Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Из опыта работы по подготовке по подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_po_russkomu_yazyku.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Мой опыт подготовки выпускников к ЕГЭ начинается с 2005 года, за это время были проанализированы результаты каждого года обучения, использованы разные формы работы, в результате чего выработалась определённая система подготовки учащихся к ЕГЭ. И начинать эту работу надо с 5 класса.

Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения. Тесты может составить и сам учитель, можно использовать и те, которые предлагаются современными пособиями, тем более выбор есть.  Это и тесты для проверки знаний определений и правил, и для проверки осознанности определений и правил, и для проверки сформированности умений применять знания при решении практических задач, где требуется выбрать не один правильный ответ.

На этой ступени обучения русскому языку можно осуществить интенсивную работу по решению заданий части А. Учащиеся обычно без труда справляются  с подобными заданиями.

          С 5-7 класс происходит изучение всех орфограмм. Считаю целесообразным составление таблиц орфограмм, которые мы активно используем на уроках .Использую самые разные виды заданий по лексике.Также на данном этапе изучаются сложные для детей этой возрастной группы темы: «Словообразование, основные способы образования слов в русском языке», «Разбор слова по составу».Такой важный раздел как морфология к концу 7 класса изучен достаточно подробно, но,  как показывает практика, к 11 классу ученики напрочь забывают этот раздел науки о языке. Поэтому постоянная работа по определению части речи, морфологическому разбору слова должна проводиться.

    В 8-9 классе   активно ввожу тесты типа части В, тем более что они составлены на базе программного материала этого этапа обучения.

         Задание В3 – определение вида подчинительной связи в словосочетании;

                            В4 –виды односоставных предложений

                            В5 - обособленные члены предложения;

                            В6- виды придаточных предложений.

Эти темы изучаются в 8-9 классах, а также задания части А на  знание синтаксиса и пунктуации рассматриваются на этом этапе. И ,конечно, подготовка к сочинению части С.

    Особая система подготовки к ЕГЭ в 10 – 11 классе.

  Появляются  новые классы, поэтому появляются и новые сложности. Осуществляю преподавательскую деятельность по следующему плану:

1) ознакомление родителей и детей с новой формой итоговой аттестации, с образцами тестов, были даны рекомендации по подготовке;

2) на уроках – повторение теории блоками с последующей сдачей  устного зачёта;

3) создание учащимися обобщающих таблиц по теории русского языка;

4) практическая  отработка умений выполнения заданий части А и В;

5)  объяснение требований к части С и  работа над сочинением.

6)итоговый контроль в форме ЕГЭ.

Как мне кажется,   ни один из ныне действующих учебников для общеобразовательных школ не отвечает требованиям ЕГЭ полностью. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и  рекомендую школьникам, какими  Internet-ресурсами он может воспользоваться.
       Когда начинаю работу в 10 классе,  в сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, языковых норм и т.д.
      Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и  пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе.

          Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Ведём две общих тетради,  в которых содержатся сведения по теории языка, схемы, таблицы, объяснения.

    Каждый тематический блок завершается проверочной работой (А1-А6, А7-А12 и т.д.). Работы детей анализирую после каждого тестирования.  
      Материалы собираются в тетрадь  учета, затем каждый ученик работает над  своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися

             Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков, которые позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Рабочую программу составляю , ориетируясь  на задания ЕГЭ.

В11 классе обязательно заводим тематическую тетрадь, работаем с ней в течение всего года( подобно тематической тетради с комментариями к каждой теме под редакцией Гостевой, Львова. издательство «Экзамен»).Только в нашей собраны все сведения по каждому разделу.Планирование корректирую под экзамен.

Начиная с раздела «Синтаксис и пунктуация», более подробно останавливаемся на заданиях А3 и А5: некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим, управление при словах,близких по значению. Изучая тему «Публицистический стиль», проработаем сочинение – рассуждение по этому типу речи. Контрольной работой станет самостоятельное написание сочинения по тексту публицистического стиля. Аналогично работаем по теме «Художественный стиль». Работая над сочинением, учащиеся выступают и как эксперты. Следующий раздел  «Сложное предложение» предполагает большую работу по языковому анализу текста .Обязательно ещё раз блочно повторим темы  по языковым нормам, орфографию, пунктуацию. Даю

1) перспективные задания на определённый срок – решение ,например, 10 вариантов ЕГЭ с самостоятельной проверкой и анализом по готовым ответам или пяти вариантов в месяц с проверкой учителем.

И обязательно не менее 5  вариантов, решённых в классе, с тем чтобы увидеть пробелы в знаниях и  работать над теми заданиями, которые вызывают затруднения.

 Часто предлагаю  ученикам самим составить тексты и тесты на определённое правило.

       Для того, чтобы эта система работала эффективно, нужна методическая база для каждого урока. Мною она собиралась многие годы и была систематизирована в папки по темам, по классам и частям заданий ЕГЭ. Пополнение этой базы происходит постоянно усилиями учителя и учеников. Это очень сложный, трудоёмкий процесс, но он позволяет обеспечить каждого школьника индивидуальными контрольно-измерительными материалами для подготовки к ЕГЭ.

        Дифференцированный подход выражается в том, что более подготовленные ученики могут самостоятельно повторять теоретический материал, используя таблицы (прилагаются к отдельным блокам), в то время как ученики, имеющие пробелы в знаниях, участвуют в дидактической беседе, проводимой учителем.

Контроль усвоения теоретического материала ведётся учителем на всём этапе повторения темы: более сильные ученики могут получить «зачёт» в ходе урока или при выполнении домашних работ, менее подготовленные учащиеся сдают весь теоретический материал во время заключительной контрольной работы. Практическую часть  и тест выполняют все ученики.

После анализа представленной системы работы по подготовке к ЕГЭ и сдачи экзамена  сделала  следующие выводы:

  1. Результаты выше в классе, где целенаправленная подготовка началась раньше.
  2. Высокие результаты у тех, кто добросовестно выполнял задания при подготовке к части С.

         Выводы, которые были сделаны в процессе создания системы подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и приняты в работу:

  1. Подготовка к ЕГЭ, начиная с 5-го класса.
  2. Теория русского языка – по зачётной системе с 5-9 класс (устная или письменная форма).
  3. Использование тестовых материалов разного уровня в связи с изучаемой темой и решение заданий ЕГЭ по ним.
  4. Продолжение работы по комплексному анализу текста.
  5. Подготовка к изложению – анализ текстов с учётом подготовки к части С ЕГЭ.
  6. Постоянное использование уроков литературы ( анализ текстов с учётом требований в части С), выполнение заданий по русскому языку с извлечением примеров из художественной литературы, конкретного произведения или по выбору.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Предлагаемая презентация  "Система  подготовки к ЕГЭ по русскому языку" предназначена  учителям русского языка. В нем указаны основные цели по  тематическим  разделам.Надеюсь,...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

1. Принципы повторения2. Содержательные блоки...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

В работе приведена методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку, Сделана попытка ответить на вопрос: как осуществить целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах....

Система подготовки к ГИА по русскому языку

Выступление на педсовете (из опыта работы)...