РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» 8 – 10 КЛАССЫ
рабочая программа по русскому языку (8, 9, 10 класс) на тему

Есипова Людмила Игоревна

Данная программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 35 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_po_russkomu.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования Плавский район

«Волхонщинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО                                     СОГЛАСОВАНО                                       УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей                                зам. директора по УМР                                                директор школы

гуманитарного цикла                                           ------------------------------                                              -------------------------

протокол №   от «   »              2013г.                   «   » сентября 2013 г.                                                 «   » сентября 2013 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ»

 8 – 10 КЛАССЫ

 Составитель: учитель русского языка и литературы

Есипова Л. И.

Программа курса

" Практическая фразеология "

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 35 часов.

«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани  своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. В этом и заключается новизна данной программы.

        Программа состоит из двух частей: теории и практики, причем вначале дается материал для занятий, раскрывающих характерные особенности фразеологического оборота, с тем, чтобы научить ребят отличать его от свободного сочетания слов и находить его в речи. Дальнейший материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Затронуты некоторые вопросы стилистического употребления фразеологизмов. Следует особо подчеркнуть актуальность этой программы: фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.

 Цели и задачи образовательной программы:

  • пробудить интерес учащихся к фразеологии;
  • научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;
  • распознавать фразеологизмы в тексте;  
  • обогатить фразеологический запас учащихся;
  • научить ребят правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами, как в устной речи, так и в письменной;
  • отмечать эмоционально – выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями.

Методы обучения: 

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты:

  В результате изучения программы учащиеся должны уметь пользоваться фразеологическим богатством русского языка; выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов  речи в художественных произведениях, публицистике; применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.

Программа рассчитана на учащихся 8-10 классов.

Срок реализации программы – 1 учебный год, занятия проходят 1 раз в неделю, всего 35 часов.

Формы занятий: индивидуальные и групповые.

Реализация предусматривает исследовательскую работу в форме защиты

 рефератов и турнира знатоков.

Содержание программы

Раздел 1. Фразеологический оборот как лингвистическая единица.(2ч.)

Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. Предмет фразеологии. Важнейшие признаки фразеологизмов. Компоненты фразеологизмов. Разряды фразеологизмов. Связи и отношения между  фразеологизмами. Функции слов в составе фразеологических сращений.  

Ключевые слова и выражения: воспроизводимость, вербальные, междометные, готовые целостны единицы.

Раздел 2. Стилистическое использование фразеологических средств языка.(2ч.)

          Синонимичность фразеологических  оборотов отдельным словам. Идеографические фразеологические обороты. Стилистические ряды фразеологических  оборотов. Использование фразеологических  оборотов во всех речевых стилях. Общественно – политическая фразеология. Образные средства в загадках. Образная сила фразеологических средств.

 Ключевые слова и выражения: оттенки значения,  новые смысловые оттенки, афоризмы, образная сила фразеологических средств.

Раздел 3. Фразеологический оборот в его отношении к речи.(3 ч.)

Морфологические свойства фразеологического оборота. Различное поведение одинаковых по морфологическим свойствам слов, в рамках фразеологического оборота. Формы фразеологизма. Варианты фразеологизма. Фразеологизмы – синонимы. Различия фразеологических вариантов. Полные и сокращенные формы. Синонимические фразеологические обороты.

 Ключевые слова и выражения: морфологически неизменяемы, полная и сокращенная форма фразеологизма, морфологическая форма грамматически зависимого компонента, стилистическая окраска фразеологического оборота,

фразеологизмы – синонимы, производные и производящие фразеологические обороты.

Раздел 4. Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности.(5 ч.)

         Классификация фразеологических оборотов. Фразеологические сращения, фразеологические единства,  фразеологические сочетания,  фразеологические  выражения. Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.  

        Ключевые слова и выражения: семантическая слитность, типы фразеологических оборотов, условное значение фразеологического оборот, лексическая неделимость, членимые обороты, несколько значений фразеологического оборота.  

   

Раздел 5. Фразеология с точки зрения ее формирования.(6ч.) 

   

 Состав фразеологических оборотов по своему происхождению. Исконно русские фразеологизмы. Старославянские фразеологизмы. Иноязычные фразеологизмы. Причины превращения свободных словосочетаний во фразеологические обороты. «Фразеологическая калька» и

«фразеологическая полукалька».

         Ключевые слова и выражения: активный, пассивный запас фразеологических оборотов, взаимосвязь и взаимозависимость лексики и фразеологии, дословный перевод, неточный фразеологический перевод.

 Раздел 6 . Фразеологические обороты с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств (3 ч.) 

        Экспрессивно – стилистические свойства по своему происхождению. Стилистические пласты. Межстилевые фразеологизмы. Разговорно-бытовые фразеологизмы. Просторечные фразеологизмы. Книжные  фразеологизмы.

Устаревшие фразеологизмы.  

          Ключевые слова и выражения:  стилистически-нейтральные, сниженная экспрессивно – стилистическая окраска, оттенок иронии, шутки, презрения, фамильярности. Повышенная экспрессивно – стилистическая окраска.  

Раздел 7.Развитие фразеологии на современном этапе.(13 ч.)

        Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе. Важнейшие процессы в развитии фразеологии. Изменения фразеологического состава. Появление историзмов, архаизмов в составе фразеологии.              

         Ключевые слова и выражения:  терминологические образования, метафорическое переосмысление фразеологических оборотов, наименее устойчивые и наиболее проницаемые фразеологические обороты.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п./п.

Название тем занятий

теория

практика

Всего часов

Раздел 1.Фразеологический оборот как лингвистическая единица.

1.

Введение.

1

1

2.

Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте.

1

1

Раздел 2.Стилистическое использование фразеологических средств языка.

3.

Функции фразеологических оборотов в различных стилях речи.

1

1

4.

Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых» слов.

1

1

Раздел 3.Фразеологический оборот в его отношении к речи.

5-6.

Морфологические свойства фразеологического оборота.

2

2

7.

Варианты фразеологического оборота и фразеологизмы-синонимы.

1

1

Раздел 4.Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности.

8-9.

Классификация фразеологических оборотов.

1

1

2

10.

Анализ сочинения по пословице.

1

1

11-12.

Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.  

1

1

2

Раздел 5.Фразеология с точки зрения ее формирования.   

13.

Исконно русские фразеологизмы.

1

1

14.

Старославянские фразеологизмы.

1

1

15.

Иноязычные фразеологизмы.

1

1

16-17.

Создание альманаха «Крылатые выражения из древнегреческих мифов»

2

2

18.

«Фразеологическая калька» и

«фразеологическая полукалька»

1

1

Раздел 6.Фразеологические обороты с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств 

19.

Стилистические пласты фразеологии современного языка

1

1

20-21.

Исследование текстов различных стилей.

2

2

Раздел 7.Развитие фразеологии на современном этапе.

22.

Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе.

1

1

23-24.

Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике.

2

2

25-26.

Зачет по теме «Фразеология».

1

1

2

27-29.

Исследование современной фразеологии.

1

2

3

30-31.

Редактирование альманаха «Крылатые выражения».

2

2

32-33.

Турнир знатоков.

1

1

2

34-35.

Резервные занятия. Игра.

2

2

Литература:

  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.- М.,      Просвещение, 2010
  2.  Вульфсон Р.Е. и др.  Упражнения по лексике и фразеологии.- М.,

Просвещение 2011

     3.  Ожегов С.И.  Словарь русского языка.

     4.  Розенталь Д.Э.  Практическая стилистика русского языка.- М.

     5.  Фразеологический словарь русского языка. – М.

     6.   Шанский Н.М.  Русский язык. Лексика. Словообразование. – М.

     7.  ФилипченкоМ.П.  Загадки-шарадки. Волгоград.

Список учащихся, посещающих предметный кружок по русскому языку «Практическая фразеология» (Есипова Л. И.)

  1. Вязников Олег                    10 класс
  2. Германов Владислав           8 класс
  3. Гостев Филипп                    8 класс
  4. Гостев Антон                       10 класс
  5. Ерёмин Максим                   8 класс
  6. Есипов Алексей                   8 класс
  7. Куру Мария                          8 класс
  8. Лобанова Ольга                    8 класс
  9. Межевикин Сергей              8 класс
  10. Мундиров Сергей                 8 класс
  11. Потоцкая Анастасия            8 класс
  12. Сазончикова Елизавета       8 класс
  13. Самошкина Елизавета         8 класс
  14. Тришина Екатерина             8 класс
  15. Шолох Елена                       10 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  5-9 класс базовый уровень, МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...

Рабочая программа. Кружок «Занимательный русский язык».5-6 класс

Развитие речи ребенка - важная задача школы. Программа «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь ...

рабочая программа факультативного курса русского языка в 8 классе "Удивительное рядом... Практическая фразеология"

Факультативный курс «Удивительное рядом… Практическая фразеология» пробудит интерес учащихся к фразеологии, научит их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, обогатит фр...