Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Хробостова Елена Валерьевна

Данное пособие предназначено для самостоятельной подготовки старшеклассников к успешной сдаче единого государственного экзамена по русскому языку. Большое внимание в заданиях уделяется анализу исходного текста, полноценное и правильное восприятие которого является одним из решающих условий успешной работы над созданием сочинения-рассуждения. Сочинение-рассуждение рассматривается как специфическая речевая задача, для решения которой и предлагаются наиболее рациональные способы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_metod._razrabotok.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

157451 Костромская область, Кологривский район, п. Красный Бор,

ул. Школьная, дом 2, МОУ Илешевская СОШ.

Конкурс методических разработок.

Дидактический материал для учащихся при подготовке к ЕГЭ.

(упражнения, связанные с анализом текста и созданием сочинения-рассуждения)

                                                               Работу выполнила:

                                                  Хробостова Елена Валерьевна,

                                                                учитель русского языка и литературы

    высшей квалификационной категории.

                                                   2014 год.

Пояснительная записка.

Данное пособие предназначено для самостоятельной подготовки старшеклассников к успешной сдаче единого государственного экзамена по русскому языку. Большое внимание в заданиях уделяется анализу исходного текста, полноценное и правильное восприятие которого является одним из решающих условий успешной работы над созданием сочинения-рассуждения. Сочинение-рассуждение рассматривается как специфическая речевая задача, для решения которой и предлагаются наиболее рациональные способы.

Как работать с заданиями? Задача старшеклассников – найти свои слабые места, разобраться в материале, который по тем или иным причинам был не совсем прочно усвоен. При необходимости задать учителю конкретные вопросы. Поэтому, работая над упражнениями, учащиеся не должны пока гнаться за временем, а, напротив, анализировать каждую допущенную ошибку.

В науке анализ собственных действий называется рефлексией, вот учащиеся и должны попробовать отрефлексировать каждое своё действие, объяснить, почему выбрали именно такой ответ, на какую языковую закономерность опирались, выполняя задание.

Упражнения, связанные с анализом текста и работой над созданием сочинения-рассуждения, занимают совершенно особое место в ЕГЭ и позволяют набрать на экзамене максимальное количество баллов.

Упражнение 1 развивает умение понимать содержание прочитанного текста, в упражнении 2 предлагается вариант сочинения-рассуждения по тексту предыдущего упражнения с обучающим комментированием основных этапов выполнения работы (вступление, переход от одной части к другой и т.д.), с описанием приёмов, которые можно использовать при моделировании аналогичных текстов. Упражнение 3 является материалом для самостоятельной работы. Прочитав текст, старшеклассник должен написать сочинение, используя образец из предыдущего задания, который послужит своеобразной моделью-подсказкой.

Желаю успешно сдать экзамен по русскому языку!

    Упражнение 1. Работа с текстом.

    1.Прочитайте текст.

     (1) С детских лет у меня сложился образ писателя – человека чуткого,    

доброго, умного, совершенно необыкновенного: он всё знает о жизни, о людях, и сам он некий маг, кладезь человеческих судеб и чувств. (2) Он

   обладает тайной – обыкновенными печатными знаками создавать  

мир, который для тебя реальнее реального реального.

    (3) Когда в институтские годы я познакомился с Паустовским, я увидел в нём счастливый облик писателя и человека, близкий к образу чародея, созданного моим детским воображением. (4) Этот замечательный писатель – олицетворение человеколюбия, добра и благородства. (5) Сейчас, пожалуй, нет в нашей литературе другого мастера, который вырастил бы так много учеников. (6) Сколько неизвестных талантов он впервые отметил, скольким он привил любовь к тяжелейшему писательскому труду!

(7) Что касается славы, денег, шума и эстрадного успеха, то именно Паустовский внушал нам, своим ученикам, ту самую осторожность, которая  необходима, когда в подкованных сапогах идёшь по льду. (8)Всё чересчур оглушающе-шумное  и броское проходит, и остаются книги, и только книги, помогающие людям жить и быть людьми. (9) Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном. (10) для Паустовского всегда критерий истины – мораль, а критерий морали – прекрасное. (Ю. Бондарев)

2.Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

1)О чём говорится в этом тексте?

А) О значении писателя в духовной жизни общества;

Б) Об истоках писательского таланта;

В) О тайнах писательского мастерства;

Г) О губительном воздействии на становление молодого писателя слишком ранней славы.

2)Какое слово наиболее точно отражает позицию автора?

А)Критикует; Б)Доказывает; В)Вспоминает; Г)Опровергает.

   3)Какое высказывание искажает смысл текста?

А)В юности автор текста представлял себе писателя волшебником, способным создать новую реальность.

Б)Паустовский является наиболее ярким воплощением писателя, который вобрал в себя и талант творца, и человеческую красоту.

В)Паустовский считал, что красота есть наиболее полное выражение добра.

Г)Паустовский учил молодых писателей не увлекаться изображением общественных проблем, а искать свои темы, созерцая природу.

4)В каких словах и выражениях наиболее ярко отражается авторское отношение к личности Паустовского?

    1) «Замечательный писатель»;

2) «Нет другого такого мастера»;

3) «Неизвестных талантов»;

4) «Олицетворение человеколюбия, добра и благородства»;

5) «Чересчур оглушающее-шумное…»

А)1,2,4;  Б)1,5; В) 2,3,4;  Г)1,2.

5)Какое отношение к образу писателя автор выражает с помощью таких слов, как «маг», «чародей»?

А)Шутливо-ироничное; Б) Благоговейное;  

В) Приятельски-фамильярное; Г)Осуждающее.

6)Какое художественное средство неверно проиллюстрировано примером из текста?

А)Слова в переносном значении («кладезь»);

Б)Однородные члены (предложение 5);

В)Лексические повторы (предложение 8);

Г)Антонимы (предложение 7).

7)На какой вопрос нет ответа в этом тексте?

А)Какими чертами должен обладать подлинный художник;

Б)В чём заключается назначение писателя;

   В)Какой удивительной способностью обладает творец;

Г)Почему писателей всегда влечёт красота природы.

8)В каком высказывании наиболее точно отражена главная мысль этого текста?

А)Писательство – это тяжкий мучительный труд;

Б)Писатель, который служит только славе, постепенно становится рабом толпы;

В)Писатель должен нести мир веру в добро и красоту;

Г)Берегите книгу, потому что в неё вложены мысли и чувства великих людей!

Эталон:1(а);2(в);3(г);4(а);5(б);6(г);7(г);8(в).

Упражнение 2. Создание сочинения-рассуждения.

Напишите сочинение рассуждение по тексту предыдущего упражнения.

1.Вступление.

(Для создания вступления мы используем наиболее распространённый прием, который называется «Ключевое слово». Он выполняется следующим образом:1)определите тему исходного текста; 2)выделите ключевое понятие;3)раскройте смысл этого понятия. Текст, который вы прочитали, посвящён К. Паустовскому. Кто такой Паустовский? Писатель. Следовательно, слова «писатель» и «К.Паустовский» и есть те самые ключевые слова, слова-темы, смысл которых мы должны раскрыть. Кто такой писатель? Каково значение писателя в духовной жизни общества? Ответы на эти вопросы могут стать

    основой для развёртывания вступления. И ярким примером, раскрывающим высокий

смысл писательского призвания, является личность Паустовского. Теперь посмотрите на то, как может выполняться этот приём).

Писатель в России всегда был особенной фигурой, это был учитель, наставник, носитель истины, избранник Бога, который призван «глаголом жечь сердца людей». И ставшая уже хрестоматийной фраза Е.Евтушенко о том, что «поэт в России больше, чем поэт», (в-1: выражает, показывает, отражает, обозначает) высокое значение художника в (в-1: материальной, духовной) жизни общества. Одним из таких писателей, которые оставались верными призванию, был______________. Именно этому замечательному человеку посвящает свой текст Ю. Бондарев.

2.Комментированный пересказ текста.

 

    Автор текста рассказывает о том, что в детстве представлял писателя человеком  

   необыкновенным, «магом». И в облике К. Паустовского он увидел живое воплощение    

   этого детского представления. (Прокомментируйте этот момент.) Мне кажется, что    

    подлинный писатель на самом деле является «чародеем», волшебником: «перстами  

    лёгкими, как сон» он превращает мёртвые буквы в царственное слово, которое  

    вызывает у нас то радостный смех, то_________________слёзы.

К. Паустовский был не только выдающимся писателем, он был мудрым наставником, который учил молодых писателей служить великому (подтвердим это положение примером из текста): «Всё чересчур оглушающее-шумное и броское проходит, и остаются ___________, и только__________, помогающие людям____________и быть____________».

«Помогать людям________быть людьми» - и в этом, наверное, и состоит высшее призвание писателя.

3. Анализ художественных средств.

(Обозначьте отношение автора текста к личности Паустовского. Выражению этого чувства и будут служить художественные средства.)

Каждое слово в тексте наполнено теплом искреннего чувства к яркой личности Паустовского. Экспрессивно-оценочные слова («олицетворение человеколюбия,___________и_____________»), эпитеты («________облик»,

«_____________»), восклицания (предложение__), лексические повторы («книги и только книги») помогают автору создать незабываемый портрет К. Паустовского, раскрыть многогранность и своеобразие этого художника слова и замечательного человека.

4. Главная мысль исходного текста.

Прочитав этот текст, начинаешь с особой силой понимать, что писатель – это не просто сочинитель, а творец, который призван нести людям веру в силу добра и красоты.

Упражнение 3. Самостоятельная работа.

1.Прочитайте текст.

(1) Читать книги Достоевского трудно. (2) В них вроде бы всё понятно и всё увлекательно: читающего охватывает любопытство – что же дальше? (3) Судьба героев сразу, с первой страницы, становится важной, от книги не оторвёшься. (4) Но всё-таки читать трудно, даже мучительно.

(5) Вероятно, потому, что Достоевский не боится заглядывать в такие тайные уголки и углы человеческой души, мимо которых проходил даже великий Толстой.

(6) Или – нет. (7) Пожалуй, лучше сказать иначе: в романах Толстого – жизнь, как она есть, каждодневная, с буднями и праздниками, с радостью и горем, с унынием и восторгом, с прозрениями и ожиданием чуда, потерями и находками. (8) Читатель узнаёт в героях Толстого себя и радуется узнаванию, сопереживает героям, жалеет их, любит, иногда сердится на них, раскаивается в совершённых ими поступках, потому что и сам мог бы совершить те же ошибки.

(9) Достоевский не пишет о жизни каждого дня. (10) В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда.

(11) Герои Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (12) Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (13) Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (14) Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (15) Читая, мы проникаемся состраданием. (16) Это очень нужное человеку понятие: СО-СТРАДАНИЕ.

(17) Да, мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души, как ни мучительно читать Достоевского (Н.Г. Долинина)

2. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

  1)Какое высказывание искажает смысл текста?

   А) Достоевский изображает унылую повседневность, в которой задыхаются  

  его герои.

  Б) Читая произведения Толстого, мы узнаём в его героях самих себя.

  В) На первый взгляд, произведения Достоевского кажутся простыми и  

  понятными.

  Г) Герои Достоевского попадают в исключительные обстоятельства, в  

  которых обнажаются все потаённые уголки их души.

2)Определите стиль и тип речи этого текста.

А) Публицистический, рассуждение;

Б) Художественный, описание;

В) Научный, повествование;

Г) Разговорный, рассуждение.

3)В каком предложении есть фразеологизм, имеющий значение «стать чьей-то участью»?

А) 4; Б) 5; В) 10; Г) 14.

 4)Какие три художественных средства из пяти названных используются в этом тексте?

1) Ряды однородных членов (предложение 7);

2) Антитезы (предложение 14);

3) Парцелляция (предложение 6);

4) Риторический вопрос (предложение 2);

5) Эпитеты (предложение 5).

А) 1,2,3; Б) 2,4,5; В) 1,3,4; Г) 1,2,5.

5)Какую цель ставит перед собой автор текста?

А) Доказать, что Достоевский как художник стоит выше, нежели Толстой;

Б) Раскрыть значение Достоевского в духовной жизни человека;

В) Рассказать о неисследованных аспектах творчества Достоевского;

Г) Опровергнуть устоявшееся мнение читателей о том, что романы Достоевского просты и лишены философской глубины.

6)С какой целью, по мнению автора текста, следует читать книги Достоевского?

А) Расширить свой культурный кругозор;

Б) Понять, как раньше жили простые люди;

В) Ощутить красоту русской природы;

Г) Научиться понимать другого человека.

Эталон: 1(а); 2(а); 3(в);4(г); 5(б); 6(г).

3. Опираясь на образец, напишите сочинение-рассуждение по этому тексту.

1. Варианты начала.

а) Приём «Ниточка».

«_________________________» - так начинается______________. Уже в первом предложении (как?) _________________(в-1:обозначена, выражена, сформулирована, представлена)________________текста. Достоевский – (оценочный эпитет)_______________(в-1: писатель, художник, прозаик, мастер слова), который оказал огромное воздействие на_______________ жизнь  общества. (Обозначим свою позицию) Да, Достоевского очень трудно_______. Я хорошо помню (расскажите о своих впечатлениях, вызванных прочтением произведений Достоевского)…

б) Приём «Ключевое слово».

(Текст посвящён творчеству Достоевского. Мы сделаем шаг назад в движении мысли, то есть перейдём к исходному тексту постепенно: сначала скажем, кто такой Достоевский, какую роль он сыграл в духовной жизни общества.)

______________Достоевского навсегда вошло________________________.

Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его (приведите названия известных произведений Достоевского)«_________»,

«____________», «____________». Тревожная мысль всегда будет _________

сердца и умы____________. Не случайно именно _____________художнику посвящает свою статью_____________.

2. Основная часть. Комментирование исходного текста.

В самом начале Н. Долинина пишет о том,что _________________, не просто трудно, а (вставьте оценочное слово из статьи) «______________». Почему произведения, в которых как будто бы всё ____________и_____________, читать______________? Автор статьи на этот вопрос даёт такой ответ (приведите цитату, возможно, вам придётся её сократить, если она окажется слишком длинной): «_____________________________________».

Автор не случайно сравнивает Достоевского с __________________: эти

________________________ художника с __________________ силой раскрыли правду о человеке, стали совестью народа. При этом они сильно отличались друг от друга. Если у Толстого _______________________, то

________________________________________.

(Включим в текст рассмотрение художественных средств.)

Ряды однородных членов (________________________________), антитезы

(«__________________________»), синтаксические параллелизмы

( предложения_______) помогают раскрыть сложность и ______________

художественных исканий великих классиков. Автор статьи использует вводные слова ( «__________», «___________»), сложноподчинённые предложения, которые помогают отразить движение главной мысли.

(Перейдём к рассмотрению главной мысли.) Автор статьи считает, что смысл литературы заключается в том, чтобы_______________ в людях (цитата из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»)

«чувства_____________». Читая Достоевского, мы «_________________».

(Введите комментарий). Писатель учит нас понимать другого человека,

(ключевое слово из текста статьи) «______________» тому, кто нуждается в нашем сочувствии.

3. Заключение. По цитате.

(Очень важный момент! Мы введём цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста.)

«Самый забитый, самый последний человек есть тоже человек и называется

«брат мой»» - в этих словах выражена писательская миссия_____________.

Он (как?)_____________любил человека, показывал ему путь__________

спасению. И, прочитав статью _____________, начинаешь с ____________

силой понимать, какое важное место в духовной жизни ________________

занимают______________ Достоевского.

В помощь выпускнику, выполняющему   задание  С  на  ЕГЭ  по  русскому языку.                                     Пошаговая инструкция.

                                              Основные   части:

1. Определить    тему  текста,  выявить  и  сформулировать  одну  из  проблем,  поставленных  автором  текста.

2. Прокомментировать  эту  проблему.

3. Определить  и  сформулировать  позицию  автора  по  отношению  к этой          проблеме.

4. Сформулировать  и  аргументировать  собственное  отношение  к поставленной  проблеме.

                            Композиция  сочинения  части  С.

1.  Вступление.( сообщение  о  теме, авторе, положительном   впечатлении о тексте, именительный  темы, цитата, риторический  вопрос, риторическое  восклицание )

2.Основная  часть :                                                                                                                           --анализ  проблематики  текста( перечисление  проблем)                                                                     -выбрать  одну  из  рассматриваемых  проблем, чётко  её  сформулировать,  мотивировать  выбор;

-растолковать  проблему,  разъяснить, охарактеризовать  её,  сказав  об  отношении  общества  к  ней,  её актуальности,  новизне;  объяснить  интерес автора  к  проблеме,  ходе  его  мыслей;

--Формулирование  позиции  автора,  объяснение причины  такой  позиции.

-Изложение  собственного   мнения :

*выражение  согласия, несогласия  с  автором,  принятие  или  непринятие  его  позиции;

*формулирование  собственной  позиции;

*доказательство  справедливости  собственной  позиции(подобрать  не   менее 2х-доводов,  доказывающих  справедливость  тезиса;  подкрепить   доводы  конкретными  примерами ,  ссылками.

*вывод из  аргументации(сделать  вывод  о  верности  позиции,  справедливости  тезиса)

3.Концовка( нравственный  вывод, призыв, пословица,  пожелание  на  будущее,  риторическое  восклицание).

               

           С  чего  начать  сочинение?

1.Определение   темы  текста( возможное начало) :

«Автора  текста, который  я  прочитал(а) , привлекает  тема… Через весь текст проходит мысль о том ,что…»

*Сообщение  об  авторе:

« ФИО - настоящий  мастер  слова,  публицист, автор  многих  статей  на  нравственные  темы. Текст,  который  я  прочитал(а), заставил  меня  задуматься  о  …»

*Именительный  темы:

«Книга…   Кто  из  нас  не  задумывался о пользе  чтения?..»

«Сергей Есенин… Его можно назвать поэтом-волшебником , который открыл нам  дивный мир природы».

« Дружба- это одно из самых светлых чувств, которое  зачастую оказывается крепче  кровных родственных связей, так как в дружбе людей  связывает не биологическое родство , а духовная близость. «

*Риторический  вопрос:

«Человек и природа. Каково их влияние друг на друга? Как  необходимо человеку  относиться к окружающему миру , чтобы сохранить  его для будущих  поколений?  Эти вопросы волнуют …«

*Пословица:

«Народная  мудрость  гласит :»Не  имей  сто  рублей,  а  имей сто  друзей».  Справедливо  ли  это утверждение ? Поиску  ответа  на  данный  вопрос  посвящен  текст   писателя (ФИО)».

Сочинение  нежелательно  начинать  с  избитых  фраз  типа « Темой  текста  является..»,

«  В   этом  тексте  говорится…».  Вступление  должно  быть  ярким,   своеобразным,  говорить  об  индивидуальности  автора  сочинения,  свободе  его  мышления.

           

Обоснование  актуальности  темы  текста.  Используйте  фразы:

«Актуальность   темы  текста (ФИО)   определяется  тем  , что  …»                                    

«Текст (ФИО) посвящен   актуальной  теме…»

«Сегодня  актуальность  темы,  поднятой …  в  тексте, не ослабевает,  потому  что…»

« Всё  сказанное  определяет  актуальность темы  текста (ФИ писателя)»

«Тема… , которой  посвящен  текст  известного  писателя…,  актуальна, так  как…»

« … - вот  тема  рассуждений  писателя….  Её  актуальность   очевидна,  ведь  сегодня…»

«Тема , поднимаемая  автором, не  утратила  своей  актуальности  и сегодня в  связи  с  тем, что...»       

 2.  Вычленение    проблем  исходного  текста.

Проблема-  сложный  вопрос, требующий  разрешения, изучения.

Обычно  проблема  подсказана  темой,  вытекает  из неё, но далеко не  всегда  чётко  формулируется  самим  автором

Проблема  может  быть  сформулирована  в  виде  вопроса: « Что  такое счастье? Бывает ли человек абсолютно счастлив?», « Необходимо  ли  милосердие  в  нашей  жизни?» « Что заставляет человека  чувствовать себя одиноким?» « Как  взаимосвязаны  нравственные устои общества и  развитие страны в целом?» 

Или   как  сочетание  слова  «проблема»  с  существительным  в  родительном  падеже:  в тексте поднимается   проблема  милосердия, чести, исторической памяти, роли литературы в  духовной жизни современного общества, нравственного  выбора (между  чем  и  чем), социальной  справедливости, жестокого  отношения (к  чему  или  кому), одиночества,  экологии, взаимоотношения  «отцов и детей»,

цели  и  смысла  (жизни, писательского  труда  и  т.д),  сложности  жизни, роли  ( книг, музыки ,природы и т.п.)  в жизни  человека  и  др.

  Как  правило,  описанный  случай  для  автора -  иллюстрация  к  его  размышлениям о  проблеме.

Используйте  фразы:

»Автор  поднимает  важную  проблему…»

»Проблема,  которую  рассматривает  автор, заключается в  том, что…»

»Проблема, которую  поднимает  автор, волнует  умы…  ».

»Проблема…привлекает  внимание  многих  …   .  Задумался о ней и…»  »Обращение  к  тексту…заставило  меня   задуматься  о  проблеме… , которую  и  рассматривает  автор.

» Что  есть… ?  В  чем… ?  Эту  важную  для  каждого  проблему  поднимает автор  текста.»

»Волнующая    всех нас  проблема…  поднимается  известным  писателем …           

     

  3.     Определение  позиции   автора.

Ответьте  на  следующие  вопросы:

-что  хотел  сказать  своим  читателям  автор, создавая  текст?

-как  автор  оценивает описываемую конкретную  ситуацию , поступки  героев?

Используйте   фразы:

«    Рассуждения  автора  посвящены  проблеме…     Автор(ФИ)  придерживается  следующего  мнения…»

« Внимание  … привлекает  проблема…  .   Позиция  его  заключается  в  том,  что…»

«  Рассматривая  проблему… , автор  весьма  четко  формулирует  собственное  мнение:  он…»

«  Позиция  автора  заключается  в  том,  что… «

«Анализируя  проблему… ,  писатель  приходит  к  выводу  о том , что…»

«Рассуждения…  касаются  проблемы… .  Позиция  автора, заявленная  открыто, заключается  в  том,  что…»

«Автор  так  определяет  своё  отношение  к …

Если  автор  рассказывает  о  каком-то  событии,  не  вмешиваясь  в  повествование, и  его  позиция  не  обозначена  прямо, можно  написать  примерно  следующее:

«Писатель  не  высказывает  своего  отношения  к  происходящему, но  мы, читатели, прекрасно  понимаем , что  так  поступать  недопустимо, потому  что  это  влечёт  за  собой… «.

*Некоторые  авторы  говорят  от имени  героя-рассказчика. Что  делать  в  таких  случаях?

-Чаще  всего  ответ  надо  искать  в  речи  героя, его поступках, размышлениях, отношении к окружающим. Из этого можно  сделать  вывод  о  том, что  он   собой  представляет.

* Не  надо  ставить  знак  равенства  между  автором  и  героем-  рассказчиком.

*Если проблема  представлена  в  форме  вопроса, то  позиция  автора должна  звучать  как  ответ  на  этот  вопрос.  Если  по  формуле «проблема +существительное  в  родительном  падеже», то  это  существительное  должно  звучать в  обозначении  авторской  позиции.

4.Формулирование   собственной  позиции(собственное  мнение)

Не  должно быть  просто: «Я  согласен  с  автором, что…»

Нужно  писать  примерно  так: « Я  согласен/не согласен  с  автором , потому  что…  и  считаю…

«Думаю, что  следует  согласиться  с  автором  в том, что…»

«Я  одобряю  позицию  автора  и  вслед  за  ним  скажу, что…»

«Мне  близка  позиция  автора  относительно…    . Я  тоже  считаю, что…

«Я  разделяю  мнение  автора  и  считаю, что…»

«В  целом  разделяя  позицию  автора  относительно… , выскажу особое  мнение   о…  .  Я  считаю, что…»

« Нет  сомнения в  том, что  слова  автора  о …   заслуживают   одобрения.  По  моему  мнению, …    .»

«  Пожалуй,  я  соглашусь  с  автором  в  том , что…  .   Однако  на  вопрос  о     … у   меня  собственная  точка  зрения, которая  состоит  в  том,  что…».

                       Подбор  аргументов

1.Эпизоды  художественных   произведений.

2.Характеристика  литературных  героев.

3.Факты, события, выводы  науки(теории, гипотезы, аксиомы)

4.Статистические  данные.

5.Свидетельства  очевидцев.

6.Ссылки  на  авторитетных  людей, цитаты  из  их  трудов и  произведений.

7.Пословицы  и  поговорки, отражающие  народную  мудрость .

8.Обращение  к Библии.

Цитировать  нужно  осторожно  и  лучше  не  пользоваться  кавычками, а  давать  цитату  в  своём-  по  возможности точном-пересказе.

Вспомним встречу  И. Пущина  с  А.С.Пушкиным, находящимся под надзором полиции. И. Пущин  описывает свои чувства, вызванные неожиданной встречей с другом: «бегу, «выскакиваю», « тащу» , « целуемся».Друзей переполняет радость встречи. Мгновения  того памятного дня  как бы  оживают в наших глазах. И  невольно вспоминаются  пушкинские строчки, адресованные другу : « Мой первый друг -мой друг бесценный…»

                              Аргументы.

1.Пословицы:

 «Птицы сильны крыльями , а люди- дружбой»

 »Друзья познаются в беде»

«Без друга на сердце вьюга»

«Всякому мила своя сторона»

«Терпение и труд всё перетрут»

«Смерти бояться – на свете не жить»\

«Всяк человек своего счастья кузнец»

«Жизнь дана на добрые дела»

«Умную голову почитают смолоду»

«Грамоте учиться -всегда пригодится»

« Знание-сила»

« Книга -к мудрости ступенька»

« С лица воды не пить»

«Береги честь смолоду»

  Мысли мудрых людей

» Счастливая доля- гордиться друзьями»( В.Фёдоров)

«Человеку нельзя жить без Родины как нельзя жить без сердца» ( К.Паустовский)

«Труд облагораживает человека» (В.Г.Белинский)

«Праздность- корень зла всему»( А.Суворов)

 «Злые языки страшнее пистолета»(А.С.Грибоедов)

«Наша земля- наш родной дом»(С.Залыгин)

«Память- важнейшее свойство бытия. ( Д.С.Лихачев)

« Боль «младшего брата» прими как свою»(М.Пришвин)

«Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым»( Л.Н.Толстой)

«Никогда не знает меры счастье» (Сенека

                 

                      Анкета-заявка участника конкурса методических разработок.

  1. Хробостова Елена Валерьевна.
  2. 29.04.1969 год.
  3. МОУ Илешевская СОШ 157451 Костромская область, Кологривский район, посёлок Красный Бор, ул. Школьная, дом 2.
  4. Учитель.
  5. 24 года.
  6. Русский язык и литература.
  7. 11 класс
  8. Интегрированный урок литературы и истории
  9. Урок подготовки к сочинению по литературе.
  10.  157451 Костромская область, Кологривский район, посёлок Красный Бор,

ул. Южная, дом 3,кв.1. телефон: 89106609754, электронный адрес: xrobostova@rambler.ru

  1. Голубева Надежда Александровна.
  2.  157451 Костромская область, Кологривский район, посёлок Красный Бор,

ул. Школьная, дом 2. Электронный адрес: ilechevo@rambler.ru.,         

телефон: 8(49443)4-41-02.

  1.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для подготовке ЕГЭ по математике

Этот материал позволит проверить знания учащихся для подготовки к ЕГЭ....

Справочный и дидактический материал для подготовки к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе

Материал будет полезен обучающимся 9 класса и учителям русского языка, материал содержит справочные и дидактические материала для решения части В1-В4...

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы

Представленный материал может использоваться на уроках литературы при проведении творческих работ. Творческие работы организуются по готовым текстам, представляющим собой отрывки из критических статей...

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по теме: Не и ни, н и нн.

Тренировочные задания по темам :"Не и ни", "Н и нн" -помогут при подготовке к ЕГЭ. Предложения взяты из книги "Письмовник" современного прозаика , лауреата премии "Большая книга"  Михаила Шишкина...

Дидактический материал для подготовки к сочинению-рассуждению ГИА

Цель дидактического материала - помочь учащимся при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при подготовке к итоговой аттестации (ГИА, 9 класс)....

Дидактический материал для подготовки к ГИА

Тематические карточки для подготовки к ГИА....