Правописание НЕ с разными частями речи
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Тимина Оксана Валерьевна

Урок по данной форме целесообразно проводить в качестве обобщения знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_konkurs_s_ne.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»

Цели:

1. Углубить, систематизировать правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

2. Помочь учащимся выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания НЕ с другими частями речи.

3. Способствовать развитию речи, умению  формулировать правила.

Форма проведения: игра «Крестики-нолики».

На партах распечатанный алгоритм правописания разных частей речи с НЕ и текст песни.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

II.  Прослушивание песни в исполнении А.Пугачевой «Мне нравится…»

- Какая отрицательная частица встретилась в песне?

- Найдите в тексте и прочитайте слова с НЕ.

- Знаете ли вы правила написания НЕ с этими и другими частями речи?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить и чем заниматься?

Объявление темы и целей урока

- Обобщение правил мы проведем в форме игры «Крестики-нолики»

На  доске  таблица с правилами и задания

ЗАДАНИЯ

  1. Определите по лексическому значению слово и запишите его
  2. Человек, которому не сидится на месте. (невежа)
  3. Отсутствие кого-либо там, где нужно обязательно быть. (неявка)
  4. Раб, пленник. (невольник)

Определите по лексическому значению слово и запишите его

  1. Грубый, невоспитанный человек. (невежа)
  2. Вымысел, лживое сообщение. (небылица)
  3. Невнесение в срок причитающихся к уплате денег.(неплатеж)

  1. Найдите четвёртое лишнее:
  1. Недостаток, ненасытный, неистовый, недалёкий
  2. Не обязан, не нужен, не взят, не горазд

Найдите четвёртое лишнее:

  1. Некого, неоткуда, негде, незачем
  2. Не ответив, не жалея, не сторонясь, не придёт
  3. Придумать предложения со словами

Неинтересная книга, не интересная книга

Придумать предложения со словами

Невысоко взлететь, взлететь не высоко

4. Вспомните и запишите пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:

- Посадка в чужие сани уже началась

- Тот, кто не учится, ходит в потёмках

Вспомните и запишите пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:

- Красна ферма прибылью

- Тот, кто не учится, ходит в потёмках

5. Укажите неправильные написания слов:

Некрасивый плащ

Далеко нелёгкое дело

Ничем не оправданный поступок

Необладающий тактом

Не зная причины

Укажите неправильные написания слов:

Работа невыполнена

Не кланяясь в пояс

Недающий ответа

Вовсе не трудовые доходы

Обошлось недёшево

7. «Почему?»

- Почему мы сегодня повторяем тему «Правописание НЕ с разными частями речи»?

(По цепочке задаем вопросы. Сравнивается вопрос и последний ответ. Побеждает та команда, чей ответ более оригинальный и близок к теме)

8. «Проба пера»

Придумать предложение, в котором все слова начинались бы с НЕ- приставки или частицы.

9. «НЕ+»

Написать с частицей НЕ все части речи:

Не с сущ-м, с прил-м и т.д.

Определение победителя

Чтение стихотворения  Ф.Кривина «Частица НЕ»

Итоги занятия

- Довольны ли вы результатами своей работы?

- С какими трудностями встретились?

- Как решили эту проблему?

Приложение.

Определите по лексическому значению слово и запишите его

  1. Человек, которому не сидится на месте. (невежа)
  2. Отсутствие кого-либо там, где нужно обязательно быть. (неявка)
  3. Раб, пленник. (невольник)

Определите по лексическому значению слово и запишите его

  1. Грубый, невоспитанный человек. (невежа)
  2. Вымысел, лживое сообщение. (небылица)
  3. Невнесение в срок причитающихся к уплате денег.(неплатеж)

Определите по лексическому значению слово и запишите его

  1. Человек, которому не сидится на месте.
  2. Отсутствие кого-либо там, где нужно обязательно быть.
  3. Раб, пленник.

Определите по лексическому значению слово и запишите его

  1. Грубый, невоспитанный человек.
  2. Вымысел, лживое сообщение.
  3. Невнесение в срок причитающихся к уплате денег.

Найдите четвёртое лишнее:

  1. Недостаток, ненасытный, неистовый, недалёкий
  2. Не обязан, не нужен, не взят, не горазд

Найдите четвёртое лишнее:

  1. Некого, неоткуда, негде, незачем
  2. Не ответив, не жалея, не сторонясь, не придёт.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание не с разными частями речи"

Презентация к уроку по теме "Правописание не с разными частями речи". Презентация предназначения для повторения изученного в 7 классе, но может быть использована и в старших классах....

памятка "Правописание не с разными частями речи"

правописание не с разными частями речи...

Тест по теме "Правописание не с разными частями речи"

Тестовый материал предназначен для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ. Можно использовать и в других классах для отработки темы....

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить,  закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...

Дидактический материал по теме "Правописание не с разными частями речи"

Задания по теме "Правописание не с разными частями речи"...

Правописание НЕ с разными частями речи

НЕ с разными частями речи для 10 класса... обобщение...

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме " Правописание НЕ с разными частями речи".(по уч. Гольцовой)

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме " Правописание НЕ с разными частями речи" позволит учителю провести урок в соответствии с требованиями ФГОС....