Конспект урока русского языка "Буквы И-Ы после Ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

В сценарии урока представлены различные формы работы с учащимися, позволяющими закрепить знания, умения и навыки по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_i-y_posle_ts.doc44.5 КБ
Office presentation icon bukvy_i-y_posle_ts.ppt230 КБ
Microsoft Office document icon sochineniya_pyatiklassnikov.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

«БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»

Цели и задачи:

1) познавательные:

  • ученики должны знать:

- правило выбора букв И – Ы после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов;

- правописание слов-исключений;

  • ученики должны уметь:

- применять данное правило;

- обосновывать выбор букв И – Ы после Ц;

- обозначать орфограмму № 15;

2) развивающие:

- внимание;

- речь, словарный запас учащихся;

- работа с тестами;

3) воспитывающие:

- интерес к изучению русского языка;

- чувство патриотизма и гражданственности.

Оборудование:

- компьютер, проектор, презентация;  

- карточки с заданиями (дублируют задания с компьютерных слайдов);

Ход урока.

I. Организационный момент:

- объявление темы урока;

- постановка целей и задач урока;

- число, классная работа, тема урока записываются в тетради

II. Словарная работа: «Узнай слово по его лексическому значению»:

1. Устанавливаемое на сцене, съёмочной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия. (Декорация)

2. Административно-исполнительный орган, занимающийся борьбой с преступностью и правонарушениями, охраной порядка, а также личной безопасности граждан и их имущества. (Милиция)

3. 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. (Традиция)

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, что в нашей школе сложились добрые традиции. Какие? (Учащиеся зачитывают свои сочинения-миниатюры, которые писали дома) – Приложение 3

Новое слово:

Коллекция (Систематизированное собрание каких-нибудь предметов. Что можно собирать? Марки, монеты, календарики и т.д. Коллекция древних монет, минералов, картин)

Коллекционировать (Собирать коллекцию каких-нибудь предметов)

Коллекционирование (Занятие)

Коллекционер (Человек, который занимается коллекционированием)

Учитель: А что вы коллекционируете? (В тетрадь записывают предложение: «Я коллекционирую…(календарики, открытки, наклейки и т.д.)»

Синтаксический разбор:

Недавно у моей сестрицы пополнилась коллекция открыток.

Морфемный разбор: сестрицы.

Подобрать однокоренные слова-существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами к этому слову: сестрёнка, сестричка (сестра) – морфемный разбор.

III. Актуализация знаний учащихся:

- Какие слова в этом предложении иллюстрируют изучаемую нами тему? (У сестрицы, коллекция)

- Когда после Ц пишется И?

- Когда после Ц пишется Ы?

- Как можно легче запомнить слова-исключения? (Слова-исключения помогает запомнить предложение, в котором употребляются все эти слова: Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!» )

- Какая это орфограмма? (№15)

IV. Закрепление:

- Выделите орфограмму №15 в словах «у сестрицы» и «коллекция», а также в записанных ранее словарных словах: декорация, милиция, традиция.

- Прочитайте выразительно текст, объясните выбор гласных на месте пропусков (устно):

Ц..плёнок в ц..рке выступал,

Играл он на ц..мбалах,

На мотоц..кле разъезжал,

И ц..фр он знал немало.

Он из ц..линдра доставал

Морковь и огурц.. .

И только одного не знал:

Где И, а где же Ы.

(Из детской радиопередачи)

 Выборочно-распределительный диктант:

1) В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц..!

2) Плутовка в дереву на ц..почках подходит.

3) В ц..рке мне понравились дрессированные собаки и кошки.

4) У Светы собралась небольшая коллекц..я мягких игрушек.

5) Вова Синиц..н сегодня опять опоздал на лекц..ю.

6) Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..плёнок, то умница!

7) Погоду на нашей планете определяют ц..клоны и антиц..клоны.

8) Пятиклассники с удовольствием посещают спортивную секц..ю.

И                                                Ы                        

В цирке                                        Дворцы

Коллекция                                        Скворцы

Не лекцию                                        На цыпочках (искл.)

Циклоны                                        Синицын

Антициклоны                                Цыплятами (искл.)

Секцию                                         Цыплёнок (искл.)

- Буквенный диктант:

Ц..трусовый плод; белая акац..я; морские границ..; тёмные ресниц..; мощный ц..клон; коллекц..я значков; бледнолиц..й мальчик; сестриц..н платок; редакц..я газеты; ц...ганские танц..; новый мотоц..кл.

(и, и, ы, ы, и, и, ы, ы, и, ы, ы, и)

- Тест

1. В каких словах пропущена буква И?

а) Панц..рь

б) ц..ыганка

в) ц..ркуль

г) ц..почка

д) ц..линдр

2. В каких словах пропущена буква Ы?

а) дисц..плина

б) ц..кнуть

в) ц..плёнок

г) пац..ент

д) ц..фры

3. В каких словах пропущена буква И?

а) авиац..я

б) иллюминац..я

в) краснолиц..й

г) сестриц..н

д) перед лисиц..й

4. В каких словах пропущена буква Ы?

а) перед зеркальц..м

б) традиц..я

в) коллекц..онер

г) хвост лисиц..

д) урожай пшениц..

5. В каких словах допущена ошибка?

а) Греция

б) операцыя

в) экпедицыя

г) инфекция

д) делегация

6. Какие слова написаны правильно?

а) строительство столицы

б) нора вилчици

в) пение синицы

г) письмо сверстницы

д) уезжать из станици

V. Домашнее задание:

- повторить    82-86 (в т.ч. как обозначаются орфограммы);

- упр. 447;

- сочинение-миниатюра или 2-3 предложения на тему «Моя коллекция»

Образец:

Наверное, каждый человек что-нибудь коллекционирует: марки, значки, компакт-диски, игрушки, автомобили…

        А я коллекционирую открытки и календарики с изображением кошек самых разных пород.

        Кошки – удивительно красивые, умные, ласковые, добрые существа. Мне нравится наблюдать за ними в жизни и смотреть на их фотографии.

        В моей коллекции уже больше пятисот экземпляров. Я начала собирать её уже давно и продолжаю до сих пор.

        Хотите посмотреть?

VI. Итоги урока / рефлексия:

- Что дал нам этот урок? Что нового мы узнали на уроке?

- Что мы вспомнили из ранее изученного?

- Чему мы учились, какие навыки отрабатывали?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Буквы И – Ы после Ц

Слайд 2

Цели и задачи урока: Знать: - правило выбора букв И – Ы после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов; - правописание слов-исключений Уметь: - применять данное правило; - обосновывать выбор букв И – Ы после Ц; - обозначать орфограмму № 15

Слайд 3

Словарная работа «Узнай слово по его лексическому значению»: Декорац и я, милиц и я, традиц и я К олл екц и я « collectio » – собирание (лат.) К олл екц и онировать К олл екц и онирование К олл екц и онер

Слайд 4

Синтаксический разбор: Недавно у моей сестрицы пополнилась коллекция открыток. Морфемный разбор: сестрицы сестричка, сестрёнка

Слайд 5

Прочитайте выразительно текст, объясните выбор гласных на месте пропусков: Ц..плёнок в ц..рке выступал, Играл он на ц..мбалах, На мотоц..кле разъезжал, И ц..фр он знал немало. Он из ц..линдра доставал Морковь и огурц.. . И только одного не знал: Где И, а где же Ы. (Из детской передачи «Радионяня»)

Слайд 6

Выборочно-распределительный диктант 1) В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц..! 2) Плутовка в дереву на ц..почках подходит. 3) В ц..рке мне понравились дрессированные собаки и кошки. 4) У Светы собралась небольшая коллекц..я мягких игрушек. 5) Вова Синиц..н сегодня опять опоздал на лекц..ю. 6) Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..плёнок, то умница! 7) Погоду на нашей планете определяют ц..клоны и антиц..клоны. 8) Пятиклассники с удовольствием посещают спортивную секц..ю.

Слайд 7

Проверьте себя: И в цирке коллекция на лекцию циклоны антициклоны секцию Ы дворцы скворцы на цыпочках синицын цыплятами цыплёнок

Слайд 8

Буквенный диктант Ц..трусовый плод; белая акац..я; морские границ..; тёмные ресниц..; мощный ц..клон; коллекц..я значков; бледнолиц..й мальчик; сестриц..н платок; редакц..я газеты; ц...ганские танц..; новый мотоц..кл. Проверьте себя: И, И, Ы, Ы, И, И, Ы, Ы, И, Ы, Ы, И

Слайд 9

Тест 1. В каких словах пропущена буква И? а) Панц..рь б) ц..ыганка в) ц..ркуль г) ц..почка д) ц..линдр 2. В каких словах пропущена буква Ы? а) дисц..плина б) ц..кнуть в) ц..плёнок г) пац..ент д) ц..фры

Слайд 10

Тест 3. В каких словах пропущена буква И? а) авиац..я б) иллюминац..я в) краснолиц..й г) сестриц..н д) перед лисиц..й 4. В каких словах пропущена буква Ы? а) перед зеркальц..м б) традиц..я в) коллекц..онер г) хвост лисиц.. д) урожай пшениц..

Слайд 11

Тест 5. В каких словах допущена ошибка? а) Греция б) операцыя в) экпедицыя г) инфекция д) делегация 6. Какие слова написаны правильно? а) строительство столицы б) нора вилчици в) пение синицы г) письмо сверстницы д) уезжать из станици

Слайд 12

Проверьте и оцените себя: 1) а, в, д 2) б, в 3) а, б 4) г, д 5) б, в Б) а, в, г 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2-3 ошибки – «3» 4-5 ошибок – «2» 6 ошибок – «1»

Слайд 13

Сочинение-миниатюра. Моя коллекция. Наверное, каждый человек что-нибудь коллекционирует: марки, значки, компакт-диски, игрушки, автомобили… А я коллекционирую открытки и календарики с изображением кошек самых разных пород. Кошки – удивительно красивые, умные, ласковые, добрые существа. Мне нравится наблюдать за ними в жизни и смотреть на их фотографии. В моей коллекции уже больше пятисот экземпляров. Я начала собирать её уже давно и продолжаю до сих пор. Хотите посмотреть?

Слайд 14

Домашнее задание: Повторить S 82-86 Упражнение 447 Сочинение-миниатюра «Моя коллекция»



Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Школьные традиции.

У нас в школе недавно появилась новая традиция. Каждый год на новогодней ёлке отличникам дарят подарки: тортики,  мягкие игрушки, рамки для фотографий.

Ежегодно проходит ярмарка, ученики торгуют выпечкой.

На Масленицу ребята катаются с горки около школы. Устраиваются зимние забавы, например, бой мешками, перетягивание каната и другие.

В феврале традиционно проходит фестиваль солдатской песни. На него приглашаются ветераны войны, а ученики поют военные песни.

Вот такие и многие другие традиции сложились в нашей школе, и с каждым годом их становится всё больше.

Андрей Бочкарёв

Добрая школьная традиция.

У нас в школе очень много добрых традиций. Но я расскажу об одной.

Каждый год в конце осени в школе проходит ярмарка – очень интересный, весёлый и радостный праздник. В этот день ученики всех классов приносят из дома вкусную выпечку. Ребята к празднику учат стихи, песни, частушки и готовят интересные сценки, забавные истории.

Очень много народа приходит посмотреть на выступления и купить что-нибудь вкусненькое.

После праздника все люди расходятся по домам, а ученики с классными руководителями идут считать вырученные деньги. Эти деньги потом можно потратить на поездку в музей или на что-нибудь другое.

У нас в школе, кроме этой традиции, очень много других. И все они мне очень нравятся.

Света Белова

Моя коллекция.

У меня есть маленькая коллекция наклеек.

Мне нравится собирать разные наклейки. Коллекционировать наклейки – это здорово! Это такое интересное занятие!

У меня уже четырнадцать экземпляров наклеек, и все они мне очень нравятся. На некоторых изображены животные, например, мышки. Они очень забавные.

Ещё есть наклейки, которые поздравляют с праздниками: с Новым годом, с Рождеством. Они тоже очень красивые.

Я хочу, чтобы моя коллекция пополнялась. Думаю, у меня будет большая коллекция.

Хотите посмотреть?

Надя Сазанова

Моя коллекция.

У меня есть небольшая коллекция старинных открыток. Они лежат в маленькой коробочке. Очень много открыток с Новым годом. Есть открытки с 8 Марта.

Я больше люблю те открытки, на которых нарисованы животные. Мне нравится их рассматривать.

Сейчас продают красивые открытки, но уже не такие, как раньше. А моя коллекция мне очень нравится.

Саша Пронин

Моя коллекция.

Моя коллекция – это наклейки и разные вырезки. На наклейках изображены котята и герои разных сказок и мультиков, например, «Мадагаскар», «Рататуй», «Вэлиант» и других. Собираю я их недавно. Когда мы с мамой едем на рынок, обязательно покупаем какие-нибудь наклейки. У меня есть для них специальная тетрадь. Я помещаю туда все свои наклейки, а потом с удовольствием рассматриваю.

Картинки я вырезаю из старых журналов, каталогов, обложек тетрадей. Это изображения животных: кошек, собачек, бабочек. У меня есть специальная папка, куда я их складываю.

А ещё я коллекционирую свои рисунки. Я рисую героев разных сказок и животных: Лунтика, кузнечика, кота, белку. И эти рисунки я тоже складываю в папку.

Таня Чапурина

Моя коллекция.

Я коллекционирую фишки, вкладыши, магнитные фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов.

На каждом вкладыше герои игр, а на фишках герои мультиков и кинофильмов: «Человек-паук», «Том и Джерри», «Шрек». Каждый герой мне интересен по-своему.

Магнитные фигурки – это Кот в сапогах и Шрек с Ослом.

В киндер-сюрпризах встречаются машинки, самолёты, вертолёты, человечки, сказочные герои  и свистки.

Я буду продолжать коллекционировать своих любимых героев.

Женя Кутолин

Моя коллекция.

Я коллекционирую зайчиков. Они такие милые, крохотные, ласковые! Я их очень люблю.

У нас раньше жил живой заяц. Папа привёз его, когда работал в поле. Зайчик был очень маленький. Мама нашла для него коробку, и он жил в ней. Мы кормили его тёртой морковью, капустой, картошкой и тёплым молоком. Когда он подрос, мы выпустили его на волю.

А сейчас в моей коллекции мягкие игрушки – зайчишки, открытки, календарики, наклейки, вырезки с изображением зайчиков.

Мне очень нравится моя коллекция!

Марина Шаталина

Моя коллекция.

Я всегда собирала и собираю много коллекций: марки, наклейки, рисунки, фишки, письма, разные открытки.

Самая большая коллекция – это коллекция наклеек. Наклейки с кошками, собаками, сказочными героями. Наверное, таких красивых наклеек нет ни у кого!

Я складываю в папку мои самые красивые рисунки. В основном на них изображена природа и животные.

Коллекции собирает каждый человек: богатый и небогатый, знатный и незнатный. И у всех разные вкусы. Кому-то нравится одно, а кому-то другое.

Коллекции, которые я  собираю, мне очень сильно нравятся.

Света Белова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

Конспект урока Русский язык по теме "Буквы О и Е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных"

Конспект составлен с учётом ФГОС. На уроках использованы разные формы и методы работы. Урок проведён с использованием мультимедийной презентации. На уроке использован оценочный лист. Он составляе...