Урок-зачет по русскому языку на тему: Обособленные обстоятельства
методическая разработка по русскому языку на тему
Урок-зачет по русскому языку на тему: Обособленные обстоятельства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00012291-d7186f27.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-зачёт по теме: Обособленные обстоятельства
Цели: 1) проверить знание теоретического материала по теме;
2) сформировать навыки в постановке знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами;
3) уметь использовать обособленные обстоятельства в заданной речевой ситуации.
Форма урока: урок-зачёт
Оборудование урока: учебник «Русский язык» 8 класс. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко, проектор, экран, компьютер
1-ый этап.
Проверяется знание теоретического материала, проводится фронтальный опрос. Вопросы выведены на экран.
- В каких случаях обособляются обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами?
- Когда обособляются обстоятельства с предлогами, обстоятельства, выраженные существительными с предлогами?
- Когда и какие обстоятельства не обособляются?
2-й этап.
Проверяется применение теоретических знаний на практике.
Задание: спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные обстоятельства.
1 вариант
Давыдов долг.. бежал держась за грядушку саней пытаясь с..греть ноги потом вск..чил в сани и пр..таившись задремал. П..визгивали подреза полозьев п..званивал валек у правой дышловой. Ин..гда Давыдов (из) (под) запушен..ых ин..ем век видел, как фи..летовыми з..рницами вспыхивали на со..нце крылья стремительно поднимавш..хся с дороги грачей, и снова сладкая дрёма смежала ему глаза.
Он пр..снулся от холода взявш..го в тиски сер..це и ..ткрыв глаза скво..ь блещ..щие радужным разн..цветьем слезинки увидел х..лодное со..нце величествен..ый простор (без)молвной степи (свинцово) (серое) небо у кромки г..ризонта и на белой шапке кургана (не)вдалеке – (рдяно) (жёлтую) с огнистым ..тливом лису. Лиса мышковала. Она становилась вдыбки изв..ваясь прыгала вверх и припадая на передние лапы рыла ими окутываясь сияющей серебрян..ой пылью а хвост её мягко и плавно скользнув л..жился на снег красным языком пламени
(М. Шолохов)
2 вариант
Предчу..ствуя (не) приятную встречу ворча и ..глядываясь Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страх.. попятилась назад. Пр..гнув к земле шею и голову раст..пырив крылья и шипя прямо на неё шёл серый гусь. Несколько в сторонке от него, на матрасике лежал белый кот; увид..в Каштанку он вскочил выгнул спину в дугу задрал хвост вз..ерошил шерсть и то(же) зашипел. Собака испугалась (не) на шутку но (не) желая выдавать своего страха залаяла и бросилась к коту. Кот ещё сильнее выгнул спину зашипел и ударил Каштанку по голове. Каштанка отск..чила пр..села на все четыре лапы и пр..тягивая к коту морду залилась громким ви..гливым лаем.
(А. Чехов)
Я помню что (в) (продолжени..) ночи предшествующей поединку я (не) спал н.. минуты. Писать я (не) мог долго: тайное б..спокойство мною овладело. С час я ходил по комнате потом сел и ..ткрыл роман Вальтера Скотта л..жащий у меня на столе. Велев оседлать лошадей я оделся и сбежал в купальню. П..гружаясь в холодный кипяток нарзана я чу..ствовал как телесные и душевные силы мои возвр..щались.
(М. Лермонтов)
3 этап. Проверяется умение учащихся пользоваться обособленными обстоятельствами в заданной речевой ситуации.
Задание. Объясните смысл данных словосочетаний и составьте с ними предложения.
Сидеть сложа руки, слушать затаив дыхание, трудиться засучив рукава, сказать положа руку на сердце, бежать сломя голову.
Задание. Деепричастный оборот, данный в скобках, поставьте перед сказуемым или после него; объясните правильность выбора места для деепричастного оборота.
- Он задумался. (Глядя на зубцы Кавказских гор).
- Путешественники всё же упорно шли вперёд. (Сильно устав).
- Солнце золотит его. (Спрятавшись за узкое сизое небо)
Домашнее задание: выполнить упр. № 347