Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему

Зацепина Наталья Викторовна

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad.docx70.43 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

ГОУ СПО ТО «Ефремовский химико-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

для студентов второго курса заочной формы

Ефремов

2014

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО), Базисного учебного плана, Примерной образовательной программы для студентов заочной формы обучения.

Организация разработчик: ГОУ СПО ТО «Ефремовский химико-технологический техникум»

Разработчики:

Зацепина Наталья Викторовна, преподаватель первой квалификационной категории

         ............................................................................................................................................

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

………………………………………………………………………………………  

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рабочая программа рекомендована предметной (цикловой) комиссией гуманитарных и экономических дисциплин

Утверждена «…….» ……………………..201….. г.

Председатель методической комиссии: Шуклин В.В.

Согласовано:

Заместитель директора по  учебной работе: Саратова Е.Е.

Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пышет, говорит, думает. Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности

Д.С. Лихачев

Центральное понятие речевой культуры - языковая (литературная) норма - это общепринятые правила произношения, словоупотребления, использования грамматических, стилистических и других языковых средств в определенный период развития языка. Различают нормы: орфографические (написание), орфоэпические (произношение), лексические (словоупотребление), морфологические (употребление грамматических форм частей речи), синтаксические (строй предложения, согласование, управление и др.), интонационные. Рассмотрим некоторые основные нормы литературного языка и проанализируем типичные речевые и грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

I. Лексические нормы современного русского литературного языка

Лексические нормы - это правила применения слов в речи. Слово должно использоваться в том значении (прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Например, объявление в газете: «Требуется носитель английского языка!» Таким образом, точность словоупотребления (выбор слова, сочетаемость или несочетаемость лексических единиц) - важнейшее условие нормативности речи.

Упражнение 1. Проанализируйте уместность употребления выделенных слов в предложениях.

  1. Письмо дошло до адресанта.
  2.  Студенты экономичного факультета.
  3.  Игра артистов произвела огромное воздействие.
  4.  Перервать отношения с другом.
  5.  Ужасно красиво кругом.
  6.  В классе сильно слабые ученики.
  7.  Прошлое не играет никакого значения.
  8.  На будущий день началось обсуждение текущей работы.
  9.  Принимать желательное за действительное.
  10.  Вопиющие достижения ученых.

Упражнение 2. Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Планирование, просчет вашей кухни, гостиной, спальни, детской комнаты и т.д. происходит бесплатно. 2. В деле повышения производства мы используем новые альтернативы. 3. Это слишком трудно и многолико отвечать за всю безопасность. 4. Коллектив учителей разрабатывает учебный материал таким образом, чтобы дети быстрее усваивали проходящий материал. 5. Имидж - это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни, его действий. 6. Партнер - это соучастник какого-либо действия, события, игры. 7. Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала. 8. Учитель изобразил на доске план выполнения работы. 9. Можно было привести ряд чисел, касающихся всех сторон жизни этой республики. 10. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких и других заболеваний. 11. Трудно определить стандарты загрязнения из-за неполной и спорной технологической и биологической информации. 12. Известно, что Родион, когда появился на сцене, был весьма разбалованным ребенком. 13. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков. 14. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья. 15. Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 16. Коллектив треста досрочно завершил возведение двухпутного железнодорожного моста через Волгу и запланированных подъездных коммуникаций.

Упражнение 3. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. В нашем лицее происходит углубленное изучение профилирующих предметов. 2. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 3. Мы используем индивидуальный подход, учитывая интересы и способности ребенка. 4. Вы должны туда собственноручно сходить. 5. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию. 6. Алексей Вавилов, уже второй год обучаясь в университете Стокгольма, является там признанным лидером. 7. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в городе является подготовка к зиме.

Лексические ошибки связаны и с понятием речевой избыточности, которую порождают такие формы многословия, как плеоназм и тавтология.

Плеоназм (от греч. pleonasmos - излишество) - оборот речи, содержащий лишние слова (главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак). Разновидностью плеоназма является тавтология (от греч. tauto - то же самое, logos - слово) - повторение однокоренных слов (умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь).

Упражнение 4. При необходимости исправьте предложения, устраняя повторение однокоренных слов или употребление слов, не вносящих нового значения. Проанализируйте ошибки.

   1. Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства. 2. Всем пришлось работать напряженно, чтобы в срок выполнить срочную работу. 3. Корабли приближались все ближе и ближе к берегу. 4. Строители внезапно и неожиданно ускорили темпы строительства и теперь строят даже в выходные дни. 5. Новая техника помогает сделать более легким трудоемкий труд рабочих. 6. Для достижения намеченной цели пришлось объединить воедино усилия всех участников. 7. Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.
8. Индейцы – коренные аборигены Америки. 9. Рабочим выплачена зарплата за май месяц. 10. Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен. 11. Появилась свободная вакансия. 12. Во главу угла поставлена задача обеспечения людей товарами первой необходимости. 13. Напишите, пожалуйста, свою автобиографию. 14. В нем заговорила его собственная гордость.

Упражнение 5. Найдите примеры речевой избыточности.

Долгие и продолжительные аплодисменты. Информационное сообщение. Памятный сувенир. Мужественный и смелый человек. Тем не менее, однако, вам следует написать объяснительную записку. Интенсивные продолжительные тропические ливни. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. По песку ступали ступни ее ног. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих. Тренер тренирует молодых спортсменов. Избиратели избрали достойного человека. Текст выступления отредактирован уважаемым редактором. Варить варенье. Расцвели белые цветы. Следственные органы расследовали. Подрубку пласта ведет врубовая машина. Магазин букинистической книги. Он не мог оставаться в стороне от семейных конфликтов как муж женщины и отец детей. Машинный парк обновили новыми машинами. Силы мира сильны как никогда! Монументальное искусство. Монументальный монумент. На рабочем месте необходимо беречь каждую минуту времени. В мае месяце оборот денежных средств составлял 6 000 000 рублей. Старый ветеран нашего предприятия. Хронометраж времени. Хронометраж производственных процессов. Состоялась первая премьера. Этот план требует корректив и поправок. Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации. Наряду с достижениями был отмечен и ряд недостатков. В заключение рассказчик рассказал следующее. Не без труда наши коллеги справились с этим трудным и сложным заданием. Сверх запланированной нормы рабочие сдали торгующим организациям 20% сверхплановой продукции. Продолжительность процесса горения 15 секунд. Как и следовало ожидать, все разъяснилось на следующий день. В ответ на наш запрос мы получили следующий ответ. Незаконный оборот наркотиков. Незаконные бандформирования. Незаконное растаскивание имущества.

Упражнение 6. Перепишите, исправляя стилистические ошибки (устраните тавтологию).

Сатирическая карикатура, прейскурант цен, памятный сувенир, выступающий оратор, оплата платежей, автобиография жизни, нарисовать рисунок, проливной ливень, коллега по профессии, мемориал памяти, демобилизоваться из армии, изобразить образ, народный фольклор, перспектива на будущее, впервые дебютировать, сегодняшний день, показывать высокие показатели.

Очень богат наш язык синонимами - словами, близкими по своему значению. Синонимы способствуют более глубокому, всестороннему описанию явлений действительности, делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль.

Упражнение 7. Выберите из слов, стоящих в скобках, нужный синоним к прилагательным в словосочетаниях.

1. Наблюдательный человек (приметный, приметливый). 2. Уклончивый ответ (дипломатичный, дипломатический). 3. Сердитый взгляд (злостный, злой). 4. Ясное дело (понятное, понятливое). 5. Замкнутый характер (скрытый, скрытный). 6. Выгода (экономическая, экономичная).

Упражнение 8. Подберите синонимы к прилагательным в данных ниже словосочетаниях.

Безоблачное небо, безоблачная жизнь; беспокойный человек, беспокойный взгляд; важное событие, важная осанка; горькие слова, горькое разочарование; громкая фраза, громкий процесс; особенный подход, особенное внимание, особенный человек; ясная ночь, ясная мысль.

Чистое, ясное небо; безмятежная, спокойная, ничем не омраченная жизнь; неугомонный, заботливый человек; тревожный, смятенный взгляд; значительное, большое, существенное событие; величественная, гордая, величавая, царственная осанка; скорбные, горестные слова; большое, огорчительное разочарование; трескучая фраза; шумный, скандальный, сенсационный процесс; особый, специфический подход; необычное, особое, большое внимание; необычный, исключительный человек; светлая ночь; четкая, стройная, логичная мысль.

Упражнение 9. Перепишите. Укажите в каждом синонимическом ряду то слово, которое синонимом не является.

Смелый, отважный, воинственный, храбрый, бесстрашный; большой, вместительный, громадный, гигантский, огромный; маленький, небольшой, незначительный, миниатюрный, крошечный; беда, катастрофа, бедствие, несчастье, неприятность; спор, дискуссия, перебранка, полемика, диспут; бой, состязание, битва, сеча, сражение; просить, кчянчить, упрашивать, приказывать, умолять; защищать, хранить, отстаивать, охранять, оберегать, разговаривать, беседовать, говорить, спорить, толковать.

Упражнение 10. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия.

Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.

Учтивый, деликатный, обходительный, любезный.

Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться.

Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, окостенеть, застыть, замереть.

Хохотать, фыркать, хихикать, прыскать, гоготать.

Упражнение 11. Составьте словосочетания, соединив данные синонимы со словами, стоящими в скобках.

  1.  Весть, сообщение, известие, уведомление (из училища, из дому, с телефонного узла, из лицея).
  2.  Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, характер, человек).
  3.  Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие).

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи. Омонимы – это слова, совпадающие в произношении и написании, но имеющие разные значения. Паронимы – это однокоренные слова, разные по значению, но сходные, хотя и не тождественно, по звучанию.

Упражнение 12. Сравните значения слов:

  1. после глагола уплатить употребляется предложная конструкция, после глагола оплатить – беспредложная.
  2.  предоставить – 1) Отдать в распоряжение, пользование (предоставить помещение под общежитие, предоставить нужные материалы); 2) Дать возможность, право что-либо сделать (предоставить решить спор самим);

представить – доставить, предъявить, сообщить.

  1. поверка – 1) Проверка времени, инструментов; 2) Перекличка с целью проверить наличие состава людей;

проверка – установление правильности чего-либо, соответствия чему-либо.

  1. практический – относящийся к практике, связанный с нею;

практичный – выгодный, удобный по каким-либо качествам.

  1. экономический – относящийся к экономике, хозяйственной деятельности;

экономичный – выгодный в хозяйственном отношении.

  1. статус – правовое положение.

статут – устав, положение о чем-либо.

Упражнение 13. Выберите правильный вариант.

  1. Уплатить за проезд по железной дороге – оплатить проезд по железной дороге – оплатить проезд – уплатить по счету – оплатить счет – оплатить за счет.
  2. Прошу представить мне отпуск – предоставить мне отпуск – ему представилась возможность (дана возможность) – ему представилась (возникла, появилась) - предоставьте доказательства - представьте доказательства.
  3.  Проверка документов - вечерняя поверка - поверка часов - на утренней проверке не была выкрикнута его фамилия.
  4.  Практичное применение знаний - практическое применение знаний -   практическая цель - практические вопросы - практичные вопросы - практическая деятельность - практичная деятельность.
  5.  Экономическая политика - экономичная машина – экономическое мыло - экономичный порошок.
  6.  Статут ООН - статус ООН - статус независимого государства.

Упражнение 14. Выберите из скобок нужное слово.

1. Письмо дошло до (адресата, адресанта) вовремя. 2. В короткий срок удалось (освоить, усвоить) многие методики исследования. 3. Тем, кто спускался в глубь Баренцева моря, (одели, надели) теплое белье, а поверх него – (искусно, искусственно) сделанные гидрокостюмы. 4. Когда слово (представили, предоставили) известному поэту, зал (зааплодировал, поаплодировал). 5. Бухгалтерия должна (оплатить, платить) временному сотруднику зарплату. 6. Команда, непрерывно работая, (обрела, приобрела) свое лицо. 7, Этот руководитель всегда проявляет (внимательность, внимание) к людям. 8. Климат и особенность произношения в английском языке пагубно отражаются на (голосовых, голосистых) связках. 9. На участке значительная часть почвы (каменная, каменистая). 10. Я (оцениваю, расцениваю) ваше выступление как клевету. И. В моей жизни это было самое (памятное, памятливое) событие. 12. Пока шло расследование, злоумышленник надеялся, что его (поступок, проступок) останется безнаказанным. 13. Нужно уметь находить и использовать (скрытые, скрытные) резервы производства. 14. Проверка проводилась без (согласования, согласованности) с директором. 15. В озере (отображались, отражались) прибрежные деревья и кустарники.

Упражнение 15. Проанализируйте, какие слова в приведенных парах могут выступать как варианты одного и того же слова, какие слова различаются по значению.

Обусловить — обуславливать, паритет - приоритет, факт - фактор, кушать — есть, ноль - нуль, диктант - диктат, диктант - диктовка, экономичный - экономический, обговорить - оговорить, верить - веровать, ныне - нынче, одеть - надеть, основание - обоснование, представить - предоставить, поэтичный - поэтический, взимать - изымать.

Упражнение 16. К каждому существительному подберите нужное по смыслу слово и запишите образованные вами словосочетания.

Темперамент - жест (артистичный, артистический); ряд - личность (гармоничный, гармонический), ось - насыпь (земная, земляная), ветку - сопротивление (сломить, сломать); уважение - средства (снискать, сыскать); отпуск - доказательства (представить, предоставить); скот - обед (сытый, сытный); совет - тон (педагогический, педагогичный).

Упражнение 17. Прочитайте. Объясните различие в значениях данных слов (используйте словари паронимов или толковые словари русского языка).

  1.  Экскаватор, эскалатор; эстакада, эскапада; обаяние, обоняние; невежа, невежда; крепостной, крепостник; ампир, вампир; поступок, проступок; дипломник, дипломант; диалектик, диалектолог; миграция, эмиграция.
  2.  Одеть, надеть; смириться, примириться; оплатить, заплатить; усложнить, осложнить; усвоить, освоить; представить, предоставить; уделить, оделить.
  3.  Пунктуальный, пунктуационный; социальный, социалистический; индивидуальный, индивидуалистический; стационарный, станционный; жилой, жилищный; хищнический, хищный.

Упражнение 18. Перепишите, исправляя ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Водяной стадион, костяная фишка, переменчивый ток, аналитический ум, древесная стружка, костяной мозг, динамический стереотип, придворный этикет, электронный микроскоп, тыльный госпиталь, песчаный берег, ледовый поход, злачные растения, идеалистические взгляды, экстремистские условия, туристический лагерь, шутливая пьеса, патриотические чувства, подвижный состав.

Упражнение 19. Отредактируйте текст.

1. На вокзале висит объявление «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не был больным.

          Упражнение 20. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.

Ясность, понятность речи зависят и от правильного употребления в ней иностранных слов. Заимствованные слова в языке появляются в результате общения одних народов с другими, в результате политических, экономических и культурных связей между ними. Неправильное использование иноязычных слов чаще всего связано с незнанием точного их смысла.

         

Упражнение 21. К словам иноязычного происхождения подберите синонимы. Пользуйтесь словами для справок.

Антагонизм, антология, апелляция, апатия, гуманитарный, дефект, дифирамб, индифферентный, коммюнике, конфронтация, паритет, патетический, раритет, ресурсы, тенденциозность, трансформировать, феноменальный.

Слова для справок: балласт, безразличный, верификация, гимн, запасы, изъян, источники средств или доходов, исключительный, необычайный, непримиримое противоречие, обжалование, общественный, одинаковое положение, официальное сообщение, полный пафоса, преобразовать, предвзятость, преувеличенная похвала, противостояние, равнодушие, реноме, сборник избранных произведений, страстный, что-либо редкое, репутация, груз, проверка истинности теоретических положений.

         Упражнение 22. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения:

а) респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр;

б) мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный;

в) амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.

Упражнение 23. К указанным словам подберите синонимы (слова, близкие по значению).

Прозорливый, эксперимент, концентрировать, конфликт, навигация, рапорт, теория, экстренный, элегантный, интеллект, контакт, контраст, пассивный, территория, эрудиция, универсальный, уникальный, тавтология, рецензия, критерий, интервал, грандиозный.

Для создания образности и эмоциональности речи служит фразеология русского языка. Фразеологические обороты - устойчивые словосочетания, образующие смысловое единство. Фразеологизмы могут образовывать ряды смысловых синонимов, различающихся между собой внутри каждого ряда оттенками значений. Например, фразеологизмы работать засучив рукава - работать в поте лица - работать не покладая рук имеют общее значение «усердно работать». Выбор того или иного фразеологического оборота зависит и от присущей ему стилистической окраски (книжная, разговорная, просторечная и т.д.). Например, приказать долго жить - оборот с книжной окраской, а сыграть в ящик, ноги протянуть, коньки отбросить имеют просторечную окраску. Как правило, фразеологические обороты воспроизводятся точно в том виде, в каком они закрепились в языке. Неоправданное употребление фразеологизма противоречит нормам литературного языка. Часто встречаются неправильные сочетания: играет значение (вместо играет роль или имеет значение); взять себе львиную часть (вместо львиную долю) и т.д.

Упражнение 24. Проверьте себя, отметив правильный вариант:

1) уморил червячка - заморил червячка; 2) положить в долгий ящик - отложить в долгий ящик; 3) ушел не солоно похлебавши - ушел не солоно хлебавши; 4) выросла занятость - возросла занятость.

Упражнение 25. Считаете ли вы приведенные ниже выражения правильными? Выскажите свое мнение.

1. Этого мало, потому что перед нами сейчас стоит вторая, большая половина задачи, большая по трудности. 2. Мы сделали большую половину работы. 3. Это две большие разницы. 4. Большая половина фабрики была в огне. 5. В конце XVIII в. Польшу четвертовали на три неравные половины.

Упражнение 26. Замените приведенные ниже слова устойчивыми выражениями.

Навсегда, заискивать, замолчать, пешком, красноречив, пустомеля, угодничать, разоблачать, помалкивать, ротозейничать, плакать, родиться, наживаться, усиливаться, отчаиваться, препятствовать, изводить, самоустраняться, плакать, умереть.

Упражнение 27. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Обращайтесь к справочному материалу.

Без царя в голове, биться как рыба об лед, бить отбой, восходящая звезда, голубая кровь, дать ход, денег куры не клюют, денежный мешок, дело в шляпе, держать себя в руках, днем с огнем, заячья душа, играть первую скрипку, как из-под земли вырос, как по маслу, наставлять на ум, на заре жизни, не в своей тарелке, опустить крылья, рукой подать, себе на уме, семимильными шагами, сорить деньгами, упустить из виду, у черта на куличках, хозяин своею слова.

Материал для справок: ветер свистит в карманах, выйти из себя, дело табак, держать в уме, дрожать над каждой копейкой, душа нараспашку, за тридевять земель, как рыба в воде, как сквозь землю провалился, как сыр в масле катается, на закате дней, не робкого десятка, ни гроша за душой, под самым носом, положить под сукно, последняя спица в колеснице, расправить крылья, семь пятниц на неделе, сбивать с пути, со скрипом, стоять на своем, угасшее светило, хоть пруд пруди, на каждом шагу, черепашьим шагом, черная кость.

Упражнение 28. Подберите к данным фразеологизмам синонимические и антонимические устойчивые выражения.

Душа в душу, засучив рукава, золотое дно, играть на руку (кому- либо), идти ва-банк, книга за семью печатями, кошки скребут на душе, намылить шею (голову), петь дифирамбы, поднять голову, положа руку на сердце, раззвонить во все колокола, рука об руку, рукой подать, семи пядей во лбу, сломя голову.

Не разлей водой - как кошка с собакой; до седьмого пота - спустя рукава; через пень колоду; дойная корова - черная дыра; лить воду на чью-то мельницу - вставлять палки в колеса; была не была, со щитом или на щите, трус не пьет шампанского, будь что будет - не зная броду, не суйся в воду; лучше синица в руке чем журавль в небе; китайская грамота - проще пареной репы; ад кромешный в сердце - отлегло от сердца; в душе розы и соловьи; задать перцу - гладить по шерсти; курить фимиам - обливать грязью; воспрянуть духом - повесить нос, опустить руки; выложить как на духу - кривить душою; кричать на всех перекрестках - тихой сапой; плечом к плечу - кто в лес, кто по дрова; под самым носом - за тридевять земель, у черта на куличках; ума палата - звезд с неба не хватает; без царя в голове, олух царя небесного; дубовая (садовая) голова, пороха не изобретет; во весь дух (опор) - нога за ногу, черепашьим шагом.

Упражнение 29. Подберите: а) синонимы-фразеологизмы к данным словам; б) синонимы - слова к данным фразеологизмам.

ОБРАЗЕЦ, первенствовать - играть первую скрипку; закусить язык - замолчать.

  1.  Сосредоточиться, болтать, враждовать, дружить, грустить, мечтать, обманывать, мешать, разоблачать, разозлить, бездельничать, опоздать, озадачить, медлить, заскучать, бодрствовать, молчать, отругать, надоесть, преувеличивать, защитить.
  2.  Души не чаять, зарубить на носу, положить зубы на полку, жить душа в душу, выносить сор из избы, беречь как зеницу ока, заблудиться в трех соснах, глядеть сквозь пальцы, витать в облаках, держать ухо востро, проще пареной репы, вывести на чистую воду, держать в ежовых рукавицах, работать спустя рукава, остаться с носом, стричь под одну гребенку, не лезть за словом в карман, вариться в собственном соку, душа нараспашку, держать камень за пазухой, купить кота в мешке, свалиться как снег на голову, сидеть на бобах, сесть в калошу.

II. Грамматические нормы современного русского литературного языка

  1. Употребление форм имен существительных

ЗАПОМНИТЕ:

* В русском языке к мужскому роду относятся слова: банкнот, ботинок, выхухоль, георгин, довесок, зал, занавес; картофель, корректив, погон, рельс, рояль, толь, эполет;

- к женскому роду: бакенбарда, бандероль, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, туфля, чинара;

- иностранные фамилии на -ов и -ин имеют в творительном падеже окончание -ом, в отличие от русских фамилий, имеющих окончание –ым (сравни: Власовым и Даренном).

*В русском литературном языке употребляются следующие формы существительных в родительном падеже множественного числа (одни без окончаний, другие с окончаниями):

 - существительные мужского рода: пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок (НО: апельсинов, гектаров, мандаринов, помидоров, рельсов, томатов); среди армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган (НО: калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); несколько ампер, ватт, вольт (НО: граммов, килограммов),

 - существительные женского рода: нет барж, вафель, оглобель, кочерег, долей, свечей (НО: игра не стоит свеч);

 - существительные среднего рода: нет верховьев, низовьев, коленей, яблок, остриев, болотцев, кружевцев, блюдец, зеркалец, полотенец.

* В русском языке слова: будни, грабли, заморозки, сумерки, ясли не имеют форм единственного числа.

 * Некоторые имена существительные мужского рода второго склонения в именительном падеже множественного числа в зависимости от стиля речи имеют окончание —ы (-и) или —а (-я): директора, повара, НО инженеры, лекари и т.д.

Различаются по смыслу формы: пропуски (недосмотры) - пропуска (документы) и др.

Упражнение 30. Выберите правильный вариант. Обоснуйте свой выбор.

Черное кофе - черный кофе, красная георгина - красный георгин, больная мозоль - больной мозоль, густая тушь - густой тушь, великолепный зал - великолепная зала, травяная шампунь - травяной шампунь, холеная бакенбарда - холеный бакенбард, покрыть крышу толем - покрыть крышу толъю, правам туфля - правый туфель, розовый фламинго - розовое фламинго, вкусный киви - вкусное киви, крепкий виски - крепкое виски, белая лебедь - белый лебедь, маринованная иваси - маринованный иваси, зеленый Сочи - зеленые Сочи, мой протеже - моя протеже - мое протеже, программу вела талантливый журналист - программу вела талантливая журналист, в комнату вошла молодая хирург Иванова - в комнату вошла молодой хирург Иванова, широкий просек - широкая просека, лопнул левый рельс - лопнула левая рельса.

Упражнение 31. Вставьте окончания имен существительных, мотивируйте свой выбор.

В этом мертвом лес..., пожалуй, была своя поэзия. В «Лес...» Островского с большим талантом выписаны все персонажи пьесы. Рассказ, написанный Грин..., был «Остров Рено». При всей быстроте избранного Чаплин... темпа его не покидала уверен., .ость в своей правоте. От него не было ни слух..., ни дух.... С мир... по нитке. Деревья в вишневом садДекорации в «Вишневом сад...» были искус., .но сделаны. Согласно план... нам необходимо пр...быть вовремя.

Упражнение 32. Найдите ошибки в употреблении падежных форм, мотивируйте свой ответ.

1. Девочке хотелось купить все эти куклы. 2. Мы наблюдали пролетающий спутник Земли. 3. Совхозный сад занимает свыше ста гектар. 4. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. 5. Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано Дарвином. 6. Купите мне пару чулок и две пары носок. 7. Сегодня можно было ясно увидеть на небе Сириуса. 8. Просим все лица, имеющие билеты, занять свои места. 9. Документы нужно оформить к первому августа. 10. Собран большой урожай помидоров. 11. Разделите все это на несколько равных долей. 12. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй. 13. В ночь на второе ударил сильный заморозок.

Упражнение 33. Объясните ошибки в употреблении форм числа имен существительных.

 1.Наши знакомые принадлежат к различным социальным средам. 2. Неправильные выражения нередко встречаются в речах детей. 3. Партизаны часто попадали в окружения. но смело вырывались из них. 4. Все цехи завода работают на полную мощность. 5. В представлениях героев Чернышевского все было по-другому. 6. В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения. 7. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

  1. Употребление форм имен прилагательных

ЗАПОМНИТЕ:

• При полной форме имени прилагательного, употребленной в именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме - могут (сравни: он болей ангиной - неправильно: он больной ангиной).

  • Не употребляются формы более лучший, более худший и.т.п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.
  • Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного (сравни: он богатый и умный - неправильно: он богатый и умен).
  • Многие прилагательные имеют краткую форму на -ен, а не -енен: бедственный - бедствен, бессмысленный - бессмыслен и т.д.

Упражнение 34. Исправьте ошибки, мотивируйте свой выбор.

1. Ученик был способный к математике. 2. Подобный ответ бессмысленен. 3. Мы были еще в более худших условиях. 4. Стихи были удачные по содержанию и по форме. 5. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 6. Комната низкая для такой мебели. 7. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 8. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 9. Ученик всегда подтянутый, всегда одет по форме, культурный в обращении. 10. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 11. Его вклад в работу был существенен. 12. Самый способнейший студент. 13. Это произведение более худшее. 14. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях.

Упражнение 35. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.

1. Мой брат очень (талантливый, талантлив) и (способный, способен). 2. Сделать уборку быстро не удалось, потому что пылесос оказался (неисправный, неисправен, неисправным). 3. Кто из вас (виноватый, виноват), кто (правый, прав) - разберемся беспристрастно. 4. Он из тех людей, которые (способные, способны) на самопожертвование. 5. С возрастом угловатая девочка превратилась в (красивую, красивейшую, наикрасивейшую) девушку. 6. Этот перевал наиболее (опасный, опасен, опаснейший) для перехода в зимнее время. 7. Как показала проверка, факты, указанные в письме, (верны, верные). 8. Эта женщина всегда (милая, мила) и (очаровательная, очаровательна). 9. Дети остались очень (довольные, довольны, довольными), что экскурсия состоялась. 10. В Никитском саду растут (редчайшие, наиредчайшие, самые редкие) породы деревьев. 11. Уроки русского языка стали удивительно (интересные, интересны, интереснейшие). 12. Необходимо завершить работу в самое (близкое, ближайшее) время и в (кратчайшие, наикратчайшие) сроки.

3. Употребление имен числительных.

ЗАПОМНИТЕ:

  • Собирательные числительные двое – десятеро употребляются:

- только с существительными, обозначающими лиц мужского пола;

- с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении человек);

- с существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое саней);

- с существительными, обозначающими детенышей животных (семеро козлят);

- с личными местоимениями мы, вы, они (нас было трое).

  • Собирательные числительные не употребляются с одушевленными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола.
  • При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав; при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово.

Упражнение 36. Исправьте ошибки, мотивируя свой выбор.

  1. Корабль находился на орбите 383 суток. 2. Износ оборудования составляет 56,5 процентов. 3. Было закуплено 22 ножниц. 4. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 5. Наша библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 6. Машины стояли у обоих ворот. 7. Надо добавить полтора полные стакана муки. 8. Наш город отметил двестипятидесятилетие. 9. Поймали трое зайцев. 10. В спектакле задействованы двое новых героинь.

Упражнение 37. Выберите правильный вариант.

  1. Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров. 2. Этот переход составил около четырехсот шестидесяти пяти километров. 3. Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвертого года. 4. Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года. 5. Я обоими руками голосую за нее. 6. Я обеими руками голосую за нее.

Упражнение 38. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

  1. Обеспеченность населения продуктами первой необходимости составляет 85,7 (процента, процентов). 2. Из 21 (участника, участников) соревнования особенно выделились (три, трое) спортсменок. 3. Начинать свое дело с (пятиста, пятистами, пятьюстами) тысячами – значит провалить дело с самого начала. 4. Отец воспитывал (трех, троих) детей. 5. У (обоих, обеих) претенденток на медаль равные шансы.

Упражнение 39. Составьте словосочетания со словами.

  1. Два – двое (друзья, герои, мнения, бакенбарды, ягнята, сани). 2. Три – трое (рельс, граждане, испытатели, шахматы, ножницы, домохозяйки, неожиданности). 3. Четыре – четверо (гуси, малыши, сироты, здания, брюки, щенки). 4. Пять – пятеро (строители, профессора, сутки, буквы, детишки, студентки). 5. Шесть – шестеро (ученики, спортсмены, хитрости, мечты (формы р.п. мн.ч. вообще нет). 6. Семь – семеро (мы, больных, слоны, лица).

4. Употребление местоимений.

ЗАПОМНИТЕ:

  •  Формы для ней, от ней носят разговорный или устарелый характер.
  •  Местоимения ихний в русском языке нет.
  •  Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.
  •  Собирательные существительные (студенчество, беднота, группа, народ) нельзя заменять местоимением в форме множественного числа.
  •  Возвратные местоимения свой, себя указывают на лиц, которые производят действие.

Упражнение 40. Выберите правильный вариант.

1. Для ней нет имени. 2. Для нее нет имени. 3. Ихний ребёнок. 4. Их ребенок. 5. Около его толпился народ. 6. Около него толпился народ. 7. Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, ее захватила полиция. 8. Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла. 9. Она писала дочери в письме, что ей следует приехать. 10. Она писала дочери, что той следует приехать. 11.В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 12. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 13. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок. 14. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершенных им ошибок. 15. Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к себе. 16. Каждый предлагает, чтобы почтенный гость приехал к нему.

Упражнение 41. Исправьте ошибки.

1. Жилец попросил дворника отнести вещи к себе. 2. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад. 3. Мальчик теперь сирота, отец умер, когда ему было три года. 4. Сзади его шла нагруженная машина. 5. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в начале месяца. 6. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 7. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они ждали их с большим нетерпением, надеясь хорошо отдохнуть. 8. Больной попросил сестру налить себе воды. 9. Партнерские отношения развивались таким образом, что они были выгодными для лиц, курировавших наиболее важные отрасли народного хозяйства, и, может быть, даже являлись для них единственным условием движения вперед. 10. Первое выступление молодого артиста принесло ему большой успех, и от него можно ждать много в дальнейшем. 11. Вся команда собралась у тренера и просила предоставить им следующие два дня для отдыха.

Упражнение 42. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант.

1. Валерий Брумель преодолел планку, установленную на 38 см выше (своего, его роста). 2. Он опытный работник и знает все тонкости в (своем, его) деле. 3. Герои картины борются за (их, свои) права, но власти не признают их. 4. Троекуров уважал Дубровского и не прочь был (свою, его) дочь выдать замуж за Владимира. 5. Все это было интересно, а главное - помогло нам всесторонне обсудить это волнующее для всех (их, нас) событие. 6. В первый же погожий день мать взяла детей с (ней, собой) на прогулку.

5. Употребление форм глагола

ЗАПОМНИТЕ:

•В литературном языке не употребляются формы 1-го лица ед. ч. настоящего или будущего простого времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и некоторых других. Отсутствующие формы выражаются описательно: могу очутиться, сумею убедить.

•В современном русском языке нет форм ложит, ездиет, а есть только кладет, но положит; ездит.

  • Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида.
  •  Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение -страдательное и возвратное, что создает неясность смысла. Например, выпускники направляются в разные уголки нашей страны (сами или их направляют?).
  •  Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом- сказуемым или окружающей лексикой.
  •  Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Например, исправленная рукопись редактором - неверно, следует заменить на: 1) исправленная редактором рукопись или 2) рукопись, исправленная редактором.
  •  Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному; переносить оборот не следует. Например, горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов - неверно, следует заменить на: 1) горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад или 2) состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.
  •  Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. Например, читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки, надо: читая статью (прочитав) и отмечая (отметив) нужный материал, я всегда делаю выписки.
  •  Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Например: Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.
  •  Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода.
  •  Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, в котором подлежащее логически выражено: Подходя к лесу, мне стало холодно.

Упражнение 43. Выберите правильный вариант.

1. Он часто (ложит, кладет) вещи на стол. 2. Он ложится в больницу. 3. Я (ощущу, смогу ощутить) это, когда сам испытаю нечто подобное. 4. Я (побежду, смогу победить, одержу победу). 5. Я (убежу, убеждю) его в правильности решения. 6. Результаты (подытоживовалнсъ, подытоживались). 7. После лекции слушатели нередко задерживаются в аудитории. 8. После лекции слушатели нередко остаются в аудитории. 9, После лекции слушателей нередко задерживают в аудитории. 10. Он (откликается, откликался) на события окружающей жизни и (отмечал, отмечает) зарождающиеся в ней явления. 11. Чтобы правильно (составить, составлять) документы, необходимо тщательно (изучить, изучать) документоведение. 12. В центре повести представитель (нарождающего, нарождающегося) класса. 13. На собрании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников, (отсутствующих, отсутствовавших) по уважительным причинам. 14. Мечет икру. 15. Мечет гром и молнии. 16. Метает гром и молнии. 17. Метает петли, шов.

Упражнение 44. Исправьте ошибки, мотивируя свой ответ.

1. Магазин закрывается продавцом ровно в восемь вечера. 2. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примеси. 3. Внук часто одевается бабушкой. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Деталь бросается в ванну, а затем вымывается. 6. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 7. Где вы слыхали об этом? 8. По совету врача больной полоскает горло раствором соды. 9. Цветы сохну ли в вазе. 10. Дверь открывается автоматически. 11. Собранный урожай отправляется в разные уголки по железной дороге, по воздуху и по воде. 12. Наш отдел неоднократно премировался.

Упражнение 45. Исправьте предложения.

1. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. 2. Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром. 3. Подъехав к терминалу, состав разгрузят за короткое время. 4. Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки. 5. Делая разработку чертежа, у нас возникли разногласия по поводу целесообразности этого аппарата. 6. Выполняя маневр и сохранив дистанцию, поезд приблизился к опасном переезду. 7. Ездя в Петербург, можно узнать необычайно интересные вещи. 8. Проходя по перрону, у меня появилась интересная мысль. 9. Поданный состав машинистом точно остановился на переезде. 10. Состав, поданный машинистом, точно остановился на переезде.

Упражнение 46. Найдите правильное употребление деепричастий.

1. Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания. 2. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза. 3. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня. 4. Уезжая из родного города, мне стало грустно. 5. Пользуясь этими средствами защиты, ваши руки останутся невредимыми. 6. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать.

III. Синтаксическая стилистика

1. Согласование сказуемого с подлежащим

 

ЗАПОМНИТЕ:

• При подлежащем, выраженном именем существительным с собирательным значением (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных, и в единственном числе, если подлежащее обозначает неодушевленные предметы.

  • При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе.
  • При составном числительном, оканчивающемся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе.
  • При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде.
  • При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в единственном числе.
  • При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе.
  • При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами. Например, «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым; НО «Отцы и дети» И.С. Тургеневым сказать нельзя, так как следует добавить наименование; нужно говорить: роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым.
  • При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет. Например, вагон-кафе расположен (а не расположено); кафе-столовая отремонтирована.

Упражнение 47. Выберите правильную форму сказуемого.

1. Большинство студентов нашей группы успешно (защитило, защитили) курсовой проект. 2. Еще один ряд предложений (возник, возникли) у главного инженера. 3. Меньшинство сотрудников все-таки (проголосовало, проголосовали) против. 4. (Засеяно, засеяны) сто двадцать гектаров. 5. Несколько сотрудников (отказалось, отказались) от сверхурочной работы. 6. Три заявления о приеме на работу (лежали, лежало) на столе. 7. Тридцать два человека (работало, работали) на новом участке. 8. Сто сорок один депутат (участвовал, участвовали) в работе сессии. 9. На строительство нового объекта (получена, получено) миллион долларов. 10. Тысяча человек (отправилась, отправились) на переподготовку. 11. (Прошли, прошло) годы. 12. (Прошло, прошли) полтора часа. 13. Многие студенты нашего вуза (работали, работало) летом на производстве. 14. Много сотрудников этого предприятия (прошло, прошли) переподготовку в связи с требованиями, предъявляемыми к современному специалисту. 15. (Новый, новая) эколог города (выступил, выступила) с заявлением.

Упражнение 48. Найдите ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого.

1. Фирма «Иванов и К°» образована совсем недавно. 2. «Иванов и сыновья» образованы два года назад. 3. «Волгоградская шина» выбралась из долговременного кризиса. 4. Предприятие «Волгоградская шина» выплатило все долги. 5. «Московские новости» выходит раз в неделю. 6. Газета «Московские новости» завоевала популярность своих читателей. 7. Плащ- палатка лежал в свернутом виде. 8. Стенд-витрина отражала основные направления деятельности нашего предприятия. 9. Витрина-стенд помещен в вестибюле.

Упражнение 49. Выберите нужный вариант.

1. Группа студентов-первокурсников (занимается, занимаются) в спортзале. 2. Собака Кинг (пропала, пропал) два дня назад. 3. (Прошло, прошли) четыре дня, обусловленные контрактом. 4. Администрация завода, особенно замдиректора и главный инженер, много времени (уделяет, уделяют) решению социальных проблем. 5. (Построено, построены) три новых дома для переселенцев. 6. Абсолютное большинство хорошо (подготовлены, подготовлено) к сдаче экзамена. 7. Двое других свидетелей (подписало, подписали) протокол. 8. В Москву (было, были) свезены девяносто тысяч пудов колокольной меди.

2. Предложения с однородными членами.

ЗАПОМНИТЕ:

  •  Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия. Например: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель.
  •  Можно опускать одинаковые предлоги при перечислении однородных членов предложения, но нельзя опускать разные предлоги.
  •  Однородные члены предложения могут быть выражены морфологически неодинаковыми словами: Вошел юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке. Но не сочетаются как однородные члены имя существительное и неопределенная форма глагола. Нельзя говорить: Я люблю английский язык и решать примеры.

Упражнение 50. Исправьте предложения, объясняя ошибки.

1. Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины. 2. На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес. 3. В срок сданы жилые объекты, документация на них, квартиры для сотрудников. 4. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 5. Организована производственная практика студентов на заводах, промышленных объектах и фирмах-производителях стройматериалов. 6. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии (нельзя, чтобы однор. были сущ. и инф.) 7. В соревнованиях принимали участие представители разных вузов города: строительный университет, экономическая академия, железнодорожный университет. 8. На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях была развернута широкая реклама (нельзя опускать разные предлоги).

3. Некоторые случаи управления

ЗАПОМНИТЕ:

  •  Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор предлога и падежа (сравни: оперировать с точными фактами вместо правильного оперировать точными фактами и т.д.)
  •  Предлоги благодаря, вопреки, согласно употребляются с дательным падежом имени существительного.
  •  Предлоги в - на и их антонимы из - с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде на поезде, вернуться с кухни - из кухни.
  •  Предлог в употребляется с названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств, учебных заведений, территорий с ограниченным пространством: е Туле, в Индии, в техникуме, в поле и т.д.
  •  Предлог на употребляется с названиями гор, предприятий, при обозначении территорий (без ограничения пространства): на Алтае, на почте, на дворе холодно и т. д.

•Предлог благодаря употребляется с причинами, вызывающими желательный результат: благодаря помощи товарищей.

  •  Следует различать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления: беспокоиться о ком-нибудь - тревожиться за кого-нибудь.
  •  Некоторые глаголы имеют при себе одновременно два дополнения, и выбор нужного падежа зависит от смысла: обеспечить кого (что) чем - обеспечить кому (чему) что (сравни: обеспечить школьников учебниками - обеспечить больному хороший уход).
  • Следует избегать конструкций с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предложения (дом племянника жены кучера брата доктора).

•Нельзя сочетать в одном предложении родительный субъекта и родительный объекта (последовательное изложение ученика материала урока - последовательное изложение учеником материала урока).

  •  При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если они требуют одинакового падежа и предлога (читать и конспектировать книгу).

Упражнение 51. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Докладчик оперировал с непроверенными данными. 2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 3. Русские народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития. 4. Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с ними. 5. Ответ по заявлению был получен немедленно. 6. После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения дисциплины. 7. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам. 8. Посевы производились согласно указаний агронома. 9. Мой брат недавно вернулся с Крыма. 10. В выходной день мы с товарищем были в опере.

Упражнение 52. Укажите, правильно ли выбран падеж дополнения при глаголе с отрицанием в следующих предложениях.

1. Некоторые ученики не выполняют домашние задания. 2. Успехи наших физкультурников не должны заслонять недостатки, которые все еще имеются. 3. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка. 4. Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон работы. 5. Некоторые мастера не приняли участие в розыгрыше первенства страны по шахматам. 6. Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая. 7. К сожалению, я нечасто получаю писем из дому.

Упражнение 53. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Мать сильно беспокоилась за сына. 2. Решимость прогрессивных сил во всех частях света не допустить новую войну вселяет в нас уверенность в победу дела мира. 3. К концу года вы должны будете отчитаться о проделанной работе. 4. Мы наблюдали за солнечным затмением. 5. Мальчик бросил камнем в воду. 6. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе? 7. Необходимо своевременно обеспечить школам достаточное количество топлива на зиму. 8. Успокойтесь, выпейте воду. 9. В итальянском фильме показывается, как молодежь ищет работу. 10. В целях дальнейшего улучшения качества воспитания подрастающего поколения культурно-просветительные учреждения усилили свою работу. 11. Проверка отделения работы группы установила ряд недостатков. 

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Обведите в кружочек номер нужных вариантов.

  1. Отметьте фразы, в которых допущены грамматические ошибки.
  1. От родных не было ни слуха ни духа. 2) Жизненный путь героя тяжел и трагичен. 3)  Татьяне свойственно тонкое понимание русской природы. 4) Декорации в «Вишневом саде». 5) Деревья в вишневом саду. 6) Мужество проявилось летчиком. 7) Газета «Аргументы и факты» опубликовали скандальную статью. 8) С миру по нитке. 9) Умереть от голоду.

  1. Отметьте фразы, в которых допущены грамматические ошибки.
  1. В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения. 2) Жизненный путь героя тяжелый и трагичный. 3) Его вклад в работу был существен. 4) Ослабление морозов предсказано синоптиками. 5) Помощь брата была весьма своевременна. 6) Аргументировать с непроверенными фактами. 7) Оплатить за проезд. 8) Одеть шляпу на голову. 10) Гордиться своим происхождением.

3. Отметьте словосочетания, в которых допущены речевые ошибки

1) командировочное удостоверение; 2) переменчивый ток; 3) костный мозг; 4) аналитический ум; 5) рыбный хвост; 6) командировочный человек; 7) военный билет (документ); 8) военное звание; 9) добротная улыбка.

 

4. Отметьте словосочетания, в которых допущены речевые ошибки.

 1) сатирическая карикатура; 2) внутрипартийная демократия; 3) его автобиография; 4) мощный удар; 5) удачный дебют; 6) свободная вакансия; 7) первый пионер; 8) монументальное искусство.

 

5. Отметьте предложения, в которых НЕТ речевых ошибок

 1) В стихах Есенина особую роль имеют сравнения. 2) Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева. 3) На собрании царила мертвая тишина. 4) Эти выводы играют большое значение. 5) Слово представляется председателю нашего собрания. 6) Спектакль отменили, и все вернулись домой. 7) Утром был обнаружен труп мертвого человека. 8) В команде противников хромала защита. 9) Я бегом побежала в лес.

6. Отметьте предложения, в которых НЕТ речевых ошибок

 1) Он негодовал от возмущения. 2) Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому. 3) Он одел пальто и вышел на улицу. 4) К весне световой день постепенно увеличивается. 5) В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа. 6) В рассказе «Муму» рассказывается… 7) Эти стихи я выучил на зубок. 8) Пушкин связан крепкими узами с декабристами. 9) Осенью возобновились проливные дожди.

  1. Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки
  1. Кофе был очень вкусный. 2) Ловкая шимпанзе кормила детеныша. 3) Он приобрел билет с плацкартом. 4) Карьера его не состоялась 5) И на покорную рояль властительно кладем мы руки. 6) На юге нас измотал жар. 7) Ваш протеже меня подвел. 8) Купили белую рояль. 9) Зала не отремонтирована.
  1. Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки

 1) В спектакле заняты двое героинь. 2) Мы не спали четверо суток. 3) Они преодолели путь в триста километров. 4) Пошел в магазин с двести рублями. 5) Башня высотою около четырехсот метров. 6) Собралось около тысяча человек. 7) Не хватило триста рублей. 8) Родился в тысячу девятьсот пятом году. 9) Был знаком с пятью присутствовавшими.

 

9. Отметьте словосочетания, в которых допущены грамматические ошибки

 1) ихний ребенок был плохо воспитан; 2) он дружил с обоими сестрами; 3) с миру по нитке; 4) умереть от голода; 5) жара в печке так и не было; 6) у ней плохое воспитание; 7) устали обей руки; 8) его положут в инфекционное отделение; 9) не ложъте зеркальце на стол.

 

10. Отметьте словосочетания, в которых допущены речевые ошибки

 1) представить к награде; 2) рыбная чешуя; 3) сытный обед; 4) приобрел абонемент; 5) командировочный человек; 6) экономичный факультет; 7) представить слово; 8) добротная мебель; 9) жилищная площадь квартиры.

11. Отметьте предложения, в которых НЕТ речевых ошибок

 1) В образе Екатерины изображен протест. 2) Дожди возобновились вновь. 3) На собрании царствовала разноголосица. 4) Пушкин связан тесными узами с декабристами. 5) В гостиной Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение. 6) Лектории выполняют большую роль. 7) Стеклянные витрины магазинов. 8) В магазин пришли первые посетители. 9) Проверка документов.

 

12. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки

 1) Получение прибыли желаемо всеми предприятиями. 2) При первой же встрече они быстро нашли общий язык. 3) Огурцы собираются на огороде. 4) Синоптики предсказали потепление. 5) Летчики проявили мужество. 6) Злостный прогульщик. 7) Памятное событие. 8) Понятливое дело. 9) Голосистые связки.

 

13. Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки

 1) Объехать вокруг памятника. 2) Белены объелся. 3) Обтянуть на диван материю. 4) Вы так обрадовали нас своим приездом. 5) Семен - парень славный, для старших обходительный. 6) Перервать отношения с другом. 7) Хорошая оценка в сочинении. 8) Поставить книгу на полку. 9) Лицом похож в мать.

 

14. Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки

 1) Печалиться за уехавших детей. 2) Горы пленили нас из-за своей красоты. 3) Наживал на каждой паре по сорок копеек. 4) Плескать водой в лицо. 5) Плакала о павших героях. 6) Мы подошли до дома. 7) Летом отдыхали в Кавказе. 8) В Украине своя валюта. 9) Занимался на кухне.

 

15. Отметьте словосочетания, в которых допущены речевые ошибки

 1) воинский билет; 2) масленый взгляд; 3) наводной мост; 4) одеть ребенка; 5) сборочный пункт; 6) масляной блин; 7) посеребренные крючки; 8) библиотечный абонент; 9) цветные ощущения.

16. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки

 1) Незваный гость хуже татарина. 2) Всем миром жалимся. 3) Ломоносов так же вот с рыбарями ехал. 4) Взаимообразные расчеты не всегда выгодны. 5) Ваше выступление было веским и значительным. 6) Я оцениваю ваши слова как клевету. 7) Его поступок остался безнаказанным. 8) В фильме отображались события уходящего года. 9) Надо находить скрытые резервы производства.

 

17. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки

 1) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение. 2) Дипломник своевременно представил свою работу. 3) Творчество М.А. Булгакова обладает большими художественными особенностями. 4) Тихо затаив дыхание, ребята слушали рассказ. 5) Он купил себе новый дипломат. 6) Руководители надеются на руководящие указания. 7) В срок выполнить срочную работу. 8) Объединить воедино усилия всех участников. 9) Индейцы - коренные аборигены Америки.

 

18. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки

 1) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально. 2) Популярность этой певицы растет с каждым днем. 3) Этот человек произвел на меня большое впечатление. 4) Он выбрал самый короткий путь к дому. 5) Ученики внимательно слушали рассказ учителя. 6) Он оказал на меня неизгладимое впечатление. 7) Трудоемкий труд рабочих. 8) «Пойдемте вешаться!» (объявление). 9) На вокзале работает носильник.

 

19. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки

 1) В стихах Есенина особую роль играют сравнения. 2) Героем рассказа «Ионыч» является доктор Старцев. 3) Нам представилась возможность увидеть уникальную коллекцию. 4) Характер Раскольникова в романе противоречив. 5) Сказал глубокую благодарность артистам. 6) У нас в гостях гость из Белоруссии. 7) Целеустремленно стремится к своей цели. 8) Бороться за правое дело. 9) В прошедшие дни прошли снегопады.

 

20. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки

 1) Ректорат принял важное постановление. 2) Старичок оказался очень поворотным. 3) Он увидел девочку из соседнего дома. 4) Живописный лес тянется вдоль реки. 5) Я встречался с профессором всего два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге. 6) Это случилось глубокой весной. 7) Солнце яркое встает - будет жаркий день. 8) Я люблю смотреть телевизор по вечерам и с пристрастием. 9) Я горжусь своим другом.

 

21. Отметьте предложения, в которых речевых ошибок НЕТ:

 1) Заведующий лабораторией был занят. 2) Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков. 3) Имидж - это образ, надуманный для показа внешних качеств человека. 4) Воздвигнуть памятник на родине поэта решили к юбилею. 5) Завод выполняет продукцию для села. 6) Очень трудно готовить годичный отчет. 7) Она была экономичной хозяйкой. 8) Он надел ей на палец кольцо. 9) У него был землистый цвет лица.

 

22. Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки

 1) Когда мы долго не приходим, родители очень скучают за нами. 2) Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. 3) Не теряя времени зря, мы собрали вещи. 4) Андрей не отрывал от березы очарованный взгляд. 5) Наша группа отличается от других. 6) Большое внимание уделено на тесную связь. 7) Меня известили о начале операции. 8) Все восхищались его умению красиво говорить. 9) Я был принят на работу согласно заявлению.

 

23. Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки

 1) Угнал Филя у самойловских арендателей трех лошадей. 2) Мой брат интересуется марками. 3) Свои силы нужно вкладывать в необходимое для людей дело. 4) Он не терял ни бодрости, ни надежды. 5) Я броюсъ безопасным лезвием. 6) Весьма непростая вещь - актерская популярность. 7) Ветер мгновенно расправил парус. 8) Прибывающий состав на пятый путь отправляется в парк. 9) Из-за врача больной выздоровел.

 

24. Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки

 1) Мостик, по которому шел эскадрон, гремел под копытами. 2) Вышила цветочек девочка, который напоминал звездочку. 3) Все книги, которые я прочитал, стали моими друзьями. 4) Встречи прошли со студентами, на которых выступили писатели. 5) Это дом, в котором я родился. 6) Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались на гору. 7) Новая книга, казалось, что будет иметь успех. 8) Студент сказал, что он не готов к ответу. 9) Новость, которую я узнал, меня потрясла.

 

25. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки.

 1) Дед бросил на меня опасливый взгляд. 2) Более лучшие условия для работы. 3) Произвела приятное впечатление на всех. 4) Страшно смешной рассказ. 5) Он преклонил перед ней колени. 6) На дне сундучка хранились ценные сокровища. 7) Его разжаловали в солдаты. 8) Дело дошло до рукоприкладства. 9) В нашей жизни надвигались радостные события.

26. Отметьте словосочетания, в которых допущены речевые ошибки

 1) барбарисовый куст; 2) безголосый певец; 3) совершить безумие; 4) берестяные грамоты; 5) бессердечие его отношения к родным; 6) устал до бесчувственности; 7) блистающие глаза; 8) взводный курок; 9) он чувствовал себя виноватым.

Список использованной и дополнительной литературы

  1.  Ахременкова Л.К. «Пятерка» шаг за шагом. - М.: Просвещение, 1999.
  2.  Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  3.  Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  4.  Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Лихачев В.П. Культура и техника речи. - Ростов н/Д: РГУ, 1994.
  5.  Вишнякова О.В. Паронимы современного русского языка. - М.: Русский язык, 1981.
  6.  Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М.: Высшая школа, 1998.
  7.  Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М.: Высшая школа,

1986.

  1.  Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1989.
  2.  Горбачевым К. С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1989.
  3.  .Егорова А.А. Репетитор по русскому языку. - Ростов-н/Д: Феникс, 1997.
  4.  Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Книга, 1985.
  5.  Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высшая школа, 1987 и последующие издания.
  6.  Розенталь Д.Э., Голуб КБ. Секреты стилистики. - М.: Айрис, 1996.
  7.  Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М., 2000.
  8.  Сморщок М.Ф. Сборник диктантов и лексика-стилистических упражнений. - Минск: Высшая школа, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Разработано для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах"....

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа по курсу "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа дисциплины  "Русский язык и культура речи" для средних профессиональных учебных заведений....

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для специальности Сестринское дело....

Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов разработана в соответствии с приказом  Департамента образования и науки Костромской области №1312  от 10.08.201...