Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Цитцер Светлана Васильевна

Данная рабочая програма предназначена для классов с универсальным профилем обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10_-11_klass.docx108.7 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Рабочая программа

по русскому языку

для  10 - 11  класса(ов)

Составитель: Цитцер Светлана Васильевна

Пояснительная записка

Нормативная база преподавания предмета:

  • 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 28.12.2012г.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12. 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год. (Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014г. №253);
  • Образовательная программа МБОУ СОШ № 14 на 2015 – 2016 учебный год
  • Учебный план МБОУ СОШ № 14 на 2015 – 2016 учебный год.
  • Программа по русскому языку:  Программа  Н.Г.Гольцовой. Русский язык 10-11 классы. М. «Русское слово»,  2008 г

Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый):  базовый стандарт

Место предмета в Федеральном  базисном учебном плане: по базисному учебному плану отведен 1 час в неделю.

Объём часов: 70 ч (в год), 2 ч (в неделю).

Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет

Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: 1 час

1.Общие цели среднего  общего образования с учетом специфики учебного предмета

Среднее общее образование – третья, завершающая ступень общего образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее общее образование является общедоступным.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач. 

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

2. Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

 Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

   Как и примерная программа для основного общего образования, данная программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные сведения по теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Это содержание обучения является базой для развития речевой компетентности учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

В учебном процессе указанные блоки неразрывно взаимосвязаны или интегрированы, поскольку процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.

Цели обучения русскому языку на базовом уровне

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного под-ходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

3. Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в Х классе – 35 часов, ХI классе – 35 часов.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка

способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной

культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

        5.Результаты усвоения курса

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

    Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативное  целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками лы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

6.Содержание программы

Базовый уровень

10 КЛАСС

Введение

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография1.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

1 Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.

2 См. также раздел «Культура речи».

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных  на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления

междометий.

11 КЛАСС

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный ана-лиз.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Рас-пространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповто-ряющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отри-цательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуника-тивный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и пись-менная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.

СТИЛИСТИКА

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговор-ный стиль. Особенности литературно-художественной речи.

Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Иинформационная пере-работка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.

7. Тематическое планирование рабочей программы по предмету

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

уроки

Изложения

контрольные работы

Сочинения

Внеаудиторные занятия

10 кл.

1.

Введение.

1

1

-

-

-

-

2

Лексика, фразеология, лексикография.

12+3рр

13

-

1

1

-

3

Фонетика, графика, орфоэпия.

4

4

-

-

-

-

4

Морфемика и словообразование

3 +1рр

3

1

-

-

-

5

Морфология и орфография

39+3рр

35

-

3

2

2

6

Повторение и систематизация пройденного в 10 классе.

4

4

-

-

-

-

Итого

70

60

1

4

3

2

11кл

1

Введение        

2

2

-

-

-

-

2

Словосочетание        

3

2

-

1

-

-

3

Простое предложение        

6

6

-

-

-

-

4

Простое осложнённое предложение        

18

17

-

1

-

-

5

Сложное предложение        

13

12

-

1

-

-

6

Предложения с чужой речью        

7

6

-

1

-

-

7

Культура речи

2

2

-

-

-

-

8

Стилистика

7

4

-

-

3

-

9

Итоговое повторение

8

7

-

1

-

-

7

Из истории русского языкознания        

2

1

-

-

-

1

8

Консультации        

2

2

-

-

-

-

Итого

70

61

-

5

3

1

8. Описание учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

I. Учебники для учащихся

.

Русский язык. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных школ. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. М., Русское слово, 2008 -2010 г.

II. Печатные пособия/при необходимости/

Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ – 2013: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

III. Технические средства обучения

Компьютер, проектор, интерактивная доска

по 1

VI. Оборудование класса

Таблицы

1 комплект

VI Литература для учителя (основная и дополнительная)

Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина, Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. М. «Русское слово» 2009

И.В.Золотарева, Поурочные разработки . Москва «ВАКО» 2007

1

1

9.Календарно – тематическое планирование . 10  класс.

 

Разделы, темы

Содержание программы

Дата

Формирование компетенций

                  (З У Н)

Практическая часть

Примечание

(способ и причина корректировки)

План

Факт

Введение. 1ч

1

1.Слово о русском языке.

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

2.09

Знать основные функции языка в современном мире;

Уметь работать с текстом: составлять план, конспект.

Конспект статьи учебника

Лексика, фразеология, лексикография. 12ч+3рр

2

1.Слово и его значение.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение.

7.09

 Знать основные понятия лексики;

 Уметь соблюдать лексичекие нормы

Упражнения по теме урока

3

2.Однозначность и многозначность слов.  Работа с толковыми словарями.

Однозначность и многозначность слов.

9.09

Знать, как отличить многозначное слово от однозначного;

Уметь работать со словарем.

Работа со словарём

4

3.Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

14.09

Знать основные изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты;

Задания ЕГЭ, таблица

5

1.РР. Анализ текста

Анализ текста

16.09

Уметь находить в художественной речи тропы и объяснять их роль

Анализ текста

6

 4.Входная контрольная работа

Контрольная работа

21.09

Проанализировать уровень знаний, умений и навыков на начало учебного года.

тест

7

5.Омонимы и их употребление.

Омонимы и их употребление

23.09

Знать определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ;

Уметь различать омографы ,омофоны,

омоформы.

Упражнения по теме урока

8

6.Паронимы и их употребление.

Паронимы и их употребление.

28.09

Знать определение паронимов; уметь дать толкование лексического значения

паронимов

Работа со словарём.

Задания ЕГЭ

9

7.Синонимы и их употребление.

Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление.

30.09

Знать, какие группы слов называются синонимами

Работа со словарём.

Задания ЕГЭ

10

8.Антонимы и их употребление.

Антонимы и их употребление

5.10

Знать, какие группы слов называются антонимами;

Уметь находить в текстах синонимы и

антонимы

Работа со словарём.

Задания ЕГЭ

11

2.РР Подготовка к ЕГЭ. Как писать сочинение-эссе?

Структура 25 задания  в ЕГЭ, критерии оценивания

7.10

Знать характерные особенности сочинения-эссе

Уметь писать сочинение-эссе

сочинение

12

9.Происхождение лексики современного русского литературного языка.

Происхождение лексики современного русского языка.

12.10

Знать о происхождении исконно русской лексики

Упражнения по теме урока

13

10.Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления.

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

14.10

Знать основные группы слов по сфере их употребления в речи

  Упражнения по теме урока

14

11.Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

19.10

Знать определение фразеологизмов;

Уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи

Задания ЕГЭ

15

12.Лексика. Обобщающий урок.

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Лексикография. Обобщение материала по теме «Лексика»

21.10

Обобщить знания, умения, навыки по «Лексике»

тест

16

3.РР Сочинение на заданную тему 

Композиция части С . ЕГЭ

26.10

Проанализировать уровень знаний, умений и навыков по теме

сочинение

Фонетика, графика, орфоэпия. 4ч

17

18

1.Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.

2.Из истории славянской письменности и русского алфавита.

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор

28.10

9.11

Знать основные лингвистические единицы фонетики, звук, гласные и согласные звуки; уметь производить фонетический разбор.

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

19

20

3.Орфоэпия. Выразительное чтение поэтических и прозаических произведений.  

4.Ударение. Типы ударения.

Орфоэпия. Основные правила произношения.

11.11

16.11

Знать основные правила произношения; уметь соблюдать орфоэпические нормы в речи

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

Морфемика и словообразование . 3ч +1рр

21

22

23

1.Состав слова. Морфемный разбор слова.

2.Словообразование.

3.Формообразование.

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

18.11

23.11

25.11

Знать: основные единицы морфемики, морфемы, формообразующие аффиксы, основные способы словообразования в русском языке.

Уметь: производить морфемный и словообразовательный анализ слова, пользоваться словообразовательным словарём и словарём морфем.

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

24

1.Развитие речи. Изложение с творческим заданием .

Изложение с творческим заданием

30.11

Отрабатывать навыки написания изложения

изложение

Морфология и орфография 39ч+3рр

25

1.Принципы русской орфографии.

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

2.12

Знать: принципы русской орфографии, основные правила правописания.

Уметь: производить морфемный, лексический и орфографический анализ слова; применять орфографические правила; пользоваться орфографическим словарём.

Конспект статьи учебника, упражнения по теме урока.

26

2.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

7.12

Знать основные правила правописания;

Уметь применять орфографические правила

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

27

3.Чередующиеся гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

9.12

Знать основные правила правописания;

Уметь применять орфографические правила

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

28

4.Употребление гласных после шипящих.

Употребление гласных после шипящих

14.12

Знать основные правила правописания;

Уметь применять орфографические правила

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

29

5.Употребление гласных после Ц.

Употребление гласных после Ц

16.12

Знать основные правила правописания;

Уметь применять орфографические правила

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

30

6.Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

21.12

Знать состав слова, части речи;

Уметь распознавать морфемы в словах

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

31

7.Промежуточная контрольная работа

Контрольная работа

23.12

Проанализировать уровень знаний, умений и навыков по теме

Контрольная работа

32

8.Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание звонких и глухих согласных.

11.01

Знать основные правила правописания согласных, уметь правильно писать указанные орфограммы в словах

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

33

9.Правописание непроизносимых

согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ,СТЧ, ЗДЧ. Правописание  двойных согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

13.01

Знать основные правила правописания;

Уметь применять орфографические правила

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

34

35

10.Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

11.Гласные И и Ы после приставок.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

18.01

20.01

Знать основные правила написания приставок

Уметь применять орфографические правила

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

36

12.Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

25.01

Знать функции Ъ и Ь, правила употребления прописных букв и переноса слов

Уметь правильно писать слова с Ъ и Ь, выбирать правильное написание прописных букв, переноса слов      

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

37

Части речи.

13.Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

27.01

Знать грамматическую характеристику имени существительного как части речи

Уметь: производить морфологический разбор имени существительного

Индивидуальные карточки

38

14.Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний.  Гласные в суффиксах имен существительных.

1.02

Знать правила написания падежных окончаний

Уметь правильно писать падежные окончания и суффиксы имен существительных

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

39

15.Правописание сложных имён существительных.

Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

3.02

Правила правописания сложных

существительных.  Проконтролировать уровень усвоения материала.

тест

40

1.РР Сочинение по данному тексту

Сочинение  по данному тексту.

8.02

Знать принципы и структуру сочинения по тексту

Уметь писать сочинение по тексту

сочинение

41

16.Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

10.02

Знать морфологические признаки им. прил., разряды им. прил., степени сравнения имен прилагательных

Уметь производить морфологический разбор имени прилагательного

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

42

17.Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных  на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

15.02

Знать правила написания  падежных окончаний и суффиксов им. прил

Уметь писать падежные окончания и суффиксы им. прил.

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

43

18.Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён

 существительных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

17.02

Знать правописание суффиксов и уметь мотивировать свой выбор при написании

 Н и НН в прилагательных

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

44

19.Правописание сложных имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

22.02

Знать основные правила правописания.

Уметь применять орфографические правила

Упражнения по теме

 урока. Задания ЕГЭ

45

20.Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

24.02

Знать морфологические признаки имени числительного. Уметь производить морфологический разбор, правильно писать окончания  числит.

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

46

21.Склонение имён числительных. Правописание имён числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

29.02

Знать признаки склонения числительных

Уметь склонять числительные

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

47

22.Употребление имён числительных в речи. (Внеаудиторное занятие -практикум)

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.

29.02

Знать особенности употребления числительных; уметь правильно употреблять в речи  числительные

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

48

23.Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений.

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

2.03

Знать: морфологические признаки, разряды  мест.; уметь грамотно писать местоимения

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

49

24.Контрольная работа по теме «Морфология и орфография»

Контрольная работа (диктант) по теме «Морфология и орфография»

7.03

Проконтролировать уровень усвоения материала.

Контрольная работа

50

25.Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

9.03

Знать грамматические категории глагола

Уметь: употреблять в речи различные формы глаголов, производить морф. разбор глагола,

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

51

26.Правописание глаголов.

Правописание глаголов.

14.03

грамотно писать личные окончания, суффиксы глаголов, Ь в глагольных формах.

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

52

27.Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий. Переход причастий в прилагательные и существительные.

16.03

 Знать признаки глагола и прилагательного; уметь различать причастия и  отглагольные прилагат.

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

53

28.Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

30.03

Знать правила и уметь правильно писать суффиксы причастий

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

54

29.Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

4.04

Знать признаки глагола и наречия;

Правильно ставить знаки препинания при деепричастных оборотах.

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

55

2.РР. Комплексная работа с текстом

(Внеаудиторное занятие-практикум)

Комплексная работа с текстом.

4.04

Проконтролировать уровень усвоения материала.

Анализ текста

56

30.Наречие как часть речи морфологический разбор наречия.  Правописание наречий

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

6.04

Знать морфологические признаки наречия синтаксическую роль.  Уметь грамотно писать наречия

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

57

3.РР.Сочинение-рассуждение по данному тексту

Сочинение-рассуждение по данному тексту

11.04

Знать отличительные особенности и уметь создавать сочинение-рассуждение

сочинение

58

31.Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов

категории состояния.

13.04

Знать морф. особенности, лексико – семантические группы слов категории  состояния,

Уметь: производить морф. разбор слов категории состояния, отличать от омонимичных частей речи.

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

59

32.Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога. Правописание предлогов.

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

18.04

Знать: морф. признаки, правила употребления в речи. Уметь: производить морф. разбор, употреблять в речи, грамотно писать.

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

60

33.Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор союза. Правописание союзов.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

20.04

Знать виды союзов по происхождению и  по значению; уметь правильно писать союзы

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

61

34.Частицы.  Морфологический разбор частицы. Правописание частиц.

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц.

25.04

Знать разряды по значению;

Уметь правильно писать частицы

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

62

35.Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление.

27.04

Знать основные правила правописания;

Уметь применять орфографические правила

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

63

64

36, 37.Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

4.05

11.05

Знать основные правила правописания;

Уметь применять орфографические правила

Упражнения по теме

 урока. Задания ЕГЭ

65

38.Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия.

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления

междометий. 

16.05

Знать правила правописания и пунктуационного

 оформления междометий.

Уметь применять данные правила.

Упражнения по теме урока. Задания ЕГЭ

66

39.Итоговая контрольная работа.

Итоговая контрольная работа.

18.05

Проанализировать уровень знаний, умений и навыков по теме

тест

Повторение и систематизация пройденного в 10 классе. 4ч.

67

1.Комплексное  обобщение и повторение пройденного

Комплексное  обобщение и повторение пройденного

23.05

Повторение и обобщение изученного.

Задания ЕГЭ

68

2.Комплексное  обобщение и повторение пройденного

Комплексное  обобщение и повторение пройденного

25.05

Повторение и обобщение изученного.

  Задания ЕГЭ

69

3 Комплексное  обобщение и повторение пройденного. Внеаудиторное занятие – практикум.

Комплексное  обобщение и повторение пройденного

25.05

Повторение и обобщение изученного

Задание ЕГЭ

70

4.Итоговый урок.

Комплексное  обобщение и повторение пройденного

30.05

Обобщить знания. умения и навыки, полученные в течение учебного года

Упражнения по теме урока

11 класс

№ п/п

Содержание программы: разделы, темы, уроки тематической и практической частей

Час

Дата

Формирование компетенций

(З У Н)

Примечание

(способ и причина корректировки)

План

Факт

Синтаксис и пунктуация

Введение

2

1

Основные понятия синтаксиса и пунктуации.

1

2.09

Знать функции знаков препинания;

уметь объяснять случаи  постановки знаков препинания

2

Основные принципы русской пунктуации.

1

7.09

Знать и применять основные принципы пунктуации:  смысловой,  грамматический и   интонационный,   правильно   расставлять знаки препинания согласно их функциям: отделительные, разделительные и выделительные; соблюдать пунктуационные нормы литературного языка

Словосочетание

3

3

Классификация словосочетаний.

1

9.09

Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные;   признаки   словосочетания; уметь распознавать и моделировать   словосочетания   всех видов.

4

Виды синтаксической связи.

1

14.09

Знать виды связи слов в словосочетании,       нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания; уметь   выделять их из предложения, определять тип связи

5

Входная контрольная работа

1

16.09

Контроль  знаний, умений, навыков

Простое предложение

6

6

Понятие о предложении. Классификация предложений.

1

21.09

Знать структурные особенности предложений, их классификацию; уметь различать разные виды предложений

7

Виды простых предложений.

1

23.09

Знать основные виды простых  предложений;

уметь характеризовать простые  предложения  

8

Грамматическая основа предложения.

1

28.09

Знать способы выражения грамматической основы; уметь находить и характеризовать грамматическую основу предложения

9

Способы выражения главных членов предложения

1

30.09

Знать    способы выражения сказуемого и подлежащего; уметь     находить в предложении подлежащее и сказуемое  и умело употреблять в собственной речи

10

11

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире в неполном предложении.

2

5.10

7.10

Знать  морфологические  способы  выражения  главных членов предложения, правила постановки тире между подлежащим и сказуемым,   уметь ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену подлежащего и  сказуемого

Простое осложнённое предложение

18

12

Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения

1

12.10

Знать особенности предложений с однородными членами;  уметь   опознавать   однородные члены  , соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с   однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов, отличать однородные и неоднородные определения.

13

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

14.10

Знать особенности постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения; производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах

14

15

Обобщающие слова при однородных членах предложения

2

19.10

21.10

Знать особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах; уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей

16

Правила обособления причастного оборота.

1

26.10

Знать, по каким правилам обособляются причастные обороты; уметь ставить знаки при обособленных причастных оборотах

17

Основные правила обособления и необособления определений.  Приложение.

1

28.10

Иметь   представление   об   обособлении   как  способе   придать второстепенным членам предложения   относительную   смысловую самостоятельность, особую значимость     в     высказывании; уметь опознавать обособленные определения  и приложения и правильно расставлять знаки препинания при них

1819

Обособление обстоятельств, способы их выражения

2

9.11

11.11

Знать  условия обособления  обстоятельств;  уметь определять границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств,   использовать   в   речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними.  

2021

Обособленные дополнения.

2

16.11

18.11

Знать условия обособления дополнения;

уметь ставить знаки препинания при обособленных  дополнениях

22

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

1

23.11

Знать особенности предложений с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложений; уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами  предложения, соблюдать интонацию уточнения

2324

Вводные и вставные конструкции.

2

25.11

30.11

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения    субъективной    оценки высказывания,   уметь   выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов,   правильно  ставить  знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. Иметь представление о вставных конструкциях   и   их   смысловых отличиях   от   вводных   слов   и предложений, уметь опознавать вставные конструкции,  правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме

25

Знаки препинания при обращении. Предложения с междометиями, утвердительными словами, отрицательными словами.

1

3.12

Знать особенности предложений с обращениями, междометиями, утвердительными и отрицательными словами. Уметь  интонационно  правильно произносить предложения с обращениями, междометиями,  утвердительными и отрицательными  словами  в различных   речевых   ситуациях, различать обращения  и  подлежащие двусоставного предложения.

2627

Конструкции с союзом как.

2

7.12

9.12

Знать особенности конструкций с союзом как, уметь находить конструкции с союзом как и правильно ставить знаки препинания при сравнительном обороте.

2829

Промежуточная контрольная работа.

2

14.12

16.12

Контроль  знаний, умений и навыков

Сложное предложение

13

30

Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Знаки  препинания в ССП.

1

21.12

Знать  классификацию  сложных предложений, уметь отличать простые и сложные предложения интонационно  и    пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные   сложные   предложения, строить предложения  заданной конструкции

31

Знаки препинания в ССП.

1

23.12

Знать отличительные особенности СПП, уметь опознавать ССП, производить   синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие запятой

32

Сложноподчинённое предложение. Виды придаточных предложений.

1

11.01

Знать   грамматические   признаки    СПП,    его    строение, средства  связи  частей,  опознавать  СПП   в тексте,  правильно ставить знаки препинания. Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять

33

Знаки препинания в СПП.

1

13.01

Знать особенности постановки знаков препинания в СПП, уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими      придаточными, конструировать   предложения, интонационно и пунктуационно оформлять и использовать сложные  предложения с несколькими придаточными в текстах разных стилей

3435

Виды подчинительной связи в СПП: однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение.

2

18.01

20.01

Знать виды подчинительной связи в СПП; уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими      придаточными, конструировать   предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием  сложных  предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов

3637

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2

25.01

27.01

Знать условия постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

уметь правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и аргументировать свой выбор.

38

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

1.02

Знать условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; уметь  правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

3940

Сложные предложения с разными видами связи.

2

3.02

8.02

Знать, какие знаки препинания ставятся в сложной синтаксической конструкции;

уметь производить синтаксический анализ  указанных конструкций.

4142

Контрольная работа по типу ЕГЭ

2

10.02

15.02

Контроль знаний, умений, навыков

Предложения с чужой речью

7

43

Способы передачи чужой речи:    прямая речь, косвенная речь, несобственно прямая речь.

1

17.02

Знать особенности  чужой речи;

уметь правильно оформлять чужую речь.

44

Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.

1

22.02

Знать способы оформления прямой речи;

уметь правильно оформлять предложения с прямой речью.

45

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

1

24.02

Знать способы оформления диалога;

уметь правильно оформлять диалог

46

Цитата. Знаки препинания при цитатах.  Способы цитирования. Эпиграф и его оформление.

1

29.02

Знать особенности цитирования;

уметь оформлять тексты с использованием цитат.

47

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

1

2.03

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи; уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с разными  видами  связи,  ставить знаки препинания

4849

Контрольная работа по теме «Предложения с прямой речью»

2

7.03

9.03

Контроль  знаний, умений, навыков

Культура речи

2

50

Культура речи как раздел науки о языке.

1

14.03

Знать типы норм русского языка

51

Качества хорошей речи.

1

16.03

Знать нормы русского языка, уметь следовать правильности русской речи в собственной практике

 Стилистика

7

52

Стилистика как раздел науке о языке.

1

30.03

Знать признаки основных стилей русского языка;

Уметь создавать тексты разного стиля

53

Функциональные стили речи и их особенности.

1

4.04

Знать признаки основных стилей русского языка;

Уметь создавать тексты разного стиля

54

Анализ текста: стиль, тип речи, тема, идея, позиция автора.

1

6.04

Знать признаки основных стилей русского языка;

Уметь создавать тексты разного стиля

55

Анализ текстов разных стилей и жанров.

(Внеаудиторное занятие)

1

7.04

Знать основные признаки текста;

Уметь определять функционально-смысловые типы речи.

56

5758

Сочинение – рассуждение по типу ЕГЭ

3

11.04, 13.04, 18.04

Знать критерии оценивания сочинения;

Уметь писать сочинение ЕГЭ

Итоговое повторение

8

59

Повторение по фонетике, графике, орфоэпии..

1

20.04

Обобщить и систематизировать основные знания, умения, навыки

60

Повторение по морфемике и словообразованию.

1

25.04

Обобщить и систематизировать основные знания, умения, навыки

61

Повторение по морфологии и орфографии..

1

27.04

Обобщить и систематизировать основные знания, умения, навыки

62

Повторение по синтаксису и пунктуации.

1

4.05

Обобщить и систематизировать основные знания, умения, навыки

6364

Итоговая контрольная работа

2

11.05

16.05

Уметь анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

65

Анализ контрольной работы.

1

18.05

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

66

Итоговый урок. Из истории русского языкознания.

1

23.05

Анализ знаний, умений, навыков при подготовке к ЕГЭ

Консультации

4

67

Консультация по решению тестовых заданий ЕГЭ

1

25.05

Анализ знаний, умений, навыков при подготовке к ЕГЭ

68

Консультация по решению тестовых заданий ЕГЭ

1

26.05

Анализ знаний, умений, навыков при подготовке к ЕГЭ

69

Консультация по решению творческого задания ЕГЭ

1

27.05

Анализ знаний, умений, навыков при подготовке к ЕГЭ

70

Консультация по заполнению бланков ЕГЭ

1

28.05

Анализ знаний, умений, навыков при подготовке к ЕГЭ

Итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...