Игровой урок по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс) на тему

Григорьева Наталья Николаевна

урок можно использовать как закрепление после изучения ( повторения) темы "Лексика. Фразеология" в 6, 7 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_urok.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

 Игровой урок по теме «Лексика»

Цель:

  1. Учебная: Закрепление изученного материала по теме «Лексика».
  2.  Воспитательная: Воспитание уважительного отношения к слову, к родному языку.
  3. Развивающая: Развитие навыков самостоятельности, взаимодействия в группе (партнерские отношения).

Оборудование:

Проектор, компьютер, словари, маршрутные листы для каждой команды, раздаточный материал.

Методические приемы и технологии:

Беседа по вопросам, словарная работа, применение приемов интерактивного обучения (работа в парах)

Ход урока

Этапы

Деятельность учащихся и учителя

1. Оргмомент.

Приветствие. Как вы думаете, что больше всего любят дети? Конечно, играть. А вы любите играть? Почему?

2. Учитель ставит цель урока.

Сегодня у нас вами, ребята, необычный урок. Мы будем играть. Для того чтобы наша игра была успешной, нам необходимо разделиться на 3 команды, каждая команда должна выбрать капитана.

Обратите внимание, уважаемые участники, на выставку. Что вы видите? (различные словари). Ребята перечисляют название словарей («Толковый словарь», «Словарь антонимов», «Словарь синонимом» и т.п.)

Как вы думаете, какое отношение словари имеют к нашей игре? ( Игра будет связана со словами, с лексикой).

Я попрошу каждую команду выбрать себе название, связанное с темой урока.

Перед вами маршрутные листы, на которых напечатаны названия конкурсов, ваша задача – набрать как можно больше баллов за каждый конкурс.

3. Конкурсы.

1. «Теоретическое лото».

Каждой команде даются карточки с терминами (лексика, лексическое значение, омонимы, синонимы, антонимы, диалектизмы, профессионализмы, неологизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, исконно русские слова, фразеологизмы) и толкование понятий. Задача команды – соединить термин и его толкование. Команда, быстрее и правильнее выполнившая задание, получает максимальное количество баллов.

2. «Угадай значение»

Командам выдаётся список слов (нос, полотно, лавка, клуб, кран, кнопка, камера). Задача команды  - определить, сколько значений имеет каждое слово, перед ними  омонимы или многозначные слова. Команда, справившаяся быстрее, выполнившая задание правильно, получает максимальное количество заданий.

3. « Распредели слова»

Для каждой  команды выдаётся листок с таблицей (в таблице 4 колонки: диалектизмы, устаревшие слова, неологизмы, профессионализмы) и список слов ( кочет, зубило, стамеска, вокализ, бурак, поморье, кафтан, светлица, саммит, драйвер, забрало, персты, юзать, шелом, мшары, сувенир, обелиск, айпод, кариес, ланч, ратник, еврик). Командам необходимо распределить слова по колонкам.

4. « Угадай животное».

Сначала вспоминаем, что называют фразеологизмом. Учитель зачитывает фразеологический оборот, в котором пропущено слово. Задача команды угадать и записать это слово. ( Дуться как..(индюк), нем как (рыба), упрямый как (осёл), денег (кот) наплакал, вот где..(собака) зарыта, силён как (бык), колючий как (ёж), в ситуации чувствует себя как  (рыба) в воде, ему (медведь) на ухо наступил, сидит и (ворон) считает.

5. «Конкурс капитанов»

Капитанам команд выдаются листки с иностранными фразеологизмами, их задача подобрать русский аналог. (один гвоздь забивает другой – клин клином вышибают, белый как лист – бледный как смерть, одним камнем дважды не ударить – в одну реку дважды не войдёшь, петух корове не друг – гусь свинье не товарищ, кидаться как тюлень на берег – биться как рыба о лёд)

6. В это время командам надо подобрать как можно больше фразеологизмов со словами ЗЕМЛЯ, ВОДА. Побеждает команда, записавшая большее количество таких оборотов.

4. Рефлексия.

Какие термины из раздела «Лексика» сегодня нам удалось повторить? Какие задания вам показались самыми трудными? Что больше всего понравилось? С помощью смайликов определить своё настроение.

5. Подведение итогов.

Объявление результатов игры, поздравление команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровой урок 4 класс

Совершенствование элементов игры баскетбола....

Игровой урок по плаванию в 4 классе

Цель урока: применение подвижных игр в воде - как средство обучения плаванию учащихся.На уроке используется подборка  игр, формирующих различные навыки учащихся плаванию.Организовано соревнование...

Игровой урок "Treat or trick" в 5 классе

веселое мероприятие к празднику "Halloween"...

ИГРОВОЙ УРОК ПО ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ " ТАРАС БУЛЬБА" " БРАННОЕ ТРУДНОЕ ВРЕМЯ"

ДАННЫЙ ИГРОВОЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ ПРОВЕРИТЬ В ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ЗНАНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ, СОДЕРЖИТ БОЛЬШОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ВИКТОРИНЫ. КОЛЛЕКТИВНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, МОЗГОВОЙ ШТ...

Обобщающий игровой урок по призведению Н.В. Гоголя " Ночь перед Рождеством"

Урок из разработанного мною цикла "Уроки по произведениям Гоголя"  представляет собой обощающее мероприятие, где учащиеся в занимательной форме ещё раз  могут обратиться к замечательной пове...

Игровой урок ПРОПОРЦИИ

Урок-путешествие " Пропорции. Решение задач с помощью пропорций". Основная цель урока : развитие интереса к математике, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, математиче...

Учебно-игровой урок в 6 классе по теме «Алгоритмы и работа с ними»

Повторительно-обобщающий игровой урок для закрепления пройденного материала по теме "Алгоритмы"....