Я вам пишу
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Инна Паршикова

методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_vam_pishu.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»

Методическая разработка урока для 7 класса: «Я вам пишу…»

Авторы:

Паршикова Инна Ивановна, учитель русского языка и литературы,  МОУ «СОШ № 43» г. Саратова

Гуревич Лариса Ефимовна, учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ № 43» г. Саратова

Афанасьева Л. Е., учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ № 43» г. Саратова

Саратов, 2011

Бинарный сдвоенный урок на тему «Я Вам пишу...»

Цель: 1. показать значение переписки в жизни человека; 2. закрепить представление о письме как тексте; 3. совершенствовать навыки работы с произведениями эпистолярного жанра; 4. формировать умения поддерживать письменный диалог.

Задачи: 1. исправление недостатков речевого развития; 2. развитие эстетического и культурного восприятия; 3. обогащение словарного запаса, 4. грамматического строя речи; 5. совершенствование коммуникативной адаптации; 6. обучение правильному построению вопросов и ответов на вопросы; 7. формирование навыка построения литературно правильного текста, несущего информацию автора о себе и объектах его окружающих; 8. развивать потребность: увидеть, запомнить, рассказать.

Оборудование: интерактивная доска, образцы писем великих людей, которые читаются учителями, пошаговая электронная презентация к уроку, конверты с «15 основными правилами написания письма».

Ход урока

Пишите друг другу письма,

ведь они помогают жить, делая нас добрее.

 А. П. Чехов

Учитель 1:

Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня…

Учитель 2: Вы все, конечно, узнали эти строки А. С. Пушкина. Письмо Татьяны Онегину. Это без сомнения один из прекраснейших образчиков эпистолярного жанра, забытого в последнее время современными людьми.

Учитель 1: Словечком “эпистолярный” мы обязаны грекам, которые и подарили миру первого классика этого жанра, афинянина Эпикура. К сожалению, не так много дошло до нас писем из античности. Но их ценность определяется не только почтенным возрастом, а возможность понять, о чем думали, о чем мечтали, что волновало или печалило, чему люди радовались более двух тысяч лет назад. Что знали бы мы о гибели Помпеи под огнём Везувия, не сохранись двух писем Плиния-младшего к Тациту?

Учитель 2: Было прекрасно, если бы удалось издать Библиотеку писем от античных времен и до наших дней, подобно Библиотеке всемирной литературы. Перед нами предстала бы история человеческого духа во всем своем великолепии и величии. Какие страсти прошли перед нашими глазами? Какой любовью мы были бы очарованы? Какую преданность идеалам мы смогли бы увидеть? О каких достижениях и падениях смогли бы рассказать письма?

Учитель 1: Письма несут бесценные свидетельства о жизни, нравах и традициях, они воскрешают ушедшие эпохи, как бы ни взначай приоткрывают двери в прошлое, повествуя о мельчайших подробностях быта и уклада жизни и о событиях исторического масштаба. Но самое главное и бесценное свойство писем состоит в том, что они повествуют о душе человеческой, рассказывают о том, какой путь этой душе прошлось пройти, какие драмы удалось пережить, где она черпала силы, чтобы все преодолеть.

Судите сами!

Учитель 2:

Денни Дидро Софии Волан

(20 октября 1759 года, Грандваль)

Вы здоровы! Вы думаете обо мне! Вы любите меня. Вы всегда будете любить меня. Я верю Вам, теперь я счастлив. Я снова живу. Я могу разговаривать, работать, играть, гулять – делать все, что вы пожелаете. Должно быть, я был слишком мрачен последние два или три дня. Нет! Моя любовь, даже Ваше присутствие не обрадовало бы меня больше, чем Ваше первое письмо.

С каким нетерпением я ждал его! Мои руки дрожали, когда я открывал конверт. Лицо мое исказилось; голос срывался, и если бы тот человек, что передал мне Ваше письмо, не был тупицей, он бы подумал: «Он получил весточку от матери, или от отца, или от Кого-то, кого он сильно любит». В тот момент я был близок к тому, чтобы послать Вам письмо с выражением великого беспокойства. Когда Вы развлекаетесь, Вы забываете, как сильно страдает мое сердце...

Прощайте, моя дражайшая любовь. Я люблю Вас пылко и преданно. Я любил бы Вас еще сильнее, если бы знал, что это возможно.

Учитель 1: А вот еще одно элегантный утонченный образец эпистолярного жанра, написанный так остроумно и изящно американским оратором и политическим деятелем Даниелем Вебстером 4 марта 1844 года. Эта записка адресована молодой женщине Жозефине Ситон, которая приходила в гости к Вебстеру и случайно забыла у него свою шляпку.

Учитель 2:

Моя дорогая Жозефина,

боюсь, Вы промокли вчера вечером, поскольку, как только дверь моего дома закрылась за Вами, пошел дождь. Я пользуюсь случаем вернуть Вашу шляпку и выразить надежду на то, что сегодня утром с Вами все в порядке и Вы не простудились.

Я попробовал поговорить с вашей Шляпкой. Спросил ее, сколько нежных взглядов, направленных ниже ее полей, видела она; сколько нежных слов слышала она рядом с собой; сколько раз ее подбрасывали в воздух в минуты восторга и триумфа. И случалось ли ей (а если случалось, то когда) трепетать от чувств, которые переполняли ее хозяйку. Но она доказала, что умеет хранить тайны, и не ответила ни на один из моих вопросов. Мне оставалось только попытаться застать ее врасплох, произнося различные имена одно за другим. Довольно долго она оставалась невозмутимой, но вдруг, услышав одно имя, определенно  вздрогнула и ленточки ее затрепетали!

 Я пожелал ей всего хорошего. Надеюсь, что она никогда не покроет заболевшую голову, и глаза, которые она защищает от солнечных лучей, никогда не узнают слез, но только радость и любовь.

Дорогая Жозефина, с наилучшими пожеланиями,

Ваш Даниель Вебстер

Учитель 1: Но нам пора вернуть в ХХI век… Век новейших информационных технологий, Интернета и сотовой связи. Электронные письма, SMS позволяют быстро связаться с близким людьми или знакомым, живущим в любой точке страны. Конечно, это удобно, практично. Но почему мы все еще не перестаем ждать писем, этих заветных конвертов, в которых пришло к нам послание. Ответ очень прост и очевиден: только письма помогают общаться душою с близкими нам людьми, только такое общение хранит душевную любовь и теплоту рук, которые с нежным трепетом вкладывают бумагу в конверт. 

Учитель 2: Написание письма – это целое искусство. Попробуем и мы на этом уроке овладеть искусством письма.

Учитель 1: А сейчас давайте вспомним, какие бывают письма? (письма бывают: деловые, дружеские, поздравительные, благодарственные,  письмо-просьба, письма в СМИ).

Учитель 2: Кому чаще всего пишут письма, и с какой целью? (чаще всего пишут близким, знакомым, родным, чтобы узнать, как живут, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.)

Учитель 1: Какая еще информация может содержаться в письме, помимо перечисленной? (в письме мы можем посоветовать, утешить, убедить, рассказать о своих делах, узнать мнение о том, что нас волнует.)

Учитель 2: А как называют того, кто посылает письмо, и того, кто получает? Идет работа над лексическим значением слов.

(На экране написаны слова АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ)

Учитель 1:  Прочтите эти слова, не правда ли они схожи по звучанию?

Учитель 2: Выясним их лексическое значение. Вспомните, по какому словарю можно это узнать? (Толковый словарь под редакцией В. И. Ожегова  или в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля)

(на экране)

Адресат- тот, кому адресовано почтовое отправление (ПОЛУЧАТЕЛЬ)

Адресант- тот, кто посылает почтовое отправление (ОТПРАВИТЕЛЬ)

Учитель 1: Слова, сходные по звучанию, но не совпадают по значению, называются паронимами. Чтобы избежать лексических ошибок, необходимо знать значение слова и употреблять его, осознано.

Учитель 2: Так кого мы называем получателем, а кого отправителем?

Учитель 1: Какие признаки позволяют нам понять, что перед нами письмо, а не какой-либо другой документ? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем письма Л. Н. Толстого и Наполеона Бонапарта, относящиеся к вершинам эпистолярного жанра. Обратите внимание на форму обращения и заключения в них.

Учитель 2:

Письмо Л. Н. Толстого к Н. Н. Страхову.

Любезный Николай Николаевич!

Благодарю вас за письмо: мы поджидали его и начинали уже беспокоиться о Вас. Очень радуюсь за то, что Вам было хорошо у нас. Жду Вашу биографию, которую хоть и браните, но я знаю, что там будет много хорошего. Я все переделываю, поправляю свое писанье и очень занят. Погода прекрасная, мы все веселы и здоровы. Смерть Тургенева я ожидал, а все-таки очень часто думаю о нем теперь. Простите, что пишу несколько слов. Не забывайте нас за то, что мы Вас любим.

Ваш Л. Н. Толстой.

Учитель 1:

Наполеон Бонапарт – Жозефине в Мюнхен

(декабрь 1805 года)

Великая Императрица,

ни строчки от тебя после твоего отъезда из Страсбурга. Ты проехала Баден, Штутгарт,  Мюнхен и не написала ни слова. Это совсем не радует меня! Я все еще в Брюнне. Русские ушли; у меня есть передышка. Через несколько дней должен буду решить, что делать дальше. Соблаговолите снизойти с высоты Вашего величия и уделить чуточку времени одному из Ваших рабов.

Наполеон

Учитель 2: Какие особенности вы заметили в прочитанных письмах?

Ученик: В письмах Л. Н. Толстого и Наполеона Бонапарта можно выделить следующие особенности:

1. В доверительной форме авторы излагают свой внутренний мир.

2. Присутствие монологической и диалогической письменной речи.

3. Письмо предполагает обязательное присутствие адресата и отправителя.

4. Письма как форма общения.

Учитель 1: Правильно. Письмо - это особая форма общения людей, которой присущи черты монолога и диалога. Личным письмам свойственны доверительность, искренностью.

Учитель 2: Письмо, как и любой другой текст, имеет свое строение или композицию. Письмо состоит из нескольких смысловых частей, объединенных единством темы. Перед тем как приступать к написанию письма нужно тщательно продумать то, о чем будет рассказано в письме, отобраны доказательство, необходимые для достижения цели письма.

Учитель 1: Основными частями письма являются: обращение, вступление, основное содержание и заключение.

Учитель 2: Первая часть письма – это обращение. Как правило, это слово или сочетание слов, называющее того, кому обращено письмо, то есть оно определяет адресата. По обращению можно понять, как автор письма относится к адресату. Главной задачей обращения является привлечения внимание адресата, установление контакта с ним.

Учитель 1: Следует помнить, что обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения и  на письме выделяется запятыми. Какие примеры обращений вам запомнились из прочитанных на уроке писем?

Любезный Николай Николаевич!

Великая Императрица!

Моя дорогая Жозефина

Учитель 2: В настоящее время к адресату допустимо обращение по должности, как правило, к руководителям, занимающим высокое должностное положение «Уважаемый господин президент!», «Уважаемый господин министр!». Менее официальный характер носит обращение по имени и отчеству «Уважаемая Татьяна Андреевна!» Если вы хотите обратить к коллективу, то можно использовать обращение «Уважаемые господа!»

Учитель 1: В письмах к друзьям или родственникам часто используют обращение «дорогой», «любимый». Такие слова говорят о вашей привязанности, нежности и любви к адресату. В обращении используются слова, обозначающие приветствие «здравствуйте», «привет».

Учитель 2: Во второй части письма, которое заключает основное содержание письма вы рассказывает о том, что стало поводом для написания послания, здесь же вы можете поделиться своим мнением, привести доказательства, которые помогут перейти к заключительной части.

Учитель 1: И последняя часть письма – заключение, которая подводит итог. В этой части обычно используют такие слова, как «до свидания», «прощайте», «до встречи», «буду ждать ответа», «пока».

Учитель 2:  В конце письма также указывается место написания и дата, если таковая не была означена в начале, ставиться подпись.

Если ваше письмо адресовано близким людям, вы можете в конце написать латинское слово «vale», которое переводится «будь здоров».

Учитель 1: Иногда в письмах используется и такое сокращение, как P.S. – постскриптум (в переводе с латыни означает «после написанного»), это приписка к оконченному и подписанному письму.

Итак, мы разобрали с вами все части, из которых состоит письмо. Давайте еще раз назовем их.

Учитель 2: И чтобы проверить, как вы усвоили материал, предлагаю вашему вниманию следующую работу. Давайте отредактируем текст вот это письмо (письмо высвечивается на доске).

Здравствуй, Руслан.

Во первых строках моего письма хочу сообщить тебе о своих делах. Кое-как разобрался со схемой модели, заканчиваю писать. Жду ответа, как соловей лета! 

Санек.

Учитель 2: Давайте проверим, что же у вас получилось (зачитываются несколько писем)

Учитель 1: Сегодня мы познакомились с эпистолярным жанром, прочли несколько писем, написанных великими людьми, рассмотрели строение письма, определяли смысловые части письма. Смогли убедиться, что написание писем – это искусство. Очень важно каждому человеку научиться общаться друг с другом с помощью писем, ведь они, по мнению А. П. Чехова, «помогают жить, делая нас добрее».

Учитель 2: Возможно, те письма, которые мы сегодня прочитали, помогут вам справиться с заданием, которое вас сейчас предстоит выполнить. Вам нужно написать письмо. Кому оно будет адресовано, решать вам. Может быть, это будут ваши родственники или друзья. И чтобы вам работалось лучше, предлагаю воспользоваться содержимым конвертов, которые лежат на ваших столах. В них вы найдете «15 основных правил написания письма», о которых мы также говорили на нашем уроке. Желаем удачи!

15 основных правил написания письма

1. Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письма на листах, вырванных из тетради - признак дурного тона)

2. Лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые обычно печатаются)

3. Поздравления, соболезнования, приглашение также обычно пишут от руки.

4. Начать необходимо со слов приветствия и обращения.

5. Продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней из встреч)

6. Желательно спросить сначала о делах адресата, а затем изложить собственные новости.

7. Каждое письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.

8. Содержание письма, может быть каким угодно: о близких и друзьях, о том, как проводится свободное время.

9. Писать следует разборчиво: если почерк не совсем разборчив- извинитесь за плохой почерк.

10. Письмо должно быть написано грамотно (если сомневаетесь в написании того или иного слова обратитесь к орфографическому словарю)

11. Закончить уместно обращением к адресату с вопросами о его жизни, пожеланием увидеться.

12. Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк.

13. В конце письма адресат ставит свою подпись.

14. Перед отправлением письмо следует перечитать.

15. Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указать фамилию, имя адресата, а затем - название города, потом- название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!

Домашнее задание: дописать письмо.

Список литературы

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова; изд. 4. – М. : Технологии, 2009. – 944 с.

Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах / В. И. Даль. – М. : Диамант, 2002.

Мирзоян, А. Мир этикета / А. Мирзоян. – Челябинск : Урал, 2003. – 405 с.

Пиз, Б. Язык письма / Б. Пиз, А. Пиз, пер. с англ. - М. : Эксмо, 2007. – 192 с.

Дойль, У. Любовные письма великих людей / У. Дойль, пер. с англ.- М. : Добрая книга, 2010. – 240 с.

Карепина С.Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты / С. Карепина. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2010 г. - 224 с.

Мячина, Т. С. Методическая разработка проведения урока письма "Учимся писать письма"  / Т. С. Мячина // http://festival.1september.ru/articles/527381/

Морозова, И. Эпистолярное искусство или умеем ли мы писать письма? / И.Морозова // http://vio.uchim.info/Vio_19/cd_site/articles/art_1_6.htm

Гост Эмили – Этикет // http://www.weborbita.com/lib/enciklopedii_spravochniki/gost_emili/korrespondentciya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пишем сочинение-рассуждение

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку, часть С. Особое внимание уделяется пониманию смысла исходного текста....

Пиши правильно

работа со словарными словами 1-2 класс по УМК "ПНШ"...

Дистанционный курс: "Пишем сочинение-рассуждение (часть С)"

Здесь учащиеся найдут все необходимое, чтобы научиться писать сочинение-рассуждение....

урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..."  Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...

презентация к уроку "Я к вам пишу, чего же боле..."

Электронный ресурс к уроку развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."...

Образовательная программа элективного курса по русскому языку "Пиши грамотно"

Данная образовательная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 5-го класса...

Пишем красиво и без ошибок.

Преодоление дисграфии....