олимпиадные задания по русскому языку для 10 класса
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему

захарова татьяна геннадьевна

олимпиадная работа по русскому языку для 10 класса (школьный этап) состоит из 2 частей.В 1 части содержатся вопросы и задания , 2 часть-работа с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_r10.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс.

Школьный этап.

Время выполнения-120 минут.

Максимальное количество баллов-77

Часть 1. Вопросы и задания .

 

 1.           В последние десятилетия появилось новое направление в языкознании – лингвокультурология.  Дайте ответы на следующие  вопросы: 1) что изучает лингвокультурология? 2) какие новые направления в языкознании возникли за последние 20-30 лет?(максимум 3 балла)

2.           Какие из приведенных ниже  названий лиц могут быть ответами на вопрос: Он тебе кто?  Объясните почему.(2балла)

       Брат, друг, сосед, прохожий, помощник, отец, вахтер, одноклассник, милиционер, лентяй, учитель, зануда.

3.           Какой смысл  может скрываться за  предложением «Я поговорю с твоими родителями»? Приведите  контексты, из  которых было бы ясно, как именно  при помощи этой фразы говорящий хочет  воздействовать на собеседника. (2балла)

4.           В русском языке существуют  устойчивые выражения Все в руце Божией; Темна вода во  облацех; Притча во языцех. Объясните происхождение  форм руце, облацех, языцех.(4балла)

5.           Какой из двух вариантов  фразы можно считать правильным Сдачу не надо//Сдачи не надо?  Чем эти варианты отличаются?(3 балла)

6.           Известно, что  большинство языков, в том числе  русский и все европейские,  использует   буквенно-звуковое письмо. Его главный принцип:  графический знак - буква  -  обозначает звук. В иероглифическом письме (которое использует китайский язык) графический знак – иероглиф – обозначает целое  понятие. При наличии значительного количества диалектов, характерных для  языка самой многочисленной  китайской народности хань, иероглифика очень удобна: как бы  иероглиф ни произносился, смысл его  остается общим для носителей всех диалектов. В этом, кстати, одна из  причин сохранения иероглифики в современном Китае.

           Иероглифика  кажется  экзотическим  способом письма. Однако  и  в русской,   и во всех европейских  системах письма, да и по всему миру  иероглифы  (конечно, не китайские)  активно используются. Приведите примеры иероглифов, используемых в русской  системе письма.(5 баллов)

7 В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему

такие слова иногда называют «губками», «джокерами»?

Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье –

вещь сложная.

Приведите свои два примера подобных слов, включив их в предложения.(7баллов)

8 Прочитайте список глагольных форм:

Организую, организовавший, организовывающий, организуемый ,организованный, организующий, организовав, организуй, организуя, организовывая.

Укажите инфинитивы, от которых образованы данные формы. Сгруппируйте

приведённые формы в соответствии с названными инфинитивами.

Какие грамматические особенности анализируемых инфинитивов влияют на

возможность образования  той или иной формы глагола(8 баллов)

9 Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

1. Он тебе и копейки не даст.

2. А, попался! – воскликнул он.

3. Друг уехал, я ж остался.

4. Я уже год живу у родителей.

Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите

Примеры. (8 баллов)

10 Что обозначает каждое из приведённых ниже выражений? Что их

объединяет? Какое из них является в этом ряду лишним? Объясните свой

выбор.

Страна ацтеков, страна викингов, страна восходящего солнца, страна

гейзеров, страна детства, страна кенгуру, страна кленового листа,

страна пирамид, страна тюльпанов, страна фьордов.(10 баллов)

Часть П. Работа с текстом

 

Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания.

 

                                                                                       В.И.Белов

НА РОДИНЕ

 

Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыбий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги. Тихая моя родина, ты все так же не даешь стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берегам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» ─ словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает березовый шелест. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушных рожков и мстительную тяжесть дубинам…

 

                                            Задания

1.     Определите, в рамках какого стиля  создан текст. Аргументируйте свой ответ.

2.     Укажите ведущий тип речи  в этом тексте. Аргументируйте ответ.

3. Разделите текст на абзацы (не переписывая текст). Укажите первые слова каждого абзаца.

4. Докажите, что в этом тексте есть микротемы сказки и преодоления старости.

5. Охарактеризуйте образ повествователя, указав, какие черты его внутреннего мира проявляются в этом тексте.

Ключи к вопросам и заданиям

Часть 1

   1. Лингвокультурология - направление в  языкознании, которое изучает взаимоотношения между языком и культурой (отражение в языке  национальной картины мира, национального характера; изучение  значения тех слов и фразеологических единиц, которые оказываются носителями национального взгляда на мир). Другие новые направления в языкознании: гендерная лингвистика, когнитивная лингвистика, этнолингвистика, компьютерная лингвистика.

Оценивание. За правильный ответ на первую часть вопроса- 1 балл. За каждое названное новое направление - 0,5 балла. (Примечание. Ни психолингвистика, ни социолингвистика новыми направлениями считаться не могут). Максимум 3 балла.

                 

2.     Ответом на вопрос  Он тебе кто? могут служить слова брат, друг, сосед, помощник, отец, одноклассник, учитель.  Все они называют лицо по отношению к  другому лицу: отец, например,  - по отношению к детям: если у человека нет детей, он не может быть назван отцом. То же самое  по отношению к словам  друг, сосед, помощник и т.д. Слова  прохожий, вахтер,  милиционер, лентяй,   зануда называют лицо безотносительно к другому лицу.

Оценивание. Необязательно, чтобы  по двум группам были разнесены все слова. Главное, чтобы в каждой группе не было лишних существительных. Именно это свидетельствует об интуитивном  понимании существа вопроса. Если группы выделены верно, - 1 балл. Если  объяснение (в явном виде или имплицитно)  содержит    указание  на  релятивность значения  слов  первой группы, - еще 1 балл.

Максимум 2 балла.

            

3.     Высказывание Я поговорю с твоими родителями может быть произнесено говорящим с разными целями, но чаще всего за ним скрывается  угроза или утешение. Например, в качестве   угрозы эту фразу может произнести  взрослый, увидевший, как подросток  рисует на стене подъезда. А с целью утешить эту же фразу может произнести учитель, если он собирается рассказать родителям  школьника, что их сын   поздно пришел домой не потому, что  гулял с друзьями, а  потому, что  готовился к олимпиаде.

Оценивание. За указание  каждого намерения с  приведением правильного контекста – 1 балл. Намерения без контекстов- 0 баллов. 

Максимум 2 балла.

            

4.     В составе приведенных фразеологизмов имеются древнерусские формы имен существительных разных типов склонения (рука, облако, язык)  Основы этих слов оканчиваются на   заднеязычный твердый звук /К/, который в общеславянский и древнерусский периоды   ни в исконных, ни в заимствованных словах не мог сочетаться с гласными переднего ряда. Когда он оказывался в этой позиции (например в формах предложного (местного) падежа единственного или множественного числа) и при этом гласный переднего ряда был дифтонгического происхождения (в указанных формах заднеязычный /К/ находился в позиции перед гласным переднего ряда, обозначаемом буквой ять; этот гласный образовался из дифтонга), он переходил в мягкий свистящий звук /Ц/. Так получились формы руце, облацех, языцех; впоследствии  в русском языке они были утрачены, так как в силу действия закона аналогии произошло выравнивание основ на заднеязычный. В некоторых славянских языках, например в украинском, древнерусские формы с основой на свистящий сохранились.

Оценивание. Отмечено древнерусское происхождение форм, прослежена их связь со словами  рука, облако, язык - 1 балл; дано объяснение фонетического процесса – еще 3 балла. Максимум – 4 балла.

 

5.     Оба варианта правильные, но имеют некоторые смысловые отличия. Если человек говорит   Сдачу не надо, то он имеет в виду, что отказывается от конкретной суммы, которая ему причитается в качестве  остатка. Если же человек говорит  Сдачи не надо, то он отказывается от сдачи как таковой, безотносительно к величине этой суммы.

Оценивание. Если оба варианта оценены как правильные,  - 1  балл. За описание смысла каждой фразы – еще по 1 баллу.

Максимум 3 балла.

 

6.     « Иероглифы» в нашей графической системе - это прежде всего цифры. Ср., например: количество, равное пяти, можно передать при помощи букв, написав слово  пять. Это буквенно-звуковое письмо, и понять смысл может только человек, знающий соотношение между русскими звуками и буквами, т.е. умеющий читать по-русски. То же самое количество можно передать без использования букв при помощи знака,  выражающего целостный смысл: это цифра-иероглиф 5. Ее одинаково поймет  подавляющее большинство жителей Земли.

Оценивание. За  правильный ответ 3 балла; и  2 балла за другие возможные  примеры «иероглифов»: знак + (плюс), знак = (равно), знак- (минус).

Максимум 5 баллов

7 Выделенные слова являются информативно недостаточными. Для

реализации значения им требуются зависимые слова (чаще определительного

характера), которые восполняют недостающее значение.

При включении в предложение такие информативно недостаточные слова и

их зависимые слова создают синтаксически цельные словосочетания,

являющие одним членом предложения (в приведённых примерах – составные

именные сказуемые).

2. Информативно недостаточные слова называют «губками», т.к. они

вбирают в себя (впитывают, как губки) несколько смыслов, которые

раскрываются только в предложении.

Джокер – (англ. joker – «шутник») в карточной игре особая дополнительная

карта в колоде, которой можно заменить любую другую карту. По аналогии

«джокерами» называют слова, значение которых определяется ситуацией или

контекстом.

Оценка:

за указание на информативную недостаточность слов – 1 балл;

необходимость сочетаемости со словами-определителями – 1 балл;

за указание на цельность словосочетания – 1 балл;

за объяснения смысла названия «слова-губки» – 1 балл, «слова-джокеры» – 1

балл.

за каждый свой пример – по 1 баллу (слова явление, вопрос, мужчина,

женщина, род и др.).

Итого: 7 баллов максимум.

8  Представлены формы двух инфинитивов.

Организовать: организую, организуй, организующий, организовавший,

организуемый, организованный, организовав, организуя.

Организовывать: организовывающий, организовывая.

Организовать: глагол, формы которого могут выражать значение сов. и

несов. в. (в прош. вр. только сов. в.), поэтому образует все формы причастий

и деепричастия сов. и несов. в.

Организовывать: глагол несов. в., поэтому не образует форм простого буд.

времени и причастий прош. вр.

Оценка:

1) за верное определение инфинитивов – по 0,5 балла, всего 1 балл;

2) за верное распределение форм в соответствии с инфинитивом – по 0,5

балла за форму, всего 5 баллов;

3) за комментарий, раскрывающий особенности каждого инфинитива, – по 1

баллу, всего 2 балла.

Итого: 8 баллов максимум.

9 1. И – частица, А – междометие, ЖЕ – противительный союз, У – предлог.

2. Могут быть и другими частями речи:

И – соединительный союз (Он молод и горяч), междометие (И, полно!);

А – противительный союз (Красив, а не умён), частица (Пойдем гулять, а?);

Же – частица (Я же тебе говорил);

У – междометие (У, безобразники!).

Оценка:

за определение части речи – по 0,5 балла за слово; 2 балла;

за указание на то, какими частями речи могут быть в других контекстах, – по

0,5 балла за каждую часть речи (до 3 баллов). За примеры – по 0,5 балла (до

3 баллов)

Итого: 8 баллов максимум.

Все сочетания являются перифразами (или описательными оборотами), т.е.

описательными обозначениями предмета, явления, лица, предполагающими

косвенное (непрямое) называние путём выделения какой-либо стороны,

признака, атрибута и других частных особенностей именуемого предмета.

В качестве опорного слова во всех сочетаниях выступает слово страна. Все

перифразы, за исключением одного выражения, обозначают государства

(страны), называя предметы, выступающие их эмблемой или визитной

карточкой: страна ацтеков (Мексика), страна викингов (Швеция), страна

восходящего солнца (Япония), страна гейзеров (Исландия), страна кенгуру

(Австралия), страна кленового листа (Канада), страна пирамид (Египет),

страна тюльпанов (Голландия), страна фьордов (Норвегия).

Выражение страна детства в этом ряду лишнее, оно может быть

истолковано а) как перифраза названия Диснейленда – парка аттракционов,

построенного в виде страны с городами, железной дорогой и др. (что только

формально позволяет включать его в этот ряд), б) как индивидуально-

авторская перифраза названия страны, в которой прошли детские годы

конкретного человека, в) как метафора беззаботной детской жизни,

наполненной играми и развлечениями. Страна детства, в отличие от других

выражений, включает в качестве зависимого компонента абстрактное

существительное. Слово страна в сочетании страна детства может быть

рассмотрено как употреблённое в переносном значении.

Оценка:

1 балл за указание на то, что все сочетания являются описательными

обозначениями названия страны, предмета, явления + 1 балл за

использование термина перифраза; всего 2 балл;

по 0,5 балла за указание на значение каждой перифразы, всего 5 баллов;

1 балл за верное определение «лишнего» выражения и 1 балл за объяснение

выбора (принимается любой из указанных вариантов ответа), +1 балл, если

дано 2-3 (больше 1) значения перифразы страна детства.

Итого: 10 баллов максимум.

Часть 2

1.      Художественный стиль (допустима характеристика стиля как художественно-публицистического). Аргументация должна быть связана с указанием на особую эстетическую функцию стиля, на ведущую стилистическую особенность языка (образность) и на наиболее яркие средства ее воплощения (например,  многочисленные эпитеты, а также сравнения, метафоры и др.)

Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый новый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 5 баллов. 

2.      Тип речи – рассуждение (с элементами описания). Его цель – развить и доказать тезис о животворном воздействии «тихой родины» на душу человека. Яркие приметы рассуждения – «личное» наблюдение автора (мне кажется и т.п.); использование форм настоящего вневременного. Имеется   обобщенно-характеризующее положения (ты не даешь мне стареть и врачуешь душу…) и его детализация (все остальные контексты).

Оценивание. Правильно определен тип речи  – 1 балл; каждый  аргумент – по  1 баллу. Максимум – 5 баллов. 

3.      Первый абзац:  Мне кажется…; второй абзац: Тихая моя родина…; третий абзац: как хитрая лисичка…; четвертый: И мне чудится…

Оценивание. За выделение каждого абзаца – 1 балл. Максимум – 4 балла.

4.      Доказательство строится на основе приведения двух  тематических рядов: 1) в эту прохладную русалочью постель, как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа, к белым сказкам; 2)босиком выбегаю,  не даешь стареть, врачуешь душу своей зеленой тишиной.

Оценивание. За правильное выделение каждого ряда – по два балла. Максимум –  4 балла.

5.      Наиболее яркие черты внутреннего мира повествователя: патриотизм, обостренное чувство прекрасного, образное мышление, словесное мастерство, любовь к природе, широкий кругозор.

Оценивание. За каждую позицию – по 1 баллу. Максимум – 7 баллов.

 

Максимальное количество баллов за выполнение второй части – 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс....

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс....

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс....

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс....