Конспект урока № 2 по русскому языку в 9 классе с применением методики критического мышления
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Шудегова Наталья Александровна

конспект урока предназначен учителя для проведения уроков в 9 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата

Предмет         русский язык

Класс         9       Урок  2

Название занятия

Простое предложение.

Общие цели

 Активизировать знания о разных типах простых предложений по цели высказывания. Продолжить формирование знаний о способах подчинительной связи в словосочетаниях. Закрепить умение отличать словосочетание из предложений и слов, вычленять словосочетание из предложения, правильно употреблять словосочетания в предложении, формировать знания об основных видах связи в словосочетании. Формировать знания о признаках грамматической основы в двусоставных и односоставных предложениях.

Результат обучения

- Коммуникативные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать устную и письменную речь, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

- Познавательные: выдвигать аргументы, , строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- Регулятивные: выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

Ключевые идеи

На данном уроке учащиеся приобретут знания  о разных видах простого предложения. Отработают навык в определении способов подчинительной связи в словосочетаниях   через использование стратегии критического мышления, которая способствует результативности обучения. Совершенствуют умения и навыки в определении типов простых предложений по наличию главного члена в предложении.

Источники

-Учебник по русскому языку 9   класс

-Методическое руководство по русскому языку 9 класс

-Дидактический материал по русскому языку 9  класс

Материалы и оборудование

 раздаточный материал, опорные схемы, таблицы

Ход занятия

Этапы проведения занятия

Время –

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Орг. Момент

2 минуты

- Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

  1. Актуализация знаний учащихся

А) Проверка домашнего задания: карточки по теме

 " Наречие " и "Служебные части речи  "

Б) Подготовка к новой теме урока.

8 минут

А) Учитель при проверке использует индивидуальный метод обучения: работа по карточкам.

Б) Подготовка к новой теме урока. Использование коллективного метода обучения.

 Учитель предлагает учащимся поработать с материалами о простом предложении, вспомнить раннее изученный материал из курса 8-го класса о простом предложении.

Работа с материалами из презентации " Простое предложение "

А) Работа по карточкам.

Б)  Работа с материалами из презентации " Простое предложение "

  1.  Работа по усвоению новых знаний

Актуализация знаний учащихся о простом предложении  и способах связи в словосочетаниях.

. Восприятие и осмысление новых знаний о видах простого предложения и способах связи в словосочетаниях.

10 минут

После проведенной беседы с учащимися  о раннее известных знаний о типах простого предложения и  способах связи в словосочетаниях учитель предлагает учащимся перейти к составлению кластера " Простое предложение "

Работу по составлению кластеров учитель проводит коллективным методом обучения.

  • Составление кластера

" Простое предложение"

Учащиеся вспоминают раннее изученные знания о  типах простого предложения и  способах связи в словосочетаниях (коллективно), проводят запись в тетрадь.

  • Кластер № 1

  1. Физминутка

5 минут

Поднимает настроение, улучшает работоспособность в продолжение всего урока

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

  1. Работа в парах.

Этап обобщения и комплексного применения знаний о прямой речи и знаках препинания при ней.

10 минут

Учитель организует деятельность учащихся по применению изученных знаний о простом предложении и словосочетаниях

I. Работа по карточкам по теме " Словосочетание "

( индивидуальная, у доски)

Карточка №1

Задание: списать предложение вставляя пропущенные буквы. Выписать из данного предложения по одному словосочетанию  с разными грамматическими значениями. Запишите их схемы, указав главное слово условным знаком (х)

Река ещё не замерзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. (А.С.Пушкин)

Карточка №2 (коллективная - 2 человека)

Задание: выписать из данного текста  по одному словосочетанию  с разными грамматическими значениями. Запишите их схемы, указав главное слово условным знаком (х)

Песня воды

   Весна собирает родственные звуки. Бывает, долго не можешь

понять, что это такое. Вода ли булькает, тетерева ли бормочут, или лягушата урчат. Все звуки сливаются в одну песню воды, и над ней блеет бекас, вальдшнеп хрипит, и таинственно ухает филин, все это странное пение птиц, вышло из песни весенней воды. (По М. Пришвину)

II.  Работа по теме

" Предложение "

Карточка № 3. (индивидуальная)

Задание: запишите предложение, подчеркните все его члены, дайте его полную характеристику.

Я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою пролётку вперед.

Карточка №4 (коллективная работа)

Задание: указать двусоставные предложения. Дать полную характеристику каждого предложения.

А) Тихо мерцает красная лампа.

Б) Умильная, таинственная прелесть!

В) Прощай, свободная стихия.

Г) Был уже июнь.

Д) Сижу и размышляю.

Е) Всё это очень странно.

III.  Работа по составлению предложений из слов и словосочетаний. (коллективная работа)

А) Снег, едва, на, подсыхающий, сойдет, земля, молодой, среди, появляется, прошлогодний, и, трава, жужелицы.

Б) Рыбная ловля, как-то, на, осень, глухой, старое, я, русло, со, провел, свой, друг, дни, несколько.

IV. Тестовая работа - мини - тест из 20  вопросов (10 открытого и 10 закрытого типа), (индивидуальная)

 

1. Укажите тип предложения.

Мне довелось написать много разных книг.

А) Двусоставное предложение.

Б) Односоставное,  назывное

В) Односоставное. неопределенно - личное.

Г) Односоставное, определенно - личное.

Д)Односоставное, безличное.

2.  Определенно-личные предложения  - это ............... .

3. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении.

Семеро одного не ждут.

А) существительным.

Б) нет подлежащего.

В) словосочетанием.

Г) местоимением.

Д) числительным.

4.  Безличные предложения - это .............. .

5. Раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение?

А) морфология

Б) фонетика

В) лексика

Г) словобразование

Д) синтаксис

6.  Односоставными предложениями мы называем предложения ......

7. Определите тип простого предложения.

Не из Алматы ли будешь?

А) Двусоставное предложение.

Б) Односоставное,  назывное

В) Односоставное. неопределенно - личное.

Г) Односоставное, определенно - личное.

Д)Односоставное, безличное.

8.  Дополнение выражается существительным или местоимением, отвечающим на вопросы:

А) чей? который?

Б) косвенных падежей.

В) где? куда? откуда?

 Г)  Какой? чей?

Д) зачем? отчего?

 9. Распространенные предложения - это ............... .

10.  Нераспространенное предложение.

А) Катятся ядра, свищут пули.

Б) Скучная картина.

В) Уходим завтрв в море.

Г) Не из Москвы ли будем?

Д) Пахнет снегом над лугами

11.  назывными предложениями мы называем предложения ............... .

12. Прямой порядок слов в предложении:

А) Ядолго подбирал нужные цитаты.

Б) Сочинение он перечитал внимательно.

В) В саду мы работали хорошо.

Г) Гордо высится роща полуторастолетних дубов.

Д) Над дорогой пыль дрожала.

13.  Двусоставными предложениями называют ............. .

14. Найдите словосочетание, связанное по способу согласования.

А) блестящий успех

Б) хорошо плавать

В) близко от берега

Г) отчаянно смелый

Д) подъехать к озеру

15. Примыкание - это такой способ ------.

16. Найдите словосочетание, связанное по способу примыкания.

А) мокрый от росы

Б) быстро бежать

В) близко от берега

Г) талантливая пьеса

Д) подъехать к озеру

17. Согласование - это такой способ при котором ....... .

18. Найдите словосочетание, связанное по способу управление.

А) сердито ворчать

Б) горный воздух

В) бронзовая статуя

Г) справедливое решение

Д) оплатить расходы

19. Ууправление - это такой способ при котором ........... .

20. Укажите словосочетание, где неправильно указано главное слово

А) в скором поезде

Б) писал брату

В) букет цветов

Г) стирать белье

Д) в другой город

Тестовая работа проверяется при помощи вывешивания правильных ключей на доску

Учащиеся применяют полученные знания на практике, отрабатывая навыки анализа структуры простого односоставного предложения. Работа по составленным кластерам – обобщение теоретических знаний при выполнении тренировочных упражнений.

I. Работа по карточкам по теме " Словосочетание "

( индивидуальная, у доски)

Карточка №1

Задание: списать предложение вставляя пропущенные буквы. Выписать из данного предложения по одному словосочетанию  с разными грамматическими значениями. Запишите их схемы, указав главное слово условным знаком (х)

Река ещё не замерзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. (А.С.Пушкин)

Карточка №2 (коллективная - 2 человека)

Задание: выписать из данного текста  по одному словосочетанию  с разными грамматическими значениями. Запишите их схемы, указав главное слово условным знаком (х)

Песня воды

   Весна собирает родственные звуки. Бывает, долго не можешь

понять, что это такое. Вода ли булькает, тетерева ли бормочут, или лягушата урчат. Все звуки сливаются в одну песню воды, и над ней блеет бекас, вальдшнеп хрипит, и таинственно ухает филин, все это странное пение птиц, вышло из песни весенней воды. (По М. Пришвину)

II.  Работа по теме

" Предложение "

Карточка № 3. (индивидуальная)

Задание: запишите предложение, подчеркните все его члены, дайте его полную характеристику.

Я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою пролётку вперед.

Карточка №4 (коллективная работа)

Задание: указать двусоставные предложения. Дать полную характеристику каждого предложения.

А) Тихо мерцает красная лампа.

Б) Умильная, таинственная прелесть!

В) Прощай, свободная стихия.

Г) Был уже июнь.

Д) Сижу и размышляю.

Е) Всё это очень странно.

III.  Работа по составлению предложений из слов и словосочетаний. (коллективная работа)

А) Снег, едва, на, подсыхающий, сойдет, земля, молодой, среди, появляется, прошлогодний, и, трава, жужелицы.

Б) Рыбная ловля, как-то, на, осень, глухой, старое, я, русло, со, провел, свой, друг, дни, несколько.

IV. Тестовая работа - мини - тест из 20  вопросов (10 открытого и 10 закрытого типа), (индивидуальная)

 

1. Укажите тип предложения.

Мне довелось написать много разных книг.

А) Двусоставное предложение.

Б) Односоставное,  назывное

В) Односоставное. неопределенно - личное.

Г) Односоставное, определенно - личное.

Д)Односоставное, безличное.

2.  Определенно-личные предложения  - это ............... .3. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении.

Семеро одного не ждут.

А) существительным.

Б) нет подлежащего.

В) словосочетанием.

Г) местоимением.

Д) числительным.

4.  Безличные предложения - это .............. .

5. Раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение?

А) морфология

Б) фонетика

В) лексика

Г) словобразование

Д) синтаксис

6.  Односоставными предложениями мы называем предложения ......

7. Определите тип простого предложения.

Не из Алматы ли будешь?

А) Двусоставное предложение.

Б) Односоставное,  назывное

В) Односоставное. неопределенно - личное.

Г) Односоставное, определенно - личное.

Д)Односоставное, безличное.

8.  Дополнение выражается существительным или местоимением, отвечающим на вопросы:

А) чей? который?

Б) косвенных падежей.

В) где? куда? откуда?

 Г)  Какой? чей?

Д) зачем? отчего?

 9. Распространенные предложения - это ............... .

10.  Нераспространенное предложение.

А) Катятся ядра, свищут пули.

Б) Скучная картина.

В) Уходим завтрв в море.

Г) Не из Москвы ли будем?

Д) Пахнет снегом над лугами

11.  назывными предложениями мы называем предложения ............... .

12. Прямой порядок слов в предложении:

А) Ядолго подбирал нужные цитаты.

Б) Сочинение он перечитал внимательно.

В) В саду мы работали хорошо.

Г) Гордо высится роща полуторастолетних дубов.

Д) Над дорогой пыль дрожала.

13.  Двусоставными предложениями называют ............. .

14. Найдите словосочетание, связанное по способу согласования.

А) блестящий успех

Б) хорошо плавать

В) близко от берега

Г) отчаянно смелый

Д) подъехать к озеру

15. Примыкание - это такой способ ------.

16. Найдите словосочетание, связанное по способу примыкания.

А) мокрый от росы

Б) быстро бежать

В) близко от берега

Г) талантливая пьеса

Д) подъехать к озеру

17. Согласование - это такой способ при котором ....... .

18. Найдите словосочетание, связанное по способу управление.

А) сердито ворчать

Б) горный воздух

В) бронзовая статуя

Г) справедливое решение

Д) оплатить расходы

19. Ууправление - это такой способ при котором ........... .

20. Укажите словосочетание, где неправильно указано главное слово

А) в скором поезде

Б) писал брату

В) букет цветов

Г) стирать белье

Д) в другой город

6. Рефлексия

4 минуты

 В начале урока  учащимся были розданы листы самоконтроля, завершающим этапом является то, что учащиеся подводят сами итог своего урока, а именно по заполненному листку учитель проанализирует работу учащихся.

Ученики подводят итоги

В листах самоконтроля, розданных ещё в начале урока.

Последующее задание

1 минута

Сообщение о домашнем задании.

Выполнить упражнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие о словосочетании и простом предложении. Виды словосочетаний и предложений. Подготовил учитель русского языка и литературы Шудегова Наталья Александровна

Слайд 2

Словосочетание представляет собой сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Смысловая связь между словами устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного к зависимогу . Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение

Слайд 3

Глагольные - главное слово выражено глаголом, а также причастием или деепричастием. Например х кого? Х от чего? Разбудил меня, пожелтевшие от времени Виды словосочетаний

Слайд 4

Именные – главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением. какой? х х откуда? Неизвестный остров, второй слева Х как? Приятный на взгляд

Слайд 5

Наречные – главное слово наречие. Например: как? Х х от чего? Особенно громко, вдали от дороги, как? х в есьма хорошо

Слайд 6

Словосочетание строится на основе подчинительной связи. Различают три вида подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Способы связи в словосочетании

Слайд 7

Согласование – это такой способ связи, при котором зависимое слово повторяет форму главного слова, то есть стоит в том же роде, числе и падеже. Например: какой? х Солнечный день, день – мужского рода, единственного числа, именительного падежа и слово солнечный в том же роде, числе и падеже. При согласовании, если меняется форма главного слова, меняется соответственно и зависимое слово: Р.п. солнечного дня Д.п. солнечному дню Т.п. Солнечным днем Согласование

Слайд 8

Управление – такой способ связи в словосочетании, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которое необходимо главному слову, то есть главное слово управляет падежной формой зависимого слова. например: х что ? Х к кому? Прочитал книгу, письмо к матери, х чего? освоение космоса Управление

Слайд 9

При управлении, если меняется форма главного слова, зависимое слово не меняется. Например: х р.п. освоения космоса х д.п. освоению космоса х т.п. освоением космоса

Слайд 10

Примыкание - такой способ связи, при котором главное и зависимое слово связываются по смыслу, то есть зависимое слово не согласуется и не изменяется. В такую связь вступают неизменяемые слова в роли зависимого слова – наречия, неопределенная форма глагола, деепричастия, прилагательные в сравнительной степени. Например: х (к чему?) х (как?) Желание учиться, появиться снова, х (как?) (кто?) х говорил улыбаясь, девушка по старше Примыкание

Слайд 11

План разбора Нахождение главного и зависимого слова Определение вида словосочетания. Определение способа связи. Образец разбора: Тонкие стволы берез тихо белели во тьме. (какие?) х Тонкие стволы – именное, согласование. Прилаг . Сущ. Синтаксический разбор словосочетаний

Слайд 12

х (чего?) Стволы берез – именное, управление . Сущ. Сущ. (где?) х Тихо белели – глагольное, примыкание Наречие глаг. х ( как?) Белели во тьме – глагольное, управление Глаг. Сущ.

Слайд 13

Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них. Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Слайд 14

Т аким образом, предложение - это основная единица синтаксиса, которая представляет собой грамматически оформленное и интонационно законченное соединение слов

Слайд 15

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы. Простое предложение

Слайд 16

1. В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их. Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям:

Слайд 17

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют: а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров); б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин). Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д. Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Слайд 18

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией. Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой). Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные). 2. По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Слайд 19

3. По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом ! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член. Например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

Слайд 20

4. По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Cладка печаль моя ! (Бунин). Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например : Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

Слайд 21

5. В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполны х отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.

Слайд 22

6. Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения . По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные . Например, Во всех ты, душечка, нарядах хороша.

Слайд 23

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слайд 24

В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного члена – подлежащего или сказуемого . В зависимости от этого они бывают: Глагольные: с главным членом предложения сказуемым. Назывные: с главным членом – подлежащим. Глагольные односоставные простые предложения делятся на виды в зависимости от особенностей выражения сказуемого. Односоставные предложения

Слайд 25

Это односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме первого или второго лица, в единственном и множественном числе. Например: Люблю грозу в начале мая. Выберите себе книгу. Определенно - личные

Слайд 26

Это односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме третьего лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени. Например: В дверь постучались. В доме зажгли свет. П римечание. Неопределенно-личные и определенно-личные предложения могут иметь, значение обобщенного лица, то есть указывать на то, что действие производится всеми любым лицом. Например: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (пословица) Словами делу не поможешь. Других не суди на себя посмотри. Неопределенно - личные

Слайд 27

Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Безличные предложения разнообразны по значению. Они часто сообщают о различных состояниях природы, людей, окружающей среды. Светает. Прогремело вдали. Мне нездоровится. Безличные предложения чаще всего употребляются в разговорной речи Безличные

Слайд 28

Назывные – это такие предложения, у которых один главный член предложения – подлежащее. Назывное предложение сообщает о том, что какое– нибудь явление или предмет существует в настоящем. Назывные предложения употребляются преимущественно в художественном и публицистическом стилях, в разговорной речи. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень точно рисуют место и время действия, пейзаж и обстановку. Например: Вечер. Тишина занесенного снегом дома. Назывные

Слайд 29

1. Роль в языке Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определенных условиях 2. Строение и виды предложений по количеству главных Имеет грамматическую основу, состоящую из двух (двусоставные) или (односоставные) главных членов предложений 3. Виды предложений по количеству главных предложений Простые – одна основа, сложные две и более грамматических основ 4. Виды предложений по цели высказывания Повествовательное ( содержит сообщение), вопросительное (вопрос), побудительное (призывает к действию) 5. Виды предложений по интонации Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством и невосклицательное 6. Виды предложений по наличию и отсутствию главных членов предложений Распространенные (кроме главных членов есть и второстепенные) и нераспространенные ( состоят только из грамматической основы) 7. Виды предложений по усложненности Могут быть осложнены обращениями, вводными словами, однородными членами и обособлениями



Предварительный просмотр:

Учащиеся применяют полученные знания на практике, отрабатывая навыки анализа структуры простого односоставного предложения. Работа по составленным кластерам – обобщение теоретических знаний при выполнении тренировочных упражнений.

I. Работа с учебником.

А) Устное выполнение упражнение -----. Учащимся дается задание  прочитать, соблюдая правильную интонацию.  Объяснить постановку знаков препинания.

II.  Работа по карточкам по теме " Словосочетание "

( индивидуальная, у доски)

Карточка №1

Задание: списать предложение вставляя пропущенные буквы. Выписать из данного предложения по одному словосочетанию  с разными грамматическими значениями. Запишите их схемы, указав главное слово условным знаком (х)

Река ещё не замерзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. (А.С.Пушкин)

Карточка №2 (коллективная - 2 человека)

Задание: выписать из данного текста  по одному словосочетанию  с разными грамматическими значениями. Запишите их схемы, указав главное слово условным знаком (х)

Песня воды

   Весна собирает родственные звуки. Бывает, долго не можешь

понять, что это такое. Вода ли булькает, тетерева ли бормочут, или лягушата урчат. Все звуки сливаются в одну песню воды, и над ней блеет бекас, вальдшнеп хрипит, и таинственно ухает филин, все это странное пение птиц, вышло из песни весенней воды. (По М. Пришвину)

III.  Работа по теме  " Предложение "

Карточка № 3. (индивидуальная)

Задание: запишите предложение, подчеркните все его члены, дайте его полную характеристику.

Я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою пролётку вперед.

Карточка №4 (коллективная работа)

Задание: указать двусоставные предложения. Дать полную характеристику каждого предложения.

А) Тихо мерцает красная лампа.

Б) Умильная, таинственная прелесть!

В) Прощай, свободная стихия.

Г) Был уже июнь.

Д) Сижу и размышляю.

Е) Всё это очень странно.

IV.  Работа по составлению предложений из слов и словосочетаний. (коллективная работа)

А) Снег, едва, на, подсыхающий, сойдет, земля, молодой, среди, появляется, прошлогодний, и, трава, жужелицы.

Б) Рыбная ловля, как-то, на, осень, глухой, старое, я, русло, со, провел, свой, друг, дни, несколько.

14. Найдите словосочетание, связанное по способу согласования.

А) блестящий успех

Б) хорошо плавать

В) близко от берега

Г) отчаянно смелый

Д) подъехать к озеру

15. Примыкание - это такой способ ------.

16. Найдите словосочетание, связанное по способу примыкания.

А) мокрый от росы

Б) быстро бежать

В) близко от берега

Г) талантливая пьеса

Д) подъехать к озеру

17. Согласование - это такой способ при котором ....... .

18. Найдите словосочетание, связанное по способу управление.

А) сердито ворчать

Б) горный воздух

В) бронзовая статуя

Г) справедливое решение

Д) оплатить расходы

19. Ууправление - это такой способ при котором ........... .

20. Укажите словосочетание, где неправильно указано главное слово

А) в скором поезде

Б) писал брату

В) букет цветов

Г) стирать белье

Д) в другой город

Тестовая работа - мини - тест из 20  вопросов (10 открытого и 10 закрытого типа), (индивидуальная)

 

1. Укажите тип предложения.

Мне довелось написать много разных книг.

А) Двусоставное предложение.

Б) Односоставное,  назывное

В) Односоставное. неопределенно - личное.

Г) Односоставное, определенно - личное.

Д)Односоставное, безличное.

2.  Определенно-личные предложения  - это ............... .3. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении.

Семеро одного не ждут.

А) существительным.

Б) нет подлежащего.

В) словосочетанием.

Г) местоимением.

Д) числительным.

4.  Безличные предложения - это .............. .

5. Раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение?

А) морфология

Б) фонетика

В) лексика

Г) словобразование

Д) синтаксис

6.  Односоставными предложениями мы называем предложения ......

7. Определите тип простого предложения.

Не из Алматы ли будешь?

А) Двусоставное предложение.

Б) Односоставное,  назывное

В) Односоставное. неопределенно - личное.

Г) Односоставное, определенно - личное.

Д)Односоставное, безличное.

8.  Дополнение выражается существительным или местоимением, отвечающим на вопросы:

А) чей? который?

Б) косвенных падежей.

В) где? куда? откуда?

 Г)  Какой? чей?

Д) зачем? отчего?

 9. Распространенные предложения - это ............... .

10.  Нераспространенное предложение.

А) Катятся ядра, свищут пули.

Б) Скучная картина.

В) Уходим завтрв в море.

Г) Не из Москвы ли будем?

Д) Пахнет снегом над лугами

11.  назывными предложениями мы называем предложения ............... .

12. Прямой порядок слов в предложении:

А) Ядолго подбирал нужные цитаты.

Б) Сочинение он перечитал внимательно.

В) В саду мы работали хорошо.

Г) Гордо высится роща полуторастолетних дубов.

Д) Над дорогой пыль дрожала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления

Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

Конспект урока математики "Решение уравнений" (6 класс) с использованием технологии критического мышления

Цель: создать условия для формирования навыка решения линейных уравнений, имеющих разную запись.Задачи, направленные на достижение личностных результатов: - формирование коммуникативной...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.

Тема: ГЕРАСИМ - «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…»ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО  НРАВСТВЕННОЕ  ПРЕВОСХОДСТВО  НАД  ЧЕЛЯДЬЮ....

Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления «ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО НРАВСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАД ЧЕЛЯДЬЮ.»

1.Рассмотреть понятие «нравственное превосходство», выявить приемы, используемые Тургеневым, для передачи психологического состояния героя.2.    Развить умения работать с ин...