Презентация.Основные способы образования слов в русском языке.
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме

Найда Александра Владимировна

Схемы в первом блоке слайдов - "Теоретический материал" - содержат описания приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального и буссуффиксного способов словообразования.

Второй блок - "Тренировочный тест" - содержит около десяти вопросов для усвоения этой темы.

Далее в презентации находятся тренажер для уровня В1 и практические задания по словообразованию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В1 Основные способы образования слов в русском языке ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Слайд 2

Приставочный Наиболее продуктивен среди глаголов: ехать → от ъехать → за ехать → у ехать → при ехать Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и слова, от которых они образованы. агент → супер агент Сущ. Сущ. интересный → пре интересный Прил. Прил.

Слайд 3

Суффиксальный Суффиксация используется в словообразовании всех основных частей речи: брат → брат ств о слива → слив ов ый Только этим способом образуются причастия и деепричастия от глаголов. читать → чита ющ ий → чита вш ий → чита я Обратите особое внимание на наречия на – о – красив о ← красивый интересн о ← интересный радостн о ← радостный

Слайд 4

Приставочно-суффиксальный река → за реч н ый тёмный → за темн о окно → под окон ник Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами –ник, -й(е), -ок езда → на езд ник берег → по бережь е дар → по дар ок глаголы с постфиксом –ся делать → раз делать ся наречия с приставкой по- и суффиксами –и , -ому , -ему дружеский → по -дружеск и зимний → по -зимн ему новый → по- нов ому

Слайд 5

Бессуффиксный Этим способом образуются существительные со значением цвета от прилагательных синий → синь зеленый → зелень существительные со значением действия от глаголов записать → запись полететь → полёт

Слайд 6

1 2 3 4 B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую? 1) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист. 2) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я уви- дел умилительную картину. 3) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши. 4) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

Слайд 7

НЕВЕРНО

Слайд 8

ВЕРНО

Слайд 9

1 2 3 4 Какое слово образовано приставочным способом? 1) сдержанный 2) подоконник 3) засушливый 4) безопасный

Слайд 10

НЕВЕРНО

Слайд 11

ВЕРНО

Слайд 12

1 2 3 4 Какое слово образовано суффиксальным способом? 1) рыбачий 2) перечитать 3) созвездие 4) обезболить

Слайд 13

НЕВЕРНО

Слайд 14

ВЕРНО

Слайд 15

1 2 3 4 Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? 1) восход 2) заповедник 3) выполнение 4) насухо

Слайд 16

НЕВЕРНО

Слайд 17

ВЕРНО

Слайд 18

1 2 3 4 Какое слово образовано бессуффиксным способом? 1) упрек 2) ручей 3) окружность 4) жадина

Слайд 19

НЕВЕРНО

Слайд 20

ОТЛИЧНО

Слайд 21

Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость. по-прежнему ОТВЕТ по -прежн ему ← прежний

Слайд 22

Из предложения 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (22)Многолетние наблюдения показали ему, что чело-век, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собствен-ной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. беспомощным ОТВЕТ бес помощ н ым ← помощь

Слайд 23

Из предложения 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации). (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6) В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. (7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. (8)Снова – метро, его подземелья. переходах ОТВЕТ переход ← переходить

Слайд 24

Из предложения 6-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации). (6) Но страницы с русским переводом не было. (7) Перед нами извинились и принесли блеклую, криво сброшюрован-ную стопку листов с инструкцией на русском языке. переводом ОТВЕТ перевод ← переводить

Слайд 25

Из предложения 7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации). (7)Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. (8)Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. (9)Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные! выхода ОТВЕТ выход ← выходить

Слайд 26

Из предложения 27-28 выпишите слово, образованное приставочным способом. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постиже-ния. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. подтекст ОТВЕТ под текст ← текст

Слайд 27

Из предложения 9-11 выпишите слово, образованное приставочным способом. (9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь тво-рения Александра Грина несколько разделались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил верность роман-тике и знал «Алые паруса» наизусть. (11)- Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я. несколько ОТВЕТ не сколько ← сколько

Слайд 28

Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18). (18)Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек. суффиксальный ОТВЕТ размышл ени я ← размышлять

Слайд 29

Определите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3). (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. суффиксальный ОТВЕТ беспрепятственн о ← беспрепятственный

Слайд 30

Определите способ образования слова КЛЮКВЕННЫЙ (предложение 4). (4) Клюквенный морс очень полезен. суффиксальный ОТВЕТ клюкв енн ый ← клюква

Слайд 31

Определите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22). (22) Но я неверно сказала, что промежуток отклады-вания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем. суффиксальный ОТВЕТ откладыва ни я ← откладывать

Слайд 32

Определите способ образования слова БЕЗОБЛАЧНЫЙ (предложение 7). (7) В такую безоблачную погоду приятно отправиться на прогулку в лесную чащу. приставочный ОТВЕТ без облачный ← облачный

Слайд 33

Определите способ образования слова БЕЗЖАЛОСТНО (предложение 7). (7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, недавно высящегося на берегу, но безжалостно сне-сенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорнос-ти и запустения стал безобразен. суффиксальный ОТВЕТ безжалостн о ← безжалостный

Слайд 34

Составьте три-четыре варианта задания В1. 2) Постройте словообразовательную цепочку следующих слов: разгруппировываться, неизведанный, переливча-тый, измельчать, неизменяемый, полив (цветов), подкрашивать, отщёлкивать, нешуточный, черпак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

Способы образования слов в русском языке

Урок закрепления знаний по теме "Способы образования слов"....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"

Презентация состоит из двух частей: первая содержит основной теоретический материал по теме "Способы образования слов в русском языке", вторая - тематический интерактивный тест для закрепления. П...

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...