конспект урока русского языка в 5 классе "Буквы ы и и после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мария Владимировна Фёдорова

интересная разработка урока, содержит материал игрового и занимательного характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Буквы ы-и после ц»

Цель: знать условия выбора и-ы в корнях слов после ц, обосновывать выбор гласных и-ы после ц.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов.

 II. Орфографическая работа.

Замена развёрнутых определений синонимом, состоящим из одного слова.

Молодой лес (поросль); отдельная область производства, науки (отрасль); частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли); тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шепот); глухой звук от трения, соприкосновения чего-либо с чем-нибудь (шорох); число складывается с другим с помощью сложения (слагаемое).

III. Объяснение нового материала.

Чтение правила на стр. 182.

Запись в «Словарь трудных слов»

Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц!»

IV. Закрепление материала.

 

-Упражнение 446 (выполняется под руководством учителя одним из учащихся у доски)

-Запись под диктовку словосочетаний. Один из учеников у доски, объясняет и графически все выделяет.

Получить консультацию, прослушать лекцию, правильно написать цифры, вырастить цыплят, заболеть цингой, встать на цыпочки, расположиться на циновке, спеть цыганскую песню, любить цирк.

-Игра «Секретные агенты»

Цель: закрепление нового материала; отработка умений видеть данную орфограмму и правильно писать ы-и после ц; повторить тему «Слово и его лексическое значение»

На доске написано крупно ЦИ – так начинаются все слова, которые нужно определить. Толкования взяты из словаря С.И. Ожегова.

* Стриженный и крашеный мех овцы. (Учитель может подсказать: из него делают шубы и воротники) (цигейка)

* Хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот. (Учитель может подсказать: кузнечик такой) (Цикада)

* В древнегреческой мифологии: одноглазый великан. (Циклоп)

* Высокая твёрдая шляпа с небольшими полями (Цилиндр)

* Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и выражающаяся в разрыхлении и кровоточивости десен (Цинга)

* Плотная плетёнка из соломы, камыша, лыка для подстилки на пол, для упаковки (Циновка)

* Вид театрального искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков (Цирк)

* Цирковой артист (Циркач)

* Инструмент для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертежах (Циркуль)

* Устаревшее слово: парикмахер, владеющий также элементарными приемами врачевания (Цирюльник)

* Устаревшее слово: то же, что парикмахерская (Цирюльня)

* Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста (Цитата)

* Пластинка с делениями, по которым движется стрелка в часах (Циферблат)

* Знак, обозначающий числа (Цифра)

* Вихревое, бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (Учитель подсказывает: когда плохая погода, ветер и дождь, метеослужбы сообщают по телевизору, что в этом в этом виноват…циклон)

 Игра проводится как викторина. Полученный ответ записывают на доске и в тетрадях. Все эти слова приписываются к начальному большому ЦИ на доске, учитель показывает, как надо выделять орфограмму.

Физкультминутка.

«Печка горяча»

Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши)

Печка очень горяча (четыре полуприседа)

Чи-чи-чи (три хлопка над головой)

Печет печка калачи (четыре прыжка на месте)

Игра «Добрые бабушки»

Цель игры: закрепление нового материала; отработка умений пользоваться изученным правилом, различать ы-и после ц в корне слова, в окончаниях и суффиксах.

На доске нарисовать два - домика столбика. Доску делят на две части, сверху две крыши. На одной  крыше написана большая буква Ы, на другой  - И.

Учитель:

-Бабушка Ы и бабушка И принимают гостей. У обеих сегодня именины. Решите, какие слова пойдут в гости к бабушке Ы, а какие – к бабушке И.

 Синицы, цирковой, циркуль, Птицын (фамилия), лекция, цитрус, молодцы, иллюминация, от гостиницы, шлёпанцы, цилиндр, рукавицы, цыпки, цигейка, цыганка, Курицына (фамилия), сестрицы, циновка, гостинцы, цыкнуть, цифра, инфекция, для больницы, операция, циклон, бледнолицый, цикламен (название цветка), торговцы, у отличницы, у лисицы, цыплята, иллюстрация, с улицы, революция, огурцы, милиция, полиция, цивилизация.

-Затем проверка учителем каждой работы и выявление победителей. Победителями являются те, кто допустил минимальное количество ошибок.

Объяснительный диктант.

1. Из кустов вышла тетерка, а за ней шесть цыплят. 2. Птенцы быстро росли, и однажды вся веселая семейка улетела на широкие речные отмели. 3. Посреди площадки в сквере росли акации.4.  В город приехала делегация шахтеров. 5. Циркуль – помощник человека с глубокой древности и до наших дней. 6. Мы давно собирались всей семьей пойти в цирк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

Конспект урока русского языка "Буквы И-Ы после Ц"

В сценарии урока представлены различные формы работы с учащимися, позволяющими закрепить знания, умения и навыки по теме "Буквы И-Ы после Ц"...

Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных

Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных...

Конспект урока русского языка в 5 классе " О-Ё после шипящих в корне слова"

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСТип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок-путешествие...