Конспект урока русского языка в 10 классе по теме " Правописание НЕ с разными частями речи".(по уч. Гольцовой)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме " Правописание НЕ с разными частями речи" позволит учителю провести урок в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse.docx | 48.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 10классе
Тема: Правописание НЕ с разными частями речи.
Класс:10, общеобразовательный.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель: а)обобщить и систематизировать знания по теме «Правописания НЕ с разными частями речи»;
б) развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения; умения аргументировать ответы.
Задачи:1.Проверить знания по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»,откорректировать
2.Обобщить и систематизировать знания;
3.Воспитывать культуру учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
-знать условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями, наречиями,
- уметь распознавать опознавательные признаки слитного и раздельного написания НЕ с данными частями речи,
-уметь применять полученные знания на практике,
Основные понятия:
Правописание НЕ с различными частями речи, знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, интонация.
Межпредметные связи:
Литература
Ресурсы:
Основные: Учебник «Русский язык. 10-11 классы» (авторН.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А. Мище рина, - М.: «Русское слово», 2009г.); Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.(В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, - М.: «Просвещение», 2003г.);Русский язык: Полный школьный курс под ред.О.Соболевой.-М.:Аст-Пресс, 2000г.; О.С.Иссерс «Интенсивный курс русского языка,-М.: Флинта: Наука, 2004г.
Дополнительные: Проектор, экран, презентация, тестовые карточки, опорные схемы, алгоритм действий, тестовые задания, оценочные листы.
Организация пространства:
Средства активизации: живое слово учителя, ТСО, практическая работа, творческое задание, самостоятельная работа, индивидуальное задание.
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах.
Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.
Интернет-ресурсы
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
http://www.uroki.net/docnach.htm
- Мотивация к учебной деятельности.
- Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).
- Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).
- Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Доброе утро, ребята. Очень рада вас видеть. Садитесь. Надеюсь, что сегодня наша работа будет продуктивной и доставит вам радость.
-Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (морфология и орфография)
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи).
- Вы хотите обобщить и систематизировать свои знания по данной теме? (Да.)
- Зачем нам это нужно? (Чтобы грамотно писать, хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку)
- Какие шаги необходимо выполнить при систематизации знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и как знаем).
- И все? (Нет).
- Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
- Анализируя его выполнение, выясним, что знаем не так хорошо, как хотелось бы.
- Выясним причину затруднения: что знаем слабо для выполнения задания.
- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- 1) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для обобщения и систематизации имеющихся знаний.
- 2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.
- 3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).
- 4) Организация обобщения актуализированных способов действий.
- 5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
- 6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» -«хочу»).
- 7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
С чего начнем наш урок? ( С повторения, что знаем по теме: «Правописание НЕ - слитно или раздельно»).
- В данном вопросе есть своя изюминка: множество слов допускают употребление и НЕ-частицы(пишется раздельно), и НЕ-приставки (пишется слитно).Давайте послушаем выступления ваших товарищей.
Выступления заранее подготовившихся учащихся с домашним заданием:
- Приставка НЕ – это утверждение противоположного, возможна замена синонимом: неправда – ложь. Частица НЕ – отрицание, возможно противопоставление: не правда, а ложь.
- НЕ всегда пишется раздельно: с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, прилагательными в сравнительной степени, числительными, предлогами, союзами, а также со словами, которые обычно выступают в функции сказуемого: рад, должен, обязан, согласен, намерен, надо, нужно.
- НЕ пишется раздельно:
- с существительными, прилагательными (полными и краткими) и наречиями на –О, если есть противопоставление;
-с полными причастиями, если есть противопоставление или зависимые слова.
- Необходимо различать частицу НЕ перед глаголом с приставкой –ДО(недоехать) и приставку –НЕДО(недополучить, недоспать). Приставка -НЕДО используется в глаголах со значением «нехватка чего-либо». Приставка –НЕ отрицает действие, обозначенное глаголом с приставкой –ДО: не довязать свитер означает «не закончить действие вязания до конца».
- Глаголы с –НЕДО чаще всего без НЕ не употребляются, но бывают случаи, когда слитное или раздельное написание НЕ определяется смыслом. Например: Семья у них бедная, они часто недоедают.(мало, недостаточно едят). Дети избалованны. Часто капризничают за столом и не доедают (оставляют пищу на тарелке).
Задание на повторение имеющихся знаний ( словарный диктант слитно/раздельно):
(не)людимый | слитно |
трава (не)скошена | раздельно |
(не)взирая на трудности | Затрудняюсь ответить |
отнюдь (не)святой | раздельно |
(не)разгаданный тайны | слитно |
(не)высоко, а низко | раздельно |
(не)смотря на плохую погоду | Затрудняюсь ответить |
(не)было видно | раздельно |
Подведём итог :
- Какой вывод можно сделать о ваших знаниях по теме «Правописание НЕ с различными частями речи?» (Материал усвоен на достаточном уровне).
- Какие орфограммы в данных словосочетаниях вы нашли? (слитное и раздельное написания НЕ с глаголами, с краткими причастиями , с прилагательными, наречиями).
- Все ли названные орфограммы вам знакомы хорошо? ( Нет. Мы не совсем помним правописание НЕ в сочетаниях типа НЕСМОТРЯ НА).
- Попробуйте объяснить орфограмму в словосочетании - (не)взирая на трудности , (не)смотря на плохую погоду ( У нас нет вариантов объяснения.)
- Почему вы не можете объяснить правописание НЕ в данных примерах?( ни один изученный нами опознавательный признак не подходит)
- В чем заключается затруднение? (Отсутствие алгоритма действий)
- Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Организация построения проекта выхода из затруднения:
- Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
- Уточнение темы урока.
- Определение средств (алгоритмов, моделей).
- Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить условия слитного и раздельного написания НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на).
- Как сформулируем следующий этап нашего урока? ( Правописание НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на).
- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения, анализа).
- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (алгоритм).
- Реализация построения проекта.
- Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.
- Организация фиксации нового способа действия в речи.
- Организация фиксации нового способа действия в знаках (с помощью алгоритма).
- Организация фиксации преодоления затруднения.
- Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
- Обратите внимание на алгоритм, данный на доске:
В сочетаниях НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА важно определить
МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СЛОВОМ ВОПРЕКИ ИЛИ НЕТ
ДА - СЛИТНО НЕТ- РАЗДЕЛЬНО
Несмотря на жару=вопреки жаре Не смотря ни на кого(Не глядя ни на кого)
Невзирая на неприятности=вопреки неприятностям
- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (Если можно заменить словом вопреки, то пишем слитно).
2.Теперь мы можем объяснить правописание словосочетания, которое вызвало у вас затруднение?(Да)
3.Как преодолеть затруднение в выборе слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи? (Обратиться к знаниям, алгоритму)
- Закрепление во внешней речи.
А)Организация усвоения учащимися нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- в парах или группах.
Б)- Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.
(Не) разгаданные тайны влекут нас.(Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).
Он ехал (не)спеша.(С деепричастием пишем раздельно).
Анатоль был отнюдь (не) находчив, (не)быстр и (не)красноречив(Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно пишу раздельно).
Как же (не)находчив и (не)смышлён я тогда был.(Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).
Ты мне ничего (не)должен(Краткое прилагательное, пишем раздельно).
6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на закрепление способа действия.
- Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки (В случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
- По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.
- Вы уверены в своих знаниях и умениях? (Да).
- Как проверить? ( Можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по алгоритму).
Самостоятельное выполнение теста :
- В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.
Б)Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в пасмурные дни.
В)Окно на кухне было (не)занавешено.
Г)(Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад.
2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А)(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Б)Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.
В)Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.
Г)(Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.
3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А)Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.
Б)Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.
В)Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.
Г)В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.
4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
А)Нужная книга (не)прочитана.
Б)Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.
В)Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.
Г)(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.
5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?
А)Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.
Б)Лиза (ни)когда раньше не видела моря.
В)Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.
Г)С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.
6.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?
Я н(1)верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3)глазу, н(4)слуху.
1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)3,4 4)1,2
7. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?
Как н(1)требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3)простившись, чтобы н(4)разжигать понапрасну обиды.
1)1,2,4 2)2,3 3)1,4 4)3,4
(Ответы: 1-3, 2-2, 3-3, 4-4, 5-2, 6-4,7-4)
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Организация индивидуального выполнения заданий учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- Каким новым знанием мы обогатили себя? (Можем самостоятельно определить выбор слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи).
- Достаточно ли мы закрепили то, что знаем? (Не совсем).
- Почему? ( Объем практического применения нового знания не большой).
- Тогда работаем над следующим заданием: Откройте учебник на странице 210. Спишите предложения( упр.317), раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание частиц не и ни с наречиями.
1.Чую радуницу Божью - (не)напрасно я живу.(Ес.) 2.Излюбили тебя, измызгали – (не)(в)терпёж.(Ес.) 3.Скажи-ка, дядя, ведь (не)даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, ещё какие! (Не)даром помнит вся Россия про день Бородина! (Л.) 4.Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу (н…)чуть.(Фет). 5.Солнце – моё. Я его никому не отдам. (Н..)на час, (н…)на луч, (н…)на взгляд. – Никому. (Н…)когда.(Цвет.)6.(Н..)где жилья не видно на просторе(Фет).7.Только станет смеркаться (н…)множко, буду ждать. Не дрогнет ли звонок(Фет).8.По мне, в стихах всё должно быть (н…)(к)(стати), не так, как у людей(Ахм.) 9.В воздухе душно, солнце (не)милосердно припекает(Абр).
8. Рефлексия учебной деятельности.
-Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
-Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.
-Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
-Организация обсуждения и записи домашнего задания.
- Чему был посвящен урок? (обобщению знаний о правописании НЕ с разными частями речи)
- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
? | Умею различать слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями, наречиями. Но остался вопрос по теме урока. |
! | Умею различать слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями, наречиями, но не уверен, что самостоятельно на практике во всём справлюсь. Работал не плохо! |
!!! | Умею различать слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями, наречиями. Могу объяснить тему другу. «Я – молодец! На ЕГЭ с такими заданиями справлюсь» |
- Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
- Кто научился различать слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи, но остался вопрос по теме урока, выполните упр. №318 из параграфа 63.
- Кто научился различать слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи, но не уверен, что самостоятельно справится со всеми примерами слитного и раздельного написания НЕ, выполните упр.315
- Кто научился различать слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями, наречиями и может объяснить тему другу – письменно ответьте на вопрос: Как может выражаться отрицание в русском языке. Аргументируйте свой ответ.
- Задание для умников: составьте по два предложения со словами стоя, лёжа, сидя, не спеша, не дыша в значении деепричастия и наречия. (Не люблю есть стоя. Стоя на автобусной остановке, я всегда читаю; Вредно читать лёжа. Лёжа на окошке, кошка грелась на солнышке; Сидя этого упражнения не сделаешь. Сидя в кресле, откинувшись на спинку, он глубоко задумался; Мы шли не спеша. Никуда не спеша, мы шли по садовой дорожке; Он лежал уже не дыша. Не дыша на зеркальное стёклышко, он протёр его мягкой рукавичкой).
- Оцените учебную деятельность класса.
- Спасибо, я вами довольна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".
Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...
урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 13. Тренажёр-практикум "Правописание НЕ с разными частями речи"
Задание 13 ЕГЭ по русскому языку является одним из сложный заданий. Обучающиеся часто допускают ошибки в нём. Тренажёр-практикум может использоваться как на уроке, так и во внеурочное время для самост...