Урок русского языка в 6 классе «Морфологический разбор числительного»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК Разумовская, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskiy_razbor_chislitelnogo.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Морфологический разбор числительного»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели: 

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Имя числительное»;
  • формировать информационную, речевую компетенции обучающихся посредством работы над текстом;
  • способствовать развитию коммуникативных, познавательных логических универсальных учебных действий.

Образовательные цели: повторить морфологические признаки числительного

Технология урока: системно-деятельностный подход

Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник   русского языка для 6 класса под редакцией Разумовской

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Приветствие  учащихся, проверка готовности к уроку.

Работа в тетрадях, запись числа, работы. (Слайд 1)

Постановка учебной задачи.

Мотивация и  актуализация знаний

Ребята, чего не хватает на доске? (Темы урока) Определить её нам сегодня помогут учащиеся 6 А класса, которые составили для вас загадки. Работать вы будете в группах. Промните, что важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, а результат работы всей группы поможет достичь успеха. ( Загадки раздаются для каждого стола ) Какой ответ получился? – Имя числительное. Значит, сегодня мы будем говорить об имени числительном.

Работа с раздаточным материалом (разгадывают загадки) Читает №2 , по кругу высказывают предположения.

Слайд №2

Целеполагание

На предыдущих уроках вы многое узнали об этой части речи,  познакомились со всеми признаками и особенностями. Какой последний этап в изучении, что нам надо сделать? (обобщить, повторить)

Подумайте, нет ли в русском языке такого способа повторения, в котором последовательно повторяется весь изученный материал по определенной части речи?

Определите тему сегодняшнего урока

(тема сегодняшнего урока «Морфологический разбор имени числительного»)

Определите цель сегодняшнего урока

(повторить имя числительное, систематизировать свои знания по этой теме)

Анализ, вывод, преобразование информации

Запись темы в тетрадь

II. Решение  учебной задачи.

Повторение ранее изученного

Изучение нового материала с опорой на ранее изученное по теме «Числительное»

Обобщение изученного

Закрепление материала.

Самостоятельная работа

Итоги урока

Рефлексия

Итак, вспомните, из каких логических «блоков» состоит морфологический разбор любой части речи? Можем мы это назвать планом? – Да.

Под цифрой  I дается общее значение речи (т.е. дается определение)

Под цифрой II  - его морфологические признаки

1.н.ф.

2. постоянные морфологические признаки

3.непостоянные морфологические признаки

Под цифрой  III  - синтаксическая роль, которую эта часть речи выполняет в предложении.

Посмотрите, у каждого из вас есть макет нашей будущей схемы морфологического разбора имени числительного. По ходу урока блоки нашей схемы будут постепенно заполняться.

Ну а начнём мы с небольшой разминки-вспоминалки.

С этой целью мы проведём  Тэйк оф  - Тач Даун.  Ваша задача встать, если вы согласны с утверждением, не вставать, если не согласны. Отодвиньте  стулья, слушайте внимательно.

  1. Числительное обозначает порядок при счете?
  2. Числительное обозначает признак?
  3. Числительное обозначает количество?
  4. Отвечает на вопрос ЧТО?
  5. Отвечает на вопрос ЧЕЙ? Отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? СКОЛЬКО?

Молодцы! Обобщим, что такое числительное?

(Часть речи, которая обозначает число, количество и порядок при счете, отвечает на вопросы сколько, какой) – жетон за ответ

Зачем надо знать значение и вопросы части речи? (чтобы отличать числительное от других частей речи: глагола, прилагательного, существительного с числовым значением) – жетон за ответ

Запишите в первый блок схемы.

А теперь проверим  на практике, как вы умеете отличать им. числительные от других частей речи. Ваша задача: найти и подчеркнуть лишнее слово, обсудите, объясните выбор. Справившаяся команда получает жетон. Финк-Райт-Раунд-Робин(Подумай-запиши-обсуди в команде)

№1. Удвоить, двоиться, второй, раздвоить

№2. Семь, семеро, седьмой, семидесятилетие

№3. Три, третий, тройной, трое

№4. Пятый, пятёрка, пятак, пятерня. (1 мин)

Переходим ко второму блоку нашей схемы. Из предложенных  морфологических признаков партнёры по плечу №1-2 выбирают постоянные признаки, № 3-4  - непостоянные.

Время – 1 минута.

На доске: Относительные, количественные, простые, краткая форма, целые, притяжательные, дробные, число, падеж, собирательные, порядковые, спряжение, составные, род

Теперь проверим правильность заполнения. Поменяйтесь схемами с партнёрами по лицу. Проверяем. Что оказалось «лишним»? Что записали в постоянные признаки? В непостоянные? Дополните свои схемы. 30 сек.

Теперь, ребята, остановимся на каждом пункте нашего плана подробней. Начнём с постоянных морфологических признаков.

Первое задание:

Числительные нужно записать  в тетрадь, разделив на 2 столбика (порядковые – количественные) Время 3 минуты. Задание в электронном приложении к учебнику под ред. Разумовской тема «Что обозначает имя числительное» упр.2 вар.1 Проверка: меняемся с партнёром по плечу. Один из учеников расставляет на интерактивной доске, остальные проверяют. Жетон за правильный ответ. (группе)

Второе задание. Определить разряд этих числительных по составу. Самопроверка по образцу. У кого есть ошибка? Поднимите руку. В чём ошибся? Какие числ-е наз-ся простыми, составными, сложными? (Слайд №5) Жетон за правильный ответ. (группе)

Третье задание. Определить непостоянные признаки числительных. Работа с карточками. Rally Coach. Работаем в парах с партнёром по лицу.

Мы подошли к последнему заданию.  Осталось заполнить Назовите, что нам надо сделать?

(определить синтаксическую роль числительного) – жетон за ответ.

1 вар.

  1. Дважды два – четыре.
  2. Он учится в восьмом классе.
  3. Наша школа была построена в две тысячи тринадцатом году.
  4. Две книги лежали на столе.

2 вар.

  1. Первый урок закончился.
  2. На столе стояли три чашки.
  3. На столе не хватало двух чашек.
  4. Н.В.Гоголь родился в тысяча восемьсот девятом году.

Проверка: поменялись, проверили по образцу.

Определить синтаксическую роль выделенных существительных. Продолжаем работу в парах. Проверка по образцу. Кто ошибся? В чём? Исправляем.

Итак, посмотрите на свои блок-схемы, они завершены. Сверим их с планом морфологического разбора в учебнике. Стр.278. 

Обратите внимание: количественные числительные не имеют числа и рода, кроме слова один. Членом предложения являются в составе  словосочетания с существительным, к которому относятся.

У нас остался самый важный этап. Нам нужно применить нашу схему на практике и правильно выполнить морфологический разбор имени числительного.

Запишите упр.№ 614. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Запишите первое предложение. Совместный разбор числительного ста.

Далее – самостоятельная работа.

Проверяем, оцениваем работу: поменяйтесь                                                                                                                                                  

тетрадями, возьмите карандаши, проверяем, исправляем ошибки, считаем.

                                      Все правильно – 5 баллов,

                                      1-2 ошибки – 4 балла,

                                      3-4 ошибки – 3 балла,

                                      больше 4-х - 2

Резерв упр.615

Ребята! Наш урок подходит к концу. У кого больше жетонов? Тройку победителей определим по жетонам.

Остальные ребята молодцы, вы старались, но вам надо еще поработать над именем числительным

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Чему мы научились?

Поднимите красные карточки, кому все понятно по теме «Морфологический разбор числительного», зеленые, если у вас возникли проблемы или вопросы по каким-то пунктам, синие материал вы не поняли.

Домашнее задание:

1.выучить план морфологического разбора имени числительного,

2.  

  • выполнить упражнение № 616  
  •  выписать из СМИ текст из 4-5 предложений с использованием числительных и выполнить морфологический разбор двух числительных

Открытие новых знаний с опорой на ранее изученный материал

Составление  опорной схемы

Повторяют теоретический материал

Дополнение схемы.

Ответы на вопросы.

Обобщают материал

Ответы на вопросы.

Морфологический анализ  слов

Работают в группе: анализ морфологического материала, выбор, распределение. Заполнение схемы.

(Слайд №3,4)

Практическая работа с текстом: выделить информацию, переработать, применить полученные знания

1.Задание в электронном приложении к учебнику под ред. Разумовской тема «Что обозначает имя числительное» упр.2 вар.1

2.Слайд №5

Устная взаимопроверка и самопроверка

Ответы на вопросы.

Дополнение схемы.

Взаимопроверка и самопроверка

Выполнение практической работы

морфологический анализ числительного, по заданному алгоритму

Сопоставление выполненной работы с шаблоном, коррекция, взаимооценка по шаблону


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический разбор числительного"

Презентация содержит дидактический и иллюстративный материал к уроку....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфологический разбор деепричастия"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Морфологический разбор деепричастия"....

Разработка урока русского языка на тему "Морфологический разбор причастия" для 7 класса.

Разработка может быть использована для проведения открытого урока. Также в ней содержится раздаточный материал....