Конспект урока русского языка в 10 классе по теме " Правописание НЕ с разными частями речи".(по уч. Гольцовой)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Хусаенова Нурия Хамитовна

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме " Правописание НЕ с разными частями речи" позволит учителю провести урок в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10классе

Тема: Правописание НЕ с разными частями речи.

Класс:10, общеобразовательный.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель:  а)обобщить и систематизировать знания по теме «Правописания НЕ с разными частями речи»;

б) развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения; умения аргументировать ответы.

Задачи:1.Проверить знания по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»,откорректировать      

               2.Обобщить и систематизировать знания;

               3.Воспитывать культуру учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

   -знать условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными, прилагательными, глаголами,  причастиями, деепричастиями, наречиями,

  - уметь распознавать опознавательные признаки слитного и раздельного написания НЕ с данными частями речи,

  -уметь применять полученные знания на практике,

Основные понятия:

Правописание НЕ с различными частями речи, знаки препинания в предложениях с причастным оборотом,  интонация.

Межпредметные связи:

Литература

Ресурсы:

Основные: Учебник «Русский язык. 10-11 классы» (авторН.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А. Мище рина, - М.: «Русское слово», 2009г.); Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.(В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, - М.: «Просвещение», 2003г.);Русский язык: Полный школьный курс под ред.О.Соболевой.-М.:Аст-Пресс, 2000г.; О.С.Иссерс «Интенсивный курс русского языка,-М.: Флинта: Наука, 2004г.

Дополнительные:  Проектор, экран, презентация, тестовые карточки, опорные схемы,  алгоритм  действий,  тестовые задания, оценочные листы.

Организация пространства:

Средства активизации: живое слово учителя, ТСО, практическая работа, творческое задание, самостоятельная работа, индивидуальное задание.

 Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах.

 Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.

Интернет-ресурсы

http://rusedu.ru

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

http://www.uroki.net/docnach.htm

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  • Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).
  • Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).
  • Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

 Доброе утро, ребята.  Очень  рада вас видеть. Садитесь. Надеюсь, что сегодня наша работа будет продуктивной и доставит вам радость.

                   -Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (морфология и орфография)

                   -Какую тему мы изучали на прошлом уроке?  (Слитное и раздельное написание   НЕ  и НИ с различными частями речи).

  • Вы хотите обобщить и систематизировать  свои знания по данной теме? (Да.)
  • Зачем нам это нужно? (Чтобы грамотно писать, хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку)
  • Какие шаги необходимо выполнить при систематизации  знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и как знаем).
  • И все? (Нет).
  • Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
  • Анализируя его выполнение, выясним, что  знаем  не так хорошо, как хотелось бы.
  • Выясним причину затруднения: что  знаем  слабо для выполнения задания.
  • Постараемся самостоятельно выйти из затруднения.
  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 
  • 1) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для обобщения и систематизации имеющихся знаний.
  • 2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.
  • 3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).
  • 4) Организация обобщения актуализированных способов действий.
  • 5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
  • 6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» -«хочу»).
  • 7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

С чего начнем наш урок? ( С повторения, что знаем по теме: «Правописание НЕ  - слитно или раздельно»).

  • В данном вопросе есть своя изюминка: множество слов допускают употребление и НЕ-частицы(пишется раздельно), и НЕ-приставки (пишется слитно).Давайте послушаем выступления ваших товарищей.

 

Выступления заранее подготовившихся учащихся с домашним заданием:

  • Приставка НЕ – это утверждение противоположного,  возможна замена синонимом: неправда – ложь. Частица НЕ – отрицание, возможно противопоставление: не правда, а ложь.
  • НЕ всегда пишется раздельно: с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, прилагательными в сравнительной степени, числительными, предлогами, союзами, а также со словами, которые обычно выступают в функции сказуемого: рад, должен, обязан, согласен, намерен, надо, нужно.
  • НЕ пишется раздельно:

- с существительными, прилагательными (полными и краткими) и наречиями на –О, если есть противопоставление;

-с полными причастиями, если есть противопоставление или зависимые слова.

  • Необходимо различать частицу НЕ перед глаголом с приставкой –ДО(недоехать) и приставку –НЕДО(недополучить, недоспать). Приставка  -НЕДО используется в глаголах со значением «нехватка чего-либо». Приставка –НЕ отрицает действие, обозначенное глаголом с приставкой –ДО: не довязать свитер означает «не закончить действие вязания до конца».
  • Глаголы с –НЕДО чаще всего без НЕ  не  употребляются, но бывают случаи, когда слитное или раздельное написание НЕ определяется смыслом. Например: Семья у них бедная, они часто недоедают.(мало, недостаточно едят). Дети избалованны. Часто капризничают за столом и не доедают (оставляют пищу на тарелке).

Задание на повторение имеющихся знаний ( словарный диктант слитно/раздельно):

(не)людимый

слитно

трава (не)скошена

раздельно

(не)взирая на трудности

Затрудняюсь ответить

отнюдь (не)святой

раздельно

(не)разгаданный тайны

слитно

(не)высоко, а низко

раздельно

(не)смотря на плохую погоду

Затрудняюсь ответить

(не)было видно

раздельно

Подведём итог :

  1. Какой  вывод можно сделать о ваших знаниях  по теме «Правописание НЕ с различными частями речи?»  (Материал усвоен на достаточном уровне).
  2. Какие орфограммы в данных словосочетаниях вы нашли? (слитное и раздельное написания НЕ с глаголами, с краткими причастиями , с прилагательными, наречиями).
  3. Все ли названные орфограммы вам знакомы хорошо? ( Нет. Мы не совсем помним правописание    НЕ в сочетаниях типа НЕСМОТРЯ НА).
  4. Попробуйте объяснить орфограмму в словосочетании - (не)взирая на трудности , (не)смотря на плохую погоду ( У нас нет вариантов объяснения.)
  5. Почему вы не можете объяснить правописание НЕ в данных примерах?( ни один изученный нами опознавательный признак не подходит)
  6. В чем заключается затруднение? (Отсутствие алгоритма действий)
  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). 

Организация построения проекта выхода из затруднения:

  • Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
  • Уточнение  темы урока.
  • Определение средств (алгоритмов, моделей).
  • Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
  1. Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить  условия слитного и раздельного написания НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на).
  2. Как сформулируем следующий этап  нашего урока? ( Правописание НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на).
  3. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения, анализа).
  4. Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (алгоритм).
  1. Реализация построения проекта.
  • Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.
  • Организация фиксации нового способа действия в речи.
  • Организация фиксации нового способа действия в знаках (с помощью алгоритма).
  • Организация фиксации преодоления затруднения.
  • Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

      - Обратите внимание на алгоритм, данный   на доске:

В сочетаниях  НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА важно определить

МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СЛОВОМ ВОПРЕКИ ИЛИ НЕТ

        

              ДА  - СЛИТНО                                                   НЕТ- РАЗДЕЛЬНО

Несмотря на жару=вопреки жаре                                  Не смотря ни на кого(Не глядя ни на кого)

Невзирая на неприятности=вопреки неприятностям

  1. Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (Если можно заменить словом вопреки, то пишем  слитно).

                  2.Теперь мы можем объяснить правописание словосочетания, которое вызвало у вас затруднение?(Да)

                 3.Как преодолеть затруднение в выборе  слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи? (Обратиться к  знаниям, алгоритму)

  1. Закрепление во внешней речи.

А)Организация усвоения учащимися нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- в парах или группах.

Б)- Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с  разными частями речи.

     (Не) разгаданные тайны влекут нас.(Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).

   Он ехал (не)спеша.(С деепричастием пишем раздельно).

   Анатоль был отнюдь (не) находчив, (не)быстр и (не)красноречив(Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно пишу раздельно).

    Как  же (не)находчив и (не)смышлён я тогда был.(Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления,  ни слов – сигналов раздельности, значит  пишем слитно).

  Ты мне ничего (не)должен(Краткое прилагательное, пишем раздельно).

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

  • Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на закрепление способа действия.
  • Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки (В случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
  1. По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.
  2. Вы уверены в своих знаниях и умениях? (Да).
  3. Как проверить? ( Можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по алгоритму).

Самостоятельное выполнение теста :

  1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.

Б)Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в пасмурные дни.

В)Окно на кухне было (не)занавешено.

Г)(Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад.

                 2.  В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

                     А)(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как      можно  лучше.

                     Б)Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

                     В)Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.

                     Г)(Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.

                 3.  В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

                    А)Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

                     Б)Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.

                     В)Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.

                     Г)В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.

                4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

                    А)Нужная книга (не)прочитана.

                    Б)Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.

                    В)Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.

                    Г)(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.

              5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?

                    А)Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.

                    Б)Лиза (ни)когда раньше не видела моря.

                    В)Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.

                    Г)С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.

            6.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

                   Я н(1)верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3)глазу, н(4)слуху.

            1)1,3,4       2)1,2,3,4       3)3,4        4)1,2

            7. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

                  Как н(1)требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал  из санатория, почти н(2) с кем н(3)простившись, чтобы н(4)разжигать понапрасну обиды.

            1)1,2,4       2)2,3             3)1,4           4)3,4

(Ответы: 1-3, 2-2, 3-3, 4-4, 5-2, 6-4,7-4)

   7. Включение в систему знаний и повторение. 

  1. Организация индивидуального выполнения заданий учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
  2. Каким новым знанием мы обогатили себя? (Можем самостоятельно  определить выбор слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи).
  3. Достаточно ли мы закрепили то, что знаем? (Не совсем).
  4. Почему? ( Объем практического применения нового знания не большой).
  5. Тогда работаем над следующим заданием: Откройте учебник на странице 210. Спишите предложения( упр.317), раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание частиц не и ни с наречиями.

    1.Чую радуницу Божью - (не)напрасно я живу.(Ес.) 2.Излюбили тебя, измызгали – (не)(в)терпёж.(Ес.) 3.Скажи-ка, дядя, ведь (не)даром  Москва, спалённая пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, ещё какие! (Не)даром помнит вся Россия про день Бородина! (Л.) 4.Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу (н…)чуть.(Фет). 5.Солнце – моё. Я его никому не  отдам. (Н..)на час, (н…)на луч, (н…)на взгляд. – Никому.  (Н…)когда.(Цвет.)6.(Н..)где жилья не видно на просторе(Фет).7.Только станет смеркаться (н…)множко,  буду ждать. Не дрогнет ли звонок(Фет).8.По мне, в стихах всё должно быть (н…)(к)(стати), не так, как у людей(Ахм.) 9.В воздухе душно, солнце (не)милосердно припекает(Абр).

8.    Рефлексия учебной деятельности.

-Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

-Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

-Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

-Организация обсуждения и записи домашнего задания.

  • Чему был посвящен урок? (обобщению знаний о правописании НЕ с разными частями речи)
  • Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

?

Умею различать слитное и раздельное написание  НЕ  с существительными, прилагательными, глаголами,  причастиями, деепричастиями, наречиями. Но остался вопрос  по теме урока.

!

 Умею различать слитное и раздельное написание  НЕ  с существительными, прилагательными, глаголами,  причастиями, деепричастиями, наречиями,  но не уверен, что самостоятельно на практике во всём справлюсь. Работал не плохо!

!!!

  Умею различать слитное и раздельное написание  НЕ  с существительными, прилагательными, глаголами,  причастиями, деепричастиями, наречиями. Могу объяснить тему другу. «Я – молодец! На ЕГЭ с такими заданиями справлюсь»

  • Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

 

  1. Кто научился различать  слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи, но остался вопрос по теме урока, выполните упр. №318 из параграфа 63.
  2. Кто научился различать  слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи, но не уверен, что самостоятельно справится со всеми примерами слитного и раздельного  написания  НЕ, выполните упр.315
  3. Кто научился  различать слитное и раздельное написание  НЕ  с существительными, прилагательными, глаголами,  причастиями, деепричастиями, наречиями и  может  объяснить тему другу – письменно ответьте на вопрос: Как может выражаться отрицание в русском языке. Аргументируйте свой ответ.
  4. Задание для умников: составьте по два  предложения со словами стоя, лёжа, сидя, не спеша, не дыша в значении деепричастия и наречия. (Не люблю есть стоя. Стоя на автобусной остановке, я всегда читаю; Вредно читать лёжа. Лёжа на окошке, кошка грелась на солнышке; Сидя этого упражнения не сделаешь. Сидя в кресле, откинувшись на спинку, он глубоко задумался; Мы шли не спеша. Никуда не спеша, мы шли по садовой дорожке; Он лежал уже не дыша. Не дыша на зеркальное стёклышко, он протёр его мягкой рукавичкой).

 

  • Оцените учебную деятельность класса.
  • Спасибо, я вами довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 13. Тренажёр-практикум "Правописание НЕ с разными частями речи"

Задание 13 ЕГЭ по русскому языку является одним из сложный заданий. Обучающиеся часто допускают ошибки в нём. Тренажёр-практикум может использоваться как на уроке, так и во внеурочное время для самост...