Повторение и обобщение по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Борисенко Наталия Олеговна

План-конспект урока русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_temy_leksika.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  по русского языка в 5 классе на тему

«Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика»

(Подготовила учитель русского языка и литературы Борисенко Н. О.)

Цели и задачи урока.

Образовательные:

•        повторить и обобщить тему “Лексика”;

•        способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

•        закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

•        повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;

•        совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, бережного отношения к природе.

Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.

Оборудование:

1. Теремок (рисунок)

2. Карточки: - синонимы;

                  - антонимы;

                  - омонимы;

                  - слова с переносным значением.

3. Тесты

4. Карточки для рефлексии.

5. Магниты.

6. Компьютер.

7. Выставка словарей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

        Вступительное слово учителя:

«В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

        Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: «Не мед, а ко всему липнут» (слова).

        Конечно, в нашем теремке живут слова.

- Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика).

- О чем же у нас сегодня пойдет речь на уроке?

II. Объявление темы и цели урока. 

Оформление темы в тетрадях.

Чтобы попасть нам в чудесный теремок, нам необходимо открыть ворота.

Поэтому  разгадайте кроссворд. Угадайте слово по  лексическому  значению.

(1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

  1. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания; (термос)
  2. Начальный момент спортивного соревнования  по преодолению какого-либо расстояния на скорость; (старт)
  3. Красная строка, отступ в начале строки; (абзац)
  4.  Городская наземная электрическая железная дорога; (трамвай)
  5. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой; (акваланг)
  6. Тот, кто любит свое Отчество, предан своему народу, Родине.( патриот)

-Мы открыли наши ворота. И помог нам в этом наш словарный запас, какое название он имеет в русском языке? (лексикон)

-А как называется раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка? (лексикология) (гр. lexicos – словарный + logos -учение).

- Как называется наука о языке? Лингвистика

-Какие словари помогают определить значение слова?(слайд №3)

III. Повторение изученного.

        В нашем теремке слова живут очень дружно, хотя и в разных квартирах. Например, в квартире № 1 живут слова – братья, близкие по значению.

- Что это за слова?

а) СИНОНИМЫ (повесить табличку на доску).

        Одного брата зовут Смелый.

- А как зовут других братьев? Запишите. (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный).

б) Жильцов квартиры № 2

    Застать сумели мы едва.

    Они стояли у порога,

    Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой веселый.

- АНТОНИМЫ (повесить табличку на доску).

- Что же такое антонимы?

Братья не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Пришло им письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо:

         «Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»

в) А теперь, ребята, мы познакомимся с жильцами квартиры № 3.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

                                (Омонимы)

-Есть ли отличие омонимов и многозначных слов?

(многозначные слова – присутствует общий компонент значения.

омонимы – совершенно различны по значению.)

 Жильцы квартиры №3 очень любят читать журналы и в них юмористические рассказы. Один из них они попросили прочитать вам, чтобы вы отгадали их имена:

                                Юмореска

        Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

        - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

        И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…

                                                                (И. Верзилин).

- Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения в этими словами.

- С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (средство создания юмора)

Задание: сколько омонимов в стихотворении?

        Облачка уже красны,

        Смотрят сосны:

        Лихо прыгают козлы

        Через козлы.

        Крикнут филин:

        - Я сего

        Не одобрил дела.

        Ну-ка марш козлы в село!

        Солнце село.

        (Омонимов нет, но есть омографы: слова одной части речи, пишутся одинаково, но слышатся по-разному, и омоформы).

        Физкультминутка.

Учитель бросает мяч ученику и называет слово, а ученик должен подобрать антоним.

Горе – радость;
Большой – маленький;
Низкий – высокий;
Белый – черный;
Друг – враг;
Хороший – плохой;
Сложный – простой;
Синоним – антоним;
Мальчик – девочка;
Хорошо – плохо;
Зима – лето.

д) А под самой крышей находится мансарда.

- Что это такое?

- Жилое помещение на чердаке под скатом крыши. Там идет заседание общества любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать» (Я. Козловский).

- Какие слова могут такое?

- Слова с переносным значением (повесить карточку на доску).

- Что создается на основе переносных значений слов?

- Метафоры, олицетворения, эпитеты.

Задание: найдите слова с переносным значением, определите средство выразительности.

        Усталое солнце по небу гуляет.

        Ленивая туча над лесом скучает.

        На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

 Лес стоит под шапкой тёмною, в золотом огне купается. (И. Никитин)

- Попробуйте отгадать загадку жильцов мансанрды.

-Можно ли есть тарелки? Может ли коровья голова пастись отдельно от туловища? Может ли человек быть слоном?

( При условии, что человек  толст и массивен, суп наливают в тарелку, а голова является частью коровы.)

Как называется такое языковое явление?

        IV. Вот такие жильцы в нашем теремке. Но, конечно же, мы еще не ко всем сходили в гости, но обязательно это сделаем. А пока напишите письмо жильцам теремка.

        Это домашнее задание.

        V. Вы знаете о жильцах немало. Проверим ваши знания (тест).

        VI. Рефлексия.

        Мне понравилось…

        Мое настроение …

        Мне бы хотелось …

        Мне не понравилось …

VII. Итог урока.

Сколько омонимов в стихотворении?

        Облачка уже красны,

        Смотрят сосны:

        Лихо прыгают козлы

        Через козлы.

        Крикнут филин:

        - Я сего

        Не одобрил дела.

        Ну-ка марш козлы в село!

        Солнце село.

Сколько омонимов в стихотворении?

        Облачка уже красны,

        Смотрят сосны:

        Лихо прыгают козлы

        Через козлы.

        Крикнут филин:

        - Я сего

        Не одобрил дела.

        Ну-ка марш козлы в село!

        Солнце село.

Сколько омонимов в стихотворении?

        Облачка уже красны,

        Смотрят сосны:

        Лихо прыгают козлы

        Через козлы.

        Крикнут филин:

        - Я сего

        Не одобрил дела.

        Ну-ка марш козлы в село!

        Солнце село.

Сколько омонимов в стихотворении?

        Облачка уже красны,

        Смотрят сосны:

        Лихо прыгают козлы

        Через козлы.

        Крикнут филин:

        - Я сего

        Не одобрил дела.

        Ну-ка марш козлы в село!

        Солнце село.

Индивидуальная работа

Разгадайте «загадки» зимнего дуба

Найдите в тексте антонимы к словам тонкий, громко, смело, слабость, черный, мелкий, верхний, младший, маленький, весна, летний.

Тропинка обогнула куст орешника, и лес раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

-Так вот он, зимний дуб!

 Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью. (По Ю. Нагибину)

Индивидуальная работа

Разгадайте «загадки» зимнего дуба

Найдите в тексте антонимы к словам тонкий, громко, смело, слабость, черный, мелкий, верхний, младший, маленький, весна, летний.

Тропинка обогнула куст орешника, и лес раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

-Так вот он, зимний дуб!

 Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью. (По Ю. Нагибину)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конкурс,повторение, обобщение

Открытый урок-конкурс.  "Выполнение творческих мине- проектов по моделированию и художественному оформлениб одежды на примере  ночной сорочкис цельнокроенным рукавом"...

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по математике в 9 кл. " Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по математике в 9 классе по теме " Арифметическая и геометрическая прогрессии"  направлен на  обобщение и систематизацию знаний ...

Итоговое повторение. Обобщение и систематизация знаний.

Статья посвящена важнейшей составляющей обучения – итоговому повторению пройденного материала, целью которого является обобщение и систематизация знаний учащихся.В статье предложена организация ...

Урок повторения, обобщения и подготовки к контрольной работе по теме: "Неметаллы"

9 класс"НЕМЕТАЛЛЫ"Повторение и подготовка к контрольной работеВопросы в тестовой форме, задания на расстановку степеней окисления,  на  химические свойства разных соединений, решение цепочки...

Уроки повторения-обобщения геометрии в 10 классе

Подборка задач по стереометрии для 10-го класса позволяет иметь учителю достаточный материал для уроков. Заучивание теорем и их доказательств не приносит желаемого результата в обучении геометрии, а с...

Причастие. Повторение. Обобщение.

Повторение пройденного материала по теме "Причастие". Интегрированный подход , способствующий комплексному применению знаний по русскомуязыку и литературе., в качестве примеров используются пословицы....