"Текст и его признаки (обобщение)".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Паршикова Татьяна Александровна

Данная работа представляет собой конспект  урока русского языка в 9 классе "Текст и его признаки (обобщение)" по программе С.И.Львовой.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Класс: 9

Тема:  Текст и его признаки (обобщение).

Цели:

обучающие: повторение основных признаков текста, формирование умения проводить анализ текста, составлять устное высказывание на лингвистическую тему, проводить различные виды разборов;

 развивающие: развитие чувства языка посредством анализа отрывков из произведений русской классической литературы, развитие учебно-информационных и коммуникативных умений, развитие умения давать самооценку своей деятельности;

 воспитательные:  воспитание бережного отношения к родному языку, формирование личностно-ценностного отношения к текстам художественной литературы.

Планируемые результаты:

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, знают и соблюдают нормы русского литературного языка, знают признаки текста, умеют анализировать текст.

Метапредметные:

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность, принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структуируют знания; анализируют текст;

регулятивные: принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, корректируют деятельность после ее завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют свою работу, оценивают уровень владения учебным действием;

коммуникативные: умеют координировать различные позиции в сотрудничестве, контролировать действия партнеров, формировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Оборудование: учебник, приложение к учебнику, интерактивная доска.

                                                                     

Ход урока:

I. Организационный этап.

Приветствие, эмоциональный настрой учащихся.

II. Анализ типичных ошибок, допущенных учащимися в контрольной работе.

            III. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока.

            На экран проецируются два отрывка:

            "С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению,  круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца" (И.А.Бунин). (Словарная работа; гумно - огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы, веяния и другой обработки зерен хлеба.)

             "Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах. Из такой трепки сад выходит почти совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья" (И.А.Бунин).

             - Чем отличаются эти два отрывка из рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"? (Первый - текст, второй - разрозненные предложения, не объединенные ни темой, ни идеей, ни смысловой законченностью.)

            - А что нужно знать, чтобы создать текст? (Его признаки, особенности.)

            - Значит, какова тема сегодняшнего урока? (Текст и его признаки.)

            - Эта тема, конечно же,  не является для вас новой. В каком разделе русского языка изучается данный материал? (Текстоведение. Это раздел лингвистики, который изучает связные речевые произведения – тексты: особенности их содержания, построения, языковые средства связи предложений.)

           IV. Актуализация знаний.

           - Л.Н.Толстой писал: "Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно". Как вы думаете, почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа к этому разделу? (Если  научиться выражать свои мысли правильно, точно, образно, то они превратятся в сильнейшее оружие.)

          - В 9 классе основное внимание уделяется умению создавать тексты-рассуждения  в жанре рецензии и тексты для публичных выступлений. Но чтобы овладеть этими навыками, нужно хорошо знать основные  признаки любого текста.

V. Обобщение и систематизация знаний. Воспроизведение на новом уровне. Повторение теоретических сведений о тексте, его признаках.

На основании опорной записи на стр. 56 учебника и презентации учащимся предлагается рассказать об основных признаках текста:

          - единство темы;

          - наличие основной мысли (идеи);

          - завершенность, смысловая законченность;

          - смысловая и грамматическая связь предложений;

          - стилевое единство;

          - соответствие текста заданному (выбранному) типу речи.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации. Практическое закрепление материала. Анализ текстов.

Анализ текста И.Куприна (№119) (Отрывок из рассказа "Мелюзга", начинающийся  с предложения "Вдруг случилось чудо" и заканчивающийся предложением "Деревенская улица обнажилась".)

            После прочтения текста учащимся предлагается вспомнить картины русских  художников, на которых изображена ранняя весна. Затем на экран проецируется репродукция картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели". Учащиеся сравнивают, каким увидели приход весны писатель А.И.Куприн и художник А.К. Саврасов, и думают над тем, можно ли назвать картину иллюстрацией к тексту.

Учащиеся анализируют текст по вопросам в учебнике.

1. Возможные варианты заглавия текста: «Приход весны» (отражает тему текста), "Вдруг случилось чудо!" (отражает идею текста).

Тип речи - описание состояния природы. Признаки, предвещающие весну: неподвижный и теплый воздух, небо с тяжелыми облаками, крики петухов и галок, дожди, теплые ветры и т.д.

2. Способ связи предложений в абзацах – параллельная связь. Средство связи абзацев – наречия («сначала», «потом»).

3. В первой части текста, где говорится о том, что является ранними признаками наступления весны, автор использует глаголы несовершенного вида. Во второй части, рассказывающей о более поздних приметах весны, – глаголы совершенного вида. Эта особенность создает единство текста внутри микротемы.

4. Тропы: эпитеты («тощие горластые петухи», «тревожный крик» галок, «ноздреватый и грязный» снег и т. д.), олицетворения (ветер и дождь «ели снег», улица «обнажилась», «доверчиво размякла»,  «болтливые ручейки»).

5. Синтаксический разбор последнего предложения.

6. Словообразовательный разбор слов: сначала (прист.-суфф.), тревожный (суфф.), посинели (прист.), ноздреватым (суфф.), обнажилась (суфф.), доверчиво (суфф.), ручейки (суфф.).

Анализ текста Л.Н.Толстого (№120) (Отрывок из романа "Анна Каренина", начинающийся с предложения "Весна долго не открывалась" и заканчивающийся предложением "Пришла настоящая весна".)

1. Из скольких микротем состоит данный текст? (Из двух.)

   Озаглавьте каждую часть словами из текста. (1. "Весна долго не открывалась". 2. "Пришла настоящая весна.")

2. Объясните слова и словосочетания: «последние дни поста», «Пасха», «Святая неделя», «Красная горка». (Великий пост – пост перед Пасхой. Пасха – самый важный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Святая неделя – праздничная неделя, длившаяся от Пасхи до Красной горки. Красная горка – народное название первого воскресенья после Пасхи.)

    Уточните значения выделенных слов («зеленей», «холсты», соха», «борона») по толковому словарику в приложении к учебнику.

3. Работа в группах. Учащимся предлагается провести анализ текста, распределив задания между членами группы.

1) Проследите за употреблением глаголов несовершенного и совершенного вида. Когда начинают использоваться глаголы совершенного вида? Выпишите несколько глаголов-сказуемых, имеющих переносное значение. Почему в первой части четыре раза  употреблены глаголы с корнем –двиг-?

2) Проанализируйте синтаксис текста. Почему автором использованы по преимуществу ССП с союзом и? Для чего служит этот союз: для выражения значения одновременности или последовательности природных явлений? Перечислите все виды осложненных предложений.

3) В чем особенность глаголов второй части текста? Случайно ли большинство из них начинается с приставки за-? Как это связано с картиной, которую рисует автор? Определите, что передают эти глаголы: одновременность или последовательность действий. Почему во второй части много прилагательных и причастий? Какие звуки вы слышите?

4. Чего удалось достичь автору использованием рассмотренных морфологических и синтаксических средств языка? (Удалось передать основную мысль текста: все в мире с нетерпением ждет прихода весны и радуется ее наступлению.)

Сопоставление текстов упр.119 и 120 и заполнение таблицы.

Учащиеся должны сопоставить тексты и попробовать объяснить, в чем их сходство и в чем различие.

сходство

различие

Тема текста (приход весны).

Две микротемы.

Тип речи (описание состояния природы).

Стиль (художественная речь).

Способ связи предложений в тексте (параллельная связь).

Микротемы.

Основная мысль текста.

Способ связи предложений в тексте (1-ый абзац второго текста - последовательная связь).

Выразительные средства языка.

VII. Подведение итогов урока.

Учащиеся составляют синквейн.

Один из вариантов:

Текст

Связный, законченный

Повествует, описывает, рассуждает

Содержит законченное высказывание

Речь

VIII. Домашнее задание.

 Упр.122.

IX. Рефлексия.

- Ребята, выскажите свое мнение о нашем занятии. подумайте и поделитесь своими наблюдениями:

1. Самым интересным сегодня на уроке было...

2. Самым сложным для меня сегодня было...

3. Сегодня я понял...

4. Сегодня я научился...

5. Сегодня я задумался...

6. На будущее мне надо иметь в виду...

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста.

Урок русского языка по теме «Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста. Стилистиче­ский анализ тек­стов»...

Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста.

Класс 11УМК    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.Уровень обучения (базовый)...

Методическая разработка урока по русскому языку "Текст и его признаки "

Развитие связной речи является трудным процессом, требующим использования различных методов обучения. Дети должны научиться пользоваться не только определенными словами и выражениями, но и средствами,...

Текст и его признаки

В презентации представлен материал для изучения темы "Текст и его признаки", включающий теоретические сведения и их закрепление....

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...

4 класс Текст - рассуждение. Характерные признаки текста - рассуждения. Схема построения рассуждения.

Формировать умения конструировать сложно-подчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи; познакомить с особенностями текста типа "рассуждение", схемой построения текста -...