Обобщение опыта. Г(И)А - 9 класс. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Морозова Алла Владимировна

В данном материале даётся описание опыта работы по обучению учащихся 9 класса написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морозова Алла Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №59».

 Обобщение педагогического опыта по теме «Технология подготовки выпускников 9-х классов к Г(И)А по русскому языку (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем при подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации является работа над сочинением-рассуждением.

Во-первых, каждый год эта часть экзамена  претерпевает значительные изменения, становится более сложной, и учителю приходится искать новые формы и методы для обучения детей.  

Во-вторых, новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. А при обучении сочинению-рассуждению формируются многие УУД:

  • познавательные УУД:  развитие умений строить речевое высказывание в

письменной форме по опорным речевым конструкциям; выделять основные структурные компоненты текста; анализировать содержание, структуру, идею, стиль; создавать план к художественному тексту; строить устный рассказ о роли изобразительных средств языка; строить речевое высказывание на заданную тему в письменной форме; овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями;

  • коммуникативные УУД: развитие умений использовать разные виды

чтения (просмотровое, изучающее) для решения учебной задачи, грамотно читать вслух художественный текст; самостоятельно делать выводы; развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений;

  • регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, умение

ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат, определять степень успешности выполненной работы; оценивать выступления одноклассников;

  • личностные УУД: развитие навыков познания и самопознания через

художественное слово; умения соотносить позицию автора со своей собственной точкой зрения; способности к решению нравственных проблем;  определение учеником  значимости выполняемой работы, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Чтобы работа над сочинением-рассуждением была более успешной, я рекомендую учитывать то, какой канал восприятия информации преобладает у каждого ребёнка. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации учеников можно разделить на группы:

визуалы (воспринимающие большую часть информации с помощью зрения),

аудиалы (те, кто в основном получает информацию через слуховой канал),

 кинестетики (воспринимающие большую часть информации через другие ощущения – обоняние, осязание и с помощью движений).

Приступая к работе над сочинением-рассуждением, я провела анкету, с помощью которой выявила, что в классе 52% учащихся – визуалы, 13% -аудиалы, 35% - кинестетики. Учитывая эту информацию, я стала искать такие  формы  и методы работы, которые помогли бы представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал.

        Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистические темы проходит в несколько этапов.

1этап. Ознакомительный. На этом этапе я знакомлю ребят с понятием «сочинение-рассуждение на лингвистическую тему», с формулировкой задания, с критериями оценки данной части экзаменационной работы. Вспоминаем структуру сочинения-рассуждения. Кроме того, используя групповую форму работы, учащиеся вспоминают разделы русского языка и единицы, из которых они состоят. (Визуалы при этом выбирают нужный материал из заготовленных карточек, выделяют их цветными маркерами; аудиалы читают вслух и проговаривают вполголоса; кинестетики – ищут соответствия при помощи карточек – можно у доски).

2 этап. Работа над тезисом.

А) Чтобы понять смысл высказывания, учу ребят искать ключевые слова, по которым можно определить, о каких единицах русского языка идёт речь. Затем отвечаем на вопрос: «Что об этих единицах говорится?» Далее – пытаемся сформулировать тезис. Сначала эта работа ведётся совместно, затем по группам, в парах, индивидуально. Для тренировки выполняется следующее упражнение (возможно также в группах, в парах, индивидуально): учащиеся получают набор высказываний о русском языке, которые они должны объединить по группам (высказывания о синтаксических  явлениях языка, о морфологических, о лексических, о пунктуации и т.д.). На начальных этапах работы учитель называет  эти группы, позднее учащиеся самостоятельно должны их определять.

Б) Чтобы научить учащихся оформлять тезис, необходимо предложить им несколько шаблонов. Например: «Высказывание … я понимаю так: … Докажем это на примерах из рассказа …» В дальнейшем предлагаю другие способы оформления тезиса.

3 этап. Работа над построением аргументов.

А) На данном этапе эффективным способом может стать исследовательская деятельность учащихся в небольших группах или в парах, которая выполняется на протяжении 1 недели. Задание – найти в различных источниках виды и функции определённых языковых единиц (например, одна группа ищет, какие языковые единицы существуют в лексике и какую функцию в языке они выполняют, другая группа работает над синтаксическими единицами, третья – над морфологическими и т.д.). Результат данной работы учащиеся оформляют в виде презентации, буклета, памятки и т.д. (Пример буклета см. в Приложении). Далее на уроках группы представляю результаты своей деятельности, все вместе выбирают для аргументов часть языковых единиц и заучивают их функции.

        Другая эффективная форма работы на данном этапе – индивидуальные исследования учащихся. Я предлагаю ребятам понаблюдать за тем, какие языковые единицы используют  писатели в своих произведениях и с какой целью. Для анализа можно использовать небольшие по объёму произведения: рассказы А.П.Чехова, повести А.С.Пушкина, стихотворения русских поэтов и др. Примерные темы: «Деепричастные обороты и их роль в рассказе А.П.Чехова «…», «Виды сложносочинённых предложений в повести А.С.Пушкина «…», «Эпитет как средство художественной выразительности в стихотворениях Ф.И.Тютчева» и др. Результатом данной работы является формирование умения видеть различные языковые единицы в тексте, закрепление умения описать их функции.  

        Б) Обучать описывать языковые явления и их функции я начинаю также с шаблонов. Выбрав несколько понравившихся вариантов и заучив их,  учащиеся смогут комбинировать их по мере необходимости. Работу над аргументами также эффективно проводить в группах, где ребята объединены по преобладающему каналу восприятия информации.

4 этап. Работа над выводом. На последнем этапе учащиеся обобщают сказанное и делают вывод.

        

На всех этапах работы самой эффективной формой  стала  групповая форма работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. (Я иногда объединяю детей с разными преобладающими каналами восприятия информации в одну группу, иногда – в разные).

Смысл групповой работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Здесь каждый сможет отработать взрослые формы поведения (контроль, оценку). Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

 На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата. Позже  учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя детям, что у них получилось правильно, а что не удалось.

Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но и сами осуществляют  контроль, оценку процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником оценивает результаты его работы.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа в парах. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем – становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

 

        Таким образом, работая над сочинением-рассуждением, используя различные формы и методы, мы не только готовим учащихся к успешной сдаче экзаменов, но и формируем универсальные учебные действия.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойны...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Открытый урок. 9 класс Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую т

подготовится к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания К. Г Паустовского на примере очерка В. Вересаева....

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».

Цели урока:1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).2. Формирование навыков в составлении текста-рассужд...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Урок русского языка в 7 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по теме:"Что такое доброта"

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3). Задачи: образователь...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...