Лингвистический КВН
материал по русскому языку (7, 8 класс) по теме

Козлова Лариса Александровна

Эти занимательные задания могут использоваться на Неделе русского языка и литературы для учащихся 7-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лингвистический КВН24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический КВН.(7-8 классы)

Составитель учитель русского языка и литературы Козлова Л.А.

Цель игры: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую

языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Учащиеся делятся на две команды (название, девиз).

Ведущий – учитель.

Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся наша жизнь неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки, прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться  в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём о том, чего ещё не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаём о том, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово?

   Слово – это единица речи, служащая для выражения отдельного понятия (Словарь С.И.Ожегова.)

   А по определению В.И.Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная возможность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».

 И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатство русского языка. Для начала предлагаю  разминку.

                                 

Разминка

Кто быстрее.

Добавьте названия животных.

Голоден как …                                    труслив как …

упрям как                                             нем как…

хитёр как …                                         болтлив как …

надут как …                                         здоров как …

мокрый как …                                     грязный как …

изворотлив как …                               колючий как …

   

Теоретическая станция

  1. Что такое основа слова?
  2. Дать определение причастию.
  3. Что такое простое предложение?
  4. Что изучает синтаксис?
  5. Что такое причастный оборот?
  6. Какую роль в предложении играют союзы?
  7. Какие части речи не являются членами предложения?
  8.  Назовите части речи?

Практическая станция

  1. Разберите по составу слово  благородный.
  2. Назовите однокоренные слова к слову вода.
  3. Назовите слова с корнем -раст- - -рос-. Объясните правописание.
  4. Образуйте страдательные причастия в полной и краткой форме от глаголов приколоть, поместить, создать, не закончить.
  5. Придумайте предложение с причастным оборотом, объясните знаки препинания.
  6. Объясните правописание слов загоревший, загар.
  7. Придумайте три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.

Сообразительная станция

  1. Задача-шутка.

Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова.  (Дед, шалаш, Анна.)

  1. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:

       

                                  Деревенский старожил

                                  Сад колхозный сторожил.

  1. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым?  (Слово сырой имеет ещё и другие значения: «невареный», «нежареный», «недоработанный».)
  2. Как большой дом превратить в маленький? (Прибавьте к слову дом уменьшительно-ласкательный суффикс -ик: домик.)
  3. Какое слово задумано?

      В нём приставка такая же, как в слове подруга. Корень – как в слове      игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал.  (Поиграл.)

  1. В каком глаголе нет корня?  (Вынуть.)
  2. Назовите самый сердитый город и самый сладкий.  (Грозный, Изюм)
  3. Какая река находится у вас во рту?  (Десна)
  4.  Какую строчку нельзя прочитать? (Швейную)
  5.  Как большой дом превратить в маленький? (домище – дом – домик, т.е. поменять суффикс)
  6.  Как топор превратить в рукоятку? (топор – топорище)
  7.  Как можно склонять голову, не поднимая и не опуская её? ( По падежам)

Станция «Творчество»

1. Рассказ на одну букву

   Например:

«Павел Петрович привёз потрясающего попугая Петьку. Петька пожелал полакомиться пломбиром папы».

 Составь слово

Слово лекарство один мастер игры в превращения превратил в 180 слов, т.е. составил из букв 180 слов. Сколько слов составите вы за 1 минуту?

Станция «Зритель»

  1. Угадайте слово.

Из писка птиц мой первый слог возьмёте,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдёте

То, что не раз едали вы.  (Пирог.)

  1. Назовите пословицы, связанные с трудом или работой.  (Называют болельщики  команд).
  2. Назовите слова-перевёртыши. (Болельщики команд.)
  3. Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустил ли он ошибку в вычислении? (Нет, если он правильно расставил ударения.)
  4. Для чего понадобилось выучить четверостишие?

Смотреть, слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать…

  1. Прочитайте любую скороговорку. Определите, у кого лучше получилось.

(Осип охрип, Архип осип. Кукушка кукушонку сшила капюшон.)

       7.  Какое слово задумано?

Это однокоренное слово со словом лётчик. Приставка как в глаголе перепрыгнул. Суффиксы те же, что в слове читал. (Перелетал.)

   8. Конкурс  знатоков пословиц.  

   К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

1. Дагестанская: Торопливым людям не хватает мудрости. (Поспешишь – людей насмешишь.)

2. Украинская: И живи до старости, и учись до старости. (Век живи – век учись.)

3. Киргизская: Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь. (Тише едешь – дальше будешь.)

4. Малайская: Кончил шить – оборвал нить. (Сделал дело – гуляй смело.)

5. Киргизская: Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда. (Что посеешь, то и пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется.)

6. Таджикская: Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда. (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.)

7. Каракалпакская: Если кривы дерева, то и тень от них крива. (Яблоко от яблоньки недалеко падает.)

8. Казахская: Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от слова. (Не давши слова – крепись, а давши – держись.)

9. Удмуртская:   Слово не стрела, а сердце пронзает. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Меткое слово словно пуля снайпера.)

Конкурс капитанов

  1. Черный ящик.

- Всем нам хорошо известно выражение “мастер на все руки”. Так говорят о человеке, который многое умеет. А чем раньше занимался мастер на все руки, что он изготавливал? Что в черном ящике?

(В ящике – перчатки. Это выражение применялось по отношению к перчаточникам. Так называли мастера, который мог сделать перчатки на любую руку).

     2. Как говорить правильно:

  1. Кто последний или крайний?
  2. Я извиняюсь или извините, пожалуйста?
  3. Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?
  4. Я кладу или я ложу?

    3. Знатоки  поговорок.

  1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, по чём фунт лиха.)
  2. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
  3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)
  4. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец:  пригодится воды напиться.)   

4.  Закончи поговорки.

  1. Сам пропадай - …
  2. По одёжке встречают - …
  3. Семь раз отмерь - …
  4. Глаза боятся - …
  5. С кем поведёшься - ..
  6. Грамоте учиться - …
  7. Любишь кататься - …
  8. Не зная броду - …
  9. Что посеешь, …
  10. Старый друг …
  11. Береги платье снову …
  12. Не место красит человека …

Ведущий.

   Чёткие образные слова и выражения, с которыми мы сегодня встречались – это лишь капля в море. Но, возможно, эта капля приведёт вас  к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся фразеологизмами, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать свою мысль более красочно, ярче, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.

    Один умный человек назвал образные выражения « мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И потому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, ёмкие, двусмысленные, эти мудрёные слова.

   Наша игра подошла к концу. Спасибо за участие.

                                         Подведение итогов. Награждение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....