Открытый урок по теме "Описание картины И.Попова "Первый снег"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Описание картины И.Попова «Первый снег».

        Тип урока: урок развития речи.

        Методические приёмы: словарная работа, беседа, работа с текстами, сочинение-описание картины.

        Оборудование: тетрадь, тексты, репродукция картины.

        Цели:

  1. Подготовить учащихся к написанию сочинения.
  2. Формировать навык написания связного текста.
  3. Развивать умение работать с текстами.
  4. Формировать чувство прекрасного, любовь к живописи и родному слову.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к уроку, садитесь!

  1. Знакомство с новым материалом.

Учитель:  на дом я задавала написать о первом выпавшем снеге.

Послушаем и посмотрим, каким первый снег увидели авторы сочинений. Молодцы! На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете, явлении увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это не просто, ведь кроме зоркости глаз здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

Вначале обратимся к двум текстам, которые лежат перед вами на партах. Прочитайте их про себя. Читаем вслух выразительно.

Текст №1.

Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце паутинку. В стороны расходились шесть ровных лучиков, напоминающих еловые лапки, а середина была, словно крошечная шестиконечная звёздочка. Как жаль, что снежинка растаяла и красота в один миг исчезла!

Текст №2.

Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестиконечные пластинки с множеством разветвлений различных размеров.

- О чём говорится в этих двух текстах?

- В каком тексте описываются снежинки вообще, а в каком конкретная снежинка?

- О каких признаках предмета сообщается во втором тексте? (Материал, форма, причина образования).

- Как говорится об этих же признаках в другом тексте?

- Почему так различны эти описания? Ведь описывается один и тот же предмет – снежинка.

- Обратите внимание на построение этого текста. Какова его структура?

I. Общее впечатление о предмете

II. Указание на признаки, детали предмета.

Ш. Отношение к предмету.

- Как эта структура реализована в тексте?

1.Какая чудесная снежинка села на мою ладонь.

2.Шестиконечная звёздочка.

3.Жаль, что растаяла красота.

- Заметьте, что первое предложение служит формулировкой основной мысли текста. Доказывает ли автор последующим описание основную мысль? Может ли оставить равнодушным это описание? Не появилось ли у вас желание остановиться и рассмотреть знакомую незнакомку-снежинку?

- Вы сумели проанализировать этот текст-описание. Но как же описать картину самим, как построить работу над сочинением.

Цель нашего сегодняшнего урока: описать картину, понять замысел художника, выразить своё отношение к увиденному.

Мы будем описывать картину И.Попова «Первый снег».

- Рассмотрите внимательно картину и определите жанр?

- Как вы думаете, какое настроение было у автора в момент написания этой картины?

- Чем вызвано это радостное настроение природы и человека?

- Какие предметы окружающего мира вы видите на репродукции?

- Каковы признаки этих предметов?

Тротуары, крыши домов покрыты белым пушистым снегом.

Снег сверкающий, искрящийся, переливающийся на солнце, свежевыпавший, хрустящий, пушистый.

Он может порхать, лететь, валить, сыпать, плавно опускаться, весело кружиться, ослепительно блестеть.

Воздух прозрачный, свежий.

Небо сиреневое, светлое.

Девочки радостные, весёлые, счастливые.

Жители домов, случайные прохожие, собака – все удивлённые, радостные.

- Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно?

- Как достигает художник такое восприятие? Какими средствами он пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как первый снег?

- Запишем в тетрадях словосочетания, которые можно использовать при описании картины.

Скрипящий под ногами снег; белый пушистый ковёр; вкусный запах зимнего воздуха; морозный воздух; дома, покрытые белыми шапками; глубокие следы; крупные хлопья снега; снежинки, похожие на парашютики; темнеющие деревья; прогнувшиеся от тяжести ветки; как в сказке.

- Давайте составим план описания картины.

1. И.Попов – замечательный художник.

2. Город покрылся пушистым одеялом.

3. Сколько радости?! Выпал первый снег!

4. Наконец-то пришла зима!

Спишите план в тетради.

Приступаем к работе на черновиках.

  1. Домашнее задание.

Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание: написать сочинение.

Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

Открытый урок по литературе "Картины зимней природы в лирике Пушкина"

Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 5 классе ставит своей целью лингвостилистический анализ стихотворения А.С. Пушкина  "Зимний вечер". Применяются компетентностно-ориентированн...

открытый урок в 3 классе. "Здравствуй снег, мороз и лыжи".

Урок проходит на улице. Программа " Гармония" Есть презентация....

открытый урок в 3 классе. "Здравствуй снег, мороз и лыжи".

Урок проходит на улице. Программа " Гармония" Есть презентация....

Методическая разработка открытого урока по английскому языку. Тема: Осадки. Типы осадков. Дождь. Снег. Град. Специальные вопросы.

Тема: Осадки. Типы осадков. Дождь. Снег. Град. Специальные вопросы.Цели:Образовательная цель: формирование навыков чтения, перевода и устной речи по теме: Типы осадков, расширение лексической базы, в ...

Урок, 7 класс, русский язык. Сочинение по картине Попова "Первый снег"

В данном документе содержится План-конспект урока, ход урока с деятельностью учащихся и учителя с ууд...

Конспект открытого урока ИЗО в 4 классе на тему "Праздник первого снега"

Тип урока: Урок формирования предметных умений и навыков.Форма: фронтальная, индивидуальная.Цель урока: 1. Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира и характерным особенностям зимы....