Разграничение НЕ и НИ как морфемы и как частицы. Урок в 7 классе
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Трясорукова Евгения Анатольевна

Цели для обучающихся (записаны на доске и спроецированы на экран интерактивной доски).

1.Знать грамматическое значение и основные признаки частицы как части речи, случаи употребления частиц Не и НИ с отдельными частями речи в составе предложения.

2.Уметь объяснять условия выбора Не и Ни, разграничивая их как морфему и как частицу, и употреблять их в собственной письменной речи.

Цели урока для учителя:

1.Систематизация и обобщение изученного о правописании НЕ-НИ с разными частями речи на основе алгоритма разграничения НЕ-НИ как морфемы и как частицы.

2.Обучение учащихся элементам комплексного анализа текста и созданию собственного текста (Монолога на лингвистическую тему)

3.Обогащение словарного запаса обучающихся (знакомство с понятиями: период, авторский  индивидуальный стиль),совершенствование пунктуационной грамотности обучающихся (знаки препинания при обращении, в с/п и с/с  предложениях при  прямой речи.

4.Обучение умению разграничивать НЕ-НИ на основе смысловой нагрузки, логического ударения и грамматического правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_programme_m.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по программе М.М. Разумовской: «Разграничение НЕ и НИ как морфемы и как частицы»

I этап.   Целеполагание.

Цели для обучающихся (записаны на доске и спроецированы на экран интерактивной доски).

1.Знать грамматическое значение и основные признаки частицы как части речи, случаи употребления частиц Не и НИ с отдельными частями речи в составе предложения.

2.Уметь объяснять условия выбора Не и Ни, разграничивая их как морфему и как частицу, и употреблять их в собственной письменной речи.

Цели урока для учителя:

1.Систематизация и обобщение изученного о правописании НЕ-НИ с разными частями речи на основе алгоритма разграничения НЕ-НИ как морфемы и как частицы.

2.Обучение учащихся элементам комплексного анализа текста и созданию собственного текста (Монолога на лингвистическую тему)

3.Обогащение словарного запаса обучающихся (знакомство с понятиями: период, авторский  индивидуальный стиль),совершенствование пунктуационной грамотности обучающихся (знаки препинания при обращении, в с/п и с/с  предложениях при  прямой речи.

4.Обучение умению разграничивать НЕ-НИ на основе смысловой нагрузки, логического ударения и грамматического правила.

II этап. Актуализация опорных знаний.

  1. Проверка домашнего задания (упр. 291)

Цель: учимся объяснять условия написания частиц НЕ-НИ.

Опрос-беседа:

- Что вы можете сказать о предложениях данного упражнения? В чём их особенность, что  в них общего?

-Назовите предложение, которое соответствует первому условию написания частицы НИ?

-Какие примеры написания частицы ещё встретились вам в этом упражнении?

-Есть ли пример слитного  написания слов с НИ? Объясните, почему?

2. Практическая работа на основе речевой ситуации.

Представляем текст. В чём его особенность? Почему его содержание вызывает недоумение?

-Мои дети почему-то  не жили в одной школе больше года, помогите понять, в чём причина?

- Да потому, уважаемая, что вы их нежили  больше, нежели следует.

? На чём основана  шутка?

(Каламбур – оборот речи, основанный на комическом обыгрывании сходно звучащих, но разных по значению слов и словосочетаний)

Образец выполнения:

Не жили – отрицательная частица при глаголе.

Нежили – глагол, синонимы: ласкали, оберегали, от слова нега.

Нежели – сравнительный союз = чем.

Задание: объясните постановку знаков препинания, начертите графическое изображение предложений. Какой вывод можно сделать о написании НЕ?

III этап.  Знакомство с новым материалом.

Цель: учимся разграничивать НЕ – НИ  в составе морфем и как частицу, т.е. служебную часть речи.

  1. Сформулируйте тему нашего урока. Запишите её.

Учитель: Сейчас мы будем работать, опираясь на слова известного философа Сенеки «Долог путь через правила, короток через примеры». Для этого обратимся к упражнению 293 и попытаемся, анализируя предложения этого упражнения, объяснить правописание частиц НЕ и НИ и приставок  НЕ- и НИ-

-Прочтите внимательно текст  про себя, затем выразительно вслух, выделяя при этом опорные слова и словосочетания, помогающие определить тему текста.

- Можете ли вы сказать, как в тексте передаётся авторское отношение к описываемому?

- Определите, что значит для автора Москва?

- Докажите, что это текст? Может ли одно предложение быть текстом? (понятие о периоде)

- Какова тема текста?

- Назовите основную мысль текста. В какой части текста она сформулирована?

- Чем вас удивило начало текста? (повтор НЕ-НИ) Как вы думаете, какую цель при этом преследовал автор?

-Какова роль НЕ и НИ в данном тексте? ( эмоциональность через отрицание-утверждение – одна из особенностей  Лермонтовского стиля написания)

2. Работа в парах. Объяснить  графически употребление НЕ – НИ . Работа  с интерактивной доской.

1 учащийся на интеракт.доске графически объясняет условия написания.

2 учащийся комментирует. Класс выполняет работу в тетрадях.

Создаём проблемную ситуацию: сложный случай орфографии.

ДОСКА:  Почти необозримой панорамой. (объяснить написание и лексическое значение слов, определить принадлежность слов к частям речи.) Объясняя написание НЕ, принадлежность к части речи,пользуйтесь типом речи – рассуждение.

СХЕМА: тезис – аргументы – вывод.

РЕЧЕВАЯ МОДЕЛЬ:

Я думаю, что это слово пишется …, так как ..

Я считаю, что это слово относится к …, так как ..

Следует различать НЕ и НИ как …

Если НЕ, НИ является…, то пишется …

ВЫВОД.

IV этап.  Закрепление нового материала

Работа по группам.1 гр. – упр. 357, 2 гр. – упр. 361. 3 гр. – 357. Самостоятельная работа.

Проверка работы. (модель спроецирована на экран)

Можно начать сообщение так:

- Не с разными частями речи может писаться …

Условия слитного написания таковы: …

Условия раздельного написания таковы: …

По аналогии делается сообщение о написании НИ с разными  частями речи.

Ответы обучающихся заслушиваются в группах: 2 отвечают, 2 рецензируют ответ по следующим критериям: полнота, правильность, последовательность, доказательность.

V этап. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Дом. задание (вариативное)

  1. Творцы: написать сочинение-миниатюру о г. Сальске, используя Не и НИ как частицу и как морфему.
  2. Исследователи: составить вопросы «на засыпку» к викторине НЕ и НИ за страницами учебника.
  3. Практики: составить задания для контрольной работы по теме «Правописание частиц Не и НИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса  разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...

Урок русского языка в 7 классе по программе М.М. Разумовской: «Разграничение НЕ и НИ как морфемы и как частицы»

Цели для обучающихся (записаны на доске и спроецированы на экран интерактивной доски).1.Знать грамматическое значение и основные признаки частицы как части речи, случаи употребления частиц Не и НИ с о...

Урок по естествознанию "Движение частиц вещества" 5 класс

Курс "Естествознание" по программе А.Е. Гуревич 5-6 класс...

Интерактивный тренажёр "Правописание буквы И и Ы после Ц в различных морфемах существительных, прилагательных, глаголов". 5, 6 класс. ФГОС

Интерактивный тренажёр предназначен для  закрепления знаний, выработки навыков, проверки знаний по теме "Правописание И и Ы в разных морфемах" . Перед использованием нажать кнопку "Показ слайдов"...

конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

Разработка урока "Взаимодействие частиц вещества", 7 класс

Урок в 7 классе по учебнику О.Ф. Кабардина...

"Морфологический разбор частиц". Урок русского языка в 7 классе.

Данная разработка урока содержит мультимедийную презентацию, которая не только позволит усвоить тему урока учащимися, но и поможет учителю воспитывать у учащихся положительное отношение к здоровому об...