Формирование монологической речи у детей с СНР
статья ( класс) на тему

     Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное формирование речи. Уровень развития речи определяет  возможности ребенка в познании окружающей действительности, обуславливает характер отношений со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_-_statya_-_formirovanie_rechi.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование монологической речи у детей  с СНР

Учитель-логопед Быстрова О.П.

 

     Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное формирование речи. Уровень развития речи определяет  возможности ребенка в познании окружающей действительности, обуславливает характер отношений со сверстниками и взрослыми.

     В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.

     Внешняя речь включает следующие виды:

  • устную (диалогическую и монологическую) 
  • письменную.

     Диалогическая речьпсихологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

     Монологическая речь — последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли, грамматически правильное оформление, выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

   Выделяются три основных вида монологической речи:

  • повествование (рассказ, сообщение)
  • описание
  • рассуждение.

     У  детей  с нарушением интеллекта нарушена и монологическая, и диалогическая речь. Дети с трудом вступают в разговор, не всегда адекватно реагируют на обращённые к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего и наоборот. Нарушения монологической речи проявляются ещё более резко. Здесь отмечаются искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое). Кроме того, дети с нарушением интеллекта часто имеют серьёзные дефекты в произнесении звуков и звукосочетаний, имеют бедный словарный запас, как пассивный, так и активный.

     Для формирования и развития монологической речи необходимы два вспомогательных фактора:

  • наглядность
  • зрительный план высказывания.

Наглядность облегчает поиск ребенком слова, направляет формулирование его мысли.

  • Стимульный наглядный материал
  • Тексты с картинками включениями
  • Натуральные предметы и объекты
  • Фотографии
  • Иллюстрации
  • Опорные сигналы
  • Видеоматериалы
  • Слайды
  • Технологические карты

     Зрительный план может быть представлен рисунками, графиками, таблицами, картинками (последовательными и, даже, сюжетными).

Виды творческих игр-заданий по обучению разным видам монологической речи:

Рассказывание по картине:

  • игры и упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картин («Самый внимательный»).
  • придумывание названия к каждой последовательной картинке данной серии (к каждому фрагменту, эпизоду).
  • придумывание названия к картине или серии картинок.
  • придумывания разных вариантов названия.

Обучение рассказыванию:

  • составление текста коллективно (командами).
  • придумывание предложения к действию, изображенному  на картине.
  • восстановление содержания изображенного на картине, закрытого экраном (фрагмент не показывается), опираясь при этом на вопросы учителя.
  • восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок, по таблице, схеме.
  • сочинение историй, в основе которых лежат актуальные проблемы детей. Взрослый начинает её, помогая связками «однажды», «давным-давно», «а потом что было», «чем закончилось». В конце истории ребёнок придумывает заглавие.
  • самостоятельное словесное творчество, специальные творческие задания на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок.

Обучение пересказу:

  • рисование на тему пересказываемого  с последующим пересказом другим обучающимся  по выполненным рисункам.
  • инсценировка сказки (самостоятельное разыгрывание и озвучивание сказки с помощью сшитых игрушек).
  • словесное описание изделия по картине, по представлению.
  • восстановление деформированного текста с последующим пересказом:
  • восстановление нужной последовательности предложений
  • подстановка в текст пропущенных словосочетаний
  • упражнения в моделировании сюжета пересказываемого с помощью наглядной схемы,    картинного панно.

     Современное общество предъявляет свои требования к выпускникам коррекционных школ. Юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья должны быть достаточно адаптированы к современной жизни. А помогает им в этом хорошее владение речью.

Несомненно, что с возрастом их становится более совершенной, но без систематической специальной работы этого оказывается явно недостаточно для того, чтобы она стала полноценным средством общения. Работа учителя-логопеда, направленная на формирование навыков построения связных высказываний,  в значительной степени способствует совершенствованию речевой практики детей, готовит их к высказыванию развёрнутых сообщений на уроках трудового обучения и других устных уроках, а главное, помогает им полнее реализовать себя при выходе из школы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».

Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....

формирование монологической речи 9класс

упражнеия для уч-ся , позволяющие формировать монолгическую речь( таблицы ,  опорные карточки) к учебнику Афанасьевой  для  школ с углубленным изучением английского языка)...

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной статье описываются трудности развития монологической речи на уроках математики, я расскажу о своем опыте работы с данной проблемой, а так же поделюсь своим педагогическим опытом в данном вопр...

Формирование монологической речи учащихся

Оприемах формирования монологической речи...

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  (по Глухову В.П.)...

Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи

В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...

Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"

Статья раскрывает ответы на  вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....