Конспект урока по ФГОС "Гласная перед суффиксом -л в прошедшем времени глагола"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Исламов Дмитрий Фаритович

Гласная перед суффиксом -л в прошедшем времени

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе «Правописание гласной перед суффиксом –л- в прошедшем времени глагола».

  1. Организационный момент:

Звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?» Входит учитель, на руке у него яркая салфетка, а на ней закрытая маслёнка.

Учитель: Боже, как прекрасно это блюдо, я восхищён. (Оглядываясь на стоящих учеников). О, друзья, и вы здесь? Что ж, весьма похвально, прошу садиться. (Садятся). Невероятно, но по счастливому стечению обстоятельств я могу поделиться своим чудом с вами. Чудеса вокруг нас, даже в русском языке. Главные чудеса – это знать, уметь….

  1. Актуализация знаний:

Вот и проверим, какие из вас волшебники. Друзья, помните ли вы какие-нибудь части речи? (Ответы учеников). Что ж, великолепно! Представьте себе, что каждая часть речи – это блюдо. И одно из них мы с вами готовим уже несколько уроков. Кто-нибудь скажет, какая часть речи спрятана в моей маслёнке, какую часть речи мы готовим все эти дни? (Ответ: глагол). Какая наблюдательность, право! (Открывает маслёнку, достаёт оттуда надпись «Глагол»). Вы совершенно правы! Здорово, великолепно. Дарю вам свой жетончик (Даёт жетончик; в дальнейшем за каждый верный полный ответ). Накопите 5 жетончиков за содержательную работу – получите высшую оценку главного лингвистического повара. О, друзья мои, вижу на столах ваших кружочки разноцветные. А посмотрите-ка на мой чудо-экран! На экране слова: оформляешь, спилишь, стоит, спал, летит, залез, снимал. К какому же блюду, к какой части речи относятся все эти слова и почему? (Ответ: глагол, потому что обозначает действие предмета). Начнём же работать на нашей чудо-кухне, продолжим готовить блюда. Но вкус требует труда! Вот я и вчера в поисках нового соуса бегал по красному полю, сегодня бегаю по жёлтому полю, завтра буду бегать тоже, но уже по зелёному полю. Ой, я уже начал подсказывать. А вот вам первое задание, ученики мои: разделите эти глаголы на группы по общему морфологическому признаку и впишите их в нужные цвета-кружочки, не забудьте мою подсказку о том, как я бегал, бегаю и буду бегать. Ой, молчу, молчу (Дети записывают в красные кружки глаголы прошедшего времени, в кружочки жёлтого цвета – глаголы настоящего времени, в кружочки зелёного цвета – глаголы будущего времени). Что ж, мои хорошие, давайте отложим ручки и посмотрим, что у вас получилось (Дети читают свои ответы). Давайте же ещё раз сделаем вывод: что общего у глаголов в красном кружочке и на какие вопросы отвечают? (Ответ: они все прошедшего времени и отвечают на вопросы что делал? Что сделал?) Браво, браво! Как мы видим, вопросики несколько отличаются. Какой же морфологический признак мы можем узнать по вопросу? (Ответ: вид глагола – совершенный и несовершенный). Похвально, но что обозначают глаголы совершенного и несовершенного вида? (Ответ: глаголы несовершенного вида обозначают незаконченное действие, которое может продолжаться, повторяться, а глаголы совершенного вида обозначают законченное действие, имеющее результат. Поэтому глаголы с вопросом что делал? несовершенного вида, а глаголы с вопросом что сделал? совершенного вида). Я просто обязан дать вам свой жетончик! Что ж, мои юные грамматики, вот вам задачка посложнее, но, чем больше задач вы решаете, тем вкуснее наше блюдо, а сколько удовольствия.... Однако, ближе к делу: перед вами наша электронная доска и уже знакомые вам глаголы. Я предлагаю самому смелому из вас взять свои жёлтые и зелёные кружочки, выйти к доске и написать рядом с глаголами из этих кружочков формы инфинитива. Вот только давайте сначала вспомним, что же это такое? А то я что-то забыл, память моя, память…. (Ответы: инфинитив – неизменяемая форма глагола, не имеет окончания). Спасибо! Теперь мы можем пригласить сюда самого смелого, в то время как вы, ребята, запишите сегодняшнее число, но пропустите строку с названием сегодняшней темы, только на время. И предлагаю вам выполнить это же задание в тетради. (Ученик работает возле доски, записывая: оформляешь - оформлять, спилишь - спилить, стоит – стоять, летит – лететь). Молодец, присаживайся! А кто из вас сможет выйти и выделить окончания в тех глаголах, где они есть? (Ученик выделяет окончания: -ешь, -ишь, -ит, -ит). Скажи нам всем, пожалуйста, а какая гласная появляется в окончаниях каждого из этих глаголов? Подчеркни их. (Ответ: в глаголе «оформляешь» - е, а в остальных – и). А почему же? (Ответ: потому что глагол «оформляешь» 1 спряжения, а остальные – 2 спряжения). Как замечательно, ты получаешь сразу 3 жетончика.

Сейчас вы превратитесь в настоящих сыщиков! Найдите среди этих глаголов тот, в котором есть неизменяемая гласная приставка! (Ответ: оформляешь). Молниеносная сообразительность! Кто назовёт однокоренное существительное от этого глагола? (Ответ: оформление). Отлично! На столах у вас лежат перевёрнутые листочки, на обратной их стороне вы и найдёте только что названное слово и его лексическое значение, которое я предлагаю вам записать в тетрадочку. (Записывают: внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц). Посмотрите ещё раз на слово «оформляешь». Написание какой буквы помимо приставки требует осторожности? (Ответ: о в корне, проверочное слово – оформишь или форма). А теперь, юные таланты, придумайте и запишите предложение со словом «оформляешь», использовав его в своём примере в прошедшем времени (Вариант ответа: Дизайнер искусно оформил детскую комнату).

Как замечательно! Теперь посмотрите на документ-камеру: на столе лежат фигурки с глаголами, которые смешались в одну кучу. Побудьте Золушкой, отберите нужный сорт – глаголы прошедшего времени и положите их под документ-камеру, чтобы все увидели: рисуешь, срубишь, молчит, думал, говорит, резал, ставил. (Ученик кладёт под документ-камеру глаголы думал, резал, ставил).

  1. Постановка проблемы:

Как вы узнали, что это глаголы прошедшего времени? (Наводящие задания: задайте вопрос и посмотрите на морфемы). (Ответ: потому что отвечают на вопрос что делал? и имеют суффикс –л). Потрясающе! Заметили ли вы безударные гласные в этих словах? В какой морфеме находятся безударные гласные в данных глаголах? (Ответ: в суффиксе). Можно ли проверить ударением эти гласные, и перед каким суффиксом они стоят? (Ответ: проверить ударением нельзя, они стоят перед суффиксом –л). Как мило!

Тогда как же мы назовём тему сегодняшнего урока? (Вариант: «Гласная перед суффиксом –л в прошедшем времени глагола»). Замечательно, давайте запишем тему в оставленную пустую строку. (Записывают). А каких целей мы должны достичь до конца нашего занятия? (Варианты ответов: «Научиться определять, какую гласную писать перед суффиксом –л», «Употреблять глаголы прошедшего времени на письме и в речи», «Уметь отличать глаголы прошедшего времени от глаголов настоящего и будущего времени»). Молодцы!  

  1. Открытие нового знания

Слайд с глаголами платил, молчал, сидел.

Прочтите эти слова и скажите, что в них общего? (Ответ: это глаголы). Определите время этих глаголов и докажите своё суждение. (Ответ: это глаголы прошедшего времени, потому что отвечают на вопрос что делал? и имеют суффикс –л). Предлагаю самому смелому знатоку выйти к электронной доске и выполнить морфемный разбор, поставить ударение в каждом слове. (Ученик выполняет, учащиеся выполняют в тетради). В какой части слов находятся безударные гласные? Выделите данную морфему в каждом глаголе. (Ученик выполняет, учащиеся работают в тетради). Вы получаете 3 жетончика.

ГРУППОВАЯ РАБОТА: Сейчас мы разделимся на небольшие группы. 1 группа получит задание, а когда выполнит его, передаст свои результаты следующей группе, чтобы её представители смогли продолжить развивать ваш труд. Итак, 1 группа, образуйте от данных глаголов формы инфинитива и запишите их. (Записывают). Спасибо, передайте свой лист следующей группе. 2 группа, выполните морфемный разбор инфинитивов. (Выполняют, учитель проверяет и корректирует в случае ошибок). Спасибо, передаём следующей группе. 3 группа, подчеркните суффиксы в прошедшем времени перед –л ярким фломастером и суффиксы в инфинитиве перед –ть. (Выполняют). Передаём дальше. 4 группа, у вас ответственная миссия. Сделайте вывод о правописании гласной перед суффиксом –л в прошедшем времени глаголов. (Ответ: чтобы правильно написать гласную перед суффиксом –л в прошедшем времени глагола, нужно образовать форму инфинитива. Какая гласная в инфинитиве перед –ть, такая же гласная перед суффиксом –л в прошедшем времени).

  1. Работа по теме:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГРУППАМ: Внимание, группы! Слайд: та…л. Ребята, я предлагаю вам составить схему по данному примеру, следуя по образцу тех глаголов, которые мы уже разобрали.

ПРИМЕРНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ (ВАРИАНТ):

     

Физкультминутка для глаз. (Видеофрагмент).

  1. Первичное закрепление: Выполним упражнение № 231. (Работа в тетради и 2 ученика возле доски).  

Работа с программной установкой «Votum»:

Выберите правильный вариант написания: а) кушил; б) кушол; в) кушал; г) кушёл. (Учащиеся регистрируются и при помощи пультов выбирают вариант ответа). Посмотрим отчёт: хвалю…. (фамилии).

  1. Итог и рефлексия.

Чему сегодня вы научились на уроке, мои юные гении? Как узнать, какая гласная пишется перед суффиксом –л в прошедшем времени глагола? (Ответы). 

Поднимите руку, у кого 5 и более жетонов. Вы получаете заслуженные пятёрки. А у кого 4 жетончика? Вы получаете свои заслуженные четвёрки. А вот остальным я советую быть поактивнее на следующих уроках.

Давайте запишем домашнее задание: ознакомьтесь с параграфом № 86, упр. № 232, а ещё попрошу вас вспомнить из литературы понятие «эпиграф» и выписать эпиграф к главе из романа «Дубровский», пояснить его значение, почему он взят именно для этой главы и выяснить, в каком времени использован глагол из эпиграфа, выполнить его морфемный разбор.

Какое задание на уроке показалось наиболее интересным? Что было сложным? (Ответы).

ВСЕМ УДАЧНОГО ДНЯ!  

ПРИЛОЖЕНИЯ:

№ 1

ГЛАГОЛ

№ 2

ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)

ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)

ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)

ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)

ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)

ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)

ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)

ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)

ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)

ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)

№ 3

ставил

думал

резал

говорит

молчит

срубишь

рисуешь

№ 4

ЭТАПЫ:

  1. Вход с сервировкой под музыку
  2. Чудо языка
  3. Какие помните части речи?
  4. С какой частью речи работаем уже несколько уроков?
  5. 1 слайд: к какой части речи отнести и почему?
  6. Подсказка и первое задание (цвета)
  7. Что общего у глаголов в красном кружочке?
  8. Какой морфологический признак можно узнать по вопросам?
  9. Что обозначает каждый вид?
  10. Что такое инфинитив?
  11. Работа ученика со слайдом по записыванию инфинитивов.
  12. Выделение окончаний и гласных в них, определение спряжения.
  13. Гласная неизменяемая приставка, образование существительного «оформление»
  14. Работа со словарной статьёй, орфограмма корня с проверочными словами.
  15. Составление предложение с использованием прошедшего времени глагола.
  16. Работа с документ-камерой.
  17. Как вы узнали глаголы прошедшего времени? Заметили безударные гласные вне корня? В какую морфему они входят?
  18. Можно ли проверить эти гласные? Перед каким суффиксом они стоят?
  19. Как назовём тему урока?
  20. Каких целей должны достичь?
  21. 2 слайд: что общего в словах как части речи?
  22. Определите время и докажите.
  23. Поставить ударение и выполнить морфемный разбор.
  24. В какой части слов безударные гласные? Выделите эти морфемы.
  25. Работа по группам (на листе А4): 1 группа – инфинитивы, 2 группа – морфемный разбор инфинитивов, 3 группа – подчеркнуть суффиксы перед л и перед –ть в инфинитивах, 4 группа – вывод.
  26. Проект по разработке схемы по слову «таял»
  27. Физкультминутка
  28. Упражнение 231.
  29. Votum
  30. Чему сегодня вы научились на уроке, мои юные гении? Как узнать, какая гласная пишется перед суффиксом –л в прошедшем времени глагола?
  31. Оценки
  32. Домашнее задание
  33. Рефлексия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»

Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр...

: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

Формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы   н   в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...