Методическая разработка. Игровые технологии на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Трегубова Ольга Викторовна

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин гуманитарного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трегубова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №34

Игровые технологии на уроках русского языка.

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин гуманитарного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Как учитель русского языка и литературы я постоянно ищу повышения эффективности обучения своего предмета, использую разнообразные способы передачи знаний, так как этого от нас в данное время требует социальная среда.

Стараюсь использовать нестандартные формы работы, способные заинтересовать обучающегося. На уроках применяю современные образовательные технологии: индивидуально - коммуникационные, развивающее и личностно – ориентированное, проектное обучение, игровые технологии.      Использую на уроках ИКТ, применяя образовательные, обучающие, экзаменационные программы, создаю к урокам слайд – фильмы, мультимедийные  презентации, контролирующие задания совмещаю с методом проектной деятельности и развивающим обучением, игровыми технологиями.

Важную роль отдаю применению игровым технологиям на уроках русского языка.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

 • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

 • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Спектр целевых ориентаций игровой технологии:

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков;

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

  В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более

обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные

творческие дела).

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям:

-дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в качестве игрового средства;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социадрама.

Имитационные игры. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей, обстановка, условия в которых происходит событие. Сценарий содержит кроме сюжета события, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, написание сочинения.

"Деловой театр". В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека. Обучающийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, вжиться в образ.

Психодрама и социодрама. Это социально-психологический театр, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, войти с ним в контакт.

Технология игры состоит из следующих этапов:

Этап подготовки

Разработка игры

- разработка сценария;

- план деловой игры;

- общее описание игры;

- содержание инструктажа;

- подготовка материального обеспечения.

Ввод в игру

- постановка проблемы, целей;

- условия, инструктаж;

- регламент, правила;

- распределение ролей;

- формирование групп;

- консультации.

Этап проведения

Групповая работа над заданием

- работа с источниками;

- тренинг;

- «мозговой штурм»;

- работа с игротехником.

Межгрупповая дискуссия

- выступление групп;

- защита результатов;

- правила дискуссии;

- работа экспертов.

Этап анализа и обобщения

- вывод из игры;

- анализ, рефлексия;

- оценка и самооценка работы;

- выводы и обобщения;

- рекомендации.

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса гуманитарных предметов. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний обучающихся (в начале урока или при изучении новой темы), контроля в конце учебного занятия, в игровой форме может пройти и целый урок (урок-конференция, урок-аукцион, урок-путешествие, КВН, урок-диспут и т.д).На уроках русского языка могут использоваться  игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм (минутка-разминка "Говорите правильно"), лексико-фразеологические игры, лингвистические "Угадайки", лингвистический диктант, палиндромы, кроссворды, чайнворды, ребусы.

  Часто учитель наполняет урок игровым содержанием. В этом случае вряд ли целесообразно говорить о применении игровых технологий в чистом виде. Это не краткосрочная деятельность, а длительный и неторопливый процесс образного творчества ребенка.

  Данный перечень тем и идей не является  законченным. Каждый творческий учитель сможет расширить его своими находками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"

Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся  к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....

Методическое описание "Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников"

Игровые техгнологии - это самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению....

Методическая разработка "Игровые элементы на уроках русского языка"

Много лет занимаюсь разработкой дидактических игр к урокам русского языка и литературы. Убеждена, что элементы игры способны не только оживить урок, но и помогают эффективно усвоить учебный материал....