Урок русского языка "Текст и его признаки", 6 кл.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Челнокова Светлана Павловна

Развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

                Урок русского языка «Текст и его признаки», 6 класс

                                                                                         Челнокова Светлана Павловна,

                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                           ГБОУ СОШ № 1436

Цель: - углубить и расширить знания учащихся о тексте, его частях, о средствах связи в тексте;
           - развить навыки анализа текста;
           - воспитать культуру речи учащихся: умение создавать цельный, связный текст.

Оборудование: текст «Отважный пингвинёнок» (без названия и разрозненный - по количеству учащихся).

Ход урока

1. Индукция.
Общение – неотъемлемая часть человеческой деятельности. Как важно, чтобы при этом мы пони- мали своего собеседника, а он, собеседник, понимал нас. Что же для этого нужно? Конечно же, знание того, по каким законам строится текст.
Создание
ассоциативного ряда к слову «текст» в форме кластера с объяснением входящих в ассоциативный ряд понятий: фонема, слово, словосочетание, предложение, высказывание.                                                                

    Выберите из этого ряда понятие, которое при общении поможет вам лучше понять друг друга (высказывание).
2. Разрыв. Любое ли высказывание можно считать текстом? Например, будет ли текстом следующее высказывание?
  Клюква растёт на болотах летом, а собирают её поздней осенью. Этой весной снег в густых ельниках ещё держался и в конце апреля. Погода стояла прекрасная. Начиналось короткое бабье лето.
( Данные предложения не связаны между собой по смыслу и грамматически, поэтому их нельзя считать текстом.)
3. Деконструкция. Детям предлагается запись из разрозненных предложений про пингвинёнка.
  Пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Его сносил ветер. Он первый искупался в холодном море. Потом он вынырнул, закружился на месте и быстро вскарабкался на камни. Страшно ему прыгать в море. Наконец маленький пингвинёнок решился и подошёл к краю высокой скалы. Долго на скале стоял маленький пингвинёнок. Это был отважный пингвинёнок. Он смотрел, как купались взрослые пингвины.
- Можно, с вашей точки зрения, отнести это высказывание к тексту? Если нет, то почему? (Нельзя: нарушена грамматическая связь между предложениями, а также структура высказывания).
4. Реконструкция.
    * Определение последовательности предложений с целью восстановления грамматической связи и структуры высказывания.
      У детей должно получиться следующее:
  Долго на скале стоял маленький пингвинёнок. Он смотрел, как купались взрослые пингвины. Страшно ему прыгать в море.
  Наконец маленький пингвинёнок решился и подошёл к краю высокой скалы. Его сносил ветер.
  Пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Потом он вынырнул, закружился на месте и быстро вскарабкался на камни.
  Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном море.
   * Мотивация. Шум моря, ветра, чаек - лежбища пингвинов (магнитофонная запись)

   Какие ассоциации рождают услышанные вами звуки? Как они связаны с содержанием текста? Расскажите о них с помощью цвета, выбрав треугольник белого, синего или чёрного цвета.

  Каждый учащийся, выбирая треугольник определённого цвета, называет слова-ассоциации, связанные с этим цветом.

Например, ассоциации к белому цвету: зима, снег, пингвин, льдина; к синему: небо, море, тучи; к чёрному цвету: пингвин,   тьма, страх...
 
*Деление на группы (по цвету треугольников). Работа в группах. У каждого ученика таблица с заданиями, где он выполняет свою часть   работы.
 Задание для группы №1. Выяснить, как осуществляется смысловая связь между предложениями текста, для чего выполнить задания:
- определить тему текста;
- найти однотипную лексику;
- назвать повторы;
- найти синонимы;
- придумать заголовок;
- сформулировать основную мысль.
Задание для группы №2. Выяснить, как осуществляется грамматическая связь между предложения, для чего выполнить следующие задания:
- определить вид связи между предложениями;
- определить порядок слов.
Задание для группы №3. Исследовать структуру текста:
- найти зачин;
- развитие действия;
- вывод.
Каждый учащийся в каждой из созданных групп сначала выполняет задание самостоятельно.
5. Социализация. Соотнесение результатов собственной деятельности с результатами деятельности участников группы. Затем каждый из участников корректирует свою работу, и группы готовятся представить результаты своей работы.
6. Афиширование. Одни представители групп заполняют столбцы заранее начерченной на доске таблицы (каждый – свою часть, причём графы заполняются по мере готовности групп), другие – дают комментарии к заданиям.
В процессе ознакомления с материалом таблицы, его обсуждения учащиеся записывают в тетради недостающий материал в соответствующие графы таблицы. Она в итоге может выглядеть так:

Признаки текста и его структура

Лексическая связь

1. Тема

Пингвинёнок

2. Однотипная лексика

Пингвинёнок, пингвины, море, скала

3. Повторы

Пингвинёнок, море, скала, искупался

4. Синонимы

Прыгать, бросился

5. Заголовок

Отважный пингвинёнок

6. Основная мысль

Пингвинёнок преодолел свой страх

Грамматическая связь

1. Вид связи

Цепная: предложения связаны с помощью лексических повторов, синонимов, наречий, местоимений.

2. Порядок слов

Смешанный, так как важно показать, как пингвин борется со своим страхом и преодолевает его.

Структура текста

1. Зачин
2. Развитие текста
3. Вывод

1-3 предложения (задают тему)
2-3 абзацы
Последнее предложение

7. Разрыв. Известно, что с помощью интонации (повышения или понижения тона) можно передать все тонкости человеческих эмоций. В то же время невыразительная интонация затрудняет общение, делает высказывание неэмоциональным.
а) Что можно сказать об интонационной связи текста? Какие его части мы должны будем читать медленно, а какие – быстро? Почему?
(Медленно – зачин и вывод, так как в них содержится основная информация; быстро – основную часть, т.е. развитие действия).
б) Чтение текста (с учётом знаний об интонации) с целью осознания того, что хотел донести до читателя автор текста.
8. Рефлексия. 
- Чему научила вас эта история?
(Каждому из нас приходится когда-нибудь делать что-то впервые, надо учиться преодолевать свой страх, чтобы совершить жизненно важные поступки).
- Были ли в вашей жизни подобные ситуации, когда вам пришлось преодолевать страх? Расскажите об этом связно, используя полученные на уроке знания о тексте.
(Выслушать тех, кто успеет это сделать).
9. Домашнее задание.  Завершить работу по созданию связного текста.

Самоанализ урока

Для проведения урока в 6-ом классе «Текст и его признаки» была выбрана технология «Творческая мастерская». На уроке использовались все этапы этой технологии, причём один из её этапов – разрыв – дважды. Это урок повторения в начале учебного года (в 5-ом классе дети получили первичные знания о тексте), потому цель урока (углубить и расширить знания учащихся о тексте, его структуре и лексических, грамматических средствах связи в нём; развить навыки анализа текста, умение создавать свой текст) вполне оправдывает себя.
Технология «Творческая мастерская» позволила создать на уроке деловую атмосферу, рационально и эффективно расходовать время на уроке, установить с учащимися обратную связь, организовать познавательную деятельность детей (работа с текстом). Главное, «Творческая мастерская» пробудила желание в учащихся к исследовательской и творческой деятельности, позволила почувствовать свою значимость.
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная), игровые моменты, наряду с возможностями выбранной технологии, обеспечили активность детей на протяжении всего урока, а это – непременное условие достижения успеха.
Цели урока – образовательные, развивающие, воспитательные – достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Постоянные и непостоянные признаки глагола"

В презентацию включен материал на повторение и закрепление темы "Глагол. Правописание. Морфологический разбор". Учащиеся вспоминают материал по спряжению глагола, основным морфологическим признакам, и...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Презентация к уроку русского языка "Общие отличительные признаки причастий и деепричастий"

Презентация к уроку русского языка (6класс). Материал подготовлен к уроку по программе С.И.Львовой. использованы материалы пособия для учителя И.П. Васильевых....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Урок русского языка в 6 классе по теме: " Морфологические признаки глагола" по учебнику «Русский язык» М.М. Разумовская 6 класс.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:подготовительный — стадия вызова; восприятие нового — смысловая стадия;присвоение информации — стадия рефле...

презентация к уроку русского языка слова обозначающие признаки предметов в 4 классе VIII вида

в презентации представлены задания на повторение и закрепление таких тем как:- слова обозначающие предметы;- слова обозначающие действия предметов;- слова обозначающие признак предмета....

Открытый урок русского языка. Фразеологизмы. Их признаки и значения.

Открытый урок русского языка. Фразеологизмы. Их признаки и значения....