Главные вкладки

    Урок русского языка в 6 классе по теме: " Морфологические признаки глагола" по учебнику «Русский язык» М.М. Разумовская 6 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Бенгардт Елена Ивановна

    Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

    подготовительный — стадия вызова;

     восприятие нового — смысловая стадия;

    присвоение информации — стадия рефлексии.

     

    Цель урока: систематизировать знания о морфологических признаках глагола; формировать умения самостоятельно строить и применять  знания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_6_klass.docx58.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 6 классе по теме: " Морфологические признаки глагола"

    по учебнику «Русский язык» М.М. Разумовская 6 класс.

    Цель урока: систематизировать знания о морфологических признаках глагола; формировать умения самостоятельно строить и применять  знания.

    Задачи урока:

    1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

    2. Развивать умения учащихся

    - самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
    - работать в парах, самостоятельно;
    - сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
    - систематизировать материал в кластер.

    3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

    Тип урока: изучение нового материала

    Планируемые результаты: 

    Личностные: 

    1. Уважительное отношение к родному языку;
    2. Стремление к речевому самосовершенствованию;
    3. Пополнение словарного запаса;
    4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

    Метапредметные: 
    1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
    2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 


    Предметные: 
    1. Развитие творческой самостоятельности; 
    2.Владение разными видами речевой деятельности; 
    3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
    4. Проведение морфологического  анализа слов. 

    Формы работы: индивидуальная работа учащихся на уроке, работа в парах

    Ход урока

    Приветствие учителя:

    “Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок. Я надеюсь, что он будет полезным и интересным для вас.

    I. СТАДИЯ ВЫЗОВА — ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

    Слово учителя:

    Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на нашем уроке? Но вначале ответьте на вопрос: О  какой  части  речи  говорится  в  стихотворении?

    Что без меня предметы?

    Лишь названия.

    Но я приду – всё в действие придёт,

    Летит ракета, люди строят здания,

    И рожь в полях растёт.

    ( В.Кондрашов)

    “Глагол – самая огнепышущая, самая ЖИВАЯ часть речи. ’’

    -Как вы их понимаете?

    (Глагол обозначает движение, действие, без него  невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)

    Попробуем доказать это.

     Иллюстрация

    Назовите предметы, изображенные на картинке

    На какой вопрос отвечают слова, названные вами?  (КТО? ЧТО? )

    Добавьте прилагательные к словам? (На какой вопрос отвечает прилагательное? (Какой?)

    Слова какой части речи надо употребить, чтобы картинка ожила?

    Итак, мы перечислили слова самых больших групп речи. Существительное, прилагательное, глагол. К какому разделу языка относятся знания  о частях речи? (морфология)

    Что изучает морфология?

    Что помогает отличить глагол от других частей речи? Какие признаки есть у глагола?

    Сформулируйте тему урока.

    Запишем в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему: Морфологические признаки глагола.

    Знакома ли вам эта часть речи? Можете ли вы рассказать о признаках глагола?

    Что нужно сделать, чтобы ваш ответ был полным и правильным? (повторить сведения о морфологических признаках глагола) Именно это и будет целью нашего урока.

    -О  глаголе   вы знаете  многое,  нам  нужно  лишь повторить  изученное  по данной теме,  а  значит

      Цель  нашего  урока :C:\Users\Home\Desktop\Лестница_успеха.JPG

    систематизировать знания о морфологических признаках глагола; формировать умения самостоятельно строить и применять  знания.

    На столе у вас есть лист с ЛЕСЕНКОЙ УСПЕХА. Отметьте своё место на этой лесенке. Готовы ли вы рассказать дать полный развернутый ответ на вопрос: какие морфологические признаки есть у глагола и как их определить? 

    II. СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ

    Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе, и запишите в  таблицу.

    Теория

    Термины

    Знаю+               Хочу знать -

    Глагол- это..

    Вопросы, что обозначает?

    Постоянные признаки глагола

    Возвратность

    Вид

    Спряжение

    Переходность

    Непостоянные признаки глагола

    Наклонение

    Время

    Число

    Лицо

    Род

    Синтаксическая роль

     “Я знаю…”.(«Знаю – Хочу знать »)

    Работа в парах по теоретическому материалу.

    Теоретический материал

    Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

    Глагол в русском языке может обозначать самые разнообразные явления: действие (готовить, решать), состояние (спать, веселиться), процесс речи и мысли (говорить, объяснять, думать, понимать), проявление и изменение признака (краснеть, темнеть, стареть), взаимоотношения людей (любить, ненавидеть), движение (шагать, лететь), различный звуковые явления (мычать, кукарекать) и т.д.

     

    Глагол имеет следующие морфологические признаки:

    1) Постоянные признаки:

    а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

    б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

    в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;

    г) спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).

    2) Непостоянные признаки

    а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).;

    б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а, о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

    в) число: единственное и множественное;

    г) лицо: 1-е (Я — МЫ); 2 — е (ТЫ — ВЫ); 3 — е (ОН — ОНА — ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)

    д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

     В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться — всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.

     В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит.

    Коллективная проверка.

      Вопросы:

    1. На какие вопросы может отвечать глагол? (Что делать? Что сделать?)

    2. Что обозначает глагол как часть речи? (действие или состояние предмета)

    3. Какие морфологические признаки имеет глагол? (переходность, возвратные- невозвратные, вид, спряжение; наклонение)

    4. Как он изменяется? (по временам, лицам, числам, родам)

    5. Каким членом предложения обычно бывает? (сказуемое)

    Что такое инфинитив? Почему мы говорим о неопределенной форме глагола? Чего нельзя определить по такой форме? В этой форме глагол не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие.

    III. РЕФЛЕКСИЯ

    Коллективная работа. (Учащиеся обсуждают новую информацию, опираясь на текст.

    2. Выводы , обсуждение таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал»

     Узнал (а) новое: Знал (а) ранее: Вызывали сомнения и вопросы

    После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти.

    Возьмите чистый лист, попробуйте нарисовать схему тех понятий, которые мы с вами повторили.

    Начните так: глагол: постоянные- непостоянные признаки…  

    Проверим, изменилось ли что-либо после изучения теоретического материала. Отметьте своё место на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА.

    ФИЗМИНУТКА. 

    Давайте проведем  зарядку для мозга “Кто что делает?”

    Повар -…варит; врач - ….лечит., баянист - …играет, художник - …рисует,

     пекарь - …печет.

    IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    Откройте учебники на стр. 120. Ответьте на вопросы упр. 300, используя данные таблицы.

    Упр. 301. Прочитайте текст. Какие слова выделены жирным шрифтом? Я не знаю значения этих слов. Какой словарь поможет? (толковый)

    Можно ли догадаться о значении слова дружина?

    ДРУЖНЫЙ,  1. Связанный дружбой, взаимным согласием, единодушный. Дружная семья. Д. коллектив.

    2. Происходящий единовременно, совместно. Д. хохот. Дружно (нареч.) взяться за дело. Дружная весна (теплая, без возврата холодов).

    ДРУЖИНА  1. В Древней Руси: приближенные князя, а также княжеское войско.

     2. В царской армии: ополченская войсковая часть, соответствующая полку.

    3. Группа (обычно военизированная), отряд. Пожарная д. (добровольная пожарная команда; устар.). Добровольная народная д. (по охране общественного порядка). || прил. дружинный,

    Вставим пропущенные буквы, объясняя правописание.

    Выпишите глаголы, укажите инфинитив. Какие морфологические признаки глаголов вы можете назвать?

    Упр. 303 Образуйте временные формы глагола. Обозначьте морфемы.

    На странице 321 в ваших учебниках есть орфоэпический словарь. Какую информацию можно найти в этом словаре?

    Выпишите два первых глагола, которые вам встретятся. Что заметили?  В какой форме ударение меняет место?

    Упр. 304 Образуйте формы времени по образцу.

    Упр. 305 устно, по теории.

    Упражнение 306 по данному образцу.

    Тест по теме урока.

    ФИ______________1 ВАРИАНТ

    1.Укажите неверное суждение:

    А) глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

    Б) глагол имеет настоящее, прошедшее и будущее время

    В)постоянные признаки глагола6 вид, спряжение, переходность

    Г) это служебная часть речи

    2. Глагол как часть речи обозначает:

    А) признак предмета

    Б)  действие предмета

    В) предмет

    Г) признак признака предмета

    3. Назовите непостоянный признак глагола

    А)  число

    Б)  переходность

    В) спряжение

    Г) вид

    4. Укажите глагол 2 спряжения

    А)  писать

    Б)  играть

    В)  думать

    Г) говорить

    5. Укажите глагол несовершенного вида

    А)  сбежать

    Б)  работать

    В) срисовать

    Г)  пробить

    ФИ___________________2 ВАРИАНТ

    1.Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы:

    А)  Что делаешь? Что сделаешь?

    Б) Что делать? Что сделать?

    В) Что делать? Что сделают?

    Г) Что делаю? Что сделаю?

    2. Глагол в предложении обычно является:

    А) дополнением

    Б)  определением

    В) сказуемым

    Г) обстоятельством

    3. Назовите постоянный признак глагола

    А)  число

    Б)  род

    В) спряжение

    Г) лицо

    4. Укажите глагол 1 спряжения

    А)  успеть

    Б)  видеть

    В)  спать

    Г)  говорить

    5. Укажите глагол совершенного вида

    А)  сбежать

    Б)  работать

    В)  рисовать

    Г)  бить

    V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

    Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

    Закончите предложения

    • Я вспомнил, что…
    • Я понял…
    • Вызвало затруднение…
    • Нужно выучить…

    VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ упр 302, повторить сведения о глаголе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова" по учебнику М.М. Разумовской

    Урок знакомит с вводными словами, направлен на самостоятельную работу, постановку целей урока обучающимися, развивает логическое мышление и творческие способности....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «МИР ТАЙН. ПИРАМИДЫ» (учебник английского языка «NEW MILLENNIUM») С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЙТИНГ – НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

    Разработано семь уроков по теме "Мир тайн" для учащихся 7ого класса( учебник "New Millennium"), также для каждого урока сделаны технологические карты, где учащиеся непосредственно выполняют задания ра...

    Разработка урока русского языка в 10 классе по теме "Морфологический уровень языка"

    Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфологический уровень языка» по любому УМК. Урок проводится в начале изучения раздела «Морфологический уровень языка». На уроке проводится работа по сис...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

    Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

    Технологическая карта урока немецкого языка для 5 класса по теме "Моя семья" к учебнику немецкого языка как второго автор Аверин М. М. "Горизонты"

    Технологическая карта урока разработана для конкурса ТОИУУ ООО "Современный урок немецкого языка в условиях реализации ФГОС ООО".Технологическая карта урока разработана в соответствии со стандартом но...

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

    Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...