Кружок русского языка «Хочу всё знать»
рабочая программа по русскому языку на тему

Приставкина Ирина Васильевна

      Внеклассная работа дает возможность использовать самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются настоящие ситуации общения, полнее раскрываются творческие способности детей. Она имеет также огромное воспитательное значение.

 

         Цель программы – повысить общую языковую культуру учащихся, привить любовь к родному языку, вызвать интерес к его изучению, вовлечь учащихся в активную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

ПРОГРАММА

«Хочу всё знать»

для кружка русского языка

(для детей 11-12 лет)

Автор: Приставкина И. В.

Пояснительная записка

Концептуальное обоснование

Внеклассная работа дает возможность использовать самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются настоящие ситуации общения, полнее раскрываются творческие способности детей. Она имеет также огромное воспитательное значение.

Кружковая  работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с таковыми фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых нужно в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что нужно для практического овладения языком. На внеклассных упражнениях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, получают многие жизненно нужные навыки — обучаются без помощи других подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Мишень данной программы – показать, что отлично организованная кружковая работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся энтузиазма к исследованию русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников, занятия кружка расширяют лингвистический кругозор школьников и развивают их языковое чутье, воспитывают любовь и уважение к русскому народу, прививают учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учат пользоваться словарями и другой справочной литературой, без помощи других пополнять знания по русскому языку.

Цель программы – повысить общую языковую культуру учащихся, привить любовь к родному языку, вызвать интерес к его изучению, вовлечь учащихся в активную работу.

Задачи программы:  

1)    формировать творческую активность учащихся на занятиях кружка;

2) развивать и совершенствовать психологические качества личности  школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;

3)     углублять и развивать интерес учащихся к изучению русского языка;

4)     расширять запас знаний учащихся в области лексики, фразеологии;

5)  выявить одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.

Принципы организации работы

Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы обязаны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка.

Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предшествующим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала обязана совпадать с последовательностью его исследования на уроках.

Принцип учета личных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеклассной работы обязано составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтоб удовлетворить потребное как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и различается от уроков, что содержание определяется с учетом личных интересов и запросов школьников. Таковая работа провоцирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по интересам и по своим способностям.

Принцип занимательности. Является одним из главных условий пробуждения и поддержания энтузиазма к внеклассной работе. Занимательность достигается основным образом методом использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также методом широкого привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов, применением ИКТ и т. д. Но занимательность не следует сводить лишь к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой

Принцип контраста форм и видов работы. Энтузиазм к внеклассной работе поддерживается не лишь содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов.

Принцип добровольности. У учащихся должно возникнуть желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, для чего нужно проводить занятия увлекательно, живо, интересно.

Принципы построения

Программа построена на основных педагогических принципах: доступности, адаптивности к уровню подготовки учащихся, единства обучения, воспитания и развития личности воспитанника, систематичности, преемственности, дополнительности, сотрудничества детей и взрослых, свободы самореализации успешности.

Организация деятельности кружка

Программа работы кружка рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 10-12 человек. Режим работы кружка – два часа в неделю.

На занятиях применяются различные методы и формы: беседа, рассказ, конкурсы, игры, работа со справочной литературой, электронными энциклопедиями, репетиторами, работа в интернете и др.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате  обучения в кружке в течение учебного года предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:

  • основные нормы русского литературного языка;
  • нормы речевого этикета;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
  • владеть различными видами монолога и диалога;
  • свободно и правильно излагать свои мысли в  устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их.

Использовать приобретённые знания и умения в практической         деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания роли родного языка;
  • развития речевой культуры, бережного и созидательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;
  • использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

Уровни освоения:

  • продуктивный;
  • исследовательский;
  • творческий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

№ темы

Наименование темы

Количество часов

Сроки изучения

Введение. Организационное занятие

Дорога к письменности

Как обходились без письма

Древние письмена

Кто-кто в алфавите живёт?

Как возникла наша письменность

Меня зовут фонема

Для всех ли фонем есть буквы?

В путь за главным правилом

«Ошибкоопасные» места

Тайна фонемы

Опасные согласные

На сцене гласные

Выходим на главное правило

Фонемные и нефонемные правила

«Фонемы повелевают буквами»

Ваши старые знакомые

Как «оседлать» правило?

Волшебное средство – «самоинструкция»

Инструкция к «фонемным» и «нефонемным» правилам

Память и грамотность

Из чего строятся слова?

Строительная работа морфем

Где же хранятся слова?

Приставки-труженицы

Смотри в корень!

Почему мы так говорим (странички этимологии слов и выражений)

Приключения слов (слова, изменившие своё значение)

Жемчужины нашего языка (пословицы, поговорки, загадки)

Знаете ли вы (интересные факты)

Слово на карте (о происхождении географических названий)

Культура речи и общение

Слова- гиганты

Шутливые лингвистические вопросы и загадки

Смешалости

В гостях у каламбура

Список используемой литературы

  1. Акентьев В. В. На книжной полке. – М., 1962.
  2. Александрова Г. Занимательный русский. – Санкт-Петербург, 1997.
  3. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся. – М., 1995.
  4. Граник Г. Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся / Г. Г. Граник, С. М.  Бондаренко. – М., Просвещение, 1991.
  5. Волина В. В. Русский язык. Екатеринбург, 1997.
  6. Львова С. И. Русский язык (5-11 классы): лингвистические игры/ С. И. Львова. М.: Эксмо, 2008.
  7. Львова С. И. Русской речи чудеса. Книга для учащихся. – М., 1995.
  8. Федин С. Лучшие игры со словами. – М., 2001.
  9. Шмаков С. А. Игры в слова и со словами. – М., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по русскому языку «Хочу всё знать» для работы с одаренными детьми 5-7 класса

Аннотация        Программа  кружка  составлена в связи с потребностью детей узнать как можно больше о своём родном языке, а также с целью дальнейшей подготовки школьников...

Факультативный курс по русскому языку "Хочу быть грамотным" 7 класс

Курс по русскому языку рассчитан на 34 часа. Направлен на развитие грамотности, воспитание любви к языку...

КТП - КТП Русский язык- хочу все знать8 - копия.xls

КТП - КТП Русский язык- хочу все знать8 - копия.xl...

КТП - КТП Русский язык- хочу все знать7 - копия.xl

КТП - КТП Русский язык- хочу все знать7 - копия.xl...

Презентация "Викторина по русскому языку "Хочу все знать!"

Викторина по русскому языку "Хочу все знать!" -это увлекательная и познавательная игра, где можно проверить свою сообразительность, находчивость, научиться быстро размышлять и ориентироватьс...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком" 5-8 классы...

Кружок по английскому языку "Хочу все знать"

Кружок  по английскому языку "Хочу все знать"...