Программа факультативного курса «Лингвостилистический анализ текста» (по русскому языку)
материал по русскому языку на тему

Аракелян О.Ю.

Предлагаемое планирование предполагает изучение языка на текстовой основе при помощи использования элементов лингвостилистического анализа текста, основанного на функционально-семантическом подходе. Совершенствование навыка лингвостилистического анализа может стать своеобразным «мостиком» между лингвистическим и литературоведческим анализами, так как его объектом служит текст как «структура словесных форм в их эстетической организованности», что способствует развитию и литературоведческих навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»

Программа факультативного курса

по русскому языку

по теме «Лингвостилистический анализ текста»

Учитель Аракелян О.Ю.

2013-2014


Пояснительная записка

В рамках работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации с целью систематизации пройденного материала на основе выявления связей между языковыми единицами и дальнейшего углубления знаний по лингвистике и стилистике считаю целесообразным продолжать обучение учащихся анализу текста и развитие умения составлять свой текст.

Текст является, на наш взгляд, основой обучения языку и необходимым языковым умениям, поэтому систематическая работа по анализу текста непременно обогатит языковую культуру учеников и будет способствовать формированию основных компетентностей: лингвистической, познавательной, информационно-коммуникативной и социально-мировоззренческой.

Предлагаемое планирование предполагает изучение языка на текстовой основе при помощи использования элементов лингвостилистического анализа текста, основанного на функционально-семантическом подходе. Совершенствование навыка лингвостилистического анализа может стать своеобразным «мостиком» между лингвистическим и литературоведческим анализами, так как его объектом служит текст как «структура словесных форм в их эстетической организованности», что способствует развитию и литературоведческих навыков.


Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие. Типы анализа текста.

1

2-3

Система языка. Основные единицы языка. Комплексное повторение.

2

4

Текст. Специфика текста (обобщение).

1

5

Типы речи.

1

6

Стили текста.

1

7

Тематическое единство текста.

1

8

Композиционное единство текста.

1

9

Стилеобразующие функции языковых единиц.

1

10-11

Языковые средства передачи идейно-тематического содержания.

2

12-13

Языковое оформление стилевых особенностей текста.

2

14-15

Орфографическое оформление текста.

2

16-17

Пунктуационное оформление текста.

2

18-19

Синтаксические особенности текста.

2

20

Звуковые средства художественной изобразительности.

1

21-22

Словесные средства художественной изобразительности.

2

23

Создание текста о тексте.

1

24-25

Лингвостилистический анализ прозаического текста.

2

26-27

Лингвостилистический анализ поэтического текста.

2

28-29

Лингвостилистический анализ публицистических сочинений.

2

30

Практическое занятие.

1

31

Практическое занятие.

1

32

Зачет.

1

33-34

Итоговая конференция.

2


Список литературы

  1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.,1981.
  2. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М., 1991.
  3. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - М., 1988.
  4. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста.
  5. Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М.,2003.
  6. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ текста.
  7. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка.