Рабочая программа по русскому языку 7 класс по программе Т.А.Ладыженской
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Гордеева Лидия Федоровна

Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование учебных часов, основное содержание учебного предмета, календарно - тематическое планирование, содержание практической деятельности, материально - техническое обеспечение учебного предмета, список литературы. Предназначена для работы в 7 классе по программе Т.А.Ладыженской. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._russkiy._7_klass.doc525.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Старошайговского муниципального района РМ

Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МОУ"Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа"

Руководитель МО_________________

                               /Гордеева Л.Ф../

Протокол № ____от _________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ "Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа"

______________

/Е.Р. Лушкина/

«____» ___________2015г.

«Утверждено»

Директор школы МОУ "Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа"

_________________

/С.В. Старостина/

«____» ___________2015г


 
 

Рабочая программа

учебного курса «Русский язык»

в 7 классе

                                                                                       Составитель:  

                                                                     Гордеева Лидия Федоровна

                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                                    второй квалификационной категории

  2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Статус документа.

Данная рабочая программа составлена на основе:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

2. Закон «Об образовании в Республике Мордовия» (август 2013 г.);

3. Федеральный   компонент   государственного   образовательного   стандарта   общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального   компонента   государственных   стандартов   начального   общего,   основного общего и среднего (полного) общего образования»).

4. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к их использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ от31 марта 2014 г. № 253).

5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)  (воспитатель, учитель)» (приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. 3 544).

6. Приказ Министерства образования РМ от 16 августа 2011г. №904 «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях РМ»

7. Приказ Управления образованием Старошайговского муниципального района РМ от 30 августа 2011г. №70 «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях РМ»

8. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5 – 9 классы Составитель Баранов М.Т. и др.-М.:«Просвещение»,2010.

 Структура документа.

Рабочая программа  включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование учебных часов,  основное содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, содержание практической деятельности (КИМ), материально-техническое обеспечение учебного предмета, список литературы.

Цели и задачи изучения учебного предмета

  • формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;
  • развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтении;.
  • совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Русский язык» на базовом уровне отводится  134 часа  в 7 классе  из расчета 4 часа в неделю (с учётом 34 учебных недели по учебному плану МОУ "Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа").  

Изменения, внесенные в рабочую программу

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов

 в рабочей программе

Русский язык как развивающееся явление

1

1

Повторение пройденного в V -VI классах

14

10

Причастие

31

31

Деепричастие

12

12

Наречие

34

23

Учебно - научная речь

-

2

Категория состояния

7

5

Предлог

13

7

Союз

18

13

Частица

22

17

Междометие. Звукоподражательные слова.

4

3

Повторение и систематизация пройденного в VII  классе

14

13

Резерв

-

2

Авторская программа рассчитана на 170 учебных часов (базовый уровень) - 5 часов в неделю. Согласно Федеральному базисному плану и учебному плану МОУ «Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа» при недельной нагрузке 4 часа рабочая программа составлена на 134 часа.

В связи с этим в программу внесены изменения:

  • На 4 часа сокращено « Повторение пройденного в V -VI классах», т.к. изучение новых тем курса  

«Русский язык. 7 класс» вызывает у учащихся определенные трудности в связи со сложностью материала.

  •  Сокращено количество часов на изучение следующих разделов: «Наречие», «Категория состояния», «Предлог», «Союз»,«,Частица», «Повторение и систематизация пройденного в VII классе». Это связано в с необходимостью сохранения  нужного количества часов на изучение  таких разделов как «Причастие» и «Деепричастие», материал которых, судя по опыту предыдущих лет, вызывает у учащихся  значительные затруднения.
  • 2 часа отведено на изучение раздела «Учебно - научная речь», содержащегося в учебнике,  но невключенного в авторскую программу.
  • Выделены 2 часа на резерв учебного времени для административных контрольных работ и изменений в графике каникулярного времени.

       Результаты освоения курса

  1.        Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
  2.  К концу VII класса учащиеся должны овладеть  следующими умениями и   навыками:

производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. 

Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык. 7класс»

№ п/п

Название тем учебного курса

Максимальная нагрузка уч - ся

Кол-во контроль. работ

Развитие речи

1.

Русский язык как развивающееся явление.

1

2.

Повторение пройденного в V-VI классах

10

1

3

3.

Морфология. Орфография. Культура речи.

110

          6

18

3.1

Причастие

31

2

4

3.2

Деепричастие

12

1

2

3.3

Наречие

23

1

4

3.4

Учебно - научная речь

2

2

3.5

Категория состояния

5

-

2

3.6

Предлог

6

-

1

3.7

Союз

13

1

2

3.8

Частица

17

1

3

3.9

Междометие. Звукоподражательные слова.

3

-

-

4

Повторение и систематизация пройденного вVII классе

11

1

2

Резервные уроки

2

Итого

136

8

25

Содержание учебного предмета

Русский язык как разивающееся явление (1)

Повторение пройденного в V и «VI классах. (7+3) Публицистический стиль,его жанры, языковые особенности.

 Причастие(26+5)

I. Повторение изученного о глаголе в V и VI классах.Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффикса действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы я в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква я в кратких причастиях.

        II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастий; с суффиксом -ся, согласовы-
вать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

        III.        Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «Портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

        Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

         Деепричастие (10 +2)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II; Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие(19 +4)

         I.. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая   роль  наречий.   Словообразование  наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- it ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.     '"

Буквы О и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

        III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (3+2)

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II.        Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.        

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог (7+1)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги.   Простые   и   составные   предлоги.   Текс тообразующая   роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение 'правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.         Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (11 +2)

I. Союз  как  служебная  часть  речи.  Синтаксическая  роль союзов  в   предложении.   Простые  и  составные  союзы.  Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы— соединительные,   разделительные   и   противительные.   Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (13+3)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые части цы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (3)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.  Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение   выразительно  читать   предложения   с   междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в VII классе (9+4)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Подробное изложение текста повествовательного характера.

Календарно – тематическое планирование «Русский язык. 7 класс»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практич. часть

Дата проведения занятия

Конт.работы

Разв. речи

По плану

Фактически

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

2

Повторение пройденного в V –VI классах

10

1

3

2.1

Синтаксис и пунктуация.

1

2.2

Лексика и фразеология.

1

2.3

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

2.4

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

2.5

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

2

Р.р. Текст.

1

2.6

Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью»

1

2.8

Р.р. Стили литературного языка. Публицистический стиль.

1

2.9

Вводный контрольный диктант.

1

3

Морфология. Орфография. Культура речи

3.1

Причастие

31

2

4

3.1.1

Работа над ошибками. Причастие как часть речи.

1

3.1.2

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

2

3.1.3

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

2

3.1.4

Р.р. Описание внешности человека.

1

3.1.5

Действительные и страдательные причастия.

1

3.1.6

Краткие и полные страдательные причастия.

1

3.1.7

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2

3.1.8

Действительные причастия прошедшего времени.

2

3.1.9

Р.р. Изложение  с изменением лица повествователя (упр. 100)

1

3.1.10

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

3.1.11

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

3.1.12

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

3.1.13

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.

2

3.1.14

Одна и две буквы н  в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных.

1

3.1.15

Р.р. Выборочное изложение на одну из тем «Портрет мальчика и мужчины», Отец», «Сын» (упр.130)

1

3.1.16

 Морфологический разбор причастия.

1

3.1.17

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

2

3.1.18

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

3.1.19

Систематизация и обобщение по теме «Причастие»

1

3.1.20

Контрольный диктант по теме «Причастие» Работа над ошибками.

2

1

3.1.21

Р/р.  Сочинение. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям.

1

3.2

Деепричастие

12

1

2

3.2.1

.Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия.

2

3.2.2

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2

3.2.3

Раздельное написание не с деепричастиями.

1

3.2.4

Деепричастия несовершенного вида.

1

3.2.5

Деепричастия совершенного вида.

1

3.2.6

Р.р. Подготовка к сочинению-описанию по картине «Вратарь»

1

3.2.7

Р.р. Сочинение-описание по картине Григорьева «Вратарь»

1

3.2.8

Морфологический разбор деепричастия. Систематизация и обобщение по теме «Деепричастие»

1

3.2.9

Контрольный диктант по теме «Деепричастие». Работа над ошибками

2

1

3.3

Наречие

23

1

4

3.3.1

Наречие как часть речи

1

3.3.2

Смысловые группы наречий

2

3.3.3

Р.р. Контрольное  сочинение по картине  И. Попова «Первый снег»

1

3.3.4

Работа над ошибками. Степени сравнений наречий

2

3.3.5

Морфологический разбор наречия

1

3.3.6

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

2

3.3.7

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречиях

1

3.3.8

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

1

3.3.9

Итоговый контрольный диктант за I полугодие.

1

3.3.10

Р/р. Контрольное изложение.

1

3.3.11

Работа над ошибками. Р.р. Описание действий

1

3.3.12

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

3.3.13

Буквы о и а  на конце наречий

1

3.3.14

Р.р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

3.3.15

Работа над ошибками. Дефис между частями слова в наречиях

2

3.3.16

Слитное и раздельное написание приставок в

  наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

2

3.3.17

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

3.3.18

Повторение  темы «Наречие»

1

3.3.19

Контрольный диктант по теме «Наречие». 

1

3.4

Учебно- научная речь.

2

2

3.4.1

Работа над ошибками. Р/р. Отзыв.

1

3.4.2

Р/р. Учебный доклад.

1

3.5

Категория состояния

5

2

3.5. 1

 Категория состояния как часть речи

2

3.5.2

Морфологический разбор категории состояния.

1

3.5.3

Р/р. Подготовка к выборочному изложению текста с описанием состояния человека.

1

3.5.4

Р/р.  Выборочное изложение текста с описанием состояния человека.

1

    3.6

Предлог.

7

1

3.6.1

Служебные части речи. Предлог как часть речи

1

3.6.2

Употребление предлогов

1

3.6.3

Непроизводные и производные предлоги

1

3.6.4

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

1

3.6.5

Р.р. Сочинение-описание по картине А В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

1

3.6.6

Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

3.7

Союз

13

1

2

3.7.1

Союз как часть речи

1

3.7.2

Простые и составные союзы

1

3.7.3

Союзы сочинительные и подчинительные

1

3.7.4

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

3.7.5

Сочинительные союзы

1

3.7.6

Подчинительные союзы.

1

3.7.8

Морфологический разбор союза

1

3.7.9

Р.р. Подготовка к сочинению - рассуждению «Книга - наш друг и советчик»

 Р.р. Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик»

2

3.7.10

Работа над ошибками. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

2

3.7.11

Повторение  тем «Предлог», «Союз»

1

3.6.12

Контрольный диктант  по темам «Предлог». «Союз».

1

3.8

Частица.

16

1

3

3.8.1

Работа над ошибками. Частица как часть речи

1

3.8.2

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

3.8.3

Смысловые частицы

1

3.8.4

Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц

2

3.8.5

Р.р. Подготовка к сочинению - описанию по картине Юона «Конец зимы. Полдень»

Р/р. Сочинение-описание по картине Юона «Конец зимы. Полдень»

2

3.8.6

Работа над ошибками. Отрицательные частицы не и ни.

2

3.8.7

Различение частицы не и приставки ни

2

3.8.8

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр. 402)

1

3.8.9

Работа над ошибками. Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни.

1

3.8.10

Повторение по теме «Частица»

1

3.8.11

Урок-зачёт по теме «Частица»

1

3.8.12

Контрольный диктант по теме «Частица». Работа над ошибками

2

1

3.8

Междометие

3

3.9.1

Работа над ошибками .Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

1

3.9.2

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий

1

3.9.3

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1

4

Повторение и систематизация пройденного в VII классе

11

1

2

4.1

Разделы науки о языке. Текст. Стили речи

1

4.2

Фонетика и графика

1

4.3

Р.р. Контрольное сочинение «Что такое доброта?»

1

4.4

Лексика и фразеология

1

4.5

Морфемика. Словообразование

1

4.6

Морфология.

1

4.7

Р.р. Контрольное изложение.

1

4.8

Орфография

1

4.9

Синтаксис и пунктуация.

1

4.10

Итоговый контрольный диктант. Работа над ошибками. Подведение итогов.

2

1

Резервные уроки

2

Итого

136

8

25

Содержание практической деятельности.

  1. Тематика сочинений, изложений.

Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью» Описание внешности человека.

Изложение с изменением лица повествователя (упр.100) .

 Выборочное изложение на одну из тем «Портрет мальчика и мужчины», Отец», «Сын» (упр.130)

Сочинение. Портретное описание .

Сочинение-описание по картине Григорьева «Вратарь»

Сочинение-описание по картине Попова «Первый снег»

 Контрольное  сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья»

Контрольное изложение.

Сочинение-описание по картине А В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

 Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик»

Сочинение-описание по картине Юона «Конец зимы. Полдень»

Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр. 402)

 Контрольное сочинение «Что такое доброта?»

Контрольное изложение ( текст повествовательного характера).

II. Варианты контрольных работ.        


  Вводный контрольный диктант

Текст 1.

Листопад завершен. Раздетый лес потемнел, просматривается насквозь. Лишь кое-где молодые дубки гремят летними доспехами. Да ведь они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. Старые же дубы отрясли [то же, что отряхнули] жухлую ветошь, обнажили корявые сучья, раскидали желуди на загрубелую землю. Того и гляди просыплется из низких всклоченных облаков снег.

Пороша выпадает по-разному. То нежданно-негаданно за ночь вывершится [насыплет снегу] по щиколотку, глубоко и прочно ложась на стылую землю. Или ждем ее ждем, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадет. Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег.

А пока предзимье – время свежих ветров и легких порош. Природа как бы задумалась на пороге погодных перемен и медлит отпускать загостившуюся осень.

(118 слов.) (По А. Стрижеву.)

Дополнительные задания.

1. Произвести синтаксический разбор предложений:

I вариант – третье предложение I абзаца;

II вариант – предпоследнее предложение II абзаца.

2. Выполнить морфологический разбор любого глагола из текста.

3. Разобрать слова по составу:

I вариант – задумалась.

II вариант – просматривается.

4. Выполнить фонетический разбор:

I вариант – листьями.

II вариант – снежную.

Текст  2.

СТРАНА – ЕДИНСТВО НАРОДА, ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ

Каждая страна – это ансамбль искусств. Но если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию городов и хранящейся в ней культуры: ведь почти каждый старый дом – драгоценность.

Но многое их объединяет. Одна из самых типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека, он как бы «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

Страна – это единство народа, природы и культуры.

Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе – воспитывает человека его страна в ее целом.

(123 слова.) (По Д.С. Лихачеву.)

Дополнительные задания.

1. Сделать синтаксический разбор предложений:

I вариант – первое предложение I абзаца;

II вариант – первое предложение III абзаца.

2. Выполнить морфологический разбор любого глагола из текста.

3. Разобрать по составу слова:

I вариант – расположение;

II вариант – объединяет.

4. Указать разряды местоимений в тексте.

5. Выполнить фонетический разбор слов:

I вариант – его;

II вариант – вся.


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

I вариант

РАЗМЫШЛЕНИЯ БОЯНА

Киев надвигался из-за зеленых стен островов и обрывов как внезапное волшебное видение, возникшее среди пустынных крутых берегов, покрытых густыми лесами и отдельными купами столетних яворов – белых кленов.

Над этим безлюдьем на высоком, уходящем в небо крутояре, над вершинами дерев вокруг появлялись, начинали расти вверх не то каменные плечистые изваяния, не то воины-великаны в гигантских серых свинцовых шлемах, неподвижные, несокрушимые, устрашающие.

Боян всегда удивлялся, до чего эти внезапно возникающие над деревьями силуэты соборов и церквей, увенчанные свинцовыми куполами, похожи на закованных в броню бойцов, стоящих на страже. Один вид их поневоле вселял страх в незваных гостей-пришельцев. Он так и воспринимал храмы, воздвигнутые Ярославом и его предшественниками, – не как устремленные ввысь, к богу, молебственные сооружения, а как напоминание о могуществе и неодолимости города и всей Руси. (А. Черненко.)

(126 слов.)

(Безударные гласные в корне; непроизносимые согласные, чередующиеся гласные в корне; одна и две буквы н в суффиксах причастий и прилагательных, не с разными частями речи; знаки препинания при обособленных определениях, приложениях, однородных членах предложения, в сложносочиненном предложении.)

Грамматические задания:

1. Выпишите из текста причастия, укажите в них глагольные признаки и признаки прилагательных:

I вариант – действительные причастия;

II вариант – страдательные причастия.

2. Сделайте разбор причастий по составу:

I вариант – увенчанные;

II вариант – несокрушимые.

3. Выпишите из текста глаголы:

I вариант – надвигался;

II вариант – удивлялся.

– Подберите к ним видовую пару и все возможные формы причастия, формообразующие суффиксы выделите.

II вариант

ТРОПИНКИ

Тропинки – это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где труднее. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.

Тропинки – это первопроходцы, это ручейки у большой реки. Они хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света.

Тропинки – это детство, где больше искренности, чистоты и доброты.

Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой. Все чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинками устраивают гнезда птички.

Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки.

Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остается один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака.

(Ф. Нестеров.)

(Безударные гласные в корне, правописание чк, чн; одна и буквы н в суффиксах причастий и прилагательных, не с прилагательными; тире между подлежащим и сказуемым; запятая при однородных членах предложения; знаки препинания в сложном предложении.)

Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор:

I вариант – 1-е предложение первого абзаца;

II вариант – 1-е предложение второго абзаца.

2. Выпишите из текста причастия, укажите в них глагольные признаки и признаки прилагательных:

I вариант – действительные причастия;

II вариант – страдательные причастия.

3. Выпишите из текста глаголы:

I вариант – вызывают;

II вариант – остается.

– Подберите к ним видовую пару и все возможные формы причастия, выделите формообразующие суффиксы.

4. Выполните словообразовательный разбор существительного первопроходцы.


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

ОСЕНЬЮ

Пасмурные, влажно обвиснувшие ели расступились, и глазам стало жарко от охряной (охра – минеральная краска желтого или красного цвета) и рдяной яркости палой листвы. Пахнуло расклеванной дроздами рябиной, разбухшей дубовой бочкой, банным распаренным веником. Сентябрьские запахи бодрят.

Как быстро осень проредила овраг! Еще четыре дня назад вон тот лес, зубчато восходящий по правой стороне, зеленел спутанно и непроницаемо. Елки, слившиеся с курчавым березняком и синеватой листвою дубов, выделялись лишь заносистыми своими вершинками. И весь овраг расплескивался сплошным зеленым котлом. А нынче многие деревья стоят голые, тощие, точно обструганные, и дно оврага устлано желтыми и красными стружками. И черные ели четко отщепились от порусевших берез и бронзовеющих дубов. И ясно прорисовывается склон оврага, словно череп под блестевшими волосами.

Поднимусь по этому погрустневшему склону к деревне. Вот она, Хлыновка (слово записать на доске), высокая, уютная деревушка, со всех сторон обнесенная лесом. Здесь всегда сухо, всегда тихо и светло.

(Д. Голубков.)

(Безударные гласные в корне; одна и две буквы н в прилагательных и причастиях; -о- и -е- после шипящих; окончания причастий, прилагательных, ь в глаголах; гласные в суффиксах причастий; запятые при причастных оборотах; сложные предложения; однородные члены предложения.)

Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор следующих предложений:

        I вариант                        II вариант

второе предложение                         первое предложение

второго абзаца                                второго абзаца

2. Выполнить морфологический разбор

        I вариант                        II вариант

        одного действительного                одного страдательного

        причастия                                        причастия

3. Выделите основы и формообразующие суффиксы у всех причастий текста.


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

ПИР ПТИЦ

На пахоте происходило обжорство: скворцы, галки и вороны хватали и хватали студенистых червей, обнаженных и порезанных плугом.

Боязливые серые плишки и те промышляли на пахоте, вихляясь над бороздами. Даже малая мухоловка сидела на жерди и, дождавшись своего момента, спархивала вниз и, чего-то ухватив с земли, несла на городьбу и торопливо склевывала. Лесные птички спускались с гор к огороду и терпеливо ждали, когда налопаются и задремлют важно, по-хозяйски вышагивающие по бороздам нарядные и сытые скворцы, напоминающие сельских купчиков. Не выдержав искушения, птахи, мелькнув над городьбой, уносили с борозды козявку, жука, личинку какую, а скворец уж непременно в погоню.

(96 слов.) (В. Астафьев.)

(Безударные гласные в корне; правописание приставок на согласную; правописание суффиксов причастий и деепричастий; сложные предложения, знаки препинания при однородных членах предложения, причастных и деепричастных оборотах; не с деепричастиями.)

Грамматические задания.

1. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

2. Сделайте морфологический разбор одного деепричастия и одного причастия.

3. Разберите по составу:

                I вариант                                        II вариант

причастия из первого                        причастия из четвертого

    предложения («На пахоте                предложения («Лесные птахи

   происходило обжорство…»)                  спускались с гор…)


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ»

Кое-как вырвавшись из густых ветвей, отдыхает перед новой дорогой стареющий месяц, расположившись на верхушках прибрежных кустов.

Набравшись сил, он стал подниматься выше, выше. От натуги сгорбился и так надул живот, что явственно обозначился круг.

Звезды засверкали ярче, и на земле стало светлее. Трава, слегка посеребренная морозом, увеличила отражение потоков света.

Большая Медведица подставила свой огромный ковш для падающих звезд, и он быстро начал наполняться ими.

Вот через какое-то время ковш стал переворачиваться от тяжести. Ручка оказалась внизу, ковшик приподнялся, и звезды посыпались, покатились по небесному простору, сбиваясь, как белые козочки, в табунки.

А самое большое стадо скопилось в огромной долине далекого пространства, где легкая беловатая пыль нависла по краям. Вот почему это место называется Млечным путем.

Небо еще больше заблестело. Горизонт расширился. Раскрылась запланетная бездна.

(Ф. Нестеров.)

(Безударные гласные в корне; чередующиеся гласные в корне; правописание приставок на  на согласную; суффиксы действительных причастий; знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях; запятые в сложных предложениях.)

Грамматическое задание.

1. Найдите в тексте наречия, подчеркните их как члены предложения и напишите смысловую группу.

2. Выпишите из текста диктанта наречия в сравнительной степени и выполните их морфемный разбор.

3. Выполните морфологический разбор: I вариант – одного наречия и одного причастия; II вариант – одного наречия и одного деепричастия.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ»

В ПОДЗЕМЕЛЬЕ

Сначала послышался стук и шум обвалившейся штукатурки. Что-то завозилось вверху, справа тряхнуло, и большая птица, взмахнув крылом, поднялась к дыре в крыше. Часовня на мгновенье будто потемнела. Огромная старая сова, издавна жившая в подземелье и обеспокоенная нашей возней, выпорхнула из темного угла и вылетела вон.

Я почувствовал прилив судорожного страха.

– Поднимай! – крикнул я товарищу, крепко-накрепко схватившись за ремень.

– Не бойся, – по-прежнему успокаивал он меня.

Но неожиданно лицо его исказилось от страха. Он вскрикнул и мгновенно исчез, спрыгнув с подоконника. Сзади я увидел странное явление, поразившее меня.

(87 слов.) (По В. Короленко.)

III. Грамматические задания.

1. Укажите разряды наречий.

2. Сделайте морфологический разбор и разбор по составу:

        I вариант                                II вариант

        сначала                                издавна

3. Замените фразеологизмы одним словом (наречием):

        I вариант                                II вариант

во все горло (громко)                        тьма-тьмущая (много)

хоть пруд пруди (много)                        черепашьим шагом (медленно)

во все лопатки (быстро)                        кот наплакал (мало)

спустя рукава (плохо)                         не покладая рук (усердно)

при царе Горохе (давно)                        хоть глаз выколи (темно)

в час по чайной ложке (помалу)        ни свет ни заря (рано)

из рук вон (плохо)                        с бухты барахты (необдуманно)

как убитый (крепко)                        до корней волос (сильно)

время от времени (иногда)        сломя голову (быстро)

4. Сделайте синтаксический разбор.

I вариант                                II вариант

предпоследнего предложения        последнего предложения


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГ»

МЕНШИКОВА БАШНЯ

В течение времени, когда Россией правил Петр I, имя Александра Даниловича Меншикова было известно всем, несмотря на то что он не отличался ни знатностью рода, ни богатством.

В Москве Меншиков решил возвести навстречу солнцу храм невиданной высоты, на три метра выше колокольни Ивана Великого. Храм был совсем не похож на старинные московские церкви. В одном из ярусов находились английские башенные часы, которые били каждую четверть часа. Прозвали эту церковь Меншиковой башней.

Однако четырнадцатого июня тысяча семьсот двадцать третьего года вследствие удара молнии церковь сгорела. В Москве насчет пожара решили, что это наказание и предупреждение высоко поднявшемуся временщику о грядущем падении. Надо иметь в виду, что впоследствии предсказание сбылось. Вскоре Меншиков был лишен всех званий и богатств и сослан (118 слов).

(Прописная буква. Непроизносимые согласные. Падежные окончания существительных, причастий. Суффиксы прилагательных. Не и ни с разными частями речи. Производные предлоги. Однородные члены. Сложные предложения. Числительные.)

III. Грамматические задания.

1. Выпишите из текста предлоги; укажите, какие они: производные – непроизводные.

2. Выполните морфологический разбор одного производного и одного непроизводного предлога.

3. Надпишите разряды наречий.

4. Разберите по составу слова впоследствии, поднявшемуся


контрольный диктант по теме «союз»

ПОЗДНИЙ РАССВЕТ

Темный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди черных, гнилых лугов, среди дымчатого кустарника, среди полей, покрытых неровными рядами сжатого, но неубранного льна, болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны, ночевавшие в кустарнике, уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями, отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мертвой травы, казалось, плавали на поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, все было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко, но очень сильно хлопали большой дверью.

(106 слов.) (В. Катаев.)

(Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и глагольных форм, н и нн в словах, мягкого знака, наречий, производных предлогов, союзов и частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном и сложносочиненном предложениях.)

III. Грамматические задания.

1. Выделите союзы и графически покажите, для чего они служат.

2. Выполните морфологический разбор одного сочинительного и одного подчинительного союзов.

3. Выполните синтаксический разбор первого предложения 2-го абзаца («Озябшие вороны…»).


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ЧАСТИЦА»

ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

С рейда город Мессина выглядел по-сицилийски красиво, заманчиво, однако Пете на миг почудилось что-то тревожное в расположении и количестве домов. Их оказалось гораздо меньше, чем могло быть. Между ними угадывались какие-то мертвые пространства, скрытые в беспорядочных зарослях. Лишь когда высадились на пристань, Петя увидел, что больше половины города представляет собой руины.

Тогда он вдруг вспомнил слова, которые три года назад с ужасом повторял весь мир: мессинское землетрясение.

Разрушение города и гибель десятков тысяч людей произошли в течение нескольких минут и не оставили после себя ни крепостных башен, ни мраморных колоннад – ничего, кроме жалких обломков квартирных перегородок с клочьями обоев, дранки, битого стекла и скрученных железных кроватей, поросших теперь дерезой и пасленом. Это был первый разрушенный город, который видел Петя. (110 слов.)

(В. Катаев.)

(Приставки. Суффиксы прилагательных. Дефисное написание местоимений и наречий. Частицы не и ни, другие служебные части речи.)

Для справок. Дереза – степное кустарниковое растение; паслён – травянистое растение.

III. Грамматические задания.

1. Найдите в тексте частицы и надпишите, к какому разряду они относятся.

2. Выделите в тексте.

I вариант – предлоги; II вариант – союзы.

Укажите их признаки.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Между ними угадывались какие-то мертвые пространства, скрытые в беспорядочных зарослях.


ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

В прохладный июньский день, когда пролитая небесная синь утекала, поблескивая, я сидел на высоком берегу и любовался рекой, суетой ласточек-береговушек, цветущими рядом на лугу головками колокольчиков и лютиков, следил за далеким седым дождем с растрепанной бородой.

Вдруг совсем близко задышал светловолосый ветер. Дрожа от волнения, он принес и подарил мне чудный запах цветущего шиповника. Заросли этого кустарника виднелись из небольшой ложбинки, и ветру было трудно и далеко оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат, исходящий из ладоней благоухающего шиповника. Спасибо за радость, ветерок!

Тут же и подумалось: любуясь деревом, цветком ли, мы никогда не вспоминаем и не думаем про их корни, и бываем похожи на эту вот довольную трясогузку, которая, выпятив грудку, только что деловито перебежала тропинку.

(115 слов.) (Ф. Нестеров.)

(Безударные гласные в корне слова; чередующиеся гласные в корне, не с прилагательными и глаголами; написание гласных в суффиксах причастий; запятая при причастных оборотах; знаки препинания при обращении; знаки препинания в сложных предложениях; запятая между однородными членами предложения.)

Грамматические задания.

1. Какова главная тема текста?

2. Дайте лексическое значение слову аромат.

3. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

4. Сделайте синтаксический разбор II предложения второго абзаца (Дрожа от волнения...)

5. Выполните морфологический разбор слов:

I вариант – (с) растрепанной (бородой); один предлог по выбору;

II вариант – цветущими; один союз по выбору.

Нормы и основные критерии оценки письменных работ учащихся

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается:

для 5 класса – 90-100 слов,

для 6 класса – 100-110 слов,

для 7 класса – 110-120 слов,

для 8 класса – 120-150 слов,

для 9 класса – 150-170 слов.

(При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

для 5 класса - 15-20,

для 6 класса - 20-25,

для 7 класса - 25-30,

для 8 класса - 30-35,

для 9 класса - 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:

в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы,

в 6 классе - 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы,

в 7 классе - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,

в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,

в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть

в 5 классе – не более 5 слов,

в 6-7 классах – не более 7 слов,

в 8-9 классах – не более 10 различных слов

с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

В переносе слов;

На правила, которые не включены в школьную программу;

На еще не изученные правила;

В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

В исключениях из правил;

В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

В написании Ы и И после приставок;

В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.);

В собственных именах нерусского происхождения;

В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является

для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,

для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок),

для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических. Нормы и основные критерии оценки письменных работ учащихся

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается:

для 5 класса – 90-100 слов,

для 6 класса – 100-110 слов,

для 7 класса – 110-120 слов,

для 8 класса – 120-150 слов,

для 9 класса – 150-170 слов.

(При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

для 5 класса - 15-20,

для 6 класса - 20-25,

для 7 класса - 25-30,

для 8 класса - 30-35,

для 9 класса - 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:

в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы,

в 6 классе - 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы,

в 7 классе - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,

в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,

в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть

в 5 классе – не более 5 слов,

в 6-7 классах – не более 7 слов,

в 8-9 классах – не более 10 различных слов

с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

В переносе слов;

На правила, которые не включены в школьную программу;

На еще не изученные правила;

В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

В исключениях из правил;

В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

В написании Ы и И после приставок;

В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.);

В собственных именах нерусского происхождения;

В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является

для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,

для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок),

для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.    

Материально- техническое обеспечение предмета: 

1. Таблицы по темам: «Причастие», «Деепричастии», «Наречие», «Предлог», «Союз»,  «Синтаксис», «Пунктуация». «Орфография»,»Морфология».

2. Карточки для индивидуальной работы и тесты по темам учебного предмета: «Причастие», «Деепричастии», «Наречие», «Предлог», «Союз»,  «Частица», «Междометие».

3. Мультимедийные пособия. 1.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия в 7классе.

4. Презентации по темам учебного курса будут создаваться в течение года.

Список литературы

Основная литература

1. Русский язык.7 класс: учеб. для общеобр. организаций. Авторы составители:Баранов М.Т.,  

Ладыженская Т.А., Тростенцова Н.А. идр.; науч. ред. М.Н.Шанский.- М.: Просвещение, 2013.

    2. . Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5 – 9 классы Составитель  

        Баранов   М.Т. и др.-М.:«Просвещение»,2010.

Дополнительная литература

  • Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 классы/Н.В.Халикова, В.В. Леденева. –М.:Дрофа, 2002
  • ТекучеваИ.В. Тесты по русскому языку:7 класс.: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ И.В.Текучева. – М.:Издательство «Экзамен», 2004
  • Шипицына Г.М. Русский язык:Изложения и сочинения. 7 кл. – М.:Дрофа, 2001
  • Петровская С.С. Диктанты по русскому языку. 7 класс/ С.С.Петровская, И.Н. Черников. – М.:Дрофа, 2002
  • Сорокина Н.Г. Русский язык:Тесты по русскому языку. 7 класс. Учебное пособие. –СПб.: Педагогическое общество России, 2003
  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.:ВАКО, 2006
  • Сиденко Н.В. Русский язык 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.Баранова, Л.Григорян. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002
  • МалюшкинА.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс- М.: ТЦ Сфера, 2004
  • Грибова Н.М. Русский язык. 7 класс. Тесты. Дидактические материалы/Н.М.Грибова – М.: Айрис-пресс, 2008
  • Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2007
  • Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку:5-9кл.:кн.для учителя/Г.А.Богданова. –М.: Просвещение, 2005.
  • 20 универсальных грамматических таблиц по русскому языку для достижения абсолютной  орфографической грамотности: 5-11 кл. – М.:АСТ:Астрель, 2009
  • Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
  • МалюшкинА.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс- М.: ТЦ Сфера, 2004
  • Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
  • Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994
  • ТекучеваИ.В. Тесты по русскому языку:7 класс.: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ И.В.Текучева. – М.:Издательство «Экзамен», 2004
  • Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985

Интернет - ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 8 кл. (программа под редакцией С.И.Львовой)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, программно-методическое обеспечение и др....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) по программе М.М.Разумовской

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием. 170 часов....

рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой

Рабочая учебная программа по русскому языку по программе С.И. Львовой по стандартам 2004г. Включены уроки регионального компонента...

Рабочая программа по русскому языку в 5 кл. по учебнику Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по учебнику Ладыженской (ФГОС) содержит Пояснительную записку, УУД,  УМК,  Учебно-тематическое планирование, Календарно-тематическое планирован...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....