Активизация творческих способностей, учащихся на уроках развития речи
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Особенностью современного этапа методики развития речи учащихся является непосредственное обращение к тексту как к коммуникативной единице. Этому способствовали исследования текста как единицы языка и речи в лингвистике, а также исследования речи в психологии и речевой деятельности в психолингвистике. Развить связную речь учащихся – это значит научить их воспринимать и создавать коммуникативно ориентированные тексты в процессе трудовой, учебной, бытовой, общественной деятельности, т.е. научить школьников полноценно общаться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Активизация творческих способностей, учащихся на   уроках развития речи.

                   

                                                                Егорова Л. В., учитель русского языка и литературы,

                                                                                МОБУ Табагинская СОШ.

Содержание курса русского языка в школе, по новым стандартам, «обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций».

Особенностью современного этапа методики развития речи учащихся является непосредственное обращение к тексту как к коммуникативной единице. Этому способствовали исследования текста как единицы языка и речи в лингвистике, а также исследования речи в психологии и речевой деятельности в психолингвистике. Развить связную речь учащихся – это значит научить их воспринимать и создавать коммуникативно ориентированные тексты в процессе трудовой, учебной, бытовой, общественной деятельности, т.е. научить школьников полноценно общаться.

Развитие связной речи в школе опирается на следующие выводы в учении о тексте как единице языка и речи.

  1. Текст – это основная коммуникативная единица, результат (продукт) речевой деятельности.
  2.  Текст – это единица речи, так как представляет собой конкретное речевое произведение в письменной или устной форме. В то же время текст – единица языка.
  3.  Текст – коммуникативная единица, обладающая такими признаками, как связность, цельность, тематическое единство, членимость, композиционная оформленность.

Чтобы научить школьников излагать грамотно свои мысли, адекватно воспринимать и передавать информацию различного характера и т.п., необходимо помочь детям овладеть соответствующими знаниями о единице общения (тексте) и особыми коммуникативными умениями и навыками, т.е. компетенциями.

Вся трудность в том, что коммуникативная компетенция не поддается автоматизации, так как включается в речевую деятельность, которая характеризуется прежде всего, как деятельность интеллектуальная, познавательная, требующая от человека в каждом конкретном случае творческого подхода к решению коммуникативной задачи. Чтобы помочь ребенку научиться решать конкретные коммуникативные задачи, мы должны развивать умения логического и лингвистического характера, определяемые развитием мышления и чувства языка. Т.е. кроме умений выделять и классифицировать признаки предметов, явлений, группировать факты, выделять основную информацию, делать выводы из полученной информации, учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по заголовку, по началу, по аннотации и т.д.; предвидеть структуру предложения по началу, по отдельным компонентам; прогнозировать композицию текста по его жанровой характеристике.

Вся работа по развитию речи учащихся должна строиться на том, что язык – средство выражения мыслей, чувств и переживаний человека. Следовательно, изучение языка должно способствовать развитию коммуникативных умений, должно помочь учащимся осознать богатство русского языка, научиться пользоваться этим богатством в практической деятельности. А для этого нужно научить ребенка обращаться к классическим текстам ради «сознательного заимствования» духовного опыта познания мира, учитывать этот опыт в процессе самостоятельной речевой деятельности. В изучении языка необходимо идти от наблюдений за живой речью к познанию законов языка. Следовательно, явления языка должны усваиваться через текст, на основе текста, с помощью текста. Тогда изучаемые понятия предстанут перед детьми в естественном окружении, в естественной речевой ситуации, что приведет к положительной мотивации учения, к осознанию учащимися необходимости познания языка.

  Целью уроков развития речи в школьном курсе русского языка являются развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, оценивать языковые факты; овладение видами речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Задачи уроков развития речи: формировать и развивать коммуникативную компетенцию; реализовать коммуникативно-деятельностный подход; формировать функциональную грамотность; формировать и развивать коммуникативные универсальные учебные действия. Но все это невозможно без творчества, без умения придумывать, создавать свой речевой продукт. Еще Дж. Родари писал: «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Именно в этом трудность: как научить придумывать.

Предлагаю некоторые виды работы по активизации творческих способностей на уроках развития речи.

Многие из нас используют слуховые и зрительные диктанты из методики Федоренко – Пальченко. Эти диктанты могут служить материалом для упражнений для развития речи, если взять текст, а не разрозненные предложения. Вот несколько примеров.

                 Слуховые и зрительные диктанты.

                                                Текст №1.

  1. Гигантская акула – одна из самых крупных морских рыб.
  2. Она достигает 10 метров в длину и весит до 4 тонн.
  3. Великан обитает во всех океанах.
  4. В отличие от голубой акулы гигантская совершенно безвредна.
  5. Как и кит, она питается исключительно планктоном.
  6. Огромный рот ее лишен страшных зубов.

                               Текст №2.

  1. В наших домах, на улицах водятся «дикие» мальчики и девочки.
  2. Они и читают, и взрослых слушают, но цивилизованными от этого не становятся.
  3. Они могут и на стене написать, и урок сорвать, и человека обидеть.
  4. Им кажется, что они никому не вредят.
  5. Но разве это так?

  6.  Ответьте на вопрос.

                      Текст №3.

  1. Однажды ночью человеку  (приснился сон)
  2. Ему снилось, (что он идет по берегу моря)
  3. Над ним раскинулось (ослепительно голубое небо)
  4. Он видел перед собой (чудесные горы с белоснежными шапками)
  5. Золотой песок ласкал его ноги, а (легкий ветерок освежал лицо)
  6. Когда человек проснулся, то (все утро чувствовал себя счастливым)

Примерные задания к слуховым и зрительным диктантам.

  1. Конструирование текста (вставить начало, конец, недостающее слово; переставить предложения, чтобы составить текст и т.д.)

1.Комплексный анализ текста (разборы, найти изобразительно-выразительные средства, найти те или иные синтаксические конструкции и т.д. )

  1. Интерпретация текста (озаглавить, определить тему, проблему, определить авторскую, собственную позицию, задания выполнять в устной или письменной форме и т.д.)
  2. Словарная работа (использование в диктантах словарных (новых) слов; работа со словарями и т.д.)

Развитие связной речи в контексте всей системы работы по русскому языку может осуществляться путем устных и письменных высказываний малой формы, т.е. изложений и сочинений небольшого объема.

Изложение как создание вторичного текста предполагает восприятие, осмысление, понимание исходного, первичного текста. «При этом осмысление есть процесс анализа, а понимание – его результат, синтез, обобщение воспринятой информации, содержание которой затем должно быть воспроизведено полно, выборочно или сжато в зависимости от установки.» (А. Д. Дейкина, Ф. А. Новожилова)

 Например, изложение текста как сжатый пересказ с максимально возможным сохранением особенностей авторского языка и стиля.

Или изложение с анализом текста по данному плану:

  1. Подготовительная работа.
  2. Лингвистический анализ текста.
  3. Идейный и лингвопоэтический анализ.
  4. Личные впечатления и оценка.
  5. Анализ ученических работ.

Тексты изложений с заданиями.

                             Притча об императоре и нищем

В саду, у дворца, сидел император; вокруг него стояли слуги. В это время мимо проходил один монах с посохом в руке и сумою за плечами. Он намеревался зайти во дворец.

  • Куда ты, отче? – остановил его слуга.
  • Хочу войти в эту гостиницу, чтобы переночевать, - ответил монах.
  • Это не гостиница, проходи дальше.

Император, заинтересовавшись случившимся, объяснил монаху, что он – император, а это его дворец.

  • Кому принадлежал этот дворец?
  • Моему прадеду, потом деду, отцу, а теперь – мне, - ответил император
  • А когда умрешь, кому будет принадлежать?
  • Моему сыну.
  • Вот видишь, - заключил монах, - сколько народу перебывало в этом доме. Как же, государь, после этого он не гостиница?

Император приказал дать ночлег страннику, ибо понял, что хотел сказать монах: мы проходим по этой земле, и нет у нас здесь вечного жилища.

Примерные задания.

  1. Озаглавьте текст
  2. Запишите его сжато, сохраняя особенности языка и стиля.
  3. Что понял император? Допишите текст.
  4. Чем поучителен текст?
  5. Что вы поняли из этой притчи?
  6. Охарактеризуйте героев притчи.

Басня.

Жила одна мышь под амбаром. В его полу была дырочка, и хлеб сыпался туда, так что еды у этой мыши всегда было вдоволь.

Житье у норушки было хорошее, и она захотела похвастаться этой сытой жизнью.

Прогрызла мышь дыру побольше и позвала других мышей себе в гости. Она сказала:

  • Приходите, гости дорогие, ко мне на пир, еды всем хватит.

Когда она привела друзей, то увидела, что дыры совсем не стало, потому что мужик приметил большую дыру в полу и заделал ее.

Примерные задания.

  1. Додумайте и допишите концовку, логически вытекающую из текста. Обоснуйте такое завершение.
  2. Озаглавьте текст и запишите заглавие.
  3. Определите жанр, стиль, тип текста и обоснуйте свое мнение (пользуйтесь памяткой)
  4. В чем поучительность данной ситуации? Истолкуйте (мораль).
  5. Выпишите синонимы.
  6. Придумайте и запишите аналогичный текст.

А. Приставкин «Муравей»

Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаз. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.

По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!»

И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.

Примерные задания.

  1. Напишите подробное изложение.
  2. Выразите свое отношение к поступку человека.

          Очень важное значение имеет этап анализа работ и последующая коррекция учениками своих текстов.

Например, сравнить авторский и ученический варианты, проанализировать и понять авторский замысел.

«Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную.»

 «Муравей тащил тяжелую красную ягоду.»

Михаил Михайлович Пришвин

Голубые тени

            Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.

На малых текстах можно проводить работу по интерпретации текста.

Осинкам холодно

         В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки густо одна к одной, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят и сидят на завалинках.

Примерные задания.

1. Запишите по памяти, сохраняя средства выразительности.

2. Представьте себя «внутри» пейзажа, опишите свои ощущения, чувства.

3. Представьте это место осенью, весной, летом, зимой.

4. Напишите текст по аналогии, озаглавьте.

5. Добавьте в текст, что вам хочется.

Школьники учатся в сочинениях «грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, а значит, развивают речь». (А. Д. Дейкина, Ф. А. Новожилова).

Для создания сочинений – миниатюр можно использовать материал из записных книжек Антона Павловича Чехова:

  1. Это не женщина, а петарда.
  2. Розалия Осиповна Аромат
  3. Капитон Иваныч Чирий
  4. Мнение профессора: не Шекспир главное, а примечания к нему.
  5. - Человеку нужно только 3 аршина земли.

- Не человеку, а трупу. Человеку нужен весь земной шар.

6. Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь.

  1.  Успех уже лизнул этого человека своим языком
  2. Дедушке дают покушать рыбы, и если он не отравляется и остается жив, то ее ест вся семья.
  3. Один старик – богач, почувствовав приближение смерти, приказал подать тарелку меду и вместе с медом съел свои деньги.
  4. Человек, у которого колесом вагона отрезало ногу, беспокоился, что в сапоге, надетом на отрезанную ногу, 21 рубль.

Три последних сюжета можно использовать для написания рассказа по    

плану.

Как написать рассказ (примерный план работы)

Пишем черновик

  1. Определите систему героев: дайте имена (можно «говорящие»), наделите чертами характера (возможны прототипы); наметьте, как данные герои соотносятся друг с другом и т.д.
  2. Определите место, время, основные события.
  3. Определите авторскую позицию (отношение к событиям, героям)
  4. Определите, что вы хотите сказать своим рассказом (ваша цель: позабавить, предостеречь, научить и т.д.)

Пишем черновик

1. Экспозиция. Знакомим читателя с героями, указываем место, время (помним: экспозиция не должна быть затянутой; рекомендуемый тип речи – повествование с элементами описания)

2. Завязка действия (тип речи – повествование, желателен диалог)

3. Продолжение действия (повествование с элементами описания)

4. Кульминация (пик действия – вдруг! нет - длинным предложениям, да - БСП, неполным предложениям)

5. Продолжение действия (повествование с элементами описания)

6. Развязка (повествование с элементами рассуждения)

Правим текст

  1. Читаем вслух, исправляем недочеты.
  2. Возвращаемся к рассказу через день – два, перечитываем, правим.
  3. Помним: герои говорят и действуют в рамках своих характеров, т.е. упрямец не может говорить и действовать как добряк и т.д.
  4. Самое главное: вызывает ли рассказ интерес?

Хорошо использовать на уроках развития речи парадоксальные тексты, вот несколько примеров.

Джанни Родари «Старые пословицы»

А вот что случилось со Старой Пословицей, которой захотелось яблока. Села она под яблоню и бормочет про себя:

  • Не тряси яблоко, покуда зелено: созреет – само упадет.
  • И что вы думаете, действительно, упало. Только когда? Когда насквозь прогнило.
  • Расстроилась Пословица и с горя подала в отставку.

Примерные задания.

  1. Как вы думаете, нужно ли отказываться от старых пословиц?
  2. Всегда ли правы старые пословицы?
  3. Выберите пословицу и напишите аналогичный текст.
  4. Для справок: моя хата с краю, ничего не знаю; тише едешь, дальше будешь;

      работа не волк, в лес не убежит и т.д.

Велимир Хлебников.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

………………….

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики…

  1. Выберите слово, поиграйте с ним.
  2. Используя русские морфемы, создайте новые слова, определите лексическое значение авторских неологизмов.
  3. Напишите четверостишие со своими словами.
  4. Помните: мы с вами создаем настроение!

Л.С.Петрушевская
«Пуськи бятые»

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

  • Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

И подудонились.

А Калуша волит:

  • Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

 А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

  1. Придумайте и запишите текст, используя русские морфемы.
  2. Разберите 2 слова по составу.
  3. Сделайте синтаксический разбор простого предложения (сложного предложения)
  4. Помните: наша цель при создании «тарабарского» текста – поиграть и позабавиться.

Даниил Хармс  «Вываливающиеся старухи».

Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась.

Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась.

Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвертая, потом пятая.

Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошел на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль.

Оптический обман

Семен Семенович, надев очки, смотрит на сосну и видит: на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семен Семенович, сняв очки, смотрит на сосну и видит, что на сосне никто не сидит.

Семен Семенович, надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семен Семенович, сняв очки, опять видит, что на сосне никто не сидит.

Семен Семенович, опять надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семен Семенович не желает верить в это явление и считает это явление оптическим обманом

 

  1. Легко ли придумать такой рассказ?
  2. Придумайте и запишите рассказ, как у Д. Хармса.

3. Словарная работа: абсурд, гротеск, пародия.

4. Цель писателя – только смех?

5. Прочитайте свой текст, подумайте, получилось ли у вас создать свой мир?

Очень страшная история

Доедая булку с маслом,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в пасть».

Все окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою… булку.

  1. Переделайте стихотворение в анекдот, запишите.
  2. Напишите рассказ «Все окончилось прекрасно», используя личный опыт.
  3. Переделайте стихотворение в рассказ, запишите.
  4. Нарисуйте по стихотворению комикс.

Для того чтобы у ребенка возникло желание высказаться, поделиться своими впечатлениями, мыслями, надо его мотивировать, а  для этого предложенная тема должна заинтересовать ученика, тема должна содержать в себе интригу, парадокс. Вот несколько тем по лексике, которые могут помочь учителю в этом, к тому же работая над такими миниатюрами, ребенку придется обратиться к словарям, чтобы вслед за  С. Я. Маршаком спуститься в «подвалы слов». «В подвалы слов не раз сойдет искусство, держа в руке свой потайной фонарь.»  

  1. История слова «неделя»
  2. Что общего между «смрадом» и «смородиной»?
  3. Ради чего «не щадили живота своего»?
  4. Откуда пришли карандаш и ватман?
  5. Кто «бил баклуши»?
  6. Как играли в бирюльки?
  7. Новая жизнь старых слов (ботфорты, лосины и т.д.)

Мы часто с детьми пишем сказки, но не всегда ребенок понимает, что делать, чтобы помочь детям понять алгоритм действий, можно предложить такую памятку.

Пишем сказку

План работы над сказкой.

  1. Персонажи сказки: герои и злодеи.
  2. Волшебство, волшебные предметы.
  3. Волшебные места.
  4. Нарушение героем запрета.
  5. Превращения героев.
  6. Цель, к которой стремится герой, злодей мешает.
  7. Главное: добро побеждает зло.

Примерный план сказки

  1. Зачин.
  2. Завязка действия (герой находит общезначимую цель)
  3. Продолжение действия (магия цифры 3, злодей два раза побеждает героя)
  4. Кульминация (третья последняя удачная попытка героя одолеть злодея)
  5. Продолжение действия (герой достигает цели)
  6. Развязка. Герой получает награду.

Дети любят заполнять анкеты, можно предложить электронный вариант. Вопросы должны быть личными, злободневными, подходящими для возраста ребенка.

Анкета

  1. Придумай себе псевдоним.
  2. Что такое любовь?
  3. Что такое дружба?
  4. Напиши свою любимую шутку (анекдот)
  5. Чем любишь заниматься в свободное время?
  6. Твой любимый вид спорта. Почему?

Предлагаю еще несколько тем для миниатюр:

  1. Вкусный остров.
  2. Мне приснилось, что я… (Интересный сон)
  3. Ха-ха-ха!
  4. Параллельный мир.
  5. Когда я стану папой (мамой)
  6. Мир через … лет
  7. Мой мир
  8. Что я думаю о людях? (от имени животного)
  9. Оживай-ка! (монолог от имени любого предмета)

«Обитаемый» остров (примерный план)

  1. Придумай название животному.
  2. Образ жизни животного.
  3. Как выглядит животное? Нарисуй, опиши.
  4. Какие звуки издает животное?
  5. Где предпочитает жить?
  6. Логово животного.
  7. Симбиоз с другими обитателями острова.

Старшеклассники любят писать сочинения по текстам сверстников. Перед вами сочинение выпускницы 2012 года Ефимовой Яны 
«О любви».

       Тепло. Солнце освещает все в этом мире, все то, что я очень люблю. Это солнышко, такое знакомое и родное, дарит столько радости, столько любви.

              Небо большое и бесконечное, от него исходит неземной  покой,                           глубокий и всепроникающий, кажется, что слышишь «ангелов полет».

              Любовь - это  небо и солнце, это лес и луга, это горы и море. Это гармония, мир и счастье. Она находится у нас в душе, возможно, вся душа создана из любви и любовью.        

             Такое маленькое слово, и такая бездна чувств.

             Любовь является ключом, она одухотворяет жизнь и вносит смысл в судьбу каждого человека.

             Наш мир, наша земля- все, что нас окружает, все пропитано любовью. Ведь любовь  возвращает человека к жизни, одухотворяет его, дарит ему счастье, радость, помогает тонко чувствовать - помогает человеку быть человеком, помогает полюбить мир и наполнить его яркими красками, о которых раньше и не подозревал.

             Любовь- это не только счастье и радость, это еще и большая ответственность. Сестры любви - это Вера и Надежда. В некоторые моменты жизни любовь чувствуется очень слабо, и для того, чтобы эти моменты пережить, надо верить и надеяться.

             Надо любить! Любовь является тем источником жизни, которым должен питаться каждый человек. При нехватке любви, мы чувствуем себя одинокими.

              Но надо знать: человек никогда не останется один, человек всегда кем-то любим…

  1. Понравился ли вам текст?
  2. Какие мысли автора вам понравились?
  3. С чем вы хотели бы поспорить?
  4. Какие слова и выражения вы заменили бы?
  5. Напишите свой текст – рассуждение на тему любви или дружбы.

Предложенный материал можно использовать на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе.

Использованная литература.

1. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы: 5 класс. – СПБ, 1996.

2. Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты – миниатюры на уроках русского языка. 5 – 6 классы. – М. «Флинта», «Наука», 2000.

3. Орлик Е. Н. Занимательные диктанты и изложения. М.: «Грамотей», 2005.

4. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. - М. «Флинта», «Наука», 1998.

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Активизация познавательных и творческих способностей учащихся на уроках биологии.

Калиева А. Т. в статье "Активизация познавательных и творческих способностей на уроках биологии" знакомит с одним из эффективных методов развития ребенка, позволяющего получить результат, -  это ...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках физики на основе личностно ориентированного подхода

диссеминация педагогического опыта по использованию современных технологий в обучении и развитии интеллектуальных способностей учащихся на основе личностно -ориентированного подхода....

Развитие творческих способностей учащихся через обучение письменной речи

Язма сөйләмгә өйрәтү аша укучыларның иҗади сәләтләрен  үстерү...