Урок по теме:Значение наречий, их грамматические признаки. Употребление наречий в роли обстоятельств
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Светлана   Александровна Торгашина

Обобщающий урок по теме: Наречие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_znachenie_narechiy._rol_narechiy_v_tekste.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Значение наречий, их грамматические признаки. Употребление наречий в роли обстоятельств

Цели:

Обучающая:

1.познакомить учащихся с новой частью речи – наречием;

2. изучить  его общее грамматическое значение, морфологические  и синтаксические признаки;

3. научить ребят находить наречие в тексте;

4. рассмотреть основные правила правописания наречий.

Развивающая:

  1. развивать у учащихся навыки устной и письменной речи;
  2. развивать память и логическое мышление;
  3. развивать грамотность;
  4. развивать стремление к расширению словарного запаса.

Воспитательная:

  1. воспитывать у учащихся любовь к родному краю;
  2. воспитывать трудолюбие, усидчивость, взаимопомощь

     План и ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Словарная работа.

Словарь для повторения: аккуратный, вчера, вокруг, горячий, завтра, здесь, интересный, сегодня, серьезный, сейчас, спокойный, справа.

Словарь: довольно.

III. Повторение и углубление знаний учащихся о наречии.

1. Грамматический разбор.

Учащиеся записывают предложение, расставляют знаки препинания и разбирают по членам предложения.

Пушистые снежинки, кружась, медленно опускаются на землю.

Какое это предложение? Определите части речи. (Надписывается сверху.) Какими членами предложения являются имена существительные, имя прилагательное, глагол, деепричастие, наречие? К какому слову относится прилагательное пушистые? На какой вопрос отвечает? Что обозначает? К какому слову относится наречие медленно? На какой вопрос отвечает? Что обозначает наречие медленно? (Признак действия.) Что общего у наречия с прилагательным? (Так же как и прилагательное, наречие обозначает признак, но признак не предмета, а действия.) Чем наречие отличается от прилагательного и других частей речи? Что общего у наречия с деепричастием?

2. Работа с учебником.

1) Что мы повторили о наречии? (Неизменяемая часть речи, относится к глаголу.) 2) Что мы узнали нового? (Обозначает признак действия, в предложении является обстоятельством.)

Сопоставление материала параграфа и выводов, сделанных в ходе грамматического анализа предложения.

Отмечают тот материал, о котором не говорилось на уроке, потом отвечают на вопросы: 1) Что ещё могут обозначать наречия, кроме времени, места, образа и степени качества? Какие части речи могут пояснять наречия?

3. Работа с текстом.

На доске написан текст.

Зимой

Сегодня выдался чудесный день. Под лучами зимнего солнца весело искрится снег. Вдали виднеется лес. Лыжники смело прокладывают путь по нетронутому снегу. Начинается очень интересный поход.

        Прочтите текст, назовите наречия, выпишите их с глаголами, поставьте к ним вопросы.

Последнее предложение разбирается коллективно по членам предложения, устанавливается, что наречие относится к прилагательному и отвечает на вопрос в какой степени? Получается следующая запись (левый столбик).

Выдался (к о г д а?) сегодня.

Искрится (к а к?) весело.

Виднеется (где?) вдали.

Прокладывает (к а к?) смело.

Интересный (в какой степен и?) очень.

Что обозначают наречия, отвечающие на вопрос когда? где? как? в какой степени? (Во время ответов учащихся на доске заполняется правый столбик. ) Что же обозначают наречия?

4. Самостоятельная работа.

На доске написаны сочетания слов:

Сгоряча не заметил, что; нарочно свернул, чтобы; довольно удачно.

Справляясь в учебнике, учащиеся ставят вопрос, определяют, какие наречия (цели, причины и т. д.). Раскрывается значение наречий: нарочно — с определенным намерением; сгоряча — погорячившись; довольно (удачно) — до некоторой степени, порядочно, в значительной мере.

Проводится орфографический разбор наречий, правописание наречия довольно предлагается учащимся запомнить. После проведенной предварительной работы учащиеся составляют предложения с данными сочетаниями слов и озаглавливают получившийся маленький рассказ.

IV. Выводы. Итог урока.

Роль наречий в речи.

Прочтите рассказ «Зимой» без наречий. Как изменилось содержание рассказа? Какие же значения имеют наречия в речи? (Точно характеризуя действие, указывая на время, место и т. д., они делают речь более ясной, понятной.) Найдите в рассказе наречия, которые не уточняют, а образно рисуют действие? (Весело, отважно.) Такие наречия позволяют ярче выражать наши мысли.

  1. Домашнее задание.

§ 37, повторить (о и е после шипящих);  упражнение 138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Значение физической активности. Закаливание организма"

Разработку можнол использовать при изучении курса биологии в 8 классе, а также при изучении курса ОБЖ....

Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод

Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)...

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Употребление наречий"

Это урок обобщения изученного о наречии, в котором представлены задания по подготовке к ГИА....

Презентация к уроку по теме "Значения суффиксов", 5 класс

Данная презентация сопровождает урок русского языка по теме "Значения суффиксов" и предназначена для учащихся 5-го класса, обучающихся по образовательной программе "Школа 2100"....

Конспект урока английского языка в 8 классе на тему: Употребление наречий с Present Perfect.

УМК "Новый курс английского языка, 8 класс, 4-й год обучения.Урок комплексного применения знаний с применением структур сингапурской системы обучения...