Задание 24 ЕГЭ. Русский язык
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Полехина Елена Андреевна

Задания из открытого банка данных ЕГЭ, русский язык. Задание 24. Речь. Языковые средства выразительности.

40 текстов и задания.по определению тропов, ритрических фигур и других средств выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_24.rar492.73 КБ

Предварительный просмотр:

    (1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)Запястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещённом чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.                                                                                                                                                                                         (8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.                                                                                                                                                        (12)«Господи, зачем я здесь!» – думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.                                                                                                                                                                                         – (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!                                                                           (20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.                                                                                                 – (21)Отойдите все от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:                                                                                                              – (23)Сейчас вас вызовут!                                                                                                                                                                       (24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.                                                                                                                                                       – (29)Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!                                                                                                                          (30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:                                                                                                                                                               – (33)Никитин, на приём!                                                                                                                                                                                      (34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.                                                     – (36)Никитин кто? (37)Где он?                                                                                                                                                    (38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:                                                                                                                              – (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!                                                                                                                                     (40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.                                                                                                                                                                                                        – (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди… (По К. Акулинину)

«Описание очереди к врачу в обычной районной больнице является центральным в рассказе К. Акулинина. (А)______ («лампочка… разбрызгивала пучки жёлтенького света» в предложении 24), (Б)______ («женщины, … старики, старшеклассницы»), (В)______ («пушистую головку», «доверчивыми глазами») – все эти средства выразительности не случайны в тексте, как не случайны и (Г)______, которые обусловлены включением в текст диалога.»

Список терминов:

1)

антитеза

2)

фразеологизм

3)

разговорные синтаксические конструкции

4)

эпитет

5)

диалектизмы

6)

гипербола

7)

градация

8)

ряд однородных членов

9)

метафора

10)

оксюморон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку

Данный материал был использован на семинаре по новым образовательным стандартам....

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

тестовые задания по русскому языку

Проверочная работа по теме «Морфемика»Укажите слово с нулевым окончанием:красивыйнавсегдапишущийуехалУкажите слово, от которого образовалось существительное «учитель»учебаучительницаучитьнаучитьсяукаж...

Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А3

Знакомство с тестовыми заданиями ГИА  задание А3...

Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А5

Тестовые задания для учащихся при подготовке к ГИА по русскому языку...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...