Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Устимова Елена Анатольевна

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по программе М.М.Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustimova_e.a._rya_6.docx86.22 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

основного общего образования

в 6 классе «В»

(170 часов)

учителя Е.А. Устимовой

2014-2015 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе создана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г №1089),
  • примерной программы основного общего образования по русскому для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения,
  • авторской программы под редакцией М.М.Разумовской.

Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Русский язык. 6 класс» М.М.Разумовской. Учебник М.М.Разумовской входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год.

При выборе системы обучения и УМК учитывалось соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям школьников, соответствие федеральному перечню, обеспеченность школы учебниками данного учебно-методического комплекта.

Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Курс русского языка 6 класса направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение проученных знаний и умений в собственной речевой практике, приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.  

Таким образом, в процессе изучения русского  языка совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (умение сравнивать и сопоставлять, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, оценивать и классифицировать), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенции, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Основная общеобразовательная школа должна сформировать у обучающихся базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях,  и вместе с тем заложить основы для последующего его развития и совершенствования.

В соответствии с этим цели  курса русского языка  в 6 классе состоят в следующем:

  • обеспечить лингвистическое образование, необходимое каждому обучающемуся как база для последующего развития и совершенствования, для обучения и профессиональной деятельности;
  • сформировать у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно  пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, научить общению в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;
  • воспитывать бережное  отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Данные цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
  • обеспечить усвоение определенного круга знаний из области   синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • обеспечить повторение определенного круга знаний из разделов фонетики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, необходимых для успешной сдачи экзамена в новой форме;
  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи, т.е.    формировать прочные умения и навыки во всех видах речевой деятельности;
  • способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки

Отличительной особенностью  программы под редакцией М.М. Разумовской является ярко выраженная речевая направленность, диктующая необходимость заниматься речью на каждом уроке. В учебно-методическом комплексе содержание языкового и речевого материала подаётся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики и вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. 

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Федеральный базисный эффективный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 6 классе – 170 часов. Данная рабочая программа предусматривает изучение русского языка в 6 классе с расчетом на 170 часов (5 часов в неделю).

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного стиля, языка художественной литературы;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
  •  употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
  • квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
  • характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
  • определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Программа направлена на достижение  личностных,  метапредметных и предметных результатов:  

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых основ лингвистики;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА 6 КЛАССА

О языке

Слово как основная единица языка.

Основные умения: проводить все виды анализа слова (фонетический, орфоэпический, лексический, морфемный, словообразовательный,, орфографический, морфологический).

Речь

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).

Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет.

Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы — инструкция, объявление.

Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное) повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.

Основные умения: 

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.

Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое coобщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.   Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.     Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами,   обращением и  прямой речью.

Орфография. Употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.

Основные умения: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать новые формы;

выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов. Правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами А, И, НО, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова; разделять запятой части сложного предложения;

правильно употреблять прописные буквы; буквы ъ и ь;  уметь выбирать условия  правописания орфограмм корня и окончаний слов, слитного и раздельного написания не с глаголами, существительными, прилагательными.

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи (55 ч.)

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов:   приставочный,   суффиксальный,   приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности.   Словообразовательные   цепочки   однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н- нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ыи в корне после приставок.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов.

Культура речи. Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Основные умения: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать новые слова и формы слов; составлять словообразовательные цепочки; правильно применять правила написания н- нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; приставок при- и пре-, букв ыи в корне после приставок, написания сложных слов.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Причастие и деепричастие

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей.

Культура речи. Орфоэпические особенности причастий. Правильное построение предложений  с  причастными оборотами.

Основные умения: правильно произносить причастия; выделять морфемы; различать морфологические способы образования причастий; квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы причастий в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки причастия (при решении орфографических задач); характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать причастия, написание которых подчиняется правилам, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, пользоваться орфографическим словарем; определять синтаксическую роль причастия; правильно строить и произносить предложения с причастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

Культура речи. Орфоэпические особенности деепричастий. Правильное построение предложений  с  деепричастными оборотами.

Текстообразующая функция деепричастных оборотов.

Основные умения: правильно произносить деепричастия; выделять морфемы; различать морфологические способы образования деепричастий; квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы деепричастий в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки деепричастия; характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать деепричастия; пользоваться орфографическим словарем; определять синтаксическую роль деепричастия; правильно строить и произносить предложения с деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные,   дробные;   их   значение,   особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.

Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имен числительных.

Основные умения: квалифицировать слово как часть речи; правильно произносить имена числительные; различать простые, сложные и составные имена числительные; образовывать и употреблять формы имен числительных в соответствии с нормами литературного языка; правильно строить и произносить предложения с именами числительными, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Местоимение 

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.

Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и т. д.

Основные умения: квалифицировать слово как часть речи; правильно произносить местоимения; определять разряды местоимений; образовывать и употреблять формы местоимений в соответствии с нормами литературного языка; правильно строить и произносить предложения с местоимениями, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Повторение материала, изученного в 6 классе

Основные умения: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

 употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Резервные часы (4ч.)


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Содержание

Виды деятельности

Кол-во часов

Сроки

по плану

фактически

1

Слово — основная единица языка

Осознавать, что слово является основной единицей языка. Приводить соответствующие примеры

1

Повторение изученного в 5 классе. Речь

2

2

Повторение изученного в 5 классе

Повторение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Стили речи. Понятие о стилистически значимой речевой ситуации (где говорю? с кем? зачем?). Разговорный и художественный стили речи. Речь научно-деловая

Распознавать стили речи на основе анализа речевой ситуации. Находить в текстах художественного и разговорного стилей характерные языковые средства. Интонационно выразительно читать тексты художественного и разговорного стилей

1

.

3

Речь. Типы речи (повторение)

Повествование, описание, рассуждение (повторение)

Распознавать типы речи и обосновывать свой ответ. Строить устный монологический ответ в форме рассуждения

1

Правописание

11

4, 5

Орфография и пунктуация

Повторение изученного в 5 классе по орфографии пунктуации (общие сведения)

Знать, что изучает орфография; владеть основными терминами. Знать этимологию слов с частями орфо, граф(о), грамм(а). Определять наличие орфограмм в конкретной морфеме. Знать (на основе изученного в 5 классе), когда ставятся запятая, тире, двоеточие; приводить примеры на все основные случаи постановки этих знаков препинания и безошибочно пунктуационно оформлять соответствующие синтаксические конструкции

2

.

6

Употребление прописных букв

Повторение по данной теме

Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв. Иметь навыки постановки кавычек в наименованиях книг, газет, журналов, названий пароходов, спектаклей и т. п.

1

7

Буквы ь и ъ

Повторение по данной теме

Знать и безошибочно употреблять ь как разделительный, как показатель грамматической формы (3-е скл., глаг., част., нареч.), для обозначения мягкости согласных; ъ как разделительный. Формировать способность определять, когда ставится разделительный знак, и дифференцировать условия употреблениями ь и ъ как разделительных

1

8, 9

Орфограммы корня

Повторение по данной теме

Знать, что в корне могут быть разные орфограммы (их употребление регулируется разными правилами). Уметь различать орфограммы, опознавать их в тексте, приводить свои примеры, перечислять возможные орфограммы корня, знать способ определения написания для каждого вида орфограммы

2

10, 11

Правописание окончаний слов

Повторение по данной теме

Опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. Знать способ определения написания и свободно им пользоваться

2

12—14

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными

Повторение по данным темам

Осознавать противопоставление «глаголы — существительные и прилагательные»

3

15, 16

Контрольная работа № 1. Диктант и его анализ

Выявить пробелы в знаниях и навыках

Речь

2

17

Текст (повторение)

Понятие текста; его основные признаки: тема и основная мысль, связь предложений, относительная законченность высказывания. Деление текста на абзацы. План текста

Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий: а) тему; б) основную мысль текста. Составлять план текста. Собирать и систематизировать материал к сочинению

1

18

Контрольная работа № 2. Сочинение

Сочинение по летним впечатлениям. Анализ текста «Мало ли что можно делать в лесу!» (тема, основная мысль, типы речи, стиль речи, языковые средства). Анализ сочинения

Отталкиваясь от предложенной учителем основной мысли («Я часто бываю в лесу (на реке, в поле...), мне там никогда не бывает скучно»), уточнить тему, подобрать заголовок и написать сочинение по летним впечатлениям: а) последовательно раскрывая в нём основную мысль; б) соблюдая абзацное членение текста; в) используя необходимые типы речи; г) используя языковые средства (оценочные и изобразительные)

1

.

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи

19, 20

Части речи и члены предложения

Морфология и синтаксис

Знать названия частей речи и членов предложения. Обобщить знания о значении и морфологических признаках имени существительного, имени прилагательного и глагола. Иметь представление о том, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных, как отличить местоимение от других самостоятельных частей речи. Понимать разницу в значении терминов «часть речи», «член предложения «, знать и применять графическое обозначение членов предложения. Совершенствовать умение опознавать в речи существительные, прилагательные, глаголы и определять синтаксическую роль слов этих частей речи

2

Имя существительное

12

21

Роль имени существительного в предложении

Имя существительное как часть речи и член предложения

Опознавать существительное как часть речи и член предложения. Правильно употреблять частотные имена существительные

1

22—24

Словообразование имён существительных

Способы образования имён существительных. Типичные модели приставочно-суффиксального способа образования имён существительных. Сложение и его разновидности

На основе обобщения сведений об изученных способах образования слов (суффиксальном, приставочном, сложении) разграничивать способы образования имён существительных.. Определять приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных наиболее типичных моделей. Углубить знания о способе сложения слов, Иметь представление о сложносокращённых словах; Совершенствовать умение морфемного разбора. Развивать умение определять по словообразовательной модели важные грамматические, лексические, словообразовательные, стилистические признаки слов, соответствующие этой модели

3

25, 26

Правописание сложных имён существительных

Орфографические правила по теме и их применение

Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов (лесоруб, биосфера), дефисного (юго-запад, диван-кровать, Ростов-на-Дону), слов с начальной частью пол- (полшестого). Пользоваться орфографическим словарём

2

27—30

Употребление имён существительных в речи

Роль имён существительных речи. Лингвистические словари и их роль

Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Наблюдать за использованием имён существительных в создании фразеологизмов, а также метафор, сравнений в художественных текстах. Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём многозначных имён существительных, слов в переносном значении, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов

4

31

Произношение имён существительных

Орфоэпические нормы в области имён существительных и их применение

Правильно произносить существительные — термины лингвистики. Отрабатывать произношение употребительных имён существительных из орфоэпического словарика. Учиться ставить правильное ударение в существительных с предлогами; составлять и расшифровывать фонетические записи; выразительно читать текст, соблюдая нормы произношения. Пользоваться орфоэпическим словарём

1

32

Контрольная работа № 3 по грамматике (имя существительное)

Проверить умения: 1) вычленять из текста (предложений) словосочетания; 2) определять части речи; 3) проводить морфологический разбор взятых из контекста имён существительных; 4) обнаруживать грамматические основы, определять члены предложения

1

Речь

7

33

Стили речи. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля

Научный стиль, его характеристика: условия общения (официальная обстановка, 1 — много); задача речи (сообщить сведения, имеющие теоретическое значение); стилевые черты. Характерные языковые средства научного стиля

Разграничивать научный и деловой стили речи, учитывая характер информации (познавательный или практический), а также отличать общее в них (речь информативная, неэмоциональная, книжная). Определять стиль речи (на основе анализа речевой ситуации). Осознанно читать тексты учебника; находить в них определение понятий и их классификацию. Анализировать структуру научных определений. «Читать» схемы, представляющие квалификацию понятий. Воспроизводить научные определения, пользуясь синонимическими средствами выражения их компонентов. Замечать в ответах товарищей недочёты в оформлении научных определений, в «чтении» схем

1

34

Научное рассуждение

Определение научного понятия. Научное рассуждение. Рассуждение-доказательство двух типов: подведение языкового материала под понятие и выведение следствия из понятия

Готовя домашнее задание или отвечая на уроке на вопросы учителя, использовать две разновидности рассуждения-доказательства (так как и поэтому)

1

35

Контрольная работа № 4. Изложение учебно-научного текста «Связанные корни»

Излагать близко к тексту научное рассуждение

1

36

Определение научного понятия

Структура логического определения: способы выражения родового понятия и видового признака

Строить определения научных понятий

1

37

Рассуждение-объяснение

Рассуждение-объяснение: общий вопрос к тексту — ч т о э т о т а к о е? Задача высказывания — объяснение сути какого-либо явления

Анализировать и пересказывать научные тексты типа рассуждения-объяснения

1

38, 39

Официально-деловой стиль речи

Характеристика данного стиля речи: речевая ситуация, стилевые черты, специфические языковые средства

Определять деловой стиль на основе речевой ситуации, «вычитанной» из текста. Анализировать тексты делового стиля, находить в них характерные языковые средства. Создавать небольшие тексты делового стиля: объявления, отчёты, инструкции

2

Имя прилагательное

14

40

Роль имени прилагательного в предложении

Окончания имён прилагательных, их разряды, полные и краткие формы слов данной части речи, синтаксическая роль

Распознавать имя прилагательное как часть речи и член предложения

1

41—43

Словообразование имён прилагательных

Основные способы словообразования имён прилагательных (повторение). Словообразовательные цепочки. Имена прилагательные-паронимы. Словари-паронимов

Повторить все известные способы морфологического образования слов на примере анализа имён прилагательных. Тренироваться в опознавании разных способов образования имён прилагательных и в определении словообразовательного значения словообразующих суффиксов. Учиться правильно употреблять в речи паронимы (без введения термина), учитывая их смысловые различия (соседний — соседский, дождливый — дождевой и т. д.). Совершенствовать умение работать с толковым словарём при определении лексического значения слов-паронимов. Строить словообразовательную цепочку и доказывать тем самым морфемное строение слова

3

44, 45

Правописание сложных прилагательных

Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных

Знать случаи употребления дефиса (уметь перечислить, привести примеры; слова типа машиностроительный и машинно-тракторный даются в сопоставлении)

2

46

Контрольная работа по грамматике № 5 (имя существительное, имя прилагательное)

Выделять в предложении словосочетания с прилагательными; определять часть речи; проводить морфологический разбор прилагательных; вычленять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами существительными и именами прилагательными

1

47—49

Правописанием н и нн в прилагательных, образованных от существительных

Орфографические правила и исключения написания н и нн в прилагательных

Иметь представление о тех группах слов, в которых есть суффиксы -ан- (-ян-), -онн- (-енн-), -ин-, -н-. Осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова. Использовать орфографический словарь

3

50—52

Употребление имён прилагательных в речи

Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. Прилагательные синонимы и антонимы. Переносное значение прилагательных в художественном тексте

Иметь представление о роли имён прилагательных в достижении точности и выразительности речи. Наблюдать за использованием имён прилагательных в создании эпитетов. Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Иметь представление о переходе некоторых имён прилагательных в разряд существительных (столовая, кладовая). Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов. Использовать соответствующие словари

3

53

Произношение имён прилагательных

Нормы произношения в области имён прилагательных

Учиться правильно произносить употребительные в речи прилагательные, особенно в краткой форме, усвоив конкретное правило. Отрабатывать правильное произношение прилагательных в форме сравнительной степени. Выразительно читать тексты, соблюдая нормы произношения. Использовать орфоэпический словарь

1

Речь

5

54

Текст. Повторение: «данное» и «новое» в предложениях текста

«Данное» и «новое» в предложениях текста (повторение). Способы развития мысли в тексте или способы связи предложений: последовательный (или цепной) и параллельный

Находить «данное» и «новое» в предложениях текста. Определять способ связи предложений во фрагментах текста

1

55

Средства связи предложений в тексте

Лексический повтор, местоимение, синоним как средства связи. Употребление последовательной связи в текстах разных стилей

Находить в текстах научного, делового стилей группы предложений, связанных последовательной связью с повтором, в текстах художественного стиля — с повтором и местоимением. Составлять небольшие тексты с последовательной связью

1

56

Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором

Параллельная связь предложений в тексте. Лексический повтор при параллельной связи как стилистический приём, повышающий выразительность речи

Замечать в исходном тексте и сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые и речевые средства, в частности параллельную связь с повтором

1

57

Всё о повторе

Повтор — норма (средство связи); повтор — стилистический приём; повтор — недочёт. Способы предупреждения повтора-недочёта

Составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором. Редактировать тексты с повтором-недочётом (анализ изложения)

1

58

Контрольная работа № 6. Изложение текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве»; его анализ

Излагать текст, сохраняя экспрессивный повтор. Проанализировать ошибки при изложении текста

1

Глагол

20

59, 60

Роль глагола в предложении

Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как части речи». Глагол в предложении и тексте. Употребление  глаголов в устной и письменной речи

Обобщить, систематизировать знания о глаголе как части речи, тренироваться в распознавании слов этой части речи в предложении и тексте, в правильном и уместном употреблении некоторых частотных глагольных словоформ

2

61, 62

Словообразование глаголов

Основные морфологические способы образования глаголов. Словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом. Морфемный разбор.

Знать основные морфологические способы образования существительных, прилагательных и глаголов. Тренироваться в умении определять словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова

2

63—65

Правописание приставок пре- и при-

Орфографические правила и исключения. Семантическая основа выбора написания данных приставок. Правописание слов с неясной этимологией и заимствованных слов

Понимать, что употребление приставок пре- или при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания). Учиться правильно писать слова с затемнённой этимологией и слова иноязычного происхождения. Использовать орфографический словарь

3

66

Буквы ы — и в корне после приставок

Орфографические правила и исключения

Опознавать группу этих слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких — вместо и пишется буква ы. Использовать орфографический словарь

1

67

Контрольная работа № 7 по словообразованию

Проверить знание основных способов образования существительных, прилагательных и глаголов; владение морфемно-словообразовательным анализом; способность соотносить словообразовательные модели с конкретными словами

1

68—70

Употребление глаголов в речи

Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Глагол в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. Глаголы-синонимы в речи. Фразеологизмы с глаголами в переносном значении. Глаголы в настоящем времени при описании событий прошлого, а также будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах

Иметь представление о роли глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Наблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значениях в разговорной и художественной речи. Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в переносном значении; точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Правильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в переносном значении; точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Правильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Овладевать навыками анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём глаголов в разных формах

3

71

Произношение глаголов

Произношение глагольных форм. Ударение в глаголах

Уметь произносить употребительные глагольные словоформы. Использовать орфоэпический словарь

1

72

Контрольная работа № 8 по орфоэпии

Проверяются основные умения в области орфоэпии (существительные, прилагательные, глаголы)

1

73, 74

«Проверьте свою подготовку по орфографии»

Правописание имён существительных, имён прилагательных и глаголов (обобщение и систематизация изученного)

Обобщить и систематизировать знания по данному разделу, проверить уровень соответствующих умений и навыков

2

75, 76

Контрольная работа № 9 — диктант и работа над ошибками

Проверить усвоение правописания приставок (особенно пре- и при-), а также ранее изученный материал по орфографии и пунктуации

2

77, 78

Контрольная работа № 10 по лексике. Анализ работы

Проверить знания и умения по лексике и фразеологии; знание наизусть небольших отрывков из поэтических произведений; умение проводить орфоэпический анализ имён существительных и прилагательных

2

Морфология

Причастие

22

79—83

Что такое причастие

Место причастия в системе частей речи. Причастие и его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Суффиксы причастий. Грамматические и семантические различия причастия и прилагательного

Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственны причастию. Определять глагол, от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возвратный суффикс -ся (-сь). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и причастия (чёрный — чернеющий, черневший, старый — стареющий). Опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. Тренироваться в синонимической замене причастия придаточным (который + глагол): поспевающий крыжовник — крыжовник, который поспевает; понимать, какое слово этого оборота передаёт признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передаёт признаки прилагательного, свойственные причастию. Правильно согласовывать причастие в словосочетаниях типа «прич. + сущ.»; употреблять на письме соответствующее окончание причастия

5

84, 85

Причастный оборот

Признаки причастного оборота. Определяемое слово и зависимые от причастия слова.

Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое слово и зависимые от причастия слова. Выделять в предложении словосочетания типа «прич. + @сущ.» и «@прич. + нареч.». Правильно употреблять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

2

86—90

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

Действительные и страдательные причастия и их образование. Правописание суффиксов этих причастий

Понимать смысловые, структурные и грамматические различия действительных и страдательных причастий. Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Объяснять, от основы какого глагола образовано причастие и с помощью какого суффикса. Объяснять правописание суффиксов причастий. По суффиксу определять морфологические признаки причастия и особенности его образования (спряжение глагола, возвратность и другие признаки). Совершенствовать умение безошибочно определять глагол, от которого образовано причастие

5

91—93

Полные и краткие причастия

Сходство и различие полных и кратких причастий. Их синтаксические функции. Произношение полных и кратких причастий

Понимать сходство и различие полных и кратких причастий. Знать, какую синтаксическую функцию выполняют краткие и полные причастия в предложении. Определять синтаксическую роль полных и кратких причастий. Используя орфоэпический словарь, определять правильное произношение полных и кратких причастий

3

94

Морфологический разбор причастий (закрепление)

План, образцы и примеры устного и письменного морфологического разбора причастия

Рассказывать о причастии по предложенному плану, определяя особенности образования причастия, постоянные и непостоянные морфологические признаки, его синтаксическую роль. Учиться корректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное определение, выраженное причастным оборотом»

1

95

Контрольная работа № 11 по морфологии

Проверить усвоение темы «Причастие»

1

96—98

Буквы н и нн, в причастиях

Соответствующее орфографическое правило и его применение

Распознавать причастия, знать суффиксы причастий (-енн-, -нн-), различать полную и краткую формы причастий

3

99, 100

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Соответствующее орфографическое правило и его применение

Сформировать навык определения зависимых от причастия слов и навык разграничения полной и краткой формы причастий, поскольку основа правила грамматическая

2

Речь. Типы речи. Повествование

8

101, 102

Повествование художественного и разговорного стилей

Детализация действия в художественном повествовании. Различные способы выражения действия (повторение изученного в 5 классе). Строение повествования с двумя (или несколькими) действующими лицами. Включение в повествовательный текст описательных и оценочных фрагментов для повышения выразительности и эмоциональности высказывания

Находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты; анализировать способы выражения действия. Создавать и совершенствовать повествовательные тексты. Пересказывать (устно) повествовательные тексты разговорного или художественного стиля, сохраняя изобразительные и оценочные средства. Создавать устные и письменные тексты

2

103

Рассказ как один из жанров художественного повествования

Композиция рассказа: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение

Проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа (определять тему, основную мысль, находить в тексте композиционные части: вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение)

1

104, 105

Контрольная работа № 12. Изложение текста по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу»

Уметь составлять план текста, отражая в нём композицию рассказа. Писать по плану изложение, сохраняя в нём характерные для художественного текста языковые средства

2

106, 107

Повествование делового и научного стилей

Особенности строения инструктивного повествования: отсутствие указания на обобщённое лицо; употребление различных глагольных форм для выражения действия; использование при параллельном способе связи дополнительных языковых средств, подчёркивающих последовательность действий (затем, после этого и др.), а при последовательном способе связи с той же целью — деепричастных оборотов

Анализировать глагольные формы. Пересказывать (устно или письменно) повествовательный текст типа деловой инструкции с заменой формы глагола. Трансформировать художественное повествование в деловое. Создавать инструктивные тексты делового и научного стилей

2

108

Контрольная работа № 13. Сочинение в жанре рассказа. Страничка в коллективный сборник под названием «Однажды...» или «Наши проделки». Анализ сочинения

Самостоятельно уточнять тему и основную мысль, строить текст, соблюдая композицию рассказа

1

Деепричастие

18

109, 110

Что такое деепричастие

Основные признаки деепричастия. Глагольные и наречные признаки деепричастия. Суффиксы деепричастия. Опознавание деепричастий в предложении и в тексте

Знать основные признаки деепричастия и его типичные суффиксы. Различать причастия и деепричастия. Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию. Определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс -ся (-сь). Опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам

2

111, 112

Деепричастный оборот

Языковые признаки деепричастного оборота. Знаки препинания при деепричастном обороте. Различение деепричастных и причастных оборотов

Знать языковые признаки деепричастного оборота. Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Различать деепричастный и причастный обороты. Учиться корректно квалифицировать деепричастный оборот как «обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом»

2

113

Правописание не с деепричастиями

Не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами

Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями

1

114—116

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида

Понимать смысловые, структурные и грамматические различия деепричастий совершенного и несовершенного вида. Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования. Рассказывать о деепричастии по предложенному плану, определяя особенности образования деепричастия, его постоянные признаки, синтаксическую роль. Понимать сходство и различия в образовании и морфологических признаках причастий и деепричастий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи (играя — молодая, устав (от устать) — военный устав)

3

117

Контрольная работа № 14 — диктант

Проверить усвоение правописания не с разными частями речи, употребление н и нн в прилагательных и причастиях. Пунктуация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами

1

118—120

Употребление причастий и деепричастий в речи

Роль причастия и деепричастия и соответствующих оборотов в текстах. Причастия и отглагольные прилагательные. Деепричастия во фразеологизмах

Иметь представление о роли причастий в текстах разных стилей. Понимать, что способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. Наблюдать за использованием причастий в художественных текстах. Иметь представление о переходе некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и об использовании этих слов в составе фразеологических оборотов. Учиться правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий — висячий, горящий — горячий. Понимать, что способность деепричастия «дорисовывать движение» является выразительным средством в художественном тексте. Тренироваться в точном и уместном употреблении фразеологизмов, имеющих в своём составе деепричастия. Совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём причастий и деепричастий

3

121

Произношение глаголов, причастий, деепричастий

Отрабатывать правильное ударение в полных и кратких причастиях страдательного залога прошедшего времени. Совершенствовать умения выразительно читать художественные тексты с соблюдением норм орфоэпии. Использовать орфоэпический словарь

1

122

Контрольная работа ¹ 15 по орфоэпии

Проверить навыки правильного произношения глаголов, причастий и деепричастий

1

123, 124

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

Правописание причастий и деепричастий (закрепление)

Обобщающе-закрепительные занятия, тренировочно-контрольные работы, позволяющие видеть, как усвоены правила употребления не с изученными частями речи

2

125—126

Контрольная работа № 16 по морфологии. Анализ работы

Проверяется усвоение темы «Причастие и деепричастие»

2

Речь. Типы речи. Описание

3

127, 128

Описание места

Строение текста этого типа речи: Д — г д е? — Н — ч т о? Д = 0 (нулевое) — Н — ч т о? Способы связи предложений: последовательный и параллельный..

Анализировать и характеризовать фрагменты текста типа «описание места». Строить фрагменты текста типа «описание места» с использованием последовательной и параллельной связи Редактировать текст с повтором-недочётом. Тренироваться в усилении изобразительности речи (заменять глаголы, вставлять определения-причастия и прилагательные). Создавать фрагменты текста со значением описания места

2

129

Контрольная работа № 17. Соединение в тексте описания предмета и описания места. Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет Пушкина (или Лермонтова)»

Анализировать и создавать тексты с описанием места и предмета. Анализировать свои ошибки, совершенствовать тексты

1

Имя числительное

9

130

Что обозначает имя числительное

Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные. Правильное построение и употребление словосочетаний с числительными типа пара, двое 

Иметь представление о понятии числа и научиться отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа (например, пятак и пять). Знать: а) что обозначают количественные числительные, на какие разряды делятся; б) что обозначают порядковые числительные. Учиться правильно (с точки зрения культуры речи) строить словосочетания типа пара носков, двое чулок и т. д. Совершенствовать при этом умение пользоваться орфоэпическим словарём

1

131, 132

Простые, сложные и составные числительные, их правописание

Простые, сложные и составные числительные. Их отличительные особенности и правописание

Различать и правильно писать сложные и составные числительные. Совершенствовать умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное (например, двухкилограммовый)

2

133, 134

Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание

Правописание и правильное произношение падежных форм количественных числительных в сочетании с существительными.

Правильно склонять количественные числительные (в сочетании с существительными, которые к ним относятся). Совершенствовать умение правильно образовывать и писать сложные слова, в состав которых входит имя числительное. Читать правильно (с точки зрения грамматических норм) тексты с именами числительными. Пользоваться орфоэпическим словарём

2

135

Изменение порядковых числительных

Склонение порядковых числительных в сочетании с существительными. Морфологический разбор имён числительных

Правильно склонять порядковые числительные в сочетании с существительными, которые к ним относятся, в частности для обозначения дат

1

136, 137

Употребление числительных в речи. Произношение числительных

Правильное и уместное употребление числительных в речи

Правильно и уместно употреблять числительные в устной и письменной речи. Пользоваться словарями правильности русской речи

2

138

Контрольная работа № 18 по морфологии и орфоэпии

Проверяется умение устно и письменно употреблять числительные в речи

1

Речь. Типы речи. Описание (продолжение)

2

139

Описание состояния окружающей среды

Строение текста этого типа речи: Д — ч т о? — Н — в к а к о м с о с т о я н и и? Способы выражения состояния. Способ связи предложений

Анализировать фрагменты текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста; создание этюдов, лирических зарисовок

1

140

Контрольная работа № 19. Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды. Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег»

Подбирать языковые средства, нужные для художественного описания состояния природы; систематизировать рабочие материалы и использовать их в своём сочинении

1

Местоимение

15

141

Какие слова называются местоимениями

Местоимение как часть речи

Усвоить понятие местоименных слов, таких, которые: а) обозначают лицо (1, 2, 3-е) или б) указывают на предмет, признак, число (указательно-заместительная функция), не называя их конкретно. Понимать, что местоимения как заместительные слова служат надёжным и нейтральным, самым распространённым средством связи предложений в тексте, однако их употребление при неосторожном обращении может вызывать смысловую неточность, поэтому важно следить за точным соотношением конкретного слова и его заменителя — местоимения

1

142

Разряды местоимений по значению

8 разрядов местоимений по значению

Пользуясь таблицей, соотносить местоимения со своей группой, уметь подбирать аналогичные примеры

1

143

Личные местоимения

Личные местоимения и их особенности. Местоимения 3-го лица в роли притяжательных с синтаксической ролью определений (ч е й?). Морфологический разбор местоимений

Усвоить морфологические особенности личных местоимений (их склонение, отсутствие форм числа и рода у местоимений я, ты, мы, вы). Употреблять их в роли членов предложения. Формулировать представление об использовании местоимений 3-го лица как притяжательных с синтаксической ролью определений (ч е й?)

1

144

Возвратное местоимение себя

Усвоить морфологические особенности местоимения себя, правильно употребляя его в речи. Тренироваться в составлении предложений с фразеологизмами, включающими форму себя, собой и т. д.

1

145

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Различать личные — возвратное — притяжательные местоимения; понимать выражаемые ими значения; верно квалифицировать эти местоимения как члены предложения

1

146

Указательные местоимения

Указательные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Осознавать значение местоимений и их функции в предложении и в роли связующих слов между предложениями в тексте

1

147

Определительные местоимения

Определительные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Усвоить значение и речевое назначение этой небольшой, но частотной группы слов. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе указанную группу местоимений

1

148

Вопросительно-относительные местоимения

Вопросительно-относительные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Усвоить, когда данные местоимения выступают в роли вопросительных, а когда — в роли относительных; опознавать их в тексте и приводить свои примеры. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе эти местоимения

1

149

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Правописание местоимений этой группы

Опознавать и грамотно писать слова данной группы, употреблять их и соответствующих фразеологизмов в речи. Понимать, как образуются данные местоимения. Пользоваться орфографическим словарём

1

150, 151

Неопределённые местоимения

Неопределённые местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Правописание данной группы слов

Опознавать в тексте данные местоимения; понимать, как они образуются, и безошибочно их писать. Пользоваться орфографическим словарём

2

152, 153

Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений

Местоимения в устной и письменной речи

Знать и различать разряды местоимений в предложении и тексты. Знать, как сочетается Вы с глаголами, полными и краткими прилагательными; приобрести опыт употребления в речи этих структур. Использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами. Правильно произносить употребительные местоимения. Пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарём

2

154, 155

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

Итоговое повторение и обобщение материала по орфографии и пунктуации 6 класса

Проверять себя, пользуясь орфографическим словарём, справочниками по орфографии и пунктуации

2

156, 157

Контрольная работа № 20 — диктант и анализ ошибок

Проводится как итоговый диктант за год. В контрольную работу включаются основные орфограммы: корень, приставки, н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, правописание местоимений, не с разными частями речи

2

Речь. Текст

4

158, 159

Соединение разных типовых фрагментов в текстах

Соединение разных типовых фрагментов в текстах о природе

Сохранять в изложении типологическую структуру текста и наиболее выразительные языковые средства

2

160, 161

Контрольная работа № 21. Изложение «Речкино имя». Анализ изложения

Проверяется умение сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста, использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в исходном тексте

2

162-166

Повторение

7

168-170

Резервные уроки

3


VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ

Для обучающихся:

        Учебник:

Русский язык. 6 класс: Учебник для  общеобразовательных учреждений / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.  – М.: Дрофа, 2010.

        Рекомендуемая литература:  

Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.

Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой  этикет. — М., 2004.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Мокиенко В. М. Почему так говорят? — Л., 2003.

       Словари и справочная литература:

Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. —  М., 2004.

Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М.,2004.

Скорлуповская Е. В.. Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-

грамматическими формами. — М., 2000.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

 Для учителя:

  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
  • Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;
  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта  общего образования. Русский язык.

Печатные пособия

  • Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.
  • Ахременкова Л.А. Тренинг по пунктуации. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  • Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. М.: «Просвещение», 2009.
  • Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 кл. М.: Просвещение», 2009.
  • Тростенцова Л.А. Дидактические материалы: 6 кл. М.: 2008.
  • Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 6 класс. М.: «Владос», 2008.

Мультимедийные пособия

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и   абитуриентов.
  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.  
  • Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков.
  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов.

Интернет-ресурсы:

Словари:

http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка

http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова

http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)

http://www.gramota.ru–Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн

http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»

http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»

http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами

http://капканы-егэ.рф – справочные материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА, работа с текстами

Методические материалы:

http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений

http://www. radostmoya.ru – образовательные проекты, анимационные фильмы

http://www.proshkolu.ru – методические материалы к урокам, презентации, музыка, фильмы

http://novaya-shkola.su – методические материалы, мастер – классы, форум, курсы повышения квалификации

http://nsportal.ru - методические материалы к урокам, презентации, музыка, фильмы

http://rutracker.org – научные, научно – популярные, художественные фильмы, музыка

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1) материальная база кабинета:

  • мультимедийный компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • музыкальный центр;
  • локальная сеть;
  • принтер;
  • сканер;

2) комплекты: 

  • таблицы по русскому языку 5-9 класс;
  • программные иллюстрации.

3) мультимедийные электронные пособия:

  • Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Диск «Уроки  русского языка  Кирилла и Мефодия.6 класс.

Формы организации образовательного процесса:

  •  обобщающая беседа по изученному материалу;
  • проверка знаний при помощи тестов;
  • индивидуальный устный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • опрос с помощью перфокарт;
  • выборочная проверка упражнения;
  • взаимопроверка;
  •  самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • написание сочинений;
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм;
  • контрольное списывание;
  • зрительные диктанты, «немые» диктанты и пр.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

  1. Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
  2. Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, своё отношение к действительности в устной и письменной форме.
  3. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

           Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, словарные диктанты, контрольные диктанты, письменные работы типа изложения с творческим заданием,  сочинения разнообразных жанров, рефераты.

ДИКТАНТ — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов используются связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка.

Объем диктанта для VI класса - 100-110 слов.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из 20-25 слов.

Для контрольных диктантов подобраны тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не превышает 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм. В диктантах не более 7 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохранен объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;        

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

К негрубым относятся ошибки:        

1)  исключения из правил;

2)  написание большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) случаи слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) случаи раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) написание Ы - И после приставок;

6) случаи трудного различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) собственные именх нерусского происхождения;

8) случаи, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Диктант

Словарный диктант

«5»

При 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибке

0

«4»

При  2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или

1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 

4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

*при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные

1 – 2

«3»

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 

3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или

7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

*при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки

3 – 4

«2»

до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок

5 - 6

«1»

При большем количестве ошибок за диктант

более 7

Оценка выполнения дополнительных заданий:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

ИЗЛОЖЕНИЕ И СОЧИНЕНИЕ

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Объем текста для подробного изложения и сочинения в VI классе  составляет 150-200 слов (1,5-2 страницы).

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Допускается:

1 недочет в содержании и 

1 — 2 речевых недочета.

Допускается:

1 негрубая орфографическая или

1 пунктуационная или

1 грамматическая ошибка

«4»

  • Допускается:
  •  не более 2 недочетов в содержании и 
  • не более 3 — 4 речевых недочетов

Допускаются:

  • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 2 грамматические ошибки;
  • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 2 грамматические ошибки;

0 орфографических + 4 пунктуационные + 2  грамматические ошибки;

«3»

Допускается:  

не более 4 недочетов в содержании и

5 речевых недочетов

Допускается:

  • 0 орфографических + 5 – 7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
  • 1 орфографическая + 4 -7 пунктуационных + 4 грамматических ошибки;
  • 2 орфографические + 3 – 6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
  • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматических;

4 орфографических + 4 пунктуационных +  4 грамматические

«2»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.  Имеются фактические неточности.

3. Допущены нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь невыразительна.

Допускаются:

  • 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
  • 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических ошибок.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

ТЕСТ – одна из форм контроля умений, применяемая после изучения темы или раздела. Количество тестовых заданий определяется целью, которую ставит учитель.

Отметка

Тест 5 заданий

Тест 10 заданий

Тест 15 заданий

Тест 20 заданий

«5»

5

9-10

14-15

19-20

«4»

4

7-8

12-13

16-18

«3»

3

5-6

8-11

10-15

«2»

2

0-4

0-7

0-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...