдеятельности.
    2. Игровая технология.
    3. Коррекционно-развивающая технология.
    4. Здоровье сберегающие технологии.
    5. Компьютерная технология.

    Методы и приемы обучения: игра, мыслительная деятельность, дифференцированная работа, практическая работа, демонстрация.

    Формы организации познавательной деятельности:групповая форма, деловая игра «Заседание редакционного совета».

    Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация; макет газеты, раздаточный материал – карточки с заданиями, у каждого ребенка визитка «Отдел писем», «Отдел новостей», «Информационный отдел», канцелярские принадлежности для оформления газеты; на каждом столе – названия отделов, смайлики для релаксации.

    Термины и понятия:существительное, падежи, изменение существительных по падежам.

                                                            Ход урока

    1. Организационный момент.

    – Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

    Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха. Готовы! Тогда начинаем наш урок.

    -Ребята, начать наш урок я хотела бы с поговорки: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете?

    - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам как раз пригодятся знания, полученные ранее, для того, чтобы освоить новые знания. Вам предстоит много работать в группах.

    2. Актуализация знаний. Объявление темы.

    - Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета». Редакционный совет – это группа работников, составляющих, проверяющих или исправляющих текст, при подготовке к печати газеты или журнала.Наш класс делится на 3 отдела: ОТДЕЛ ПИСЕМ, ОТДЕЛ НОВОСТЕЙ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ. Редколлегии каждого отдела предстоит подготовить к выпуску свой раздел в очередном номере газеты «Мир русского языка». Выпуск этой газеты посвящен теме – «Изменение существительных по падежам».

    Сейчас вы разделитесь на 3 отдела. (Детей разделить на 3 группы, и они расходятся по отделам.)

    3. Самоопределение к деятельности.

    - Каждый отделработает над своим разделом в газете. Отдел писем занимается оформлением раздела «Нам пишут». Отдел новостей готовит статьи в раздел «Новости». Информационный отдел подготовит статьи в раздел «Срочно в номер». Вам всем придется поработать так, чтобы выпуск газеты был интересным.

    В каждом отделе каждый работник выполняет определённые обязанности. В отделе должен быть главный редактор, спикер – это работник, который будет презентовать вашу работу, т.е. рассказывать о том, что сделала группа и помощник редактора.

    Перед вами на столах лежат для оформления шаблоны для красивого оформления статей, разноцветные листы бумаги, канцелярские принадлежности. Вы должны не только правильно выполнить задания, порученные вашему отделу, но и оригинально, красиво оформить свой раздел в газете.

    Упражнение 1 - помогает выступать со сцены, участвовать в соревнованиях, сдавать экзамены. Повышает точность движений.

    Найдите впадинки на лбу над глазами, почти на половине расстояния от бровей до корней волос. Слегка надавливайте их кончиками пальцев обеих рук в течение 30–60 секунд. Повторить 3–4 раза.

    Упражнение 2 - позволяет собраться с мыслями, повышает концентрацию, внимание и улучшает память.

    Возьмите себя левой рукой за правое плечо, прощупайте и разомните мышцы. Поверните в эту же сторону голову, взгляните через правое плечо. Сделайте глубокий вдох, отводя плечи назад. Медленно, не опуская и не поднимая подбородок, поверните голову к левому плечу. Если можете, взгляните через него. Верните голову в середину, опустите подбородок на грудь, глубоко выдохните и расслабьтесь всем телом. Теперь проделайте все это в другую сторону (правой рукой за левое плечо…). По 3 раза в каждую сторону.

    Упражнение 3. Усадите ребенка за стол. Локти ребенка должны опираться на стол, ладони – свободно в воздухе (одна рука ладонью вверх, другая – тыльной стороной). Попросите ребенка одновременно переворачивать ладони – одну вверх тыльной, другую – вниз, в быстром темпе.

    Упражнение 4. Предложите ребенку одновременно поворачивать ладони (обе руки вверх тыльной стороной) вверх-вниз как можно быстрее. При этом руки ребенка совершают зеркальные движения.

    Упражнение 5. Исходное положение – сидя, кисти рук лежат перед ребенком. Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три, раз-два-три»… попеременно указательным пальцем правой руки («раз-два») и левой («три») с плавным переходом от одной руки к другой.  Ритм надо отстукивать максимально быстро.

    4. Закрепление изученного материала.

    1 ЗАДАНИЕ ОТДЕЛУ ПИСЕМ.

    - В редакцию поступило письмо от школьника Иванова Вани. Он просит разгадать зашифрованное письмо. Вам нужно не только расшифровать письмо, но и найти и подчеркнуть все имена существительные.

    В детстве я увлекался игрой в шашки. После игры с бабушкой и братому меня было отличное настроение. Настроение портилось у меня после поединка с отцом.

    Но однажды отец проиграл партию. Тогда я объявил себя чемпионом квартиры и лестничной клетки.

    1 ЗАДАНИЕ ОТДЕЛУ НОВОСТЕЙ.

    - Найти в толковом словаре значение слова «газета». Изменить это слово по падежам.

    1 ЗАДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОМУ ОТДЕЛУ.

    - Ответить на вопросы.

    1. Что такое имя существительное?
    2. Что значит, изменить существительное по падежам?
    3. На какой вопрос отвечают имена существительные одушевлённые?

    На какой вопрос отвечают имена существительные неодушевлённые?

    Для вас приготовлен шаблон ответа, в котором вам нужно дополнить выводы.

    1. Имя существительное – это ________________, отвечает на вопросы _________________, обозначает ________________.
    2. Изменение существительных по падежам – это изменение __________ существительных _______________.
    3. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ________?

    Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ______?

    2 ЗАДАНИЕ ОТДЕЛУ ПИСЕМ.

    - В отдел писем пришло ещё одно письмо с рассказом о том, почему у падежей такие интересные названия. Вы должны в тексте правильно указать названия  падежей. В скобках укажите падежные вопросы.

    Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя ирешили назвать ______________(……?.......?). Родился – стал ___________(……?.......?). Он рос, но был еще малышом, ему всё давали, и он стал __________(….…?.......?). Но он был большимозорником, за всяческие проделки его винили, и он стал_____________(……?......?). Потом подрос, стал творить добрые делаи называться _____________(……?.......?). Он всем стал предлагатьсвою помощь, о нем все заговорили и называли теперь_____________(…….?.......?). Прямо так и говорили, когда вспоминалиего.

    2 ЗАДАНИЕ ОТДЕЛУ НОВОСТЕЙ.

    - Выпишите из каждого предложения существительные. Ставьте их в начальную форму.

    Синица влетела в сад. На дереве она нашла большого жука и схватила его. Вдруг с крыши спрыгнул кот. Но тут в сад вбежала собака. Она набросилась на кота. Синица слетела с дерева.

    2 ЗАДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОМУ ОТДЕЛУ.

    - В стихотворении слово «кот» встречается много раз. Определите падежи, в которых употребляется это слово.

    У норы добычи ждёт,

    Притаившись, серый   кот.

    Мышь осталась без хвоста,

    Вырываясь от  кота,

    А теперь и за версту

    Не приблизится к  коту.

    Крыса старая - и та

    Видя грозного  кота,

    Удерёт в нору под дом,

    Чтоб не встретиться с  котом.

    Там дрожит в темноте,

    Вспоминает о  коте.

    Музыкальная физминутка «Как живёшь».

    3 ЗАДАНИЕ ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ ОТДЕЛОВ в раздел «Мозговой штурм».

    1. Задание «Сорока на хвосте принесла». (Слайд 2.)

    - Прочитайте пары слов. Назовите существительные. В какой форме стоят существительные?

    Проплыть, мост. Отправился, охота. Стучит, ствол. Пьёт, чашка. Копошатся, трава. Спрыгнуть, дерево.

    - Свяжите слова по смыслу с помощью предлогов под, на, по, из, в, с.

    4 ЗАДАНИЕ ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ ОТДЕЛОВ в раздел «Мозговой штурм».

    1. Кроссворд «Знатоки русского языка».(Слайд 3.)

    1. Каким членом предложения всегда является существительное в именительном падеже?(Подлежащее.)

    2. Существительное, отвечающее на вопрос Кто? Что?(Именительный.)

    3. Сколько в русском языке падежей?(Шесть.)

    4. Вспомогательное слово для определения родительного падежа. (Нет.)

    5. Какому падежу принадлежат вопросы - Кого? Чего?(Родительный.)

    6. В каком падеже  употреблены существительные  «мамой» и «трудом»? (Творительный.)

    1. Итог.

    Представители отделов предъявляют презентацию своих работ для оформления газетного выпуска.

    РАБОТА ДЛЯ КАЖДОГО ОТДЕЛА.

    Оформление разделов газеты и презентация её классу одним из представителей отдела. Объявление лучшей странички.

    СОЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ ВСЕМ СОСТАВОМ РЕДАКЦИИ

    – Оценим свою работу. Взаимооценивание работы участниками «отделов» с целью выбора лучшей странички.

    6. Рефлексия.

    – Какую задачу выполняли? (выпустили газету)

    – Кто в газете работает над оформлением и редактированием газеты?

    – Как изменяются имена существительные в единственном числе?

    Прием рефлексии «Оцени себя на уроке».

    Урок                                    Я на уроке                      Итог                                                                          

    1. Интересно                  1. Работал                      1. Понял материал

    2. Скучно                       2. Отдыхал                     2. Узнал больше, чем знал        

    3. Безразлично              3. Помогал другим          3. Не понял      

               

    В редакцию поступило письмо от школьника Иванова Вани. Он просит разгадать зашифрованное письмо. Вам нужно не только расшифровать письмо, но и найти и подчеркнуть все имена существительные.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка "Имя существительное как член предложения"

    разные формы работы по теме урока, подготовка к экзаменам...

    Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"

    В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

    Урок русского языка в 5 классе "Падежи имён существительных"

    Пояснительная записка Направление: основная школаТема урока: « Падеж имен существительных»УМК: Т.А.ЛадыженскаяПрограмма: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова « Русский язык для 5 к...

    Интегрированный урок русского языка в 5 классе по закреплению изученного по теме "Лексика"

    Урок-эстафета русского языка в 5 классе на тему «Закрепление изученного по теме «Лексика» на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» построен на использовании поисково-эвристических активных...

    Комбинированный урок русского языка "Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода"

    Урок по теме: "Цветы" (межпредметная связь с уроками биологии и музыки). Цель  урока - формировать умение правильно писать имена прилагательные женского рода в В.п. и Т.п., активно употребля...

    урок русского языка в 5 классе "Падеж имен существительных"

    Урок русского языка в 5 классе на тему: "Падеж имен существительных" - это урок общеметодической направленности, целью деятельности учителя  является способствование обучению детей определению ...

    Урок русского языка в 7-м классе. Закрепление темы "Деепричастие"

    Урок русского языка. Закрепление темы "Деепричастие"....