Формирование монологической речи учащихся
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Шаронова Людмила Ивановна

Оприемах формирования монологической речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monolog.doc70 КБ
Microsoft Office document icon pereskaz.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

   Формирование монологической речи учащихся.

( Авторы: Шаронова Л.И., Учайкина Т.Н., учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории пгт Опарино Кировской области)

         Сегодня  на всех ступенях образования стоит проблема  формирования новых подходов к обучению, направленных на гуманизацию  образования, центром которого является  Человек  как личность творческая, вариативно мыслящая, способная  к преобразованию.  Востребованными в обществе оказались люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать определённое решение, точно и понятно формулировать его, вызывать к нему интерес людей и делать их своими единомышленниками. А для этого надо хорошо владеть речью. Ещё Цицерон утверждал, что наилучший оратор тот, «который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить – обязанность оратора, доставлять удовольствие – честь, оказываемая слушателю, производить же впечатление – необходимо». В современных условиях обучения значимость монолога ещё более возрастает. Однако  формирование монологической речи остаётся проблемой. До сих пор приоритетным критерием успешности обучения родному языку в школе остаётся усвоение учащимися норм правописания. Но для большинства оканчивающих общеобразовательную школу письмо как вид речевой деятельности становится наименее употребительным в сравнении с говорением, слушанием, чтением.

    Формирование монологической речи в школе происходит на всех уроках, но приоритет отводится урокам русского языка  и литературы, а среди них – урокам развития речи. Именно на них ведется целенаправленная работа по формированию связной речи. Это – одна из центральных задач уроков русского языка. Ведь насколько свободно смогут пользоваться языком как средством общения в  своей будущей жизни выпускники школы, зависит степень активного и плодотворного участия их в производственной, общественной деятельности. Поэтому требование развития речи в настоящее время воспринимается как социальный заказ современной школе. Обучение языку как речевой деятельности предполагает, что выпускник школы должен свободно пользоваться устной и письменной речью в различных жизненных ситуациях, владеть различными видами речевой деятельности – грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо говорить, правильно понимать чужое устное высказывание  и уметь слушать.

      Искусство устного публичного выступления – сложное  и трудное искусство, но овладеть хотя бы основами способен каждый. Основная задача педагога – поддерживать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врождённый дар слова. Без этого трудно представить становление личности, будущее наших выпускников. М.В. Ломоносов утверждал, что «античные риторы умели мыслить и говорить, потрясая умы и сердца слушателей, потому что постоянно и длительно упражнялись, как в подражании образцам, так и в собственных сочинениях». Использование для анализа безукоризненных образцов, какими являются отрывки из произведений классической литературы,  способствует развитию потенциала речевой среды.

                В чём же особенность устной речи?

  • Устная речь всегда рассчитана на определённых слушателей.
  • В устной речи можно импровизировать.
  • Устная речь отличается богатством  и разнообразием   интонации, которая не только ярко выражает отношение говорящего  к тому, о чём идёт речь, но одним и тем же словом может придать совершенно различные оттенки, бесконечно расширить их смысловую ёмкость. Психологи утверждают, что 17-20% информации слушателю даёт интонация говорящего.

Устная речь сопровождается  жестами и мимикой, которые расширяют ёмкость звучащего слова, делают речь необычайно доступной, наглядной, выразительной, эмоциональной. Они выражают движение нашей души, как говорил Цицерон.  

 По количеству участников речи выделяются:

  • монолог – речь одного лица;
  • диалог – речь двух или более лиц;
  • полилог – многоголосие.

Ход развития устной речи идёт от упражнений в диалоге к формированию навыков связной монологической речи.

    Монологическая речь сложнее диалогической как по содержанию, так и по языковому оформлению.

    Монолог – речь, обращённая к самому себе, к слушателям или зрителям.

 Виды монологической речи: устный рассказ, информация, отчёт, сообщение,  доклад, ораторские выступления, лекция, обзор событий.

По типу речи выделяют три вида монолога: повествование, описание, рассуждение.

Описание и его структура

  1. Общее представление описываемого.
  2. Описание отдельных признаков: деталей, частей, формы, материала
  3. Отношение к описываемому.

Повествование и его структура

  1. Вступление.
  2. Начало действия (завязка).
  3. Развитие действия.
  4. Самый острый момент в развитии действия (кульминация).
  5. Конец действия (развязка).
  6. Заключение.

        Рассуждение и его структура

  1. Тезис (основное положение).
  2. Доказательства ( аргументы).
  3. Вывод.

Модель монологической речи

                        Оратор                         Речь                        Аудитория

                                                     Обратная связь

         Глубокое знание предмета выступления, общая эрудиция оратора -  одно из главных условий его успеха. В устном выступлении оратор не только создатель, но и исполнитель своего произведения. Соответственно в подготовке монологического высказывания можно выделить две основные фазы: докоммуникативную, подготовку выступления, и коммуникативную, взаимодействие с аудиторией.

                                                                               

                                                                           

                                                           

         Таким образом, чтобы  стать прекрасным оратором, необходимо обладать разнообразными знаниями, умениями и навыками: знанием основных особенностей монологической речи, умением  устанавливать контакт с людьми, соблюдением  правил поведения перед аудиторией и использованием  обратной  связи, безупречным владением  устной речью, умением отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию; умением соотнести  речевой  и фактологический материал с возможностям слушателей.

                                             Приёмы обучения связной речи.

    Чтобы ученики связно говорили, они должны постоянно в этом упражняться. Но слушать тех ребят, которые «двух слов связать не могут» – мучительный труд для окружающих.

    Получается замкнутый круг, единственным выходом из которого является постепенное развитие речи учащихся, начать которое можно с очень простых приёмов.

  • Составление разных предложений к каждому из ключевых слов. Выбор наиболее точных предложений.
  • Составление нескольких взаимосвязанных предложений по одному ключевому слову.
  • Расположение ключевых слов в логической последовательности, составление связного рассказа.
  • Рассказ по опорному конспекту или схемы с использованием опорных слов.
  • Рассказ по карточке, где записано начало ответа, план или ключевые слова, обобщающий вывод.
  • Выписать ключевые слова и логические связки в нужной последовательности.
  • Качество устных ответов повысится, если учитель заранее будет формулировать темы устных ответов следующего урока.
  • В начале урока необходимо давать время учащимся на обдумывание ответа.
  • Снимает психологическое напряжение и «минута помощи класса», с целью уточнить у одноклассников некоторые цифры и факты.
  • Развитию монологической речи способствуют устные выступления учащихся. Учитель заранее обговаривает с учениками форму выступления (сообщение, доклад), время, примерный план, рекомендует литературу

             

    Учащимся должны быть хорошо известны критерии устного ответа или выступления. Поэтому на научно-практических конференциях, где учащиеся выступают с докладами по исследовательским или  проектным работам экспертным группам предлагаются листы экспертизы, где наряду с оригинальностью предложенных решений оценивается качество презентации. Школьники  должны знать  качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, чистота, доступность, богатство и разнообразие, действенность, уместность, образность, выразительность.

 Методами диагностики монологической речи являются : наблюдение, оценка по критериям, рецензия на ответ.    

Приёмы формирования монологической речи.

  1. Бином фантазии.

Бином фантазии – это два слова, между которыми нет ничего общего (запятая и солнце, математика и травинка …).

    Бином фантазии способствует оценить уровень речевого развития учащегося, его отношение к родному языку, интересы, манеру говорить, особенности индивидуального стиля речи.

    Ход проведения:

  • ученику даётся задание: написать рассказ и предлагаются «биномы»: одно слово лингвистическое + любое (математическое, биологическое, физическое …)
  • работа ученика над миниатюрой;
  • выразительное чтение автором его работы;
  • оценивание работы слушателями по памяти, аморитму.

2. «Мозговой штурм».

     Цель: на основе коллективной мыследеятельности найти верный ответ на вопрос.

     Задание: В чём сходство и различие между устной и письменной формами речи?

3. «Снежный ком».

    Цель:  тренинг долговременной памяти.

    Ход игры:  Учащиеся садятся в круг. Один из сидящих называет любое слово, следующий должен повторить его и назвать другое, первое всплывшее в памяти, далее каждый следующий называет ранее произнесённые слова и добавляет своё. Игра идёт до тех пор, пока кто-либо из круга не «уронит» цепочку слов, забудет слово, пропустит слово, сделает паузу.

4. Метод словесных ассоциаций.

    Цель:  тренинг долговременной памяти.

    Ход игры:  Ведущий называет слово, учащийся отвечает первой пришедшей в голову ассоциацией. Например, телевизор – новый, цветной, стоит, работает, включен. Для сохранения динамики используется мяч, который ведущий бросает любому из стоящих в круге, называя исходное слово.

5. Турнир ораторов.

        Цель:  развивая умение составлять логический рассказ, учить монологической речи.

        Ход игры: На столе лежит яблоко. Учитель раздаёт карточки с названием социальных ролей: садовод, токарь, врач, дворник, директор школы, художник, следователь, политик. Описать яблоко, чтобы все поняли, какую социальную роль вы играете. При выступлении следует обратить внимание на логику выступления, художественную речь, общение с публикой, этичность, выразительность речи,  умение демонстрировать наглядные материалы.

6. «Дерево мудрости».

        Цель:  учить задавать вопросы по тексту, учить строить монолог.

        Ход игры: Читается текст. Каждый по тексту составляет один вопрос, отдаёт ведущему. Затем ребята выбирают один вопрос и отвечают на него точно, логично.

7. «Слово – магнит».

        Цель:  обогащение словарного запаса, работа над словом.

        Ход игры: Ведущий произносит слово. Надо записать слова, которые могут притягиваться к слову-магниту. Солнышко: радость, птицы, звери, весна…

9. От предложения к заглавию.

        Описание приёма:  Прочитать предложения-пословицы. Передать их основной смысл. Сформулировать тему.

10. Я чувствую, что я … (рассказ – фантазия).

        Описание приёма: Пофантазируй. Представь, что ты превратился: в зеркало, в дом, в мяч… Что ты чувствуешь? Ощущаешь? Каковы твои действия? Записать мысли в форме маленького рассказа или стихотворения.

11.  Представьте и опишите

   Цель: развитие художественной речетворческой деятельности учащегося.

 Возможные ситуации:

        -Вы лежите на берегу моря и сотрите на набегающие волны. О чём вы  думаете?

        - Вы стоите на вершине высокой горы. Опишите, что вы видите внизу.

        - Вы идёте по весеннему саду, в котором цветут деревья. Какое чувство вы испытываете?

 Приведённые и аналогичные задания совершенствуют монологическую речь учащихся.

       В результате  создания системы работы школы по формированию общеучебных умений и навыков учащихся через обеспечение мотивационной готовности педагогов к решению проблемы,  расширение информационного поля учителей по данной проблеме, работу в рамках временных творческих коллективов, организацию школьного эксперимента, созданию в школе единого речевого пространства, расширению  мест школьникам для публичного выступления   удалось развить навыки монологической речи учеников. Умение строить композиционно правильно монолог возросло у выпускников  2 и 3 ступени  по результатам диагностики с 46% до 78%,,, что подтверждает правильность организованной работы. Без обучения монологу в современной школе не обойтись. Очень бы хотелось, чтобы живое слово не было вытеснено тестированием, ЕГЭ, дистанционным обучением.

                                                                 Литература

1.Ножин Е.А.Мастерство устного выступления [Текст]/ Е.А. Ножин.- М.; Политиздат,1989.-255с.

2.Методика развития речи на уроках русского языка/ Н.Е. Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю. Купалова и др.; под  ред. Т.А. Ладыженской.- М.; Просвещение1991.-240 с.

3.Развивайте дар слова:/ Ю.И Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова.- М.: Просвещение,1990.-176с., ил.

4.Опыт формирования общеучебных умений и навыков/ Методические рекомендации.- Киров, 2006.- 40 с.

5.Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах [Текст] / Д.Х. Вагапова.- М., «Цитадель», 1999.- 460 с.



Предварительный просмотр:

Пересказ как приём формирования монологической речи

(Из материалов районной научно-практической конференции «Современный урок:  опыт,  проблемы,  перспективы»)

В наше время живое устное слово приобретает исключительное значение, потому что востребованными становятся люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать определённое решение, точно и понятно формулировать его, вызывать к нему интерес людей, достигать контактов, взаимопонимания и согласия. А для этого надо хорошо владеть речью. Особая ответственность ложится в этом на учителя, который должен научить детей говорить удачно, грамотно, свободно и успешно.

Чтобы осуществить эту задачу, в школьной практике имеются разные приёмы формирования грамотной монологической речи, среди которых большое значение имеет пересказ как вид повествовательного монолога. Говоря о развитии речи учащихся, мы должны помнить, что формирование её идёт на основе подражания. Именно пересказы дают возможность развивать речь на образцах текстов разных стилей и жанров. С приходом в школу новых технологий пересказ как продуктивный приём формирования коммуникативных умений и навыков стал использоваться реже, что недопустимо.

Если говорить об этапах формирования основных общеучебных умений и навыков на разных уроках, то следует отметить, что, начиная с первого класса, пересказ является обязательным приёмом для отработки учебно-коммуникативных умений. Так, в 1-ом классе учащиеся должны уметь пересказывать содержание сказки, рассказа; во 2-ом – спектакля, в 3-ем – с опорой на план, рисунки, близко к тексту; в 4-ом – с элементами собственного высказывания; в 5-ом – пересказ текста по плану и т.д. С 1-го по 8-ой класс идёт обучение и отработка умения пересказывать; начиная с 9-го класса, это умение совершенствуется. В большей мере пересказ должен присутствовать на уроках русского языка и литературы, а также и на других уроках: истории, обществознании, природоведении, биологии, географии, физики, химии (кроме предметов математического цикла).

Виды пересказов

I. Подробный пересказ (полный, близкий к тексту).

Обучение начинается в начальной школе. Это наиболее распространённая в школьной практике форма, она состоит в том, что учащиеся, прочитав небольшой текст или отрывок, передают его содержание возможно более подробно. Здесь следует различать три случая, в зависимости от места пересказа в системе занятий.

  • Пересказ может следовать непосредственно за чтением текста, он является средством активного усвоения его содержания. Преподаватель должен следить за тем, чтобы ученик не пропускал существенного, не перепутал последовательности событий, а для этого преподавателю необходимо ясно представлять себе план и содержание прочитанного, чтобы направлять внимание рассказчика.
  • Другой приём, встречающийся чаще, состоит в том, что пересказ идёт непосредственно после составления плана. Ученики, прочитав очередную главу текста дома или в классе, сначала составляют план, а затем по нему дают пересказ. Цель такого пересказа – не столько ориентировка в содержании, сколько выработка навыков планового, логического построения изложения. Бывает, что пересказ по плану делает пересказ сухим, бескровным. Здесь важно следить, чтобы изложение проходило свободно, красочно, насколько это возможно, и чтобы рассказчик легко переходил от одной части текста к другой.
  • Третий приём, когда пересказ следует за разбором текста, завершая работу над ним, является наиболее целесообразным. Такой приём содействует пониманию произведения и обобщает определённый разбор.

В чём же усложняется работа над пересказом от класса к классу?

С каждым годом всё сложнее становится содержание материала, предлагаемого для изложения, и вместе с тем по мере роста школьника, берутся для пересказа новые, более трудные жанры. Если в начальной школе и в 5-ом классе для пересказов берутся тексты повествовательного характера, то далее с 6-го и 7-го класса присоединяются описания, рассуждения, включаются диалоги, характеристики.

Предлагая учащимся пересказы, не следует требовать от них изложения только «своими словами». Основная цель пересказов состоит в том, чтобы учащиеся активно владели литературным языком. Поэтому, если они многое передадут словами автора, если они усвоят его обороты речи и манеру изложения, то это должно быть поддержано учителем как достоинство пересказа.

II. Сжатый пересказ (краткий, свёрнутый). 

Не менее полезен для учащихся  сжатый пересказ. Сжатость изложения, сдержанность без многословия – большое достоинство речи. Это мастерство, которому надо учиться. («Краткость – сестра таланта», - говорил А.П. Чехов). Некоторые учителя, требуя от учеников сжатого, краткого пересказа, ограничиваются общим советом: говори только о самом важном, пропускай несущественные подробности. Такой совет немного даёт детям. Сжатому пересказу надо учить, надо дать приёмы и образцы, показывающие как из большого сложного текста отобрать то, без чего нельзя обойтись. К такому пересказу надо идти через выделение основных микротем и через план, составленный методом аналитическим, от общего к частному. Для обучения лучше брать произведения с развёрнутым сюжетом, составлять план в виде вопросов. После составления плана предлагать задание: дать на эти вопросы плана ясные ответы с минимальным количеством слов.

        

При обучении сжатому пересказу необходимо предлагать приёмы сжатия текста: 

  • исключение второстепенной информации;
  • слияние двух предложений в одно;
  • исключение фрагментов предложения;
  • замена частного общим;
  • выделение ключевых слов, словосочетаний;
  • определение микротем.

        III. Выборочный пересказ (пересказ-извлечение).

        Более сложный характер имеет пересказ материала, разбросанного в разных частях произведения. Это – изложение «истории» действующих лиц. Такие пересказы-извлечения можно начинать с 5-го класса, но элементы обучения есть уже в начальной школе.

     Так, работая над выборочным пересказом, учителя могут использовать следующую памятку:

  1. Выделите все части текста, которые относятся к заданной теме.
  2. Определите, о чём в них говорится.
  3. Расположите части по порядку и решите, как их можно объединить.
  4. Подготовьте план.

Определите, соответствует ли он содержанию текста.

  1. Расскажите, опираясь на пункты плана.

        Трудность таких пересказов в том, что, выбирая материал, который относится к заданной теме, учащиеся должны его затем объединить в одно целое, связав между собой отрывки. Поэтому на первых порах эта работа должна проводиться  коллективно, под руководством учителя («История Капитона» или «История Татьяны» в рассказе И.С. Тургенева «Муму»; «История В. Дубровского» в повести А. Пушкина «Дубровский»; «История Остапа» в повести»Тарас Бульба»).

        В среднем звене учащиеся должны отработать навыки выборочного пересказа, а в старших классах этот пересказ уже переходит в пересказ-анализ, когда задание даётся уже по нескольким главам большого произведения. Учащиеся должны уже свободно владеть приёмами отбора материала.

Можно для работы предложить такую памятку.

Пересказ-анализ (по заданным главам)

  1. Прочитать указанные главы.
  2. Определить в виде заголовка проблему, содержащуюся в отрывке.
  3. Вторичное чтение – просмотр и отбор главных, ключевых мыслей, деталей для устного сжатого пересказа-анализа.
  4. В пересказ могут вплетаться выдержки из критических статей, учебника, отдельные замечания, вопросы, размышления того, кто пересказывает.
  5. Пересказывается текст не наизусть, а своими словами по плану или опорным положениям с зачитыванием необходимых цитат.

        

IV. Начиная с 5-го класса следует обучать детей пересказу с элементами рассуждения, что и приведёт их к пересказу-анализу.

        V. Интересен для начальной школы и в среднем звене для слабых в речевом плане детей пересказ по опорным (ключевым) словам. Он способствует обогащению словаря учащихся и развитию речи у детей, не умеющих владеть навыками устной и письменной речи.        

VI. Творческие пересказы.

        Наиболее часо практикуемые формы пересказов при всей их полезности имеют то неудобство, что становясь обычным делом, скоро теряют остроту, занимательность и эффективность. Прочитали очередной отрывок – ученики по очереди рассказывают содержание. Если такая работа повторяется изо дня в день, она становится мало интересной. Пересказ идёт вяло, класс слушает невнимательно, рассказчик не видит смысла в своей работе (ведь и учителю, и товарищам рассказ и без того хорошо известен).

        Отсюда возникает необходимость разнообразить приёмы пересказа и, наряду с обычными формами, практиковать другие, рассчитанные на большую занимательность и творческую активность класса.

  • К таким видам творческого пересказа принадлежит пересказ с изменением лица-рассказчика (например, уже в начальной школе даются задания заменить 1-ое лицо 3-им).

        Для школьников среднего звена занятие очень увлекательное, когда им предлагается передать содержание отрывка, произведения от имени героя (например, «Обед в Покровском» из романа «Дубровский» от имени Вл. Дубровского). Ошибками в таком пересказе могут быть замена героя рассказчиком или передача событий совершенно эпически.

  • В старших может предлагаться творческий пересказ в форме заочной экскурсии, построенной на материале изучаемого произведения («По Грибоедовской Москве», «Петербург Достоевского» и др.)
  • Ценный вид творческого пересказа, чрезвычайно способствующий выработке навыков литературной речи учащихся, - художественное   рассказывание. 

Научить этому виду пересказа – дело трудное, требующее основательной подготовки. Учителю необходимо заинтересовать детей таким видом работы и первый опыт взять на себя. Для рассказывания можно взять как программные, так и произведения для внеклассного чтения. В подготовке учащихся к художественному пересказу можно брать сравнительно небольшой отрывок., так написанный, что из него трудно выбросить слово. В таком случае учащиеся должны этот эпизод весь заучить наизусть слово в слово и затем подготовиться к тому, чтобы выразительным произношением выделить самое существенное, найти нужные интонации и рассказывать как можно живее, проще и естественнее (например, описание Бородинского поля после битвы).

В других случаях можно брать сравнительно большое произведение, из него надо выбрать материал для рассказывания, отобранные отрывки заучить возможно близко к тексту, а между отрывками построить небольшие «мостики», то есть рассказать своими словами. Предварительно учащимся можно предложить план и пересказ предлагать нескольким учащимся (например, «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина)

VII. Своеобразными видами пересказа являются устное рисование и составление сценария для кинофильма. Они предполагают расширение текста, опираются не только на работу мысли, но и в такой же мере и на творческое воображение.

При обучении пересказу необходимо отрабатывать навык его анализа. Можно предложить учащимся памятку.

Памятка анализа пересказа (подробного).

  1. Выскажите общее впечатление о пересказе.
  2. Охарактеризуйте полноту передачи содержания.

     Что пропущено? Что добавлено?

  1. Вспомните начало пересказа и его окончание.
  2. Определите, выражена ли в пересказе идея (основная мысль) текста.
  3. Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
  4. Остановитесь на выразительности пересказа.
  5. Охарактеризуйте умение рассказчика (отвечающего) держаться перед аудиторией.
  6. Сделайте общий вывод о пересказе.

Дайте советы отвечающему и слушателям.

В ходе работы над разными видами пересказов важно формировать у учащихся навыки выразительности монологической речи.

Требования к выразительности монологической речи

  1. Говори громко, чтобы тебя слышали все.
  2. Говори правильно, чётко произноси каждое слово.
  3. Не торопись.

Выбирай темп речи, соответствующий стилю монологической речи.

  1. Не делай бесцельных пауз: они портят речь, нарушают впечатление и снижают воздействие речи на слушателей. Чтобы избежать неоправданных пауз, нужно приучить себя обдумывать фразу не по ходу её произнесения, а перед её произнесением.
  2. Не допускай повторов, они портят речь.
  3. Не вноси исправлений по ходу речи.

     Надо помнить, что мелкая неточность менее вредит, чем исправление.

Если же ошибка грубая, то исправить её нужно, но без извинений или объяснений причины ошибки, чтобы меньше нарушать целостность речи.

  1. Ясно передавай смысл речи.
  2. Помни: источники выразительности речи – это увлечённость говорящего и умение общаться с аудиторией, воэдействовать на слушателей.
  3. Выбирай правильную интонацию, силу голоса, высоту звука, длительность, тембр. Изменяя их, мы передаём наши чувства.

        Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что использование в работе учителей пересказов на разных предметах с учётом опыта, интересов и психологических особенностей школьников позволит глубже овладеть всеми видами речевой деятельности и сформировать грамотную, свободную монологическую речь.

Использованные источники

  1. Найдёнов Б.С.  Выразительность речи и чтения [Текст] : пособие для учителей / Б.С. Найдёнов – М.: Просвещение, 1969. – 258 с.
  2. Фогельсон И.А.  Литература. 10 класс [Текст] : книга для учащихся / И.А. Фогельсон – М.: Просвещение, 1990. – 303 с.
  3. Рез З.Я.  Методика преподавания литературы [Текст] /З.Я. Рез -  М.: Просвещение, 1977. – 381 с.
  4. Плёнкин Н.А.  Уроки развития речи. 5 – 9 кл. [Текст] / Н.А. Плёнкин – М.: Просвещение,  - 223 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст как средство развития монологической речи учащихся с русским(неродным)языком обучения

Научить ребенка писать сочинение-сложнейшая задача учителя русского языка, а научить ребенка  с родным (нерусским) языком свободно и связно говорить на русском языке , тем более живущего в дали, ...

"Совершенствование монологической речи учащихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Развитию связной речи учащихся сегодня придается особое значение, поскольку оно является непременным условием успешного формирования интеллектуальной личности. Совершенствование монологической ...

Развитие монологической речи учащихся по английскому языку в режиме профильной школы

Перспективные направления интенсификации обучения монологической речи учащихся с учетом актуальности данной проблемы....

формирование монологической речи 9класс

упражнеия для уч-ся , позволяющие формировать монолгическую речь( таблицы ,  опорные карточки) к учебнику Афанасьевой  для  школ с углубленным изучением английского языка)...

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной статье описываются трудности развития монологической речи на уроках математики, я расскажу о своем опыте работы с данной проблемой, а так же поделюсь своим педагогическим опытом в данном вопр...

Формирование монологической речи у детей с СНР

   Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное формирование речи. Уровень развития речи определяет  возможности ребенка в познании окружающей действительн...