Программа по русскому языку для 9 класса по учебнику Панова
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

Программа по русскому языку для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_9_uchebnik_panova_v.docx64.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»

Согласована:   _________________                                                              Утверждена:  

Руководитель МО /Грицаюк Н.В.   /                                                            Директор________    /Линник И.А. /

Согласована:   _________________                                                              Приказ  № 411 от  30.08.2013г.

Зам. директора      /   Лайпанова Е.А.   /

Рабочая программа

по русскому языку в 9В классе

на 2013 -2014 учебный год

количество недель 35, количество часов в год- 70 часов, количество часов в неделю 2 часа

методическое объединение учителей русского языка и литературы

учитель  Горбунова Любовь Ивановна

Составлена в соответствии с программой (Программа к учебникам под редакцией М.В.Панова «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/Л.Н.Булатова, В.В.Дибобес, Н.Е.Ильина, М.В.Панов.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008): общеобразовательных учреждений по русскому языку, рекомендованной Департаментом общего образования Министерства образования Российской Федерации, под ред. М.Г.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского – М.:Просвещение, 2002

Учебник . Русский язык.9 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/М.В.Панов, С.М.Кузьмина, Л.Н.Булатова и др.: под редакцией. Д-ра филол наук, проф. М.В.Панова.-2-е изд.-М.:ООО « Русское слово-РС»,2010.

Рассмотрена на заседании методического объединения. Протокол № 1  от

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(9 КЛАСС)

Тематическое планирование разработано применительно к примерной учебной программе основного общего образования по русскому языку (5–9 классы).

Обновленные цели обучения русском  языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского  языка и приоритетные направления в его преподавании. Стратегической целью школы на 2013-2014 учебный год является: создание условий по формированию коммуникативной компетенции как фактора, влияющего на социализацию обучающихся.

Важнейшими  у с л о в и я м и   р е а л и з а ц и и  разработанного стандарта являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русского  языка в основной и старшей школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Современные достижения лингвистики, психолингвистики, функциональной грамматики и других отраслей языкознания, накопленный опыт преподавания языков создают предпосылки для разработки вариативных методических систем с ярко выраженной речевой направленностью.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения:

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Компетентностный подход к содержанию обучения русскому языку определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

В разделе: основные методы и формы работы,технология представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения,  определены дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств в различных сферах и ситуациях общения. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся,  представлены дидактические единицы, отражающие научные сведения о русском языке, об истории и культуре народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификции, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу “готовых знаний”, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая програма предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с примерным учебным планом, рекомендуемым программой общего образования):

• в 9 классе предполагается обучение в объеме  70 часов;

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы “предметных результатов” (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения (КСО), межпредметных интегрированных уроков.

На ступени основной школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания. Значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку, в представленном планировании уроков 5–9 классов реализуется базовая программа продвинутого уровня, выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, планируемые результаты, что представлено в схематической форме ниже.

Реализация учебной программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.

На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять “иными словами”), формулировать выводы.

Для решения опознавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.

Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 6 классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, видеофильмы, лингвистические справочники и словари.

Требования к уровню подготовки

учащихся 9 класса

В результате изучения русского языка ученики должны

знать:

- смысл основных лингвистических понятий, изученных в курсе;

       - типы синтаксических отношений и способы их выражения;

       - основные нормы русского литературного языка(орфоэпические, лексические, грамматические. Орфографические, пунктуационные) и нормы речевого этикета;

Понимать:

-отношения между предикативными конструкциями в составе сложного предложения;

-роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значение родного языка в жизни человека и общества;

уметь:

-производить синтаксический разбор сложных  предложений;

-определять тему , основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

-перерабатывать информацию текста и оформлять ее в виде схемы, плана, таблицы,тезисов, аннотации, конспекта;

-целесообразно использовать различные виды монолога(повествование, описание, рассуждение) и диалога.

Контроль  за деятельностью обучающихся с целью проверки ЗУН осуществляется с   использованием следующих форм:

  • устные ответы учащихся;
  • контрольный диктант с грамматическими заданиями, словарный диктант, терминологический; выборочный;
  • комплексный анализ текста;
  • тест;
  • изложение (подробное, сжатое, выборочное);
  • сочинение - описание пейзажа, помещения, действий человека;
  • сочинение-рассказ по сюжетным картинкам, с включением части готового текста;
  • редактирование текста.

Критерии оценки ЗУН.

  • Оценка устных ответов:

Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и  самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но :1)излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры: 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2»ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил , искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал;

  • Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть выставлена при 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других есть однотипные  и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено более 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок, или более 3 орфографические и 5 пунктуационных, или более 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

  • При выполнении дополнительных заданий оценка выставляется следующим образом:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта оценка ставится следующим образом:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором 5 и более ошибок.

  • Оценка за сочинения и изложения.

1.Содержание и речь:

«5»: допускается1 недочёт в содержании, 1-2  речевых недочёта;

«4»: не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

«3»: не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов;

«2»: 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

2.Грамотность оценивается в соответствии с нормами оценки за диктант и учитываются грамматические ошибки: «5»-1 ошибка, «4»-2 грамматических ошибок,»3»-1 ошибки,»2»-7 ошибок.

  • Критерии оценивания тестовых заданий:

«5»-91%;

«4»-74%;

«3»-58%.

  • Критерии оценивания проектной работы:
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы-( 0-3 балла);
  • социальное и прикладное значение полученных результатов ( 0-3 балла);
  • уровень организации и проведения презентации: обеспечение объектами наглядности и информационная поддержка( 0-3 балла);
  • защита проекта: доказательность, логика, научная речь(0-3 балла;
  • особое мнение комиссии (0-3 балла).

Итого: максимальное количество 15 баллов.

«5»- 13-15 баллов;

«4»-10-12 баллов;

«3»-7-9 баллов.

«2» проектные работы не оцениваются.

На уроках русского языка используются современные технологии и элементы технологии встречных усилий.

Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Русский язык.8 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/М.В.Панов, С.М.Кузьмина, Л.Н.Булотова и др.: под редакцией. Д-ра филол наук, проф. М.В.Панова.-2-е изд.-М.:ООО « Русское слово-РС»,2010.

3 Русский язык для 8 класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, Н.Т. Баранов и др.- М.:Просвещение 2009

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор “Русский язык” (система обучающих тестов);

– репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

– репетитор “Русский язык” (весь школьный курс);

– обучающая программа “Фраза”;

– программа “Домашний репетитор”;

– орфотренажер “Грамотей”.

Приложение 1

Количество часов всего  70  ч

Плановых контрольных уроков 5 ч.

Уроков по развитию речи   20 ч.  на творческие работы и работы с тестом

Дополнительная литература: Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 8 классе», « Поурочные разработки к учебнику М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык 7 класс» / В.а. Лебедев. – М.: Дрофа, 2002

Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы) 8 класс/ составитель Л.Н.Ситникова. – Волгоград: Учитель, 2006


1№

п/п

Раздел

УУД

Тема урока

Содержание

Кол-во

часов

Дата

Тип урока

(по главной цели)

Вид контроля

Требования к уровню подготовки

Корректировка

I

Повторение синтаксиса простого предложения .Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и пути их преодоления, анализировать образцы устной и письменной речи. Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Выявлять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста. Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Опознавать грамматическую основу простого предложения и простого предложения осложненной структуры. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Разграничивать односоставные и двусоставные предложения. Понимать условия однородности членов предложения. Анализировать и характеризовать предложения с однородными членами. Моделировать и использовать в речи предложения с разными типами однородных членов. Понимать сущность обособления, общие условия обособления. Осознавать функции вводных конструкций в речи. Группировать вводные конструкции по заданным признакам. Анализировать предложения с вводными конструкциями.

1.

Словосочетание и предложение.

Словосочетание . Основные признаки словосочетания

1 ч.

02.09-7.09

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный опрос.

Знать основные признаки словосочетания. Уметь находить словосочетания и вычленять их из текста

2.

Типы простого предложения.

 Предложение как основная ед. синтаксиса Предложение как речевое высказывание. Средство выражения мысли Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложения утвердительные и отрицательные

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный опрос.

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц

3.

Знаки препинания в простом предложении

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды односоставных предложений

1 ч.

9-14.09

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный опрос.

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений

4-5

Р. Р. Сжатое изложение

Особенности сжатого изложения. Основные приемы сжатия текста

2 ч.

9-14.09

16-21.09

Урок развития речи

Изложение текста

Знать особенности сжатого изложения, уметь определять тему, основную мысль текста, применять приемы сжатия

6.

Контрольная работа. Тест

 Синтаксис и пунктуация простого предложения. Словосочетание.

1ч.

Урок контроля

Контроль

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма

II

Сложное предложение. Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями. Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные), определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Моделировать ССП, СПП, БСП по заданным схемам. Оценивать правильность построения ССП, СПП, БСП. Определять главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, разграничивать союзы и союзные слова, распознавать и разграничивать виды СПП с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной. Наблюдать за особенностями использования ССП, СПП, БСП в текстах разных стилей и жанров. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами связи.  

7.

Понятие о сложном предложении

Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей СП. Основные средства синтаксической связи между частями СП

1 ч.

23-28.09

Повторительно-обобщающий урок

Наблюдение, упражнения

Текущий, фронтальный устный опрос.

Уметь различать простые и сложные предложения, определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их

8.

Союзные и бессоюзные  сложные предложения. СПП и ССП.

Типы СП. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания

1 ч.

Урок усвоения новых знаний

Наблюдение, упражнения

Текущий, фронтальный устный опрос.

Знать классификацию СП, уметь разграничивать СП разных типов

9.

Понятие о сложносочиненном предложении

ССП, его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения

1 ч.

30.09-5.10

Урок усвоения нового материала

Наблюдение, упражнения

Текущий, фронтальный устный опрос.

Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схеме

10.

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

ССП с соединительными, разделительными, противительными союзами

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Наблюдение, упражнения.Текущий, фронтальный,ус-тный опрос.

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

11.

ССП с разделительными союзами

Смысловые отношения между частями ССП

ССП с разделительными союзами

1 ч.

7-12.10

Урок усвоения нового материала

Наблюдение, упражнения

Текущий, фронтальный, устный опрос.

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

12.

ССП с противительными союзами

ССП с противительными союзами

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Наблюдение, упражнения

Текущий, фронтальный, устный опрос.

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

13.

ССП с пояснительными союзами

ССП с пояснительными союзами

1 ч.

14.-19.10

Урок усвоения нового материала

Наблюдение, упражнения

Текущий, фронтальный, устный опрос.

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

14-15

Р. Р. Сочинение- рассуждение

Тип речи рассуждение. Тема текста-рассуждения, его основная мысль

2ч.

14.-19.10

21-26.10

Урок развития речи

Наблюдение,  составление текста определённого стиля и типа речи

Уметь писать текст на заданную тему

16.

 Знаки препинания в ССП

Знаки препинания в ССП. Смысловые отношения между частями ССП

1 ч.

Урок закрепления изученного

Текущий, фронтальный, устный опрос

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения

17.

Синтаксический  разбор ССП

Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП

1 ч.

28.10-2.11

Повторительно-обобщающий урок

Практикум,  мини диктант с грамматическим заданием

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных типов, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить запятые

18.

Контрольная работа по теме «Сложносочинен-

ное предложение»

Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП

1 ч.

Урок контроля

Контроль

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма

19.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Графическое обозначение орфограмм в словах, написанных с ошибками, пунктуационный разбор ССП, в которых допущены пунктуационные ошибки

1 ч.

11.11-16.11

Урок коррекции знаний

Уметь объяснять с применением орфографических и пунктуационных правил правописание слов и постановку знаков препинания

20.

Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части в СПП

СПП, его строение. Главная и придаточные части. Средства связи СПП: интонация, подчинительные союзы, союзные слова

1 ч.

Урок усвоения новых знаний

Наблюдение, упражнения

Текущий, фронтальный,устный опрос.

Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания

21.

Что такое тип СПП?

СПП, его строение. Главная и придаточные части. Средства связи СПП: интонация, подчинительные союзы, союзные слова

1 ч.

18-23.11

Урок усвоения новых знаний

Наблюдение, упражнения

Текущий, фронтальный, устный опрос.

Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания

22.

Придаточные определительные

СПП с придаточными определительными

Основные группы СПП по значению и строению. СПП с придаточными определительными

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Тренировочные упражнения, схематический диктант

Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных словУметь опознавать в тексте СПП с придаточными определитель

ными по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений.

23.

Придаточные изъяснительные

Придаточные изъяснительные Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы

1 ч.

25-30.11

Урок усвоения нового материала

Тренировочные упражнения, схематический диктант

Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов

24.

Придаточные меры и степени

Придаточные меры и степени.

Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Тренировочные упражнения, схематический диктант

Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов

25.

Придаточные сравнительные

Придаточные сравнительные Отличие СПП с придаточными сравнительными от простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи

1 ч.

2-7.12

Урок усвоения нового материала

Тренировочные упражнения, схематический диктант, тест

Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов

26-27.

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные

Виды придаточных обстоятельствен

ных. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. Синонимия простых и сложных предложений

2ч.

2-7.12

9-14.12

Урок усвоения нового материала

Тренировочные упражнения, схематический диктант, тест

Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов

28-29.

Р.р. Сочинение-рассуждение

Тип речи рассуждение. Тема текста-рассуждения, его основная мысль

2ч.

9-14.12

16-21.12

Урок развития речи

Составление текста определённого стиля и типа речи

Уметь создавать текст , использовать языковые средства: экспрессивную лексику, слова с оценочным значением; свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая

30.

Придаточные сопоставительные, соответствия, распространительные.

Придаточные сопоставительные , соответствия и распространительные. Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. Синонимия простых и сложных предложений

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Тренировочные упражнения, схематический диктант, тест

Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов

31

Классификация типов придаточных предложений

Средства связи частей СПП: интонация, подчинительные союзы, союзные слова.

Место придаточного в СПП. Главное предложение с указательным словом. Пунктуационные и синтаксические нормы

1 ч.

23-28.12

Урок закрепления изученного

Составление таблиц, практикум, пунктуационный разбор,

наблюдение, упражнения

Знать средство связи частей СПП, уметь правильно ставить знаки препинания.

Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном предложении и последующими в придаточном, отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами

32

Знаки препинания в СПП

Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП

1 ч.

Урок усвоения новых знаний

Наблюдение, упражнения

Текущий

Уметь правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП

33.

 Синтаксический разбор СПП

Синтаксический разбор СПП

1 ч.

13-18.01

Повторительно-обобщающий урок

Тренировочные упражнения, схематический диктант

Синтаксический и пунктуационный разбор

Уметь определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную часть, определять средства связи, выполнять синтаксический разбор

34

Р. Р. Сжатое изложение

Особенности сжатого изложения. Основные приемы сжатия текста

1ч.

Урок развития речи

Наблюдение,  составление текста определённого стиля и типа речи

Знать особенности сжатого изложения, уметь определять тему, основную мысль текста, применять приемы сжатия

35.

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» (комбинированная: деформированный текст, тестовые задания)

Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП.

1 ч.

20-25.01

Урок контроля знаний

Контроль

Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, определять значение придаточных, правильно расставлять знаки препинания в предложениях различных конструкций

36

Бессоюзные сложные предложения. Типы БСП .Открытые БСП с перечислительными отношениями

Бессоюзные предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Текущий, фронтальный устный опрос.

Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания

37

Закрытые БСП.

БСП с изъяснительной предикативной конструкцией

БСП со значением причины, пояснения, дополнения.  Тире в БСП. Двоеточие в БСП

1 ч.

27-1.02

Урок усвоения нового материала

Практикум, тест

Текущий, фронтальный устный опрос.

Знать условия постановки  тире и двоеточие между частями БСП, выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП

38

БСП с пояснительной предикативной конструкцией

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Практикум, тест

Текущий, фронтальный устный опрос.

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП

39

БСП с причинной

предикативной конструкцией.

БСП с предикативной конструкцией следствия

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

1 ч.

3-8.02

Урок усвоения нового материала

Практикум, тест

Текущий, фронтальный устный опрос.

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП

40

.БСП с противопоставительными отношениями. Знаки препинания в БСП. Синтаксический разбор БСП

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Текущий, фронтальный устный опрос.

Практикум, тест

Знать условия постановки  тире между частями БСП, выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между

41

Контрольная работа по теме «БСП»(тест)

БСП. Знаки препинания в нем

1 ч.

10-15.02

Урок контроля

Контроль

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, конструировать, составлять схемы, производить синонимическую замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

42

Общее понятие о многопредикативном СП. Последовательное подчинение и соподчинение

Значения, способы и последователь

ность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений

1 ч.

Урок закрепления изученного

Тренировочные упражнения, схематический диктант

Синтаксический и пунктуационный разбор

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов

43

Строение многопредикативных СП.Знаки препинания в многопредикативных СП

Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП

1 ч.

17-22.02

Повторительно-обобщающий урок

Тренировочные упражнения, схематический диктант

Синтаксический и пунктуационный разбор

Уметь определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную часть, определять средства связи, выполнять синтаксический разбор

44

Р.р. Изложение с элементами сочинения

Изложение

Урок развития речи

Наблюдение,  составление текста определённого стиля и типа речи

Уметь составлять план. Определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать. Отвечать на вопрос задания

45.

Прямая и косвенная речь в предложении. Замена прямой речи косвенной

Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

1 ч.

24.02-1.03

Урок усвоения нового материала

Тренировочные упражнения, схематический диктант

Знать лексические и грамматические признаки разговорного стиля.

46

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Текущий, фронтальный устный опрос. Практикум

Знать лексические и грамматические признаки разговорного стиля.

47-48.

Монолог. Диалог, полилог. Цитаты, знаки препинания при них.

Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Диалоге.Правила оформления цитат.

2

3-8.03

Урок усвоения нового материала

Текущий, фронтальный устный опрос.Практикм

Уметь использовать цитаты в текстах различных стилей и жанров.

49.

Контрольная работа по теме «Прямая речь»

Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

1 ч.

10-15.03

Урок контроля

Контроль

50.

Р.р.Повторение пройденного. Слово и его значение. Фразеологизмы

фразеологизмы

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный. Тренировочные упражнения,

Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов

51.

Р.р.Понятие о термине и терминологии. Отличительные черты терминов. Место терминологии в словарном составе языка. Международные термины.

Понятие термин, терминология.

1 ч.

17-22.03

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный. Тренировочные упражнения,

Уметь развернуто обосновывать суждения. Приводить доказательства

52.

Р.р.Что изучает лексическая стилистика? Лексика стилистически нейтральная и стилистически окрашенная.

Лексика стилистически нейтральная и стилистически окрашенная.

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный. Тренировочные упражнения,

Уметь развернуто обосновывать суждения. Приводить доказательства

53.

Р.р.Основные пласты стилистически окрашенной лексики.Разновидности стилистически возвышенной и стилистически сниженной лексики.

Разновидности стилистически возвышенной и стилистически сниженной лексики.

1 ч.

31.03-5.04

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный. Тренировочные упражнения,

Уметь развернуто обосновывать суждения. Приводить доказательства

54.

Р.р.Высокая лексика. Книжная лексика. Сниженная лексика. Употребление стилистически окрашенных слов для выражения оценки. Сочетание слов разных стилистических пластов в одном  тексте.

Высокая лексика.Книжная лексика. Сниженная лексика.

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный. Тренировочные упражнения,

Уметь развернуто обосновывать суждения. Приводить доказательства

55.

Р.р.Понятие об исконной и заимствованной лексике. Основные группы заимствованной лексики.

Основные группы заимствованной лексики.

1 ч.

7-12.04

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный. Тренировочные упражнения,

Уметь развернуто обосновывать суждения. Приводить доказательства

56.

Р.р.Особый вид заимствования -калька. О чистоте русского языка.

Особый вид заимствования -калька

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный. Тренировочные упражнения,

Уметь развернуто обосновывать суждения. Приводить доказательства

57.

Р.р.Славянизмы в русском языке. Судьба славянизмов в современном русском  литературном языке.

.Славянизмы в русском языке.

1 ч.

14-19.04

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный. Тренировочные упражнения,

Уметь развернуто обосновывать суждения. Приводить доказательства

58-59.

Р.р. Изложение с элементами сочинения

Изложение

2

14-19.04

21-26.04

Урок развития речи

Наблюдение,  составление текста определённого стиля и типа речи

Уметь составлять план. Определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать. Отвечать на вопрос задания

60

Что такое художественная речь? Язык и искусство слова.

Язык и искусство слова.

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный. Тренировочные упражнения,

Уметь развернуто обосновывать суждения. Приводить доказательства

61

Многоголосие художественной литературы.

Многоголосие художественной литературы.

1 ч.

28-3.05

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный. Тренировочные упражнения,

Уметь развернуто обосновывать суждения. Приводить доказательства

62

Язык художественной литературы как эстетическая ценность.

Язык художественной литературы

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный. Тренировочные упражнения,

Уметь развернуто обосновывать суждения. Приводить доказательства

IV

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.  Знать основные понятия фонетики. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слов. Проводить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам. Осознавать значение письма в истории развития человечества. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях. Овладеть основными понятиями лексикологии. Объяснять различие лексического и грамматического значений слова; толковать лексическое значение слов различными способами. Опознавать омонимы, синонимы, антонимы, основные виды тропов. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слова. Оценивать собственную и чужую речь  с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободное сочетание слов и фразеологизмы. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; грамматические словоформы в тексте. Осознавать морфему как значимую единицу языка; роль морфем в процессах формо –и словообразования. Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; лексическое значение слова и словообразовательную модель. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.    

63.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

Звуки русского языка, их классификация. Орфоэпические нормы и нормы письма

1 ч.

5-10.05

Повторительно-обобщающий урок

Составление таблиц, практикум, фонетический разбор

Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных; уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий

64.

Лексикология и фразеология

Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Фразеологизмы

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Составление таблиц, практикум, лексический разбор

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы

65.

Морфемика и Словообразование

Морфология и орфография

Морфемы, передающие информацию о слове. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова

1 ч.

12-17.05

Повторительно-обобщающий урок

Составление таблиц, практикум, морфемный и словообразовательный разборы

Уметь использовать морфемный и словообразова-

тельный анализ слов для правильного написания

66,67,68

Орфография. Синтаксис. Пунктуация.

Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания

3 ч.

12-17.05

19-24.05

Повторительно-обобщающий урок

Текущий, фронтальный устный опрос.

Морфологический и орфографический разборы

Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения, письменно с помощью графических символов; использовать  в устной и письменной речи предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания

69-70

Р.р. Сжатое изложение

Работа с книгой, проблемные задания

2ч.

26--31.05

Урок развития речи

Наблюдение,  составление текста определённого стиля и типа речи

Знать особенности сжатого изложения, уметь определять тему, основную мысль текста, применять приемы сжатия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).

Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко/

Рабочая программа включает  пояснительную записку и календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику "Русский язык" под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской 2011 год

Рабочая программа создана с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 11 класс к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе "Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)" к учебнику Грекова В.Ф., КрючковаС.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...