Карточки по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Индивидуальные карточки для использования на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • Спишите, расставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Объясните их графически.

    Вот  вечере…т  летний день. Со…нце  уже за домом  за садом  пустой широкий двор в т…ни  а я (совсем, совсем один в мире)  л…жу на его зелёной холоде…щей траве  глядя в бездо(н,нн)ое син… небо  как в чьи (то) дивные и родные глаза  в отчее лоно своё. Плывёт и  круглясь медле(н,нн)о меняет оч…ртания  та…т в этой вогнутой синей бездне высокое высокое белое обл…ко.  Сесть (бы) на это обл…ко и плыть плыть на нём в этой жуткой высоте  в  (под)небесном  просторе  в  близост… с  богом  и  (бело)крылыми  ангелами  обита…щими  где(то) там  в этом горнем мире!

                                                                                                        И.А. Бунин

  • Спишите, расставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Объясните их графически.

Со…нце скрылось за пр…тихший сад покинуло пустой зал пустую гости(н,нн)ую где оно радос(?)но бл…стало весь день: теперь только последний луч(?) одиноко красне…т в углу на паркете меж высоких ножек какого(то) стари(н,нн)ого столика, - и боже как мучительна его безмолвная и печальная прелесть! А поз(?)ним вечером когда сад уже чернел за окнами всей своей таинстве(н,нн)ой ноч(?)ной чернотой а я лежал в тёмной спальне в своей де(?)ской кроватке все глядела на меня в окно с высоты какая(то) тихая звезда…

                                                                                                        И.А. Бунин

  • Спишите, расставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Объясните их графически.

Помню  однажды осе(н,нн)ей ночью я почему(то) проснулся и увидал легкий и таинстве(н,нн)ый (полу)свет в комн…те а в большое (не)завеше(н,нн)ое окно – бледную  и  грус(?)ную  осе(н,нн)юю  луну стоявшую высоко высоко над пустым двором  уса…ьбы  такую  грус(?)ную  и исполне(н,нн)ую такой (не)земной  прелест… от своей груст… и своего одиночества что и моё сер(?)це  (с,з)жали какие(то) несказанно-сладкие  и  горес(?)ные  чу(?)ства  те самые  что испыт…вала  и  она  эта осе(н,нн)яя бледная луна.

                                                                                                    И.А. Бунин

  • Спишите, расставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Объясните их графически.

Пройдя  (не)сколько  шагов я  то(же)  лег на землю на сколь(з,с)кую траву среди  разброса(н,нн)ых   как(бы)  гуля…щих  (во)круг меня светлых солнечных деревьев в легкой тени двух  сросшихся  берез двух (бело)ствольных сестер в сер…ватой  мелкой  л…стве с сережками  то(же)  подставил  руку под голову и стал смотреть  то в поле  сиявш…  и  ярко желтевш… за стволами  то на это обл…ко. Мягко т…нуло с поля сушью зноем светлый лес тр…петал струился слыш…лся его дремотный как(будто)  куда(то)  бегущий шум.  

                                                                                                    И.А. Бунин

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) солнце   2) цыпленок   3) яблоко  4) земля

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) лыжи     2) чары            3) печь     4) хижина

3. В каком слове есть согласный звук [т]?

1) тяга        2) власть         3) туча     4) отец

4. В каком слове есть гласный звук [о]?

1) хотел     2) шёлк             3) отстал  4) сходил

5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов?

1) плач     2) рыдание       3) слезы     4) рычание

6. Укажите слово, имеющее омоним?

1) воск      2) клуб              3) ваза        4) брак

7. Объясните значения фразеологизмов:

1) задеть за живое     2) лясы точить   3) вавилонское

столпотворение          4) волк в овечьей шкуре

8. Какое слово неправильно разбито на морфемы?

1) под-снеж-ник  2) при-город  3) зас-та-л-а 4) да-ют

9. Какое слово состоит из 5 морфем?

 1) свободный 2) превзошли 3) стремится 4) влюбленный

10) Какое слово образовано приставочным способом?

1) гора    2) пригорок     3) горка    4) взгорье

 

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) солнце   2) цыпленок   3) яблоко  4) земля

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) лыжи     2) чары            3) печь     4) хижина

3. В каком слове есть согласный звук [т]?

1) тяга        2) власть         3) туча     4) отец

4. В каком слове есть гласный звук [о]?

1) хотел     2) шёлк             3) отстал  4) сходил

5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов?

1) плач     2) рыдание       3) слезы     4) рычание

6. Укажите слово, имеющее омоним?

1) воск      2) клуб              3) ваза        4) брак

7. Объясните значения фразеологизмов:

1) задеть за живое     2) лясы точить   3) вавилонское

столпотворение          4) волк в овечьей шкуре

8. Какое слово неправильно разбито на морфемы?

1) под-снеж-ник  2) при-город  3) зас-та-л-а 4) да-ют

9. Какое слово состоит из 5 морфем?

 1) свободный 2) превзошли 3) стремится 4) влюбленный

10) Какое слово образовано приставочным способом?

1) гора    2) пригорок     3) горка    4) взгорье

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) солнце   2) цыпленок   3) яблоко  4) земля

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) лыжи     2) чары            3) печь     4) хижина

3. В каком слове есть согласный звук [т]?

1) тяга        2) власть         3) туча     4) отец

4. В каком слове есть гласный звук [о]?

1) хотел     2) шёлк             3) отстал  4) сходил

5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов?

1) плач     2) рыдание       3) слезы     4) рычание

6. Укажите слово, имеющее омоним?

1) воск      2) клуб              3) ваза        4) брак

7. Объясните значения фразеологизмов:

1) задеть за живое     2) лясы точить   3) вавилонское

столпотворение          4) волк в овечьей шкуре

8. Какое слово неправильно разбито на морфемы?

1) под-снеж-ник  2) при-город  3) зас-та-л-а 4) да-ют

9. Какое слово состоит из 5 морфем?

 1) свободный 2) превзошли 3) стремится 4) влюбленный

10) Какое слово образовано приставочным способом?

1) гора    2) пригорок     3) горка    4) взгорье

 

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) солнце   2) цыпленок   3) яблоко  4) земля

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) лыжи     2) чары            3) печь     4) хижина

3. В каком слове есть согласный звук [т]?

1) тяга        2) власть         3) туча     4) отец

4. В каком слове есть гласный звук [о]?

1) хотел     2) шёлк             3) отстал  4) сходил

5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов?

1) плач     2) рыдание       3) слезы     4) рычание

6. Укажите слово, имеющее омоним?

1) воск      2) клуб              3) ваза        4) брак

7. Объясните значения фразеологизмов:

1) задеть за живое     2) лясы точить   3) вавилонское

столпотворение          4) волк в овечьей шкуре

8. Какое слово неправильно разбито на морфемы?

1) под-снеж-ник  2) при-город  3) зас-та-л-а 4) да-ют

9. Какое слово состоит из 5 морфем?

 1) свободный 2) превзошли 3) стремится 4) влюбленный

10) Какое слово образовано приставочным способом?

1) гора    2) пригорок     3) горка    4) взгорье

  1. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные:

Гиган_ские шаги, опас_ная профессия, двена_цать часов,

блес_нуть знаниями, хорошее самочу_ствие.

  1. Вставьте, где нужно, пропущенную согласную:

Парал_ель, дискус_ия, поликлин_ика,дес_ант,

пас_ивный

  1. Вставьте буквы З или С:

Бе_ценный, ра_слабиться, и_целять, _бивчивый,

во_росший

  1. Вставьте, где нужно, букву Н:

Оловян_ый, отчаян_ый, тружен_ик, гусин_ый,

иллюстрирован_ый, гостин_ая

  1. Вставьте непроверяемые безударные гласные:

Ув_ртюра, _патия, рег_страция, об_яние, ун_версальный

  1. Вставьте чередующиеся безударные гласные:

Тв_рение, откл_ниться, ск_чок, уг_релый, выпл_вка

  1. Вставьте пропущенные буквы И или Ы:

Без_мянный, с_знова, пред_юньский, под_грать,

меж_нститутский

  1. Вставьте гласные буквы в приставки ПРЕ-/ПРИ-:

Пр_светлый, пр_творить в жизнь, пр_творить дверь,

пр_исподняя, пр_емник ученого, включить пр_емник

  1. Вставьте буквы И или Ы после Ц:

Ц_фровой, огурц_, пац_ент, синиц_н, ц_ник

  1. Вставьте буквы О,Е или Ё после шипящих:

Обруч_нный, витраж_м, стаж_р, истощ_нность,

горш_чек  

  1. Вставьте, где нужно, буквы Ъ или Ь:

Об_егорить, горяч_, выпеч_ка, вол_ер, суб_ективно

  1. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные:

Гиган_ские шаги, опас_ная профессия, двена_цать часов,

блес_нуть знаниями, хорошее самочу_ствие.

  1. Вставьте, где нужно, пропущенную согласную:

Парал_ель, дискус_ия, поликлин_ика,дес_ант,

пас_ивный

  1. Вставьте буквы З или С:

Бе_ценный, ра_слабиться, и_целять, _бивчивый,

во_росший

  1. Вставьте, где нужно, букву Н:

Оловян_ый, отчаян_ый, тружен_ик, гусин_ый,

иллюстрирован_ый, гостин_ая

  1. Вставьте непроверяемые безударные гласные:

Ув_ртюра, _патия, рег_страция, об_яние, ун_версальный

  1. Вставьте чередующиеся безударные гласные:

Тв_рение, откл_ниться, ск_чок, уг_релый, выпл_вка

  1. Вставьте пропущенные буквы И или Ы:

Без_мянный, с_знова, пред_юньский, под_грать,

меж_нститутский

  1. Вставьте гласные буквы в приставки ПРЕ-/ПРИ-:

Пр_светлый, пр_творить в жизнь, пр_творить дверь,

пр_исподняя, пр_емник ученого, включить пр_емник

  1. Вставьте буквы И или Ы после Ц:

Ц_фровой, огурц_, пац_ент, синиц_н, ц_ник

  1. Вставьте буквы О,Е или Ё после шипящих:

Обруч_нный, витраж_м, стаж_р, истощ_нность,

горш_чек  

  1. Вставьте, где нужно, буквы Ъ или Ь:

Об_егорить, горяч_, выпеч_ка, вол_ер, суб_ективно

  1. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные:

Гиган_ские шаги, опас_ная профессия, двена_цать часов,

блес_нуть знаниями, хорошее самочу_ствие.

  1. Вставьте, где нужно, пропущенную согласную:

Парал_ель, дискус_ия, поликлин_ика,дес_ант,

пас_ивный

  1. Вставьте буквы З или С:

Бе_ценный, ра_слабиться, и_целять, _бивчивый,

во_росший

  1. Вставьте, где нужно, букву Н:

Оловян_ый, отчаян_ый, тружен_ик, гусин_ый,

иллюстрирован_ый, гостин_ая

  1. Вставьте непроверяемые безударные гласные:

Ув_ртюра, _патия, рег_страция, об_яние, ун_версальный

  1. Вставьте чередующиеся безударные гласные:

Тв_рение, откл_ниться, ск_чок, уг_релый, выпл_вка

  1. Вставьте пропущенные буквы И или Ы:

Без_мянный, с_знова, пред_юньский, под_грать,

меж_нститутский

  1. Вставьте гласные буквы в приставки ПРЕ-/ПРИ-:

Пр_светлый, пр_творить в жизнь, пр_творить дверь,

пр_исподняя, пр_емник ученого, включить пр_емник

  1. Вставьте буквы И или Ы после Ц:

Ц_фровой, огурц_, пац_ент, синиц_н, ц_ник

  1. Вставьте буквы О,Е или Ё после шипящих:

Обруч_нный, витраж_м, стаж_р, истощ_нность,

горш_чек  

  1. Вставьте, где нужно, буквы Ъ или Ь:

Об_егорить, горяч_, выпеч_ка, вол_ер, суб_ективно

  1. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные:

Гиган_ские шаги, опас_ная профессия, двена_цать часов,

блес_нуть знаниями, хорошее самочу_ствие.

  1. Вставьте, где нужно, пропущенную согласную:

Парал_ель, дискус_ия, поликлин_ика,дес_ант,

пас_ивный

  1. Вставьте буквы З или С:

Бе_ценный, ра_слабиться, и_целять, _бивчивый,

во_росший

  1. Вставьте, где нужно, букву Н:

Оловян_ый, отчаян_ый, тружен_ик, гусин_ый,

иллюстрирован_ый, гостин_ая

  1. Вставьте непроверяемые безударные гласные:

Ув_ртюра, _патия, рег_страция, об_яние, ун_версальный

  1. Вставьте чередующиеся безударные гласные:

Тв_рение, откл_ниться, ск_чок, уг_релый, выпл_вка

  1. Вставьте пропущенные буквы И или Ы:

Без_мянный, с_знова, пред_юньский, под_грать,

меж_нститутский

  1. Вставьте гласные буквы в приставки ПРЕ-/ПРИ-:

Пр_светлый, пр_творить в жизнь, пр_творить дверь,

пр_исподняя, пр_емник ученого, включить пр_емник

  1. Вставьте буквы И или Ы после Ц:

Ц_фровой, огурц_, пац_ент, синиц_н, ц_ник

  1. Вставьте буквы О,Е или Ё после шипящих:

Обруч_нный, витраж_м, стаж_р, истощ_нность,

горш_чек  

  1. Вставьте, где нужно, буквы Ъ или Ь:

Об_егорить, горяч_, выпеч_ка, вол_ер, суб_ективно

Вариант 1.                                                                          

ОРФОГРАФИЯ

1. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные:

Гиган_ские шаги, опас_ная профессия, двена_цать часов, блес_нуть знаниями, хорошее самочу_ствие.

2. Вставьте, где нужно, пропущенную согласную:

парал_ель, дискус_ия, поликлин_ика, дес_ант, пас_ивный

3. Вставьте буквы З или С:

бе_ценный, Ра_слабиться, и_целять, _бивчивый, во_росший

4. Вставьте, где нужно, букву Н:

оловян_ый солдатик, отчаян_ый шаг, усердный тружен_ик, иллюстрирован_ый журнал, гусин_ое перо

5. Вставьте проверяемые безударные гласные:

ч_столюбивый замысел, прож_ваю в Юрге, р_скошный дворец, ум_лял о пощаде, ед_ничный случай

6.Вставьте непроверяемые безударные гласные:

ув_ртюра, _патия, рег_страция, об_яние, ун_версальный

7. Вставьте чередующиеся безударные гласные:

гениальное тв_рение, откл_ниться в сторону, совершить ск_чок, бежал как уг_релый, выпл_вка чугуна

8. Вставьте пропущенные буквы Ы или И в начале корня после приставки:

без_мянный, с_знова, пред_юньский, под_грать, меж_нститутский

9.Вставьте гласные буквы в приставки ПРЕ-/ПРИ-:

пр_светлый образ, пр_творить в жизнь, пр_образиться, пр_дание силы

        10.Вставьте буквы И или Ы после Ц:

             ц_клон, ц_ганка, у околиц_, делегац_я, синиц_н

        11.Вставьте буквы О, Е или Ё после шипящих:

             зайч_нок, молодож_ны, пораж_нный, капюш_н, пощ_чина

  1. Вставьте букву или сочетание букв, которые на письме передают звук [Щ]:

ука_ик, обра_ик, пи_ая бумага, гру_ик, зано_ивый

  1. Вставьте пропущенные буквы Е или И в окончаниях глаголов 3-го л.ед.ч.:

сдерж_т слово, та_т в тумане, хоч_т мороженого, ищ_т счастья, устро_т встречу

  1. Определите написание НЕ с разными частями речи:

              не досыпает по ночам,  решение не определено, не согласен, для меня это не новость, не переставший с утра дождь

  1. Подберите подходящую по смыслу частицу НЕ или НИ:

как бы то н_ было, н_ мил, н_ от кого н_ зависеть, н_ слуху н_ духу

  1. Вставьте, где нужно, буквы Ъ или Ь:

Мелкая дрож_, грузопод_емность, спряч_те, двери настеж_, нав_ючить

  1. Определите написание сложных слов:

Член  корреспондент, пол  пути, себе  стоимость, гидро  узел, полу  пальто

ПУНКТУАЦИЯ

Расставьте знаки препинания:

Кузнец Архип по всеобщему признанию был жив.

                       Он подумал понюхал пахнет медом.

Игнат спустил курок  ружье дало осечку.

                       Он так и сказал мне  Ждите  я приеду.

Когда Ваня добежал до артиллерийских позиций и разыскал командный пункт дивизиона на той высоте где оставил капитана Енакиева уже давно кипел бой.

                       Не то он завидовал Наталье не то сожалел о ней.

Ел он с аппетитом много крепкими зубами с хрустом обгладывая кости бараньего бока.

                      Взоры старого поэта сверкали как у парящего орла и как орлиный крик звучал его голос.

Сын курского крестьянина девятнадцатилетний пастух он начал свой путь когда уже гремела бессмертная слава Перекопа.

                      Говорили о всяком  о кладах о том что пьеса братьев Тур острая жизненная пьеса на самую нужную тему.

Варя исходила полдеревни безо всякого результата и расстроившись вконец повернула обратно.

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ

  1. Образуйте формы притяжательных прилагательных от следующих существительных:

бульдог  -                                                                      лебедь –

муж –                                                                             дед –

  1. Образуйте формы сравнительной степени прилагательных:

широкий –                                                                     бойкий –

гадкий –                                                                         старый –

  1. Подчеркните неправильные формы слов, если они есть:

Пять блюдец, в сороках километрах, случаи заболевания увеличиваются, воздержаться от комментарий, ни на чем не обоснованное решение.

  1. Образуйте форму творительного падежа (кем?чем?)

Семьсот тридцать пять выпускников                                                      горячий кофе

  1. Поставьте ударение в словах:

Сливовый, новорожденный, донельзя, намерение, диспансер

Вариант 2.                                          ОРФОГРАФИЯ

  1. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные:

Поз_ний визит, ровес_ник века, комплекс_ный обед, грус_ная повесть, народ безмол_ствует.

                   2.Вставьте, где нужно, пропущенную согласную:

Сим_етричный, кол_орит, гумм_анизм, пьес_а, бюл_етень

  1. Вставьте буквы З или С:

Бе_возвратный, во_создавший, ни_послать, бе_цветный, ра_жать

                  4. Вставьте, где нужно, букву Н:

Серебрян_ая медаль, пуган_ая ворона, стекля_ая посуда, пастеризован_ое молоко, вязан_ый вручную свитер

 5. Вставьте проверяемые безударные гласные:

в_рсистая ткань, об_жать полный круг, пот_рял перчатки, нагр_дили аплодисментами, деревенский ст_рожил

6.Вставьте непроверяемые безударные гласные:

                    перл_мутр, инв_стиция, гр_мадный, ст_пендия, чемп_онат

7. Вставьте чередующиеся безударные гласные:

зар_внять канаву, домашняя утв_рь, подр_внять клумбу, охал и прич_тал, твой р_весник

8. Вставьте пропущенные буквы Ы или И в начале корня после приставки:

вз_гравшее самолюбие, под_нтегральное число, спорт_нвентарь, без_мпульсный датчик, меж_здательское соглашение

9.Вставьте гласные буквы в приставки ПРЕ-/ПРИ-:

пр_ступить к делу, пр_рвать рассказ, пр_украсить, пр_коснуться, пр_вратник

        10.Вставьте буквы И или Ы после Ц:

             у границ_, спец_фика, круглолиц_й, ц_пленок, Цариц_но

        11.Вставьте буквы О, Е или Ё после шипящих:

             стриж_т хорошо, с Иваном Ильич_м, подч_ркивать, друж_к, боч_нок

                               12.  Вставьте букву или сочетание букв, которые на письме передают звук [Щ]:

исто_енный, перебе_ик, жен_ина, зано_ивый, пле_тся

13.Вставьте пропущенные буквы Е или И в окончаниях глаголов 3-го л.ед.ч.:

гон_тся за обидчиком, не откаж_т в помощи, часто дыш_т, капля камень точ_т, повес_т на крючок

  1. Определите написание НЕ с разными частями речи:

              не  уклюжий, не идет учиться, так  не  кстати, не  меньше четырех, не  правда, фильм интересный, не  правда ли?

  1. Подберите подходящую по смыслу частицу НЕ или НИ:

Н_  нужно торопиться, н_  на йоту, н_  в коем случае, н_  впрок, здесь н_  о чем спорить

  1. Вставьте, где нужно, буквы Ъ или Ь:

Вен_чик, раз_езжаются, сплош_  и рядом, двух_этажный, брош_ка

  1. Определите написание сложных слов:

Разно  калиберный, пол  листа, двадцати  двух  летний, выставка  продажа, иссиня  черный

ПУНКТУАЦИЯ

Расставьте знаки препинания:

Наш соловей был по-видимому из опытных старых певцов.

                       Я не ошибся старик не отказался от предлагаемого стакана.

Пройдет молодец  приосанится пройдет девица  пригорюнится а гусляры пройдут  споют песенку.

                      Последние слова Потапова которые он ухватил были  Вот этого я уж никак не потерплю.

В столовой уже стояли два мальчика  сыновья Манилова которые были в тех летах когда сажают уже за стол  но еще на высоких стульях.

                      В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.

Серый пиджак застегнутый сверху донизу на широкой крепкой спине был сильно натянут.

                      Как глухариный выводок самолеты прятались на опушке молодого березового леска.

Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его.

                      Четыре наволочки два флакона с жидким мылом для мытья посуды хозяйственное мыло которого в прошлом  

                      году не было а в этом появилось консервы кофе все это приятно волновало старуху.

Отъехав версты на две и не слыша погони Бакланов остановил лошадь.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

  1. Образуйте формы притяжательных прилагательных от следующих существительных:

верблюд  -                                                                      Пётр –

отец –                                                                             цыпленок –

  1. Образуйте формы сравнительной степени прилагательных:

слабый –                                                                    хороший –

соленый –                                                                  четкий –

  1. Подчеркните неправильные формы слов, если они есть:

Семь килограмм, он оплатил за проезд, раскрыться нараспашку, я бежал впереди его, держать клятву.

  1. Образуйте форму творительного падежа (кем?чем?)

Триста шестьдесят четыре выпускника                                                       маршрутное такси

  1. Поставьте ударение в словах:

Таможня, приобретение, предложить, добыча (нефти), хозяева

                * * *

Ничего не откладывай –

Жизнь коротка.

Ты наивно считаешь, что она как река,

А она, как ручей,

После таянья льдов – протечет,

                                    не оставив следов.

Не откладывай – другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу –

Лишишься души,

Пусть в расчете с мерзавцем

Не дрогнет рука,

Не откладывай –

Жизнь коротка.

Не успел, не сумел…

Ну а вдруг – навсегда?

                                     Н.Новиков

                * * *

Ничего не откладывай –

Жизнь коротка.

Ты наивно считаешь, что она как река,

А она, как ручей,

После таянья льдов – протечет,

                                    не оставив следов.

Не откладывай – другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу –

Лишишься души,

Пусть в расчете с мерзавцем

Не дрогнет рука,

Не откладывай –

Жизнь коротка.

Не успел, не сумел…

Ну а вдруг – навсегда?

                                     Н.Новиков

                 * * *

Ничего не откладывай –

Жизнь коротка.

Ты наивно считаешь, что она как река,

А она, как ручей,

После таянья льдов – протечет,

                                    не оставив следов.

Не откладывай – другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу –

Лишишься души,

Пусть в расчете с мерзавцем

Не дрогнет рука,

Не откладывай –

Жизнь коротка.

Не успел, не сумел…

Ну а вдруг – навсегда?

                                     Н.Новиков

                * * *

Ничего не откладывай –

Жизнь коротка.

Ты наивно считаешь, что она как река,

А она, как ручей,

После таянья льдов – протечет,

                                    не оставив следов.

Не откладывай – другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу –

Лишишься души,

Пусть в расчете с мерзавцем

Не дрогнет рука,

Не откладывай –

Жизнь коротка.

Не успел, не сумел…

Ну а вдруг – навсегда?

                                     Н.Новиков

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) солнце   2) цыпленок   3) яблоко  4) земля

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) лыжи     2) чары            3) печь     4) хижина

3. В каком слове есть согласный звук [т]?

1) тяга        2) власть         3) туча     4) отец

4. В каком слове есть гласный звук [о]?

1) хотел     2) шёлк             3) отстал  4) сходил

5.В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?

1) станица, предки, письмецо

2) посадки, тапки, вместе

3) все, птица, текст

4) пехота, вкусно, кашевар

6. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?

1) сбросил, ежевика, чемодан

2) южный, мороз, резвый

3) деревня, царица, небесный

4) ножны, сделали, вьюжная

7. В каком ряду во всех словах есть звук [х]?

1) хобби, оглохнув, бухгалтер

2) легковесный, хирургия, хоккей

3) слегка, мягко, нахлынули

4) хрипловатый, прохлаждаться, хитроумный

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) солнце   2) цыпленок   3) яблоко  4) земля

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) лыжи     2) чары            3) печь     4) хижина

3. В каком слове есть согласный звук [т]?

1) тяга        2) власть         3) туча     4) отец

4. В каком слове есть гласный звук [о]?

1) хотел     2) шёлк             3) отстал  4) сходил

5.В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?

1) станица, предки, письмецо

2) посадки, тапки, вместе

3) все, птица, текст

4) пехота, вкусно, кашевар

6. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?

1) сбросил, ежевика, чемодан

2) южный, мороз, резвый

3) деревня, царица, небесный

4) ножны, сделали, вьюжная

7. В каком ряду во всех словах есть звук [х]?

1) хобби, оглохнув, бухгалтер

2) легковесный, хирургия, хоккей

3) слегка, мягко, нахлынули

4) хрипловатый, прохлаждаться, хитроумный

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) солнце   2) цыпленок   3) яблоко  4) земля

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) лыжи     2) чары            3) печь     4) хижина

3. В каком слове есть согласный звук [т]?

1) тяга        2) власть         3) туча     4) отец

4. В каком слове есть гласный звук [о]?

1) хотел     2) шёлк             3) отстал  4) сходил

5.В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?

1) станица, предки, письмецо

2) посадки, тапки, вместе

3) все, птица, текст

4) пехота, вкусно, кашевар

6. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?

1) сбросил, ежевика, чемодан

2) южный, мороз, резвый

3) деревня, царица, небесный

4) ножны, сделали, вьюжная

7. В каком ряду во всех словах есть звук [х]?

1) хобби, оглохнув, бухгалтер

2) легковесный, хирургия, хоккей

3) слегка, мягко, нахлынули

4) хрипловатый, прохлаждаться, хитроумный

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) солнце   2) цыпленок   3) яблоко  4) земля

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) лыжи     2) чары            3) печь     4) хижина

3. В каком слове есть согласный звук [т]?

1) тяга        2) власть         3) туча     4) отец

4. В каком слове есть гласный звук [о]?

1) хотел     2) шёлк             3) отстал  4) сходил

5.В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?

1) станица, предки, письмецо

2) посадки, тапки, вместе

3) все, птица, текст

4) пехота, вкусно, кашевар

6. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?

1) сбросил, ежевика, чемодан

2) южный, мороз, резвый

3) деревня, царица, небесный

4) ножны, сделали, вьюжная

7. В каком ряду во всех словах есть звук [х]?

1) хобби, оглохнув, бухгалтер

2) легковесный, хирургия, хоккей

3) слегка, мягко, нахлынули

4) хрипловатый, прохлаждаться, хитроумный

1. Отметьте неверную характеристику звука

1) [с] – согласный, глухой парный, твердый парный

2) [г,] – согласный, звонкий парный, мягкий парный

3) [й] – согласный, звонкий непарный, твердый непарный

4) [т,] – согласный, глухой парный, мягкий парный

2.В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

1) просьба, въедливый, свадебное

2) дружелюбие, старьевщик, компенсация

3) разъяриться, повсеместный, скользко

4) окрестность, въехавший, моющаяся

3.В каком ряду расположены слова, в которых звуков больше, чем букв?

1) непреложные, алюминиевый, грустный

2) юридический, вьетнамская, предыдущим

3) предъявление, яростный, вальсировать

4) Япония, воюющий, юбиляр

4.В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) живность, овен, дзюдо

2) лечо, дефис, дралась

3) древко, созыв, оптовый

4) сливовый, бездарь, статуя

1. Отметьте неверную характеристику звука

1) [с] – согласный, глухой парный, твердый парный

2) [г,] – согласный, звонкий парный, мягкий парный

3) [й] – согласный, звонкий непарный, твердый непарный

4) [т,] – согласный, глухой парный, мягкий парный

2.В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

1) просьба, въедливый, свадебное

2) дружелюбие, старьевщик, компенсация

3) разъяриться, повсеместный, скользко

4) окрестность, въехавший, моющаяся

3.В каком ряду расположены слова, в которых звуков больше, чем букв?

1) непреложные, алюминиевый, грустный

2) юридический, вьетнамская, предыдущим

3) предъявление, яростный, вальсировать

4) Япония, воюющий, юбиляр

4.В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) живность, овен, дзюдо

2) лечо, дефис, дралась

3) древко, созыв, оптовый

4) сливовый, бездарь, статуя

1. Отметьте неверную характеристику звука

1) [с] – согласный, глухой парный, твердый парный

2) [г,] – согласный, звонкий парный, мягкий парный

3) [й] – согласный, звонкий непарный, твердый непарный

4) [т,] – согласный, глухой парный, мягкий парный

2.В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

1) просьба, въедливый, свадебное

2) дружелюбие, старьевщик, компенсация

3) разъяриться, повсеместный, скользко

4) окрестность, въехавший, моющаяся

3.В каком ряду расположены слова, в которых звуков больше, чем букв?

1) непреложные, алюминиевый, грустный

2) юридический, вьетнамская, предыдущим

3) предъявление, яростный, вальсировать

4) Япония, воюющий, юбиляр

4.В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) живность, овен, дзюдо

2) лечо, дефис, дралась

3) древко, созыв, оптовый

4) сливовый, бездарь, статуя

1. Отметьте неверную характеристику звука

1) [с] – согласный, глухой парный, твердый парный

2) [г,] – согласный, звонкий парный, мягкий парный

3) [й] – согласный, звонкий непарный, твердый непарный

4) [т,] – согласный, глухой парный, мягкий парный

2.В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

1) просьба, въедливый, свадебное

2) дружелюбие, старьевщик, компенсация

3) разъяриться, повсеместный, скользко

4) окрестность, въехавший, моющаяся

3.В каком ряду расположены слова, в которых звуков больше, чем букв?

1) непреложные, алюминиевый, грустный

2) юридический, вьетнамская, предыдущим

3) предъявление, яростный, вальсировать

4) Япония, воюющий, юбиляр

4.В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) живность, овен, дзюдо

2) лечо, дефис, дралась

3) древко, созыв, оптовый

4) сливовый, бездарь, статуя

А.А.Ахматова. «Реквием» (1940)

1.

Волна сталинских репрессий настигла Ахматову в 1935 году: был арестован ее единственный сын Лев Николаевич Гумилев. Вскоре освобожденный, он еще дважды подвергался аресту, тюремному заключению и ссылке. Переживаемую ею трагедию Ахматова разделяла со своим народом. И это не метафора: много часов провела она в страшной очереди, что вытягивалась вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты». И когда одна из стоящих рядом с нею едва слышно спросила: «А это вы можете описать?», Ахматова ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» - поэму, которая стала данью скорбной памяти о всех невинно загубленных в годы сталинского произвола.

Завершенная в предвоенном 1940 году, поэма Ахматовой была опубликована много лет спустя после смерти ее автора – в 1987 году. И прочитывается она как заключительное обвинение по делу о страшных злодеяниях кровавой эпохи.

Спустя два десятилетия после завершения поэмы, в 1961 году, ей был предпослан эпиграф, в котором позиция Ахматовой в жизни и в поэзии получила итоговую – поразительную по суровой строгости и выразительному лаконизму – характеристику:

Нет! И не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.  

Задание.

1. В эпиграфе слова «чуждый» и «мой народ» повторяются. В чем смысл усиливаемого таким повтором противопоставления?

2. В поэме черты обобщенного человеческого портрета становятся чертами облика эпохи. Подтвердите это, обратившись, например, к эпилогу.

3. Выделите в главе пятой строки, позволяющие ощутить, как размывается грань между реальностью и кошмаром. Есть ли в поэме еще примеры тому?

4. От главы к главе тональность поэта резко изменяется. Чем она определяется в каждом конкретном случае – например, в главах 5, 8, 10 и эпилоге? Какие лексические, образные, ритмико-интонационные средства передают всякий раз новое звучание?

2.

В поэме Ахматовой с огромной силой выражено горе, заставляющее усомниться в возможности (и необходимости) собственного существования, поразительная достоверность деталей соединяется с масштабностью изображения заливаемого болью мира, и происходящее уже оказывается как бы за гранью реального.

Задание.

1. Собственная трагедия переживается автором как трагедия народа. Подтвердите это, обратившись к тексту поэмы.

2. Выделите строки, позволяющие ощутить нестерпимый ужас происходящего.

3.

«Собственно говоря, «Реквием» - это советская поэзия, осуществленная в том идеальном виде, какой описывают все декларации ее. Герой ее поэзии – народ. Не называемое так из политических, национальных и других идейных интересов большее или меньшее множество людей, а весь народ: все до единого участвуют на той или другой стороне в происходящем.

…русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.

М.Горький

Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

             А.С.Пушкин

Слово вовремя и кстати сильнее письма и печати.

                                                                  Пословица

Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты.

И.Пирогов

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

К.Г.Паустовский

Ты можешь быть инженером, химиком, футболистом, писателем, электриком, генералом, учителем, но, если ты русский человек, ты должен знать, что такое Пушкин, что такое «Слово о полку Игореве», что такое Достоевский, что такое Поле Куликово, Покров на Нерли, Третьяковская галерея, «Троица» Рублева…

В.Солоухин

Язык вмещает в себя все: и характер народный, и опыт, и историю, и философию, и верования, и чаяния, и тяготы в долгом пути.

В.Распутин

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

И.С.Тургенев

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н.В.Гоголь

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье еще драгоценнее самой вещи.

Н.В.Гоголь

Молчат гробницы, мумии и кости, -  

Лишь Слову жизнь дана…

Иван Бунин

У языка есть еще и свои прихоти, которым смешно противиться.

В.Г.Белинский

Поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.

Н.В.Гоголь

…Охота пестрить речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу.

В.Г.Белинский

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

А.Н.Толстой

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…

Н.В.Гоголь

Повелитель многих языков язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.

М.В.Ломоносов

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории.

К.Д.Ушинский

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово.

Д.С.Лихачев

Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.

А.Н.Толстой

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!

А.Югов

По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера.

Ю.Бондарев

Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове.

В.Г.Белинский

Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

А.С.Пушкин

Верь в звук слов:

  Смысл тайн в них.

                                                   В.Брюсов

…все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря.

В.Г.Белинский (о языке А.С.Пушкина)  

Русский язык многообразен, щедр, богат звукописью, удивителен по тонкости, музыкальности, задушевности.

П.Н.Тихонов

Всякий настоящий писатель, а поэт в особенности, тонко чувствует неразрывность значения и звучания слова. Он пользуется звуками не случайно, а с отбором, отдавая в каждом данном случае предпочтение одним звукам перед другими.

С.Маршак

Поэтов надо читать так, как астролог читает звезды.

А.Вознесенский

В настоящей литературе нет мелочей. Каждое, даже на первый взгляд ничтожное слово, каждая запятая и точка нужны… Хорошо известно, какое потрясающее впечатление производит точка, поставленная вовремя.

К.Г.Паустовский

Слово не есть наша произвольная выдумка: всякое слово, получающее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли.

В.А.Жуковский

Русский человек, хозяин своего языка, не терпит, чтобы в этом языке звучали слова, корня которых он не может понять и почувствовать. Ему нужно, чтобы в самом звуке был смысл. Каждое слово подчиняет он своей собственной логике, причем, стремясь к осмыслению слова, он тем самым русифицирует его.                                                                                        

                                                                                            К.Чуковский

Слово есть воссоздание внутри себя мира.

К.С.Аксаков

Богатство слов не составляет еще богатства языка. Гибкость, плавность, выразительность и вразумительность, разнообразие, наконец, удобное согласование живого слова с понятием умственного языка – вот что необходимо.

                                                                                                В.И.Даль

Автору надобно иметь доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем нашей души; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословение народов.

Н.М.Карамзин

Функционально-смысловые типы речи

Тип речи

Назначение

Форма

Характеристика  

Основной вопрос

«Ведущая» часть речи

Речевые особенности

Функциональные стили языка

Повествование

Отражение действий и событий

Сообщение, рассказ о развивающихся событиях, действиях.

Сюжетно организованный текст, в центре внимания которого динамика развития действий и событий, происходящих последовательно.

Что произошло?

Что делает предмет?

Глагол-сказуемое со значением последовательности действий

Однажды,

как-то раз,

вдруг,

сначала,

потом,

затем,

наконец и т.п.

Художественный (рассказ, повесть и др.); публицистический;

научный;

официально-деловой (отчет, расписка)

Описание

Характеристика предмета или явления

Словесная картина, портрет, пейзаж и т.д.

Точность детали, узнаваемость, отражающие особенности изображаемого предмета или явления.

Каков предмет?

Имя прилагательное

Номинативные и безличные предложения, однородные члены предложения, эмоционально окрашенная лексика: эпитеты, сравнения.

Все

Рассуждение

Объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей

Аргументированные и доказательные изложения размышлений автора

В центре внимания автора – поставленные проблемы и пути их решения

Почему?

Зачем?

Почему, потому, так как,

во-первых,

во-вторых, например,

вот почему, итак, следовательно

и т.п.

Научный;

публицистический;

стиль художественной литературы

Композиция текстов различных типов речи

Тип речи

Элементы композиции

Повествование

  1. Зачин
  2. Развитие действия
  3. Кульминация
  4. Развязка действия

Описание

  1. Общее впечатление от предмета описания
  2. Детали описываемого предмета или явления
  3. Оценка предмета или явления, вывод

Рассуждение

  1. Тезис (ы)
  2. Доказательство (а)
  3. Вывод (ы)

        А.А.Ахматова. «Реквием» (1940)

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по русскому языку

Я работаю над методической темой"Развитие орфографической зоркости на уроках  русского языка". Эти материалы помогают развивать внимательность....

Карточки по русскому языку в 6 классе.

Эти тематические карточки позволяют проверить уровень усвоения материала по теме "Местоимение" и "Имя числительное". Развивают внимание и орфографическую зоркость на уроках русского языка....

карточки по русскому языку

карточки на тему "именительный падеж имен существительных"...

Лингвистические карточки по русскому языку

Лингвистические карточки по русскому языку  - это своеобразный экскурс в историю языка. Он  помогает школьникам сознательно усваивать учебный материал и показывать им, что современные нормы ...

карточки по русскому языку 5 класс

карточки по русскому языку...

Зачетная карточка по русскому языку (2 четверть)

Образец зачетной карточки основных работ за 2 четверть по русскому языку по программе "Школа 2100" для 6 класса...

КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...