рабочая програма по русскому яязыку, 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему

  Учебный предмет "Русский язык" занимает ведущее место в начальном образовании, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. От успехов в изучении русского языка во многом зависит качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz_2_kl.docx73.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО ____________/Хадиуллина Э.З./

 Протокол № 1

 от  «28»  августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР    

МБОУ “Верхнесуньская ООШ”      ________/Газизова М.Н./                                                             «30 »_августа  2015г.                                                                                      

  «Утверждено»

Директор МБОУ “Верхнесуньская ООШ”  

___________  /Ярмиев Н.Г./

Приказ № 31/15 

    от «1 »  сентября_2015г

        

                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

МБОУ «Верхнесуньская» ООШ»

наименование ОУ

Хуснуллина Расима Габдулхаевна, первая квалификационная категория

Ф.И.О , категория

по русскому языку _, 2класс

предмет ,   класс

               Рассмотрено на заседании

               педагогического совета

               протокол №_1_ 

               от  «29»_августа 2015г.

2015-2016 учебный год

Учебно-тематическое планирование по русскому языку

Класс:  2

Учитель :   Хуснуллина Р.Г.

Количество часов:    –   136 часов в учебный год ( в неделю-4часа)

Плановых контрольных уроков – 6 ч, из них административных контрольных уроков  - 1 ч, промежуточная аттестация (диктант с грамматическим заданием) – 1 ч.;

 

Основная литература:  

  • Русский язык. 2 класс: Учебник  для общеобразовательных учреждений /  В 2 ч../ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Российской академии  наук, Российской  академии  образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011.  – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  • Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина  Рабочая тетрадь 2 класс «Русский язык». Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).

Дополнительная литература:  

  • Уроки русского языка. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных  чреждений/ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012г.. -(Академический школьный учебник) (Перспектива).
  • Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива», Москва, «Просвещение», 2011г.

                                                    Пояснительная записка

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс создана на основе:

-Закона Российской Федерации «Об образовании» ( в действующей редакции).                                              

-Закона Республики Татарстан  «Об образовании» ( в действующей редакции).

-Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» № 126-ФЗот 24.07.1998 г. (в действующей редакции).

-Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373

-Примерной программы начального общего образования, авторской программы образовательной системы «Перспектива» Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В.,  «Русский язык» утверждённой Министерством образования  Российской Федерации  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения (I базовый вариант ), Москва, «Просвещение», 2010г

-Федерального перечня учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательный процесс в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год.

-Приложения к приказу МО и Н РТ №4154/12 от 09.07.2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования» .
-СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993.

--Учебного плана МБОУ «Верхнесуньская основная общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016учебный год

-Устава МБОУ «Верхнесуньская основная общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

  Учебный предмет "Русский язык" занимает ведущее место в начальном образовании, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. От успехов в изучении русского языка во многом зависит качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.    

  Данный учебный предмет направлен на достижение следующей ЦЕЛИ:

  • развитие школьника как личности, полноценно владеющим устной и письменной речью.

  Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических ЗАДАЧ:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

2. Место предмета в базисном учебном плане                    

Программа рассчитана на 136 учебных часов, 4часа в неделю.

3. Содержание курса.

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).                                                                                                                                                                                      

Распределение часов  по темам курса

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Мир общения

11

2.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

63

3.

Слово и его значение.

17

4

Состав слова.

12

5.

Части речи

25

6.

Предложение. Текст.

8

Итого:

136

Содержание программного материала.

Раздел  «Мир общения». Повторение. Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупредительных) при обозначении звука [и'].

Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.  Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.

Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).

Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.

Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.

Раздел «Слово и его значение» посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.

Раздел «Состав слова». Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.     Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова.     Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.

Раздел «Части речи». Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Раздел «Предложение. Текст». Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.

В учебник включены небольшие словари различного типа, что позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

     Национально - региональный компонент прослеживается  при работе по развитию устной и письменной речи, на минутках чистописания, при работе со словарными словами, при повторении написания  имён собственных.

  1. Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык» 2 класс

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1.  Формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за  свою  Родину,  российский  народ  и  историю  России, осознание  своей  этнической  и  национальной  принадлежности.  Формирование  ценностей  многонационального  российского  общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.  Принятие  и  освоение  социальной  роли  обучающегося,  развитие  мотивов  учебной  деятельности  и  формирование  личностного  смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4.  Развитие  этических  чувств,  доброжелательности  и  эмоционально-нравственной  отзывчивости,  понимания  и  сопереживания  чувствам других  людей.  Понимание  значимости  позитивного  стиля  общения,  основанного  на  миролюбии,  терпении,  сдержанности  и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6.  Развитие  навыков  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками  в  разных  социальных  ситуациях,  умения  не  создавать  конфликтов  и находить выходы из спорных ситуаций.

7. Осознание языка как основного средства человеческого общения.  Восприятие русского языка как явления национальной культуры.  Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8.  Овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и  жанров  в  соответствии  с  целями  и  задачами.  Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

● сравнение;

● анализ;

● синтез;

● классификация и обобщение по родовидовым признакам;

● установление аналогий и причинно-следственных связей;
● построение рассуждений;

● отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.  Понимание  обучающимися  того,  что  язык  представляет  собой  явление  национальной  культуры  и  основное  средство  человеческого общения  и  взаимопонимания,  осознание  значения  русского  языка  как  государственного  языка  Российской  Федерации,  языка межнационального общения.

3.  Первоначальное  усвоение  главных  понятий  курса  русского  языка  (фонетических,  лексических,  грамматических),  представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5.  Овладение  первоначальными  представлениями  о  нормах  русского  и  родного  литературного  языка  (орфоэпических,  лексических, грамматических)  и  правилах  речевого  этикета.  Умение  ориентироваться  в  целях,  задачах,  средствах  и  условиях  общения,  выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

  1. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу второго года обучения:

Знать:

— названия и порядок букв русского алфавита;

— признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

— правила переноса слов;

— признаки предложения и текста;

— правила речевого этикета.

Уметь:

— использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

— различать устные и письменные формы общения;

— каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;

— проверять написанное, сравнивая с образцом;

— проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;

— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

— писать заглавную букву в именах собственных;

— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

— правильно писать слова с сочетаниями жи — ши,

ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);

— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;

— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;

— находить в предложении главные члены;

— определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;

— письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;

— писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач, аудиозаписей);
  • соблюдения орфоэпических норм речи;
  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Промежуточная аттестация.

             Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения обучающимися Федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.  

              Промежуточная аттестация  определяется учебным планом   школы, утвержденным директором.

            Промежуточная  аттестация по русскому языку,  обучающихся  2-х классов  проводится в форме диктанта с грамматическим заданием. (текст   диктанта с грамматическим заданием в приложение1)

          Критерии оценивания работы по русскому языку

Диктант

        Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

        Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

Класс

I-е полугодие

II-е полугодие

1 класс

-

15-17 слов

2 класс

25-30 слов

35-45 слов

3 класс

45-55 слов

55-65 слов

4 класс

65-70 слов

75-80 слов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Грамматическое задание

        Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.

"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Календарно- тематическое  планирование

тема

кол.  час

план

факт

примечание

Мир общения.-11

1

Мир общения.

Собеседники

1

309.

2

Слово, предложение и текст в речевом общении.

1

5.09.

3

Слово, предложение и текст в речевом общении.

1

7.09.

4

Предложения по цели высказывания.

1

8.09

5

Различные по интонации предложения.

1

10.09

6

Слово, предложение и текст в речевом общении.

1

12.09

7

Типы текстов.

1

14.09

8

Слово, предложение и текст в речевом общении. Типы текстов.

1

15.09

9

Главный помощник в общении - родной язык

1

17.09

10

Слово, предложение и текст в речевом общении. Повторение.

1

19.09

11

Контрольная  работа по разделу «Мир общения»

1

21.09

Раздел  2 «Звуки и буквы. Слог. Ударение» (63 ч.)

12

Работа над ошибками Гласные и согласные звуки и буквы.

1

22.09

13

Алфавит. Роль алфавита.

1

24.09

14

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

26.09

15

Проверочная работа по теме «Гласные и согласные звуки и буквы»

1

16

Правописание безударных гласных, парных согласных

1

17

Общение людей. Виды речи.

1

29.09

18

Звук (й) и буква Й

1

30.09

19

Перенос слов с буквой й в середине слова

1

1.10.

20

Изложение по сказке К.Ушинского «Утренние лучи»

1

2.10.

21

Звук (э) и буква Э

1

6.10.

22

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

7.10

23

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

1

8.10

24

Волшебный мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком.

1

9.10

25

Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И

1

13.10

26

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

14.10

27

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

15.10

28

Обозначение их на письме

1

16.10

29

Контрольный диктант «Правописание твёрдых и мягких согласных»

1

20.10

30

Работа над ошибками. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши.

1

21.10.

31

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний  ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1

22.10

32

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН

1

23.10

33

Повторение изученных орфограмм:  буквосочетания с шипящими согласными звуками

1

27.10

34

Учимся писать изложение

1

28.10

35

Контрольное списывание «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн»

1

29.10

36

Работа над ошибками. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

1

30.10

37

Правила деления слов на слоги.

1

10.11

38

Слог. Перенос слова.

1

11.11

39

Ударение. Ударный слог.

1

12.11

40

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме

1

13.11

41

Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой Е,е

1

17.11

42

Родственные слова

1

18.11

43

Написание бнзударных гласных.

1

19.11

44

Правописание безударных гласных.

1

20.11

45

Родственные слова.

1

24.11

46

Написание непроверяемых безударных гласных

1

25.11

47

Правописание слов с двумя безударными гласными

1

26.11

48

Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме».

1

27.11

49

Работа над ошибками.

«Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме».

1

1.12

50

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

2.12

51

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

3.12

52

Парные согласные

1

4.12

53

Звонкие и глухие парные согласные в конце слова

1

8.12

54

Непарные по звонкости-глухости согласные

1

9.12

55

Звонкие и глухие парные согласные в середине слова

1

10.12

56

Способы проверки парных согласных в середине слова.

1

11.12

57

Закрепление пройденного материала по теме «Звонкие и глухие согласные»

1

15.12

58

Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме»

1

16.12

59

Работа над  Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме

1

17.12

60

Слова с удвоенными согласными.

1

18.12

61

Слова с удвоенными согласными. Контрольная работа за 1 полугодие 

1

22.12

62

Работа над ошибками. Правила переноса слов с удвоенными согласными

1

23.12

63

Правописание слов с удвоенными согласными

1

24.12

64

Непроизноси-мые согласные

1

25.12

65

Причины появления непроизносимых согласных в словах

1

12.01

66

Правописание слов с непроизносимой согласной

1

13.01

67

Разделительный мягкий   знак

1

14.01

68

Две функции  мягкого знака в словах

1

15.01

69

Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного

1

19.01

70

Написание поздравительного письма

1

20.01

71

Разделительный мягкий  и твёрдый знаки

1

21.01

72

Написание объявления

1

22.01

73

Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

26.01

74

Работа над ошибками. Повторение: Ударение в славах.

1

27.01

Слово и его значение- 15

75

Что рассказало слово.

1

28.01

76

Разновидности толковых словарей.

1

29.01

77

Имена собственные и нарицательные

1

2.02

78

Правописание имён собственных

1

3.02

79

Имена собственные и нарицательные

1

4.02

80

Слова с несколькими значениями.

1

5.02

81

Многозначные слова

1

9.02

82

Роль слов с переносным значением

1

10.02

83

Слова похожие, но разные (омонимы).

1

11.02

84

Слова, близкие по значению (синонимы).

1

12.02

85

Роль слов-синонимов в речи.

1

16.02

86

Слова противоположные по значению (антонимы).

1

17.02

87

Устойчивые сочетания слов

1

18.02

88

Тематические группы слов

1

19.02.

89

Контрольный тест «Слово и его значение».

1

24.02

 «Состав слова» (12 ч.)

90

Как собрать и разобрать слово

1

25.02

91

Морфемный состав слова

1

26.02

92

Корень- главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

1

2.03

93

Правописание однокоренных слов

1

3.03.

94

Правописа-ние безударных гласных звуков в корне слова

1

4.03.

95

Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне слова»

1

5.03.

96

Работа над ошибками.

Правописание слов с изученными орфограммами

1

9.03

97

Приставка.

1

10.03

98

Употребление разделительного твёрдого знака

1

11.03

99

Суффикс.

1

12.03

100

Окончание.

1

16.03

101

Контрольная работа по разделу «Состав слова»

1

17.03

Части речи-25

102

Работа над ошибками.Что такое части речи.

1

18.03

103

Части речи

1

19.03

104

Имя существи-тельное

1

1.04.

105

Собственные и нарицательные имена существительные

1

2.04.

106

Употребление заглавной буквы в именах собственных

1

6.04.

107

Категория числа имени существительного

1

7.04.

108

Имена существительные в Р. п. мн. числа

1

8.04.

109

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

1

9.04.

110

Работа над ошибками. Глагол.

1

13.04

111

Тематические группы глаголов

1

14.04

112

Изменение глаголов по числам

1

15.04

113

Изменение глаголов по временам

1

16.04

114

Роль глагола в образовании предложения

1

20.04

115

Проверочная работа по теме «Глагол»

1

21.04

116

Работа над ошибками. Имя прилагательное.

1

22.04

117

Роль имён прилагательных в речи. .

1

23.04

118

Число имени прилагательного.

1

27.04.

119

Имена прилагательные тематических групп.

1

28.04.

120

Словесные средства создания художественного образа

.

1

29.04.

121

Диктант «Имя прилагательное»

1

30.04.

122

Предлог.

1

4.05

123

Правописание предлогов.

1

5.05

124

Способы разграничения предлога и приставки.

1

6.05

125

Части речи. Обобщение знаний.

1

7.05

126

Контрольная работа по разделу «Части речи»

1

11.05

 «Предложение. Текст» (8 ч.)

127

Работа над ошибками.

Предложение.

1

12.05

128

Главные члены предложения.

1

13.05

129

Второстепенные члены предложения

1

14.05

130

Текст. Типы текстов.

1

18.05

131

Тест по разделу «Предложение. Текст».

1

19.05

132

Работа над ошибками. Текст. Записка. Письмо. Приглашение.

1

20.05

133

Промежуточная аттестация (диктант с грамматическим заданием).

1

21.05

134

Общение человека с природой.

1

25.05

Повторение-2

135

Повторение пройденных тем.

1

27.05

136

«Общение человека с природой».

1

28.05

Список используемой литературы.

Литература для учащихся:

  • Основная:

Учебник: Русский язык, 2 кл. В 2 ч./ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. М.:Просвещение, 2012год. Допущено Министерством образования и науки РФ. Москва «Просвещение» 2012 год (УМК «Перспектива»).

  • Информационные материалы (программно-методическое обеспечение )

3. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011г.

5. Карточки.

  • Пособия для учителя:
  1. Ресурсы интернета.
  2.  «Уроки подготовки и проведения обучающих творческих сочинений и изложений в 1-4 классах» Казань ,издательство «Дом печати»  2007 г.
  3. «Сборник диктантов» 2-4 классы, Москва «Вако»2008 г.

Материально-техническое обеспечение:

•   Магнитная доска

•   Ноутбук

•   Мультимедийный проектор

•   Экран  

•   Клавиатура

•   Мышка

•   Аудио магнитофон

•   Мультимедийные презентации к урокам по русскому языку  для 3 класса

•   Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:

http://www.it-n.ru/

http://festival.1september.ru/ 

http://www.nachalka.com/

Примерная итоговая контрольная работа для промежуточной аттестации

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Что едят птицы?

         Много птиц живёт на Земле.  Лесные птицы  клюют зёрна. Морские – ловят рыбу.

        Клёст  достаёт из шишки семена. Чайки и цапли - рыболовы. Вороны едят зерно, улиток, арбузы и дыни.

        Птицы очень прожорливы. Синичка может съесть столько, сколько весит сама.

                                                                             (По Н.И.Сладкову)     (38 слов)

        Слова для справок: прожорливы, семена.

        Примечание. Сообщается о постановке тире запятой в предложениях, отмеченных звёздочкам, а также о написании заглавной буквы   в слове        «Земля» (название планеты)

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вариант №1

1. Выдели основы во 2-м и 4-м предложениях.

2. Покажи,  от каких слов образованы слова лесной, морской:

лесной                   …

морской                  …

Вариант №2

1. Найди в тексте и подчеркни волнистой линией сложное слово. Выдели в нём корни. Найди в тексте слова с этими же корнями, выдели их.

2. Определи, в каком числе стоят слова-названия предметов в 5-м предложении. Над словами укажи число. Выдели в них окончания.

Целью  контрольной работы является выявление следующих знаний и умений учащихся :

       Учащиеся должны знать/понимать:

  • значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
  • типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

               Уметь:

  • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков;
  • проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
  • выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  • различать на письме приставки и предлоги;
  • употреблять разделительные ь и ъ;
  • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
  • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности,
  • объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
  • обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
  • разграничивать разные слова и разные формы одного слова;
  • определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;
  • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
  • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
  • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения;
  • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;
  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы);
  • правильно написать словарных слов.

Источник - Социальная сеть работников образования   nsportal.ru

               Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

                                         по русскому языку

        

Оценочную деятельность в школе первой ступени образования регулирует и регламентирует Письмо Минобразования России от 19. 11. 1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант

        Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

        Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

        Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные «Минимумом начального общего образования», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта».        Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

Класс

I-е полугодие

II-е полугодие

1 класс

-

15-17 слов

2 класс

25-30 слов

35-45 слов

3 класс

45-55 слов

55-65 слов

4 класс

65-70 слов

75-80 слов

Оценка «5» 

Нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

Оценка «4» 

Не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка «3» 

допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

Оценка «2»

Допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Оценка «1»

Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

 

Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
  • единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;
  • две пунктуационные ошибки;
  • повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  • повторение одной и той же буквы в слове;
  • недописанное слово;
  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Грамматическое задание

        Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Оценка «5»

Выполнено без ошибок.

Оценка «4»

Правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Оценка «3»

Правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

Оценка «2»

Правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Оценка «1»

Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

Словарный диктант

        Примерное количество слов для словарных диктантов:

2 класс - 10-12 слов;

3 класс - 12-15 слов;

4 класс - 15-20 слов.

Оценка «5»

Выполнено без ошибок.

Оценка «4»

Допущена 1 ошибка.

Оценка «3»

Допущены 2-3 ошибки.

Оценка «2»

Допущено 4 и более ошибок.

Оценка «1»

Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

        

Контрольное списывание

        Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

Оценка «5»

Выполнено без ошибок.

Оценка «4»

Допущены 1-2 исправления или 1ошибка.

Оценка «3»

Допущены 2-3 ошибки.

Оценка «2»

Допущено 4 и более ошибок.

Оценка «1»

Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

                

Изложение

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

        Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

        При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

        Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

        

Оценка «5»

Правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

Оценка «4»

Содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

Оценка «3»

Допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Оценка «2»

Допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Оценка «1»

Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

Сочинение

Оценка «5»

Логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

Оценка «4»

Последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

Оценка «3»

Имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Оценки «2» и «1»

Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.

Оценка устных ответов

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:

  • полнота и правильность ответа;
  • степень осознанности, понимания изученного;
  • речевое оформление ответа.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Оценка «5» 

  • обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;
  • обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» 

Ответ, удовлетворяет тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускаются единичные ошибки, которые ученик сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Оценка «3» 

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  • излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка «2» 

Ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Оценка «1»

Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая програма по русскому языку в 10классе

Рабочая программа написана с учётом требований к изучению русского языка в выпускных классах и подготовки к ЕГЭ...

рабочая программа по русскому 10 класс

Тематическое планирование русский язык 10 класс...

Рабочая програма Музыка 1-4 класс (ФГОС)

Общая характеристика учебного предметаМузыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего ...

Рабочая програма Музыка 5-7 класс (ФГОС)

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной основной образоват...

Рабочая програма по биологии 5 класс ФГОС

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Абрахмановская  СОШ».Данная программа рассчитана на 1 год &ndash...

Рабочая програма по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного у...