Методическая разработка "Буквы А и О в корнях -лаг-, -лож- ".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Методическая разработка "Буквы А и О в корнях -лаг-, -лож- " в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Буквы А и О в корнях -лаг-, -лож-.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

— познакомить учащихся с условиями употребления в слове гласных О/А в корнях -лаг-, -лож-;

— развивать аналитические способности учащихся, навыки самоконтроля, умение систематизировать и обобщать языковой материал;

— воспитывать внимание, уважительное отношение к мнению других людей, любовь к русскому языку.

Материал: Русский язык (учебник для 5 класса национальных школ под ред. С.Д.Ашуровой.С-Пб. «Просвещение», 2010. )

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточные материалы.

Ход урока.

I.  Организация начала урока. Вступительное слово учителя.

Начинаем наш урок. Очень хочется, чтоб впрок Он пошёл вам, и тогда Будем грамотны всегда.

II. Актуализация знаний.

— Мы сегодня с вами в гостях в стране Орфографии. В начале урока проведём словарно-орфографическую разминку и повторим изученные вами некоторые орфограммы. Я произнесу вам словосочетания, а вы выразите это понятие одним словом с приставкой на 3 и С и объясните правописание этого слова.

Слайд 1.

1.  Сообщение о чём-либо. (Известие.)

2.  Молчание, полная тишина. (Безмолвие.)

3.  Проверочный опрос, экзамен. (Испытание.)

4.  Место, где начинается водный источник. (Исток.)

5.  Лишённый смысла. (Бессмысленный.)

6.  Никогда не умирающий. (Бессмертный.)

7.  Небольшое художественное произведение в прозе. (Рассказ.)

8.  Беседа. (Разговор.)

III.  Работа с новым материалом. 1. Постановка проблемы.

—  Посмотрите на экран. Что изображено на экране? (Графическое изображение морфем.)

Слайд 2.  

Можно ли составить слово по данной схеме? (Нет.)

—  Почему? Какая морфема отсутствует? (Корень.)

— А где же корень? Корень (Корней Корнеевич) со своей внучкой Орфограммушкой ждёт нас в своём доме и приглашает всех в гости.

Слайд 3.

— О какой морфеме мы сегодня будем говорить? (Сегодня мы будем работать с орфограммой в корне.)

2.  Сообщение темы.

— Внимательно посмотрите на экран. Прочитайте слова. (Предлагать — предложить.)

Слайд 4.

предлагать — предложить

— Выделите у этих глаголов корни.

— Что общего у этих слов? (Одинаковые корни, т.е. они однокоренные.)

— В чём их разница? (Гласные в корне разные,

— Как называется такая замена? (Называется чередованием.)

— Кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Какую тему будем изучать? (Буквы О и А в корне -лаг-, -лож-.)

3.  Сообщение цели.

— Как вы думаете, чему мы должны научиться  сегодня на уроке? Что должны знать? Что должны уметь? (Ответы учащихся.)

—  Мы научимся определять, какую гласную нужно писать в корне -лаг- и -лож-.

— Запишите число и тему нашего урока.

4.  Определение закономерности в написании корней -лаг-, -лож-.

Слайд 5.

Внимательно прочитайте слова в столбике Укажите условие написания букв А/О в корн? Сделайте вывод о правописании слов с чередующимися гласными А/О в корнях -лаг-, -лож

положить — полагать

приложить — прилагать

сложить — слагаемое

положение — прилагательное

изложение — излагать

предложение — предлагать

— Поставьте ударения к словам.

— Выделите корни.

— Сравните написание корней слов в первом и втором столбиках.

— Сделайте вывод.

(В корне -лаг-, -лож- в безударном положении буква А пишется, если за корнем следует суффикс -а-, буква О пишется, если за корнем нет суффикса -а-.)

—  Ещё очень легко запоминается вот так: буква А пишется перед Г, буква О пишется перед Ж.

— Откройте учебник на странице... Прочитайте правило.

IV. Закрепление нового материала.

— Ребята, мы с вами в гостях у Корнея Корнеевича с Орфограммушкой. Какие гостинцы они нам приготовили? Давайте посмотрим.

1.  Первое задание Корнея Корнеевича с Орфограммушкой.

Выпишите слова на изучаемую орфограмму в столбик. Выделите корень.

Кто ясно мыслит, тот ясно изл...гает.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прол...жу.

Отработав, что полагается, съешь, что причитается.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Где мысль ясна, там ясно изл.. .женье, там нужные слова придут без затрудненья.

— Как вы понимаете пословицу 5? (Быть умным это хорошо, но полученные знания нужно применять в жизни, в деле.)

— Проверьте правильность ответов.

2.  Второе задание Корнея Корнеевича и его внучки Орфограммушки.

Запишите слова. Графически объясните орфограмму, т.е. выделите корень. Найдите третье лишнее, объясните.

Ул...жить, сл...жить, изл...гать.

Пол...гать, предполагать, пол...жить.

Располагать, предлагать, сл...жение.

Изл...жить, приложение, прилагательное.

Возл...гать, предложение, изл...гать.

3.  Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зелёные лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет.

4.  Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

5.  Тестовые задания.

— Корней Корнеевич и Орфограммушка составили нам тестовые задания. Перед вами лежат листочки, достаньте их. Попробуем решить тесты.

Тест.

1.  Найдите ряд слов, в котором во всех словах на месте пропуска следует вставить букву О:

а)  предложение, н...дстроить;

б)  прилагательное, з...работать;

в) изл...жение; ...тдать;

г) перелагать, д...ехать.

2.  Найдите ряд слов, в котором во всех словах на месте пропуска следует вставить букву А:

j       а) расположение, з...растающий; I       б) вл...жить; с...беру;

в)  прил...гать, ...тходить;

г)  полагаться, з...ходить.

3. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует написать букву О:

I       а) изл...гать;

б)  изл...жение;

в) сл...гать;

г)  предЛ…Гаемый.

4.  Найдите слово, в котором допущена ошибка:

а) возложить;

б)  излажение;

в)  перелагать;

г)  положение.

5.  Найдите слово, которое написано без ошибки:

а) улажить;

б)  излагать;

в)  распалогаться;

г) отлажить.

6.  Самостоятельная работа.

Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни сегодня изученных орфограмм.

Вариант I.

Предл...гать ничью, приложение к журналу, зал...жить фундамент, популярное изл...жение, изл...гать грамотно, возл...гать ответственность, ул.. .житься в секунды, рационализаторское предложение, распол...гаться группами, разл...жить костёр.

Вариант II.

Пол...жительный герой, рапол...гающая улыбка, дружеское распол...жение, сл...гаемые успеха, отл...жить визит, независимое пол...жение, изл...гать программу, предл...гать план, строить предположение, пол...гаться на коллектив.

7.  Задание Корнея Корнеевича и Орфограммушки.

От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте новое слово. Какой частью речи является полученное слово?

излагать — изложение

предлагать — предложение

располагать — расположение

слагать — сложение

прилагать — приложение

8.  Объяснительный диктант.

Излагать содержание, полагаться на друзей, предлагать решение, прилагать усилия, простое предложение, положение дел, расположиться на отдых, возлагать на помощников.

V.  Обобщение.

1.  Подведение итога.

— Что нового узнали на уроке?

— От чего зависит написание О/А в корнях -лаг-, лож-?

2. Домашнее задание. Составьте предложения со словами на -лаг-, -лож-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...

Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"

Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...

Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"

Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...

Методическая разработка урока по теме "Зоны корня"

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Зоны корня", практический урок с использованием презентации, мультимедийных тестовых заданий....

Методическая разработка урока по теме "Арифметические корни"

Методическая разработка урока по теме "Арифметические корни"...

Методическая разработка урока "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"

Урок русского языка разработан для учащихся 5-го класса, которые занимаются по учебнику Л.М. Рыбченковой...