Пишем сочинение-рассуждение
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку, часть С. Особое внимание уделяется пониманию смысла исходного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_russkogo_yazyka_Podgotovka_k_sochineniyu-rassuzhdeniyu.doc | 78.5 КБ |
PREZENTACIYa.ppt | 402.5 КБ |
Предварительный просмотр:
6 апреля 2011
Урок-подготовка к сочинению-рассуждению «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Часть С». (слайд 1)
Цель урока: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;
2) совершенствовать навыки анализа текста;
3) воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: исходный текст- раздаточный материал; критерии оценки сочинения.
Ход урока:
1. Инициация. (Организационный момент). Учащиеся рассаживаются двумя группами.
II. Вхождение или погружение в тему. (Постановка цели урока). (слайд 2) Я: Учитываем ошибки пробного экзамена. Определяем пробелы в выполнении части С. Учащиеся: Чему нам сегодня нужно научиться, что повторить? ( писать сочинение по критериям, правильно определять тему и проблему художественного текста, писать комментарий к проблеме, правильно вписывать аргументы.) Я: Значит, что мы должны сделать на уроке ? (написать сочинение). И ещё: работу каждого в группах будете оценивать сами.
III. Формирование ожиданий учеников. (Планирование эффектов урока).
- Какое главное условие правильного выполнения задания – написания сочинения? (правильно понять текст, определить тему и проблему). Вот это то, что мы должны сегодня выполнить правильно.
- Читаем текст.
Волк на елке
В новогоднюю ночь старый волк особенно остро почувствовал своё одиночество. Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брёл по лесу и размышлял о жизни.
Да, ему никогда не везло. Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие. Волчица – и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев.
Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! У кого их много – перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало…Да, в волчьем мире зайцы решают всё.
Ёлки, ёлки… «Ёлки-палки, - думал волк, - когда же это всё кончится? Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!»
И вдруг…Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.
«Интересно, что он там увидел? – подумал Волк. – Дай-ка и я погляжу». И он поднял глаза на ёлку.
Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.
-Ёлки-палки! – сказал Волк и замер с закрытым ртом.
Бывает же на свете такое чудо! Посмотришь на него – и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается – не в желудке, нет, а повыше. И уже ничего не хочется – только сидеть и смотреть.
Так и сидели они рядышком – Заяц и Волк – под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что-то переворачивалось.
Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье… Ф. Кривин
- IV.Интерактивная беседа.(Обсуждение проблемы. Передача и объяснение информации) (Слайд 3 «План работы с текстом). Разберемся с содержанием.
1. Пересказать текст.
2. Проблемная беседа. - Определите стиль (художественный). - Докажите (жанр сказки, два худ. образа, разнообразные художественные средства). -Какой прием лежит в основе текста? (аллегория) -Что такое аллегория? (АЛЛЕГОРИЯ — (греч. αλληγορία, иносказание) — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), напр., изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой). -Что из себя представляет текст? (жанр - сказка) - «Сказка –ложь, да в ней намек…» Какой же намек есть в сказке? О чем сказка? Ваши впечатления. (Сначала выслушать ответы)
-Каковы же проблемы в сказке? (Мозговой штурм)
-Обратимся к тексту. В каком предложении заключен главный смысл текста? ( В 26) «Не в зайцах счастье» - каким синонимическим фразеологизмом можно заменить это выражение? (Не хлебом единым жив человек). Вот это главная проблема. Какая еще проблема есть в тексте? (Проблема приоритетов. Что мы ценим в жизни больше: достаток или наполненную духовную жизнь?)
Промежуточный вывод. Итак, подводим первый самый важный итог: какова тема и проблема текста? ( Тема: Одинокий, несчастный Волк не стал хватать зайца, засмотревшись на удивительной красоты ёлку, т.е. В жизни человека, кроме материального, есть то, что заставляет его восторгаться, что сильно на него воздействует – это красота. Проблема: не хлебом единым жив человек, т.е. проблема красоты и её воздействия на человека и проблема выбора: достаток или духовность).
- Итак, перед нами текст худ.стиля. Это сказка. Под образами Волка и Зайца подразумеваются люди. А можно аллегорический смысл сказки представить реальным текстом? -Послушаем, что получилось у девочек, которые попробовали выполнить это творческое задание. Причем, девочки выполняли это задание, не имея никаких разъяснений по тексту. Посмотрим, что у них получилось. ( слайд 4) Задания группам: обсудить, сделать записи.
1 группа. - Определите тему и проблему текста Насти. 2 группа. - Определите тему и проблему текста Тани.
Человек и работа (Ефремова Настя)
По вечерам человек особенно остро чувствовал своё одиночество. Он часто уходил в себя, думая о проблемах и размышляя о жизни.
Да, ему никогда не везло. Всегда находился такой человек, который его опережал. И жена от него ушла, что это за муж, семью обеспечить не может?
Эх, деньги-деньги, одно несчастье от них! У кого их много- перед ними все на коленях ползают, руки целуют, а у кого мало… Да, в нашем мире деньги решают всё.
Несправедливость… «И когда же всё это кончится?- подумал человек. Никакой справедливости!»
И всё-таки человек нашёл работу. Хорошую работу. Да в общем-то и не искал её, предложили. Не мог поверить этому человек: неужели удача ему улыбнулась?
Работа и вправду оказалась неплохая. Где только не работал человек, всё не то было. А эта по душе пришлась. О такой работе человек и мечтал.
- Вот повезло-то!- думал человек, не скрывая радости.
Бывает же такое! Всю жизнь работаешь-работаешь, а наслаждения от работы не получаешь, душа не радуется от выполненных дел. Думаешь, что жизнь прожита зря. И тут в один прекрасный день предлагают работу, да такую, которая только снилась.
Много работал человек, всего себя, все силы в работу вкладывал, вот только платили маловато. Но это ему неважно было, ведь многие работают, а счастья никакого, нет радости в работе. А у человека мечта в жизнь воплотилась. Что может быть лучше?
Впервые подумал человек, что не в деньгах счастье, а в удовольствии, которое ты получаешь от работы.
- Определите тему и проблему текста Насти. ( Текст о том, как человек был несчастен оттого, что занимался не своим делом. И как обрел удовлетворение в жизни в хорошей работе. В чем счастье человека, что для него важнее: материальное или человеческое, духовное?)
Макшанова Таня
В новогоднюю ночь Иван Петрович особенно остро почувствовал своё одиночество. Медленно прогуливаясь по ночным улицам, освещённым яркими праздничными плакатами, он размышлял о жизни.
Да, ему никогда не везло. Он работал на заводе механиком, не хватал звезд с неба. Жена – и та оставила его, потому что хотела жить красиво, а денег, которые зарабатывал Иван Петрович, не хватало. А он любил музыку. Все свои сбережения тратил на пластинки.
Детство Ивана Петровича трудное было, не до музыки. Так и не осуществилась мечта стать музыкантом. Но зато каким счастьем был для него концерт симфонической музыки в прошлом году, до сих пор музыка звучит где-то далеко в памяти.
И вдруг… Иван Петрович от удивления широко открыл глаза: неужели, правда? Он оказался на городской площади, где величаво стояла красавица ёлка, а под ней стоял немолодой человек со скрипкой на плече. В зимнюю ночь лились сказочные звуки, они волновали и вызывали в памяти смутные картины далекого детства, милые черты родных ему людей, запах свежесрубленной ёлки.
Завороженный, Иван Петрович поднял глаза вверх и увидел, что зимнее небо было необычайно звездным. Даже в летнее время не бывает столько звёзд на небе, сколько было в эту сказочную ночь. Ночь, звёзды и музыка… И уже ничего не хочется – только стоять и смотреть.
Долго простоял Иван Петрович, слушая любимые мелодии, любуясь яркими звёздами, а потом пошёл домой, но он уже по-новому смотрел в будущее. Ведь у него есть любимое дело, которое, да, не приносит много денег, но ведь не в деньгах счастье. Не правда ли?
- Определите тему и проблему текста Тани. (Текст о том, как несчастный человек услышал музыку в парке и как она на него подействовала. Проблема влияния искусства на человека)
Промежуточный вывод. (слайд 5) Итак, трансформируя исходный текст, мы точнее увидели его проблемы. В тексте Кривина говорится о красоте и ее влиянии на человека. И это понятие широкое. Девочки представили свое понимание. И оно правильное. Давайте определим, что входит в понятие «красота»? (учащиеся рассуждают). А я вам хочу предложить размышления ребят, которые писали об этом в нашу школьную газету (зачитать)
Невозможно дать четкое определение этому понятию. Для каждого человека красота заключается в разных вещах. Для кого-то это бриллиантовая россыпь, нитка жемчуга, ветка сакуры, весенний рассвет или звездная летняя полночь… А может быть это розы, розовые или белые, тугие нераскрытые бутоны, много бутонов, Рим и Венеция, Леонардо и Рафаэль, Лувр и Эрмитаж… Или тихий шелест волн, пальма на розовом песке, лунная дорожка с тенью кипариса… Чайка на скале или тихая речка в оправе буйной зелени… И те глаза, в которых отражается то прозрачный янтарь, то солнца лучики… И лицо любимого человека. Все это - красота! Она – повсюду! Стоит только внимательнее смотреться вокруг, оставив за спиной всю прозу жизни с ее черно-белыми полосами. И тогда обязательно увидишь все красивое, то, что не позволит твоей душе очерстветь и превратиться в камень. Нужно только замечать это и восхищаться всем, что окружает нас: улицами, деревьями, рисунками ветвей на фоне неба, красотой людей и закатом...
Из сочинений:
О красоте написано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое красота? И как почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира? Попробуем разобраться в этом, опираясь на опыт великой русской литературы.
Прежде всего, красоту русские поэты видели в природе. Например, А. А. Фет видел в природе источник таинственной и глубокой жизни, которая может быть доступна человеку лишь в мгновения высшего душевного подъема:
Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.
Красота у А. А. Фета — это упоение радостью жизни, праздник и одновременно тайна.
Для Ф. И. Тютчева природа — тоже одушевленное, разумное существо:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Красота для него — в бесконечном движении, во внутренней музыке мира, в согласии мировых сил:
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Но красота — это не только природа, но и человек. В чем же красота человеческая?
Вспоминаю стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». В нем говорится о девочке, которая не отличается внешней красотой — «напоминает лягушонка», как пишет поэт. Но та некрасивость становится незаметной, когда она радуется чужой радости, когда ее чувства настолько сильны, что изменяют внешность. «Младенческая грация души» и есть то единство внешнего и внутреннего, тот внутренний огонь, который переплавит любые страдания в радость. И потому Н. Заболоцкий делает вывод:
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Это значит, что красота — внутри, в жизни человеческих чувств, в их силе и напряженности: «И прелести твоей секрет развязке жизни равносилен», — писал Б. Пастернак. Человек прекрасен в те моменты, когда в нем — вся без остатка — проявляется стихия жизни, когда в нем, как солнце в капле воды, отражается жизнь во всей ее сложности, с ее страданиями и радостями, потерями и обретениями.
Физкультминутка. Встаньте, расслабьтесь, закройте глаза и руками нарисуйте в воздухе, то, что для вас является красивым.
V. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся).
Работа над текстом сочинения. ( Делаем записи в тетради.) (слайд 6)
Используя план будущего сочинения, группы обсуждают все 8 пунктов плана и создают тезисное сочинение: ( слайд 7)
1 группа. Проблема выбора: достаток или духовность. ( Группа Насти Ефремовой, Насти Старцевой) Составьте к тексту лирическое или вопросное вступление.
2 группа. Не хлебом единым жив человек, т.е. проблема красоты и её воздействия на человека ( Группа Тани Макшановой, Светы Богдановой) Составьте к тексту актуальное или цитатное вступление
Если будут вопросы, задавайте.
Учительское участие в работе – консультации. Возможные трудности:
Комментарий к проблеме. К проблеме №1: В сказке в аллегорической форме поднимается одна из вечных проблем человечества, над которой бьются выдающиеся умы человечества на протяжении не одного столетия и которую в яркой поэтической форме выразил Н.Заболоцкий:
…что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
или огонь, мерцающий в сосуде?
К проблеме №2: Как счастливо прожить жизнь? Что может принести человеку счастье? Богатство? Власть? Что для меня будет самым важным важным в жизни?
1) насколько злободневна проблема;
2) что делает ее злободневной;
3) традиционна ли эта проблема или нова;
4) если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу;
5) если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;
6) как удалось автору привлечь внимание к данной проблеме;
7) как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; глубокий знаток человеческой души и т.д.)
Авторская позиция. Какова особенность выражения авторской позиции данного текста? ( В тексте худ.стиля авторская позиция заключена в способах обрисовки героев, пейзажных зарисовках, авторской лексике.) Каким изображён Волк? (Несчастный, бедный, способный откликаться на добро, красоту). Традиционное изображение Волка? (Нет, он не такой злой хищник.) Вот это и есть авторское отношение к проблеме. Автор делает Волка чувствительным к красоте.
Свое мнение. В тексте худ.стиля нельзя говорить, что вы согласны с позицией автора, ведь ее нет, мы ее выводим. Значит, надо сказать, как вы относитесь к поднятой проблеме. Как вы ее понимаете? Можно использовать цитатный материал. (На доске цитаты)
Аргументы. И аргументируйте примерами из текстов худ.литературы. Аргументы: Элен и Марья в романе «Война и мир», Стих Заболоцкого «Некрасивая девчонка»; А.Костюнин «Поводырь», А.Платонов «Юшка».
Вывод. Чему научил текст? О чем заставил задуматься?
VI.Подведение итогов. Рефлексия. Оценка урока.
Итог: зачитываем сочинения на разные проблемы. Противоположные группы соотносят с критериями.
Какие цели мы ставили к уроку? Цели выполнены?
Рефлексия: в списке группы проставьте оценки работы каждого, на зеленом листочке напишите, что сегодня у вас получалось. А на красном – что не получалось.
ДЗ Написать сочинение (слайд 8).
Дополнительный материал
Заболоцкий Н
Все, что было в душе, все как будто опять потерялось,
И лежал я в траве, и печалью и скукой томим.
И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,
И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.
И тогда я открыл свою книгу в большом переплете,
Где на первой странице растения виден чертеж.
И черна и мертва, протянулась от книги к природе
То ли правда цветка, то ли в нем заключенная ложь.
И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье
И как будто пытался чужую премудрость понять.
Трепетало в листах непривычное мысли движенье,
То усилие воли, которое не передать.
И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно проснулась.
И запела печальная тварь славословье уму,
И подобье цветка в старой книги моей шевельнулось
Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.
1936
Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
1955
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот. 1955
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционный курс: "Пишем сочинение-рассуждение (часть С)"
Здесь учащиеся найдут все необходимое, чтобы научиться писать сочинение-рассуждение....
Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение
Материал к выполнению части С на ЕГЭ по русскому языку...
Памятка "Пишем сочинение - рассуждение"
Материал содержит рекомендации по написанию итогового сочинения в 9 классе....
Пишем сочинение-рассуждение
Формулируем, комментируем, аргументируем...
Пишем сочинение-рассуждение
Формулируем, комментируем, аргументируем. Сочинение на ЕГЭ по русскому языку...
Пишем сочинение-рассуждение по литературе
Рекомендации по написанию сочинения на литературную тему и пример....
"Рабочая тетрадь для подготовки к ОГЭ 9 класс(пишем сочинение-рассуждение)".
Предложен материал, который позволит овладеть эффективными приёмами работы с текстом и практическими навыками всем учащимся без исключения, преподавателям будет интересен в рамках проведен...
Комментарии
Пишем сочинение-рассуждение