Формирование умения определять части речи в свете концепции ЦРПС.
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Исмагилова Елена Викторовна

Стратегия определения частей речи в свете концепции ЦРПС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование умения определять части речи в свете концепции ЦРПС.

                                                                  учитель русского языка и литературы

                                                                  ГБОУ г. Москвы СОШ № 1929

                                                                  Исмагилова Е.В.

        В последние годы довольно четко выявились две точки зрения на то, какие методы обучения следует считать наиболее целесообразными:

1.проблемное обучение, когда перед учащимися ставится проблема без предоставления средств ее решения; учащиеся с разной степенью самостоятельности ищут ответ;

2.выделение полной ориентировочной основы действий, которые учащийся должен выполнить (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

        Однако в чистом виде подобные методы встречаются редко. Не все учащиеся в состоянии найти выход из проблемной ситуации, а многие талантливые ученики находят собственный алгоритм или стратегию выполнения того или иного задания.

        Необходимость применения того или иного метода обучения зависит от того, в какой мере его использование обеспечивает полноценное усвоение знаний, приводящее к умственному, эмоциональному, творческому развитию учащегося.

        Создание и применение методов, обеспечивающих подобное усвоение, предполагает не только нахождение наиболее рациональных способов структурирования материала. Подлежащего усвоению, и организацию деятельности учащихся с этим материалом, но и учет своеобразия этой деятельности, зависящий от индивидуальных особенностей личности.

        Известно, что одна личность отличается от другой не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Основные свойства нервной системы человека влияют на характер познавательной деятельности, значит необходимо учитывать эти особенности при оптимизации процесса обучения.

        Таким образом, планируя изучение того или иного материала, необходимо учитывать чему учить, кого учить и как учить. Личностно-ориетированное обучение - прекрасная возможность учесть все эти особенности.

        В русском языке есть темы, которые не кажутся, во-первых, трудными, а во-вторых, столь уж необходимыми для успешного овладения родным языком. Одной из таких тем является определение частей речи. Изучение данной темы начинается в 3 классе и продолжается по 7 класс включительно. Вот как начинается работа по изучению частей речи в учебнике М.С.Соловейчик и Н.С. Кузьменко «Русский язык. Ч.1»:

        Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что название предметов, признаков, действий, количества не только на разные вопросы отвечают и разное обозначают, но и по-разному изменяются.

Тогда ученые по трем особенностям слова:

  1. на какой вопрос отвечают;
  2. что обозначают;
  3. как изменяются;

объединили их в большие группы. Этим группам слов дали название: части речи.

        А так вводится понятие частей речи в учебнике «Русский язык. Учебник для 3 класса Ч.3» Т.Г.Рамзаевой.

ЧАСТИ РЕЧИ.

Слова в нашем языке делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, союзы.  Слова. Которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что? Называются именами существительными: школа, дружба. Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? называются глаголами: читать, прочитать. Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными: добрая, смелый, яркое, сильные.

Слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счете, называются именами числительными. Они отвечают на вопросы сколько? который?: сколько? семь (страниц), которая? седьмая (страница).

Слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? называются наречиями. Наречие - неизменяемая часть речи.

В 5,6,7 классах ребята будут изучать числительное, местоимение, причастие и деепричастие, служебные части речи, и вежде при определении им будут предлагать, в первую очередь, ставить вопрос к слову. Однако, если подумать, то можно легко заметить, что некоторые части речи отвечают на одни и те же вопросы:

существительное и местоимение – кто? что?

прилагательное и местоимение -  какой? чей?

причастие и прилагательное – какой? и т.д.

Что уже говорить о служебных частях речи, которые и вопросов- то собственных не имеют.

        А так выглядит одно из заданий, предложенных в качестве тренировочного для подготовки к ГИА:

Предлагаем материал для морфологического разбора слов, которые в данных примерах выполняют роль разных частей речи.

Что ( местоимение, союз, наречие, частица)

Что день грядущий мне готовит? (А.Пушкин) Что за  вечер! (М. салтыков-Щедрин) что волки жадны,-всякий знает. (И.Крылов)Что ж? веселитесь…он мучений последних вынести не мог. (М.Лермонтов) Ну что за шейка, что за глазки! (И.Крылов) Что же ты, мама, рыдаешь, слова не хочешь сказать! (Н. Некрасов) Что посеешь, то и пожнешь. (Пословица) Подумать так обидно, что вот за мглою и дождем тебя не станет видно (А. Фет) Даша раздумалась, что бы ее сказать Кате доброго.(А. Толстой) Что же без огня сидишь? (М.Ряховский) Хочешь знать, что я о тебе думаю, так говори прямо. (М.Ряховский) Что, дремучий лес, призадумался,- грустью темною затуманился? (А.кольцов)

Где (наречие, союз)

Сколько бы ни было в комнате людей, как бы они не передвигались, он (слепой) всегда безошибочно направлялся в ту сторону, где она сидела. (В.Короленко)  Работали мальчишки самоотверженно и забирались в такие глухие места, где редко кто бывал (К. Паустовский) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей (А.Пушкин)

        Далеко не каждый сумеет правильно  выполнить данное задание, потому что никаких точных критериев для определения части речи учащимся просто не было предложено, т.е. не сформированы достаточные условия для того, чтобы отнести слово к определенной части речи.

        С целью выявления способа определения части речи была проделана следующая работа:

1.Учащимся был предложен текст, в котором необходимо было определить, к какой части речи относиться каждое слово.

        В течение долгого времени биологи не могли ничего определенного сказать насчет зрения летучей мыши.  Ввиду необходимости решить эту проблему был проделан такой опыт. Принесли в кабинет летучую мышь, зашторили окна. Заткнули щели, дыры. Летучая мышь спокойно летала по комнате, не задевая мебель, не натыкаясь на стены. Оказалось, что мышь так свободно передвигается вследствие необычайно развитого осязания. Она машет крыльями, и от них расходятся воздушные волны, которые отражаются от предметов и задевают мельчайшие ворсинки, расположенные по внутренней стороне крыльев мыши. Так они и получает инфомацию о препятствии.

2. Результаты работы были занесены в соответствующую таблицу:

кол-во уч.

сущ.

прил.

глагол

прич.

наречие

местоим.

союз

частица

предлог

7

7

4

7

3

4

2

3

1

3

3. Таблица была проанализирована.  Как видно из таблицы, учащиеся успешно определяют существительное, глагол, но плохо  справляются с остальными частями речи. Следует учитывать, что текст был взят отнюдь не самый трудный: здесь не было случаев перехода одних частей речи в другие ( за исключением предлогов).

4. Учащимся было предложено заполнить анкету:

1) Можешь ли ты сразу определить часть речи?

2) Почему?

3)С чего ты начинаешь работу по определению частей речи?

4) Почему пользуешься именно этим приемом?

5) Как ты узнаешь, что твои действия верные?

6) Что ты делаешь, если не получается?

7)Что помогает успешному выполнению задания, а что мешает?

8) Какие части речи определить труднее всего?

9) Почему?

10) Как ты понимаешь, что справился?

Вот так выглядит стратегия успешного ученика ( Сидорова Александра 8 класс).

  1. Чаще всего могу сразу определить часть речи, но предпочитаю подумать.
  2. Знаю. Что бывают омонимы, поэтому никогда не спешу давать ответ.
  3. Выделяю грамматическую основу - это помогает не запутаться в построении предложения. Когда предложение ясно, тогда легче искать грамматические признаки слов. Стараюсь не ставить вопросы к слову, а найти какой-нибудь отличительный признак каждой части речи.
  4. Мне кажется, что каждая часть речи имеет свое отличие, только точно я не знаю какое.
  5. Заменяю слово на то, у которого я могу определить часть речи наверняка.
  6. Лучше ничего не буду писать, а потом попрошу учителя объяснить.
  7. Я знаю отличительные признаки существительного и глагола. Здесь все просто. Трудно с омонимами.
  8. Тяжело отличать частицы, предлоги, причастия и прилагательные, деепричастия и наречия, местоимения.
  9. Часто пишутся и произносятся одинаково.
  10. Твердой уверенности нет, потому что такую работу выполняем очень редко, особенно с омонимами.

Стратегия ученика 8 класса

  1. Могу определить.
  2. Ничего трудного в этом нет.
  3. Задаю вопросы к слову.
  4. Нас так всегда учили.
  5. Не знаю. Всегда так делал.
  6. Мне кажется, что тут нельзя ошибиться.
  7. Никогда не задумывался над этим.
  8. Наверное, служебные.
  9. Не знаю. Я не задумывался.
  10. Написал над каждым словом часть речи - значит справился.

        Следует сказать, что первая стратегия позволила ученице ошибиться всего дважды. А вторая не позволила  ученику получить даже удовлетворительную отметку.

        Стратегия Сидоровой Александры навела меня на мысль  составить следующую таблицу морфологических признаков.

Ч.р.

род

число

падеж

Скл.

Одуш.

неодуш.

Нар./

собств.

вид

время

лицо

спр.

Накл.

Перех.

Ст.

сравн.

разряд

форма

Сущ.

+

+

+

+

+

+

Прил.

+

+

+

+

+

+

Глагол

+

+

+

+

+

+

+

+

Наречие

+

+

Прич.

+

+

+

+

Дееприч.

+

Числ.

+

+

+

+

Местоим.

+

+

+

+

Предлог

+

Союз

+

частица

+

        Если внимательно изучить таблицу, то можно заметить, какие именно морфологические признаки следует искать у слов, чтобы определить их принадлежность к той или иной части речи.

        Следующим не менее важным шагом стало четкое определение признаков знаменательных и служебных частей речи. Для этой цели учащиеся отвечали на вопросы анкеты:

  1. Умеешь ли ты отличать служебные части речи от знаменательных?
  2. Назови все отличительные вопросы.
  3. Какой признак ты поставил на первое место и почему?
  4. Какой признак стоит на втором месте?
  5. Какой признак стоит на третьем месте?
  6. Какие из этих признаков наиболее трудно выделить и почему?

Ниже приведена таблица сравнения стратегий.

Стратегия №1

Стратегия №2

Умеешь ли ты отличать служебные части речи от знаменательных?

Почти всегда отличаю.

Да. Ничего трудного.

Назови все отличительные признаки.

Логическое ударение, лексическое и грамматическое значение.

Служебные ничего не значат.

Какой признак ты поставил на первое место и почему?

Сначала я смотрю, можно ли поставить логическое ударение. Это сделать легче всего.

Вспоминаю, к какой части речи относится слово. Я учил наизусть союзы. Частицы и т.д.

Какой признак стоит на втором месте?

Роль в предложении.

Не знаю.

Какие из этих признаков наиболее трудно выделить и почему?

Часто путаюсь с частицами, не могу отличить их.

Не знаю.

        На основании опросника были определены основные отличия знаменательных  и служебных частей речи:

Знаменательные части речи

Служебные части речи

Логическое ударение

+

-

Лексическое и грамматическое значение

+

-

Роль в предложении

Члены предложения

Связь слов в предложении и частей сложного предложения, образование форм слова, дополнительные оттенки значения.

        На основании данных таблиц учащимся было предложено составить стратегию определения частей речи.

Стратегия определения частей речи (Сидорова Александра 8 класс).

  1. Читаю предложение.
  2. Подчеркиваю главные и второстепенные члены предложения.
  3. Проверяю. На все ли слова модно поставить логическое ударение.
  4. Подчеркиваю те слова, на которые такое ударение поставить нельзя.
  5. Определяю знаменательные части речи, пользуясь таблицей.
  6. У оставшихся  служебных частей речи определяя. Роль в предложении.
  7. Если встречаются омонимичные части речи, пользуюсь методом подстановки, т.е. заменяю сомнительные слова на те, где часть речи хорошо определяется.

Таблица отличительных признаков частей речи.

Часть речи.

Отличительный признак

Существительное

Одушевленность/неодушевленность

Прилагательное

Качественное, относительное ,притяжательное

Глагол

Наклонение

Местоимение

Разряд. Указание на предметн. признак

Причастие

Временной признак, спражение

Деепричастие

Неизменяемость, вид

Числительное

Разряд

наречие

Неизменяемость, разряд

        Ни один из учебников не научит думать, сравнивать, наблюдать, если человек сам не заинтересован в результате, если он не понимает, для чего выполняется та или иная работа. Многие учащиеся поначалу с неодобрением отнеслись к данному виду работы: они полагали, что умеют замечательно определять части речи. По мере выполнения заданий интерес возрастал, потому что мы отнеслись к достаточно скучной работе как к исследованию, чему-то новому, ранее не изученному. Мало того. не правила из учебника, а опыт их товарищей становился их опытом, что давало возможность каждому почувствовать себя творцом.

        Если любого родителя спросить, чему должны научить ребенка в школе, он вряд ли ответит- таблице умножения, орфографии, закону Ома и т.д. Скорее всего, он скажет – ответственности, самостоятельности, умению общаться и, главное, умению учиться, т.е. самостоятельно добывать знания. Дети, успешно осваивающие школьную программу, ставят перед собой сходные задачи.

        Что же может предложить современная школа, дабы соответствовать таким потребностям?

        На первый взгляд, многое. Десятки различных методик, которые, в основном, сводятся к одному: как модно больше и лучше «вбить» ученику в голову набор сведений, частенько никак не затрагивающих объект обучения. Наши аргументы сводятся к традиционному набору: вот вырастешь- узнаешь; мал еще рассуждать; программа утверждена министерством и не обсуждается. Каждый из нас с легкостью вспомнит не один аргумент подобного рода. Только что стоит за всем этим? Мы отказываем ученику в праве быть не объектом,  а субъектом учения, лишаем его выбора, инициативы, творчества. Делай, как говорят, и не рассуждай. Однако наиболее успешные учащиеся руководствуются совсем иными мотивами. Вот что пишет в своем сочинении ученица 8 класса Григорьева Маргарита: «На вопрос: чему ты бы хотел научиться в школе – разные люди дадут разные ответы, но смысл каждого, по-моему, будет сводиться к одному: хочу найти свой путь в жизни…». Сидорова Александра дает такой ответ: «Учиться организовывать себя, принимать решения, не ждать готового ответа, а искать его самому. И неважно, какие отметки в дневнике, важно, чему ты научился, как сможешь воспользоваться полученными знаниями…»Замечу, такая мотивация свойственна крайне малому количеству учеников. Вот несколько других ответов: «Школа для меня- обязанность. Большинство предметов скучны». (Зубкова Ольга).

«Хочется изучать новое, веселое. Например, религия…» (Филина Алина)

        Великое искусство педагогики, наверное, состоит в том, чтобы открывать детям новые горизонты, побуждать желание творить, видеть мир как единое целое.