Открытый урок. 9 класс Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую т
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

негуляева галина валентиновна

подготовится к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания К. Г Паустовского на примере очерка В. Вересаева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_9_kl.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок. 9 класс  ноябрь 2012

  МОУ «Гимназии №4 им. А.С. Пушкина»

  Учитель:   Негуляева Галина Валентиновна

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Цель урока :  Сегодня мы должны подготовится к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания К. Г Паустовского на примере очерка В. Вересаева.

  • Записываем дату, тему урока.
  • Знакомство с текстом: открываем наши книжечки и начинаем знакомиться с текстом стр. 261

Мы прочитали текст, а теперь определим тему.

1. Тема текста : Воплощение материнского подвига в картине Рафаэля «Сикстинская мадонна»

Какую задачу ставил перед собой писатель, создавая данный текст?

2. Задача писателя : В.В. Вересаев стремился вызвать у читателя определенные чувства: восхищение и потрясение от картины, воспевающей великую любовь к людям.

Определим авторскую позицию.

3. Авторская позиция: Произведение искусства может изменить человека, его внутренний мир, отношение к жизни, к окружающим.

4. Как аргументировать свою позицию?

Используем в качестве  тезиса, который мы будем аргументировать слова К. Г. Паустовского «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

5. Решим, о чем будем рассуждать в сочинении. Думаю, будем рассуждать о том, что с помощью слова можно передать противоречивые чувства, отношение автора к картине и впечатление после встречи с ней.

   Поскольку наше сочинение на лингвистическую тему, обратимся к изобразительно-выразительным средствам языка

6. Сначала обратимся к изобразительным средствам лексики

  • Разговорные слова  

«натащить настроение» 5

«баста» 6

  • Слова устаревшие

«благоговение» 27

«благо» 26

«распни» 20

  • Фразеологизмы

«глаза разбегаются» 9

«задушить в себе»

«сердце разорвется» 28

изобразительные средства синтаксиса

  • Однородные члены предложения

Сказуемые (2;17;23;24)

Подлежащие (39)

  • Обособленные определения (20;21;23)

7. Найдем в тексте тропы и фигуры.

Тропы- слова, словосочетания, используемые в переносном смысле.

Эпитеты «светлая, поднимающая душу радость»

«исковерканное обидою лицо»

«мертвый туман»

«фантастический четырехугольник»

Метафоры (пр. 6;15;21;22;34)

Ирония (скрытая насмешка) (пр. 5;6)

Фигуры речи- особые синтаксические построения.

  • Инверсия (пр.2)
  • Лексический повтор (22;23)
  • Градация (18;19)
  • Умолчание17;20;29)

   В задании сказано, что, аргументируя ответ, надо привести 2 примера из прочитанного текста. Поэтому каждый из вас должен определить для себя, какие именно варианты средств лексики будут использованы в сочинении. Мы говорим о сочинении-рассуждении.

Модель плана сочинения-рассуждения

  1. Вступление. Тезис.
  2. Основная часть. Аргументы, доказывающие тезис.
  3. Заключение. Вывод.

С чего начнем наше сочинение. Есть несколько вариантов.

  • Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна.
  • Цепь риторических вопросов, которые могут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части.
  • Цитата в качестве зачина. Здесь нам могут помочь клишированные выражения, с которыми мы уже работали

  «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск»,- считает известный писатель К.Г. Паустовский, и с этим утверждением невозможно не согласится.

   На примере очерка В.В. Вересаева попробуем это доказать.

   Писатель работает словом, художник- красками, и главная цель их творчества одна: донести до читателя и зрителя определенные чувства, изменить его внутренний мир, отношение к себе, к окружающим.

     Вересаев рассказывает о встрече с «Сикстинской мадонной» Рафаэля. Сначала в тексте чувствуется некая ирония (пр5;6), скептицизм. Автор практически признается  в неприязни к картине, используя разговорную лексику: «натащить настроение» (5), «баста» (6).

     Далее Вересаев описывает начало «чуда», великого  потрясения от картины, как жемчужины нанизывая однородные члены предложения (12;17;18), придающие тексту динамику  и экспрессию.

      И мы вместе с писателем переживаем великую трагедию, развертывающуюся перед нами, подвиг матери, отдающей сына в жертву, которая сделает мир светлым и прекрасным.

     Все это доказывает, что очерк Вересаева – ярчайший пример воздействия искусства на человека, потому что, по словам  Горгия, «слово имеет силу так действовать на состояние души, как состав лекарств действует на тело»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в XI классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ)

Данная работа поможет учащимся отработать  навыки в написании сочинения-рассуждения....

Обобщение опыта. Г(И)А - 9 класс. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

В данном материале даётся описание опыта работы по обучению учащихся 9 класса написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Открытый урок по русскому языку в 11 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ).

Открытый урок по русскому языку в 11 классе.Подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ). Презентация в приложении....

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...