Рабочая программа для подготовки к ОГЭ (формат 2015 г.) по русскому языку в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Кива Наталья Григорьевна

Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса .

   В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

  Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

  В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

  С учетом тенденций новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку изменяется содержание и экзаменационной работы в 9-х классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРИОРИТЕТ»

Рассмотрено на заседании

МО учителей социально-гуманитарного

цикла

Протокол № 5 от «_02_» _06_ 2014 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

О.А.Пугина   _________

«_02_» __06__ 2014 г.

Утверждаю

Директор АНО СОШ «ПРИОРИТЕТ»

Е.В.Петрухина ______________

«_05_» __06__ 2014 г.

Рабочая программа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

( для подготовки к ОГЭ формата 2015 г.)

для учащихся __9__ класса

2014-2015 учебный год

Учитель: Кива Наталья Григорьевна

Годовое количество часов: 34       Количество часов в неделю: 1

                           

Москва

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса .

   В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

  Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

  В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

  С учетом тенденций новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку изменяется содержание и экзаменационной работы в 9-х классах.

Общая характеристика структуры экзаменационной работы

В работу по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение и сочинение-рассуждение), а также 9 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых.

Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развёрнутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 16 заданий: 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 9 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях).

Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит  задание с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение),  которое проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.

Значительная часть дидактических единиц содержания контрольных измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме).

 Цель программы:

подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме;

Задачи:

◦ Повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки связной речи;

◦ Развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения учащихся.

Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.

Ожидаемые результаты

К концу учебного года дети должны уметь:

1. Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;

2. Опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования;

3. Соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).

 Курс рассчитан на 34 часа. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.    

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения данного курса ученик должен

Уметь:

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжато);
  • создавать тексты разных типов и стилей речи;
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • свободно, правильно излагать свои мысли в   письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

 При выполнении тестовых заданий:

по словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;

по лексике:        разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;

по морфологии:  распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;

по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;

по синтаксису:      правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты; заменять прямую речь косвенной; выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

по пунктуации:    находить пунктограммы в простом  и сложном предложениях и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 7- 9 классах пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

                                                 

Календарно-тематическое планирование

Сроки изучения

(четверть, дата)

№ п/п

Содержание учебного материала

(наименование темы занятия)

Характеристика деятельности учащихся

План.

Факт.

1 четверть

1(1)

Вводный инструктаж по технике безопасности.   Характеристика структуры и содержания КИМ. Критерии оценивания.

Знакомство с программой  курса. Написание диагностического теста.

2(2)

Задание №1. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

Повторение признаков текста

3(3)

Задание №2. Анализ текста. Лексическое значение слова.

Повторение темы «Лексическое значение  слова», тест

4(4)

Задание №1. Приёмы сжатия текста. Связь предложений в тексте; микротема; ключевые слова.

Приёмы  сжатия текста. Умение сокращать текст, сохраняя количество микротем. Совершенствование навыков учащихся находить ключевые слова в тексте и слова, соединяющие части текста.

5(5)

Стартовая проверочная работа. Написание сжатого изложения.

Написание сжатого изложения после прослушивания аудиозаписи

6(6)

Задание №3.  Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.

Повторение основных изобразительно-выразительных средств языка.

7(7)

Задание №3, №6. Изобразительно-выразительные средства языка.

Определение в тексте изобразительно-выразительных средств. Тест.

8(8)

Задание № 4.  Фонетика. Орфография.  Фонетический анализ слова.

Особенности произношения гласных и согласных в потоке речи – составление таблицы.

9(9)

Задание №4, №5. Правописание корней.

Правописание словарных слов.

Составление алгоритмов:

1) безударные гласные в корне, проверяемые ударением;

2) безударные гласные, не проверяемые ударением

3) чередующиеся гласные в корне.

2 четверть

10(1)

Задание №4,№5. Правописание приставок.

Составление таблицы:

  1. Неизменяемые приставки;
  2. Приставки, оканчивающиеся на –з,-с;
  3. Приставки пре-, при-.

11(2)

 Задание №4, №5. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Правописание сложных слов, наречий, служебных частей речи. Тест.

12(3)

Задание №4,№5. Морфемика и словообразование.

Повторение основных способов словообразования.

Образование степеней сравнения; написание теста по теме.

13(4)

Морфологические признаки самостоятельных частей речи

Определение морфологических признаков самостоятельных частей речи. Отличие прилагательных-причастий, причастий-деепричастий.

14(5)

Задание №4, №5. Безударные гласные в суффиксах разных частей речи

Повторение правописания безударных гласных в суффиксах имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий. Составление таблицы.

15(6)

Задание №4, №5. Правописание -Н-, -НН- в суффиксах различных частей речи.

Повторение правописания -Н-, -НН- в суффиксах имен прилагательных, причастий, наречий. Составление таблицы.

16(7)

Задание №4, №5. Правописание личных окончаний глаголов и

суффиксов причастий настоящего времени.

Спряжение глагола, правописание безударных окончаний глаголов, суффиксов причастий

3 четверть

17(1)

Задание №4, №5Повторный инструктаж по технике безопасности. Безударные гласные в окончаниях существительных прилагательных, причастий, местоимений.

Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений и числительных.

18(2)

Задание №4, №5. Правописание НЕ и НИ.

Составление таблицы «не и ни с различными частями речи»; тест по теме.

19(3)

Задание №6. Типы речи. Стиль текста.

Повторение сведений о типах речи (повествование, описание, рассуждение) и стилях речи.

20(4)

Задание №15. Как писать сочинение-рассуждение по заданному тексту ( 15.1, 15.2, 15.3)

Составление алгоритмов.

21(5)

Промежуточная проверочная работа.

Написание сочинения-рассуждения.

Написание сочинения-рассуждения.

22(6)

Задания №3, №6. Лексика  и фразеология.    Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

Повторение сведений об омонимах, антонимах, синонимах; фразеологизмах; устаревших словах и неологизмах; профессионализмах.

23(7)

Задания №7, №8.  Синтаксис словосочетания и простого предложения. Синтаксические нормы.

Повторение способов связи слов в словосочетании, виды предложений по цели высказывания, интонации, наличии грамматической основы.

24(8)

Задания №8, №11. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Повторение способов выражения ГО, односоставные предложения.

25(9)

Задания №9, №10. Осложненное простое предложение. Однородные члены предложения.

Обобщить знания об однородных членах предложения  и расстановке знаков препинания при них.

26(10)

Задание №9.  Обособленные определение и приложения.

Знаки препинания при обособлении согласованных и несогласованных определений.  

Знаки препинания при обособлении приложений.

4 четверть

27(1)

Задание №9.  Обособленные обстоятельства.

Знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Уточняющие члены предложения.

28(2)

Задание №9, №10. Знаки препинания в

предложениях со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания при вводных (вставных конструкциях) и обращении

29(3)

 Задание №11, №12, №13, №14. Синтаксический анализ сложного предложения

Знаки препинания в БСП, ССП, СПП.

30(4)

Задание №12, №14. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в

сложносочиненном и в сложноподчиненном

предложении

Сочинительные, подчинительные союзы. Знаки препинания в ССП, СПП.

31(5)

Задание №13, №14. Сложные предложения с разными видами связи между частями

Повторение  и систематизация  знаний учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.

32(6)

Нормы речи

Повторение форм сравнительных прилагательных; образование форм мн. ч. существительных, местоимений, глагола.

33(7)

Итоговое тестирование.

Написание тренировочной работы.

34(8)

Анализ итогового тестирования.

Анализ выполненной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Государственная итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Курс по выбору «Готовимся к устной части ОГЭ п...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Русский язык » 9 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Русский язык »  9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Кружок «ПЕСЕННО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ПЛАН В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» (7 класс)

Программа предназначена для учащихся 12-13 лет и рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю (7 классы).Данная программа внеурочной деятельности построена по типу клуба - Английский творческий клуб, где ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ПО ВЫБОРУ«ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» ДЛЯ 9 КЛАССАНА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД...