Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Дуренкова Светлана Анатольевна

Рабочая программа для профильного 10 класса по русскому языку (по программе А.И.Власенкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_profil_10.docx150.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тазларово

 муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

«Рассмотрено и принято на заседании                                  «Согласовано»                                                             «Утверждаю»

ШМО учителей гуманитарного цикла»                      заместитель директора по УВР                              директор МОБУ СОШ с.Тазларово                                                                                                                                                                       Протокол №  1  от 28.08.2014г                                      МОБУ СОШ с.Тазларово                                        М Р Зианчуринский район РБ

руководитель МО

___________/Душанбаева И.Р./                                   ____________/Аккубикова А.Ф./                                     __________/Душанбаев А.Р./

                                                                                              29 августа 2014г                                                  Приказ № 125  от 30 августа 2014г

02-20

Рабочая программа учителя

высшей квалификационной категории

Дуренковой Светланы Анатольевны

по русскому языку  (профильный уровень)                                                                                                                                

для 10 класса                                                                                                                                   

                                                                                                 2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на профильном уровне в объеме 102 часов (3 ч. в неделю) и составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

•  воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;

•  развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

• применение полученных знаний и умений в речевой практике.

         Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности обучающегося путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.

                                                  Общая характеристика учебного предмета

      Главное направление программы – сосредоточение внимания учащихся не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на других элементах художественного произведения, создаваемых словом, - на образах-персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход важен для полноценного восприятия произведения, для глубокого понимания роли слова в произведении.

      Это определило цели обучения русскому языку:                                                                                                          

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;

• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

• применение полученных знаний и умений в речевой практике.

        Период обучения в 5-11 классах охватывал практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода и направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенции.

          Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

          Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

           Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

          Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:

воспитать гражданина и патриота; сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;

развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития; готовность к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.

           

Содержание курса русского языка в 10 классе.

Введение в науку о языке. Язык как общественное явление. Функции языка. Русский язык в современном мире. Экология языка. Индоевропейская семья языков. Краткие сведения из истории: старославянский, церковно-славянский, древнерусский языки. Деятельность Кирилла  и  Мефодия: славянская азбука.

Языковая система. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка.

Фонетика. Графика. Классификация звуков. Фонема. Понятие о фонетической позиции. Позиционные чередования звуков. Фонетическая транскрипция. Ударение. Интонация. Орфоэпия. Ударение в орфоэпии. Художественные возможности русской фонетики. История русской графики. Реформы орфографии. Орфографические словари.

Лексика. Системные отношения в лексике русского языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия, синекдоха.  Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Активная и пассивная лексика языка. Общеупотребительные и  необщеупотребительные  слова. Лексические нормы. Важнейшие словари русского языка. Фразеология. Фразеологические единицы. Источники фразеологизмов.  Фразеологические словари.

Морфемика и словообразование. Классификация морфем. Исторические изменения в структуре слов. Связь морфемики с этимологией. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы словообразования. Словообразовательные средства выразительности.

Морфология. Грамматическое и лексическое значение слова. Классификация частей речи в русском языке. Классы слов, не входящие в части речи. Омонимия частей речи. Грамматические средства выразительности.

Орфография. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии. Трудные случаи правописания слов. Правописание частей речи ( существительных, прилагательных, , числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц).

Синтаксис и пунктуация. Виды и средства синтаксической связи. Единицы синтаксиса. Типы подчинительной связи в словосочетании. Интонационные и грамматические признаки предложения. Основные виды предложения. Предикативная основа предложения. Морфологические способы выражения главных и второстепенных членов предложения. Синтаксическая синонимия. Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами. Обособленные и уточняющие члены предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Текст как речевое произведение. Синтаксис текста, целостность, связность.

Речь и речевая деятельность. Виды речевого общения. Речевая ситуация. Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного и устного высказывания. Выбор речевой тактики. Устная и письменная речь.

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык в контексте культуры. Слова с национальным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса по русскому языку.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

•  функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

•  понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

•  проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

•  проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

•  оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение:

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

•  извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

•  применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

•  применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

•  для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

•  углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

•  совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

•  развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

•  самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы по русскому языку в 10 классе

 

Проверка орфографической и пунктуационной подготовки учащихся Подготовка учащихся в области русского правописания включает следующие компоненты:

1)  владение орфографическим и пунктуационным анализом (опознавание, дифференциация и квалификация орфографических и пунктуационных явлений в разном по сложности языковом материале);

2)  владение навыками правописания в условиях специфических форм письма (разные виды диктантов);

3)  владение навыками правописания в условиях естественного письма (свободный диктант, письменное переложение текста, собственное высказывание).

Проверка речевой подготовки учащихся Речевая подготовка (коммуникативная компетенция) учащихся  включает в себя речеведческие знания и формируемые на их основе умения в различных видах речевой деятельности, в первую очередь — в чтении и письме.

Проверка речеведческих знаний Речеведческие знания проверяются на уровне способов действия: учащиеся должны знать основные признаки понятий стиля, типа речи, текста и опираться на них в работе с языковым материалом (текстом). Знание научных определений (дефиниций) не является обязательным и в содержание проверки не входит.

В качестве измерителей рекомендуется использовать следующие типы заданий:

—  задания тестового характера с выбором ответа, проверяющие знание основных признаков речеведческих понятий;

—  понятийно-направленный анализ текста, оформленный в виде развернутого письменного или устного ответа.

В качестве проверочной работы в 10 классе используются   сочинения. С помощью сочинения определяется уровень сформированности продуктивных речевых умений: умения писать на тему, подчинять высказывание определенной мысли, выделять в нем микротемы, составлять план сочинения, в соответствии с задачей речи и основной мыслью высказывания устанавливать стиль и жанр сочинения, решать вопросы композиции текста, соблюдать логическую последовательность в изложении материала, соотносить с замыслом типологическую структуру текста, соблюдать правила построения типовых фрагментов текста, нормы литературного языка и требования точности, коммуникативной целесообразности и выразительности речи. По жанру сочинения учащихся сориентированы на портретный или проблемный очерк, путевые заметки, эссе.

Оценка уровня усвоения программного материала может быть проверена  при помощи комплексных контрольных работ, построенных по типу заданий части А и Б единого государственного экзамена

                                Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ с.Тазларово для  изучения учебного предмета «Русский язык» на профильном (гуманитарном) уровне отводится следующее количество часов в 10 классе: 102 часа (3 часа в неделю).

           Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

           Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

           Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • ИКТ;
  • метод проектов;
  • исследовательские работы обучающихся;
  • технологии творческих мастерских;
  • технология подготовки к ЕГЭ;
  • игровые технологии.

            Формы промежуточного контроля в 10 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тестирование, изложение, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, лингвистический, речеведческий, комплексный анализы текста.         

       

Программа рассчитана на 102 часа, в том числе для проведения запланировано: 

Комплексных контрольных работ

 Сочинений

Лингвистический анализ текста

7

4

8

                           

                                  Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во часоов

Тип урока

Элементы опорного (базового) содержания образования

Элементы повышенного (функционального) содержания образования

Основные виды деятельности на уроке, результаты обучения

Форма контроля

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение в науку о языке (11 часов)

1

Вводный урок

1

Урок

Взаимоотношения русского

Навык работы с учеб-

Знать: о роли русского язы-

Фронталь-

01.09

о русском языке

объясне-

языка с языками коренных на-

ником

ка как национального языка

ный опрос

ния но-

родов России; роль языка

русского народа, об отраже-

вого ма-

на международной арене

нии в языке культуры и ис-

териала

тории народа.

Уметь: объяснять с помо-

щью словаря значения слов

с национально-культурным

компонентом

2

Язык как обще-

1

Комби-

Язык как общественное явле-

Принципы выбора

Знать: некоторые особенно-

Речевой

03.09

ственное явле-

ниро-

ние. Основные функции языка

и организации языко-

сти развития русского языка,

самокон-

ние. Функции

ванный

и их реализация в речи. Разно-

вых средств в соответ-

что такое речь, формы речи,

троль

языка

образие форм русского национального языка.

ствии со сферой, ситуацией и условиями

речевая ситуация. Уметь: оперировать терми-

3

Русский язык -

1

Комби-

04.09

государственный

ниро-

во. Язык и культура. Русский

речевого общения

нами при анализе языкового

язык Российской

ванный

язык в современном мире: в меж-

явления.

Федерации и язык

дународном общении, в межна-

Иметь представление о со-

межнациональ-

циональном общении

циальной сущности языка

ного общения

4

Русский язык

1

Комби-

Взаимоотношения русского язы-

Навык работы с учеб-

Знать: о роли русского язы-

Фронталь-

08.09

в современном

ниро-

ка с языками коренных народов

ником

ка в мире.

ный опрос

мире. Экология

ванный

России; роль языка на междуна-

Уметь: объяснять с помо-

языка

родной арене. Формирование

нравственной культуры через

возрождение грамотного языка,

пути выхода из языкового кризиса

щью словаря значения слов с национально-культур компонентом.

Иметь представление

о проблемах экологии языка и путях выхода из языкового кризиса

5

Индоевропей-

ская семья языков.

Русский язык

как один из ин-

доевропейских

языков. Славян-

ские языки

1

Комби-

ниро-

ванный

Взаимоотношения русского

языка с языками народов мира.

Генетическая классификация

языков. Индоевропейская семья

языков. Славянские языки

Навык работы с учебником, справочной литературой

Знать: о роли и месте русского языка в индоевропейской системе языков.

Иметь представление о генетической классификации

Языков

Фронталь-

ный опрос

10.09

6

Краткие сведе-

ния из истории

русского языка;

старославянский,

церковно-славянский и древне-

русский языки

1

Комби-

ниро-

ванный

Язык и история народа. Три пе-

риода в истории русского языка:

период выделения восточных

славян из общеславянского

единства и принятия христиан-

ства; период возникновения

языка великорусской  народности

Краткие сведения

о выдающихся отечественных лингвистах,

лингвистические новации посл.лет.

Понимание необходимости бережного, сознательного

Знать: общие сведения

об истории языка в соответствии с опорным (базовым) и повышенным уровнем содержания общего образования.

Уметь: оперировать терминами при анализе языкового

Термино-

логический

диктант

(понятия

по языко-

знанию)

11.09

в ХУ-ХУП вв.; период выработки норм русского национального языка

отношения

к русскому языку как к национальной ценности

явления; организовывать совместную учебную деятельность

7

Краткая история

славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия: славянская

азбука (глаголица и кириллица)

1

Комби-

ниро-

ванный

История славянской письменности, исторические условия ее

развития. Две системы письма:

глаголица и кириллица

Навык работы с учебником, справочной литературой

'

Знать: общие сведения

об истории славянской письменности, о происходящих

в русском языке изменениях,

его взаимосвязи с другими

языками.

Уметь: организовывать совместную учебную деятельность

Творче-

ский дик-

тант

15.09

8

Национальный

русский язык

и его разновид-

1

Комби-

ниро-

ванный

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.Современный русский литера-

Умение работать с учебной и справочной литературой

Знать: общие сведения

о разновидностях русского

языка и путях формирования

Устный

опрос

17.09

ности. Совре-

менный русский

литературный

язык

турный язык, пути его формирования

с

современного русского литературного языка

9

Функциональные

стили. Свойства

литературного

языка. Языковая

норма. Диалекты.

Жаргоны. Про-

сторечие

1

Комби-

ниро-

ванный

Активные процессы в русском

языке на современном этапе.

Понятие нормы, основные нор-

мы русского языка

Функции русского

языка как учебного

предмета

Знать: о культуре речи, языковой норме и происходящих

в русском языке изменениях,

о его взаимосвязи с другими

языками.

Уметь: объяснять с помо-

щью словаря значения слов

с национально-культур.компонентом

Беседа,

проблем-

ные зада-

ния

18.09

10

Становление

русского литературного языка

1

Комби-

ниро-

ванный

Язык и общество. Язык и куль-

тура. Язык и история народа.

Три периода в истории русского

языка. Становление русского

литературного языка

Умение работать с учеб-

ной и справочной литературой

Знать: общие сведения о периодах в истории развития

языка в соответствии с опорным (базовым) / повышенным уровнем общего образования

Устный

опрос

22.09

11

Контрольный

диктант. Тест

1

Темати-

ческий

контроль

ЗУН

Определение уровня усвоения

изученного материала. Работа

над ошибками

Умение классифици-

ровать ошибку, пра-

вильно объяснять графически орфограмму

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изучен-

ные орфограммы

Тренинг,

практикум

24.09

ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА

12

Понятие о систе-

1

Объяс-

Язык как система / механизм /

Совершенствование

Знать: систему и уровневую

Постановка

25.09

ме и структуре

нение

устройство. Грамматика и сло-

навыков поисково-ис-

структуру языка, связь уров-

и решение

языка. Уровневая

нового

варь как два компонента струк-

следовательской, эм-

ней языка и основных разде-

проблемы

организация язы-

мате-

туры языка. Лексические и грам-

пирической, эвристи-

лов языкознания.

(самостоя-

ка. Основные

риала

матические значения. Грамма-

ческой деятельности

Уметь: опознавать языковые

тельно,

единицы разных

тические категории. Граммати-

единицы, проводить различ-

в группе)

уровней языка

ческие правила и их типы: пред-

ные виды их анализа; соблю-

писывающие, разрешающие,

дать в практике письма ос-

конфликтно-разрешающие. Уров-

новные правила орфографии;

ни языка. Модели языка. Ос-

организовывать совместную

новные языковые единицы: фо-

учебную деятельность

нема, морфема, слово, словосо-

четание, предложение, текст

Фонетика. Графика (10 часов)

13

Классификация

1

Комби-

Понятия фонемы, открытого

Выразительные сред-

Знать: изученные орфо-

Беседа,

29.09

фонетических

ниро-

и закрытого слогов. Звуки рус-

ства русской фонети-

граммы, классификацию зву-

проблем-

единиц русского

ванный

ского языка и их классифика-

ки. Благозвучие речи,

ков русского языка.

ные зада-

языка. Звуки рус-

ция. Выразительные средства

звукопись как изобра-

Уметь: соблюдать в практи-

ния

ского языка и их

русской фонетики

зительное средство

ке письма основные правила

классификация.

орфографии и пунктуации,

Фонема

в практике речевого обще-

ния - основные произноси-

14

Понятие о фоне-

1

Комби-

Понятия фонемы, фонетической

тельные, лексические, грам-

Беседа,

01.10

тической пози-

ниро-

позиции (сильная и слабая). По-

матические нормы современ-

проблем-

ции (сильная

ванный

зиционные чередования звуков

ного русского языка; произ-

ные зада-

и слабая). Пози-

речи, причины чередований.

водить орфографический

ния

ционные чередо-

Особенности фонетической

и фонетический разборы

вания звуков ре-

транскрипции

чи.Фонетич

транскрипция

15

Ударение в рус-

ском языке. Ин-

1

Комби-

нированный

Особенности русского словес-

ного ударения. Логическое уд

Выразительные средства русской фонети-

Знать: основные требования

к интонационно правильной

Беседа,

проблем-

02.10

тонация. Смыс-

лоразличитель-

ные функции интонации. Основные требования

к интонационно

правильной вы-

разительности

речи

ки. Благозвучие речи,

звукопись как изобра-

выразительности речи.

Уметь: производить орфо-

графический и фонетический

разборы; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные,

лексич, граммат нормы совр русского языка

ные за-

дания

Комби-

нированный

16

Орфоэпия. Про-

износительные

нормы совр литературного языка

и культура речи.

Ударение в орфоэпии

1

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы совре-

менного литературного произношения и ударения в русском языке

Роль ударения в сти-

хотворной речи

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфогр и пунктц,

в практике речевого обще-

ния - основные произноси-

тельные, лексические, грамматич нормы совр русского языка

Орфоэпи-

ческий

диктант

06.10

17

Художествен-

ные возможности

русской фоне-

тики

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Звуковая организация художе-

ственного текста. Звуковая гар-

мония. Благозвучие. Звуковой

повтор. Аллитерация. Ассонанс.

Звукоподражание. Звуковой

символизм

Звуковая организация

поэтического текста

Знать: средства языковой

выразительности и способы

их создания в русской фонетике.

Уметь: понимать эстет ценность худож текста, своеобразие языка писателя; вступать в «диалог» с писателем, понимать авт замысел; создавать собств текст-рассуждение на основе анализир текста

Проекты с

примене-

нием ИКТ

08.10

18

Лингвистический

анализ текста

1

Темати-

ческий

контроль

ЗУН

Определение уровня изученности материала. Аргументированный анализ текста

Развернутое обосно-

вание своей позиции

с приведением системы аргументов

Знать: особенность текстов по стилю и типу.

Уметь: отмечать стилевые

черты, языковые средства

текста; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей

Тренинг,

практикум

09.10

19

Русская графика

1

Комби-

ниро-

ванный

Соотношение графики и единиц

звуковой системы языка. Формула построения наиболее экономного в отношении числа букв алфавита

Умение работать с учеб-

ной и справочной ли-

тературой

Знать: изученные орфо-

граммы.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

Тренинг,

практикум

13.10

20

Краткие сведе-

ния из истории

русской орфогра-

фии и графики

1

Комби-

ниро-

ванный

История формирования орфо-

графической системы и графики в русском языке. Выделение русской графики из восточно-славянской. Основные принципы и нормы современной русской орфографии

Классификация оши-

бок, умение правильно

объяснять графически

орфограмму

производить орфографиче-

ский и фонетический разбор

Тренинг,

практикум

15.10

21

Реформы орфо-

графии. Орфо-

графические словари

1

Комби-

ниро-

ванный

Реформы орфографии 1918,

1956 гг. Основные принципы

и нормы современной русской орфографии. Споры вокруг современных идей реформирования орфографической системы

русского языка

Классификация оши-

бок, умение правильно

объяснять графически

орфограмму

Знать: основные принципы

и нормы современной рус-

ской орфографии.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила

орфографии и пунктуации

Тренинг,

практикум

16.10

22

Контрольный

диктант. Тест

1

Темати-

ческий

Определение уровня изученности материала. Работа над ошиб-

Умение классифици-

ровать ошибку, пра-

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Диктант,

тест

20.10

контроль

ЗУН

ками

вильно объяснять гра-

фически орфограмму

Уметь: применять изучен-

ные орфограммы; соблюдать

основные правила орфографии

Лексика и лексикология (17 часов)

23

Лексика. Слово -

]

Урок

Словарное богатство русского

Умение передавать

Знать: понятие о лексиче-

Тренинг,

22.10

основная едини-

система-

языка, лексическое значение

содержание информа-

ском и грамматическом зна-

практикум

ца языка. Значе-

тизации

слова, основные виды словарей.

ции адекватно постав-

чениях слова; толковый сло-

ние слова. Сис-

ЗУН

Выражение системных отноше-

ленной цели (сжато,

варь.

темные отноше-

ний в лексике русского языка

полно, выборочно)

Уметь: составлять словар-

ния в лексике

в многозначности, омонимии,

ную статью на самостоятель-

русского языка

синонимии, антонимии, паро-

но выбранное слово в соот-

нимии

ветствии с образцом; редак-

с

тировать текст

24

Лингвистический

1

Темати-

Определение уровня изученно-

Развернутое обосно-

Знать: порядок лингвисти-

Тренинг,

23.10

анализ поэтиче-

ческий

сти материала. Аргументиро-

вание своей позиции

ческого анализа текста.

практикум

ского текста

контроль

ванный анализ текста

с приведением систе-

Уметь: проводить лингв

ЗУН

мы аргументов

 анализ текстов раз-

личных стилей

25

Однозначные

1

Урок

Однозначные и многозначные

Понятие метафора,

Знать: понятие однозначных

Конструи-

27.10

и многозначные

система-

слова. Прямое и переносное

метонимия, синекдоха,

и многозначных слов.

рование

слова. Прямое

тизации

начения. Метафора, метони-

умение видеть и соз-

Уметь: определять, разли-

предложе-

и переносное

ЗУН

мия, синекдоха. Значение мно-

давать собственные

чать прямое и переносное

ний

значение. Мета-

гозначного слова, соответст-

метафоры

значения слов, значение мно-

фора, метонимия,

вующее ситуации

гозначного слова, соответст-

синекдоха

вующее ситуации; пользо-

ваться толковым словарем,

сравнивать статьи в толко-

вом словаре

26-

Смысловые от-

2

Урок

Синонимы, антонимы, омони-

Анализ, выбор, ис-

Знать: специфику смысло-

Конструи-

29.10

30.10

27

ношения между

система-

мы, паронимы, их значение

пользование вырази-

вых отношений между сло-

рование

словами: сино-

тизации

в конт. Отличия омонимов,

тельных средств лек-

вами.

предложе-

нимы, антонимы,

ЗУН

паронимов от многозначных

сики

Уметь: определять смысло-

ний

омонимы, паро-

слов. Стилистическая окраска

вые отношения между сло-

нимы

синонимов

вами: синонимы, антонимы,

омонимы, паронимы, их значение

 в контексте, стилисти-

ческая окраска синонимов

28-

29

Лексика русского

языка с точки

зрения происхож-

дения, сферы

употребления

2

Урок

система-

тизации

ЗУН

Обзор состава лексики русско-

го языка с точки зрения происхождения, сферы употребления и стил дифференциации. Функциональные раз-

Анализ, выбор, ис-

пользование вырази-

тельных средств лек-

сики

Знать: специфику смысло-

вых отношений между словами.

Уметь: опознавать и анализировать языковые единицы,

Конструи-

рование

предложе-

ний

05.11

06.11

и стилистической

дифференциации.

Активная и пас-

сивная лексика

русского языка

новидности литературного языка и функционально-стилистическая окраска слова. Пути пополнения лексического запаса

современного литературного

языка

их признаки, самостоятельно

работать со словарем

10.11

12.11

30-

31

Общеупотреби-

тельная и необ-

щеупотребительная лексика русского языка.

Лексические

нормы. Важнейшие словари рус-

ского языка

2

Комби-

ниро-

ванный

урок

Активные процессы в русском

языке на современном этапе.

Понятие нормы, основные лексические нормы русского языка

Функции русского

языка как учебного

предмета

Уметь: объяснять с помо-

щью словаря значение слов

с национально-культурным

компонентом.

Иметь представление

о культуре речи, об основных

лексических нормах русского

языка

Беседа,

проблем-

ные зада-

ния

32-

33

Фразеология.

Фразеологиче-

ские единицы

русского языка.

2

Урок

система-

тизации

ЗУН

Соотношение фразеологической

единицы со словом и словосочетанием. Основные типы фразеологических единиц русского

Крылатые слова, их

происхождение

Знать: понятие фразеоло-

гизмов.

Уметь: определять фразео-

логизмы (идиомы) - устой-

Конструи-

рование

предложе-

ний

13.11

17.11

Основные при-

знаки фразеоло-

гизмов

языка. Три типа фразеологиз-

мов. Отражение фразеологии

в толковых словарях

чивые сочетания слов; работать с толковым словарем

34

Основные источ-

ники фразеоло-

гизмов. Фразео-

логические сло-

вари

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Источники формирования фразеологического фонда русского

языка. Типы фразеологических

словарей и справочников: толковые, синонимические, идеографические, историко-этимологические словари, словари пословиц, крылатых слов, речевых трансформаций фразеологизмов; учебные словари

Специфика идиом, пословиц и поговорок

как фразеологических

единиц

Знать: источники формирования фразеологического

фонда русского языка; понятие фразеологизмов, типы фразеологических словарей и справочников.

Уметь: определять фразео-

Работа

с деформи-

рованным

текстом

19.11

логизмы (идиомы) - устой-

чивые сочетания слов; объ

яснять с помощью словаря

значение и происхождение

фразеологизма

35

Лексические,

стилистические

ресурсы русского

языка

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Роль научной, профессиональ-

ной, терминологической, диа-

лектной, жаргонной и арготической лексики в литературной

речи. Особенности употребления фразеологизмов в различных функциональных стилях.

Стилистическая окраска слов

Индивидуальные но-

вообразования, ис-

пользование их в ху-

дожественной речи.

Стилистические фи-

гуры

Знать: лексические, стили-

стические ресурсы русского

языка.

Уметь: понимать эстетиче-

скую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя; вступать

в «диалог» с писателем, по

Проекты

с примене-

нием ИКТ

20.11

Средства художественной изобразительности: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы,

архаизмы, историзмы, неоло-

гизмы

нимать авторский замысел;

создавать собственный текст-рассуждение на основе анализируемого текста

36-

37

Контрольный

диктант. Тест

2

Темати-

ческий

контроль

ЗУН

Определение уровня изученного

материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. Работа над ошиб-

ками

Уметь: классифици-

ровать ошибку, пра-

вильно объяснять графически орфограмму

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изучен-

ные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Тренинг,

практикум

24.11

26.11

38-

39

Р/р. Сочинение-

эссе на основе

предложенного

текста публици-

стического ха-

рактера

2

Урок

развития

речи

Публицистический стиль; при-

знаки публицистического стиля.

Обучение написанию сочине-

ния-эссе на основе предложенного текста публицистического

характера. Признаки текста и его

функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение)

Понятие стилей литературного языка. Умение составлять тексты

Знать: основные признаки

публицистического стиля,

нормы русского литературного языка.

Уметь: различать стили речи; определять тему, основ-

Сочине-

ние-эссе

27.11

01.12

ную мысль текста; анализировать структуру и языковые

особенности текста; созда-

вать текст с заданной степенью свернутости

Морфемика и словообразование (7 часов)

40

Повторение. Мор-

1

Урок

Морфема как минимальная зна

Анализ текста с точки

Знать: способы словоизме-

Комменти-

03.12

фемика и слово-

система-

-чимая часть слова. Виды мор-

зрения морфемики

нения, неизменяемость слу-

рованное

образование.

тизации

фем и их функции. Морфемика

и словообразования

жебных частей речи и на-

письмо.

Классификация

ЗУН

 и словообразование. Понятия

речий.

Самостоя-

морфем

однокоренные слова в русском

Уметь: различать одноко-

тельная ра-

языке, форма слова. Способы

ренные слова и формы слова,

бота

образования форм слов различ-

нулевое окончание; произ-

ных частей речи. Алгоритм дей-

водить морфемный разбор;

ствий при выделении морфем.

обосновывать неизменяе-

Неизменяемость служебных

мость служебных частей ре-

частей речи и наречий

чи и наречий на конкретных

примерах; действовать по ал-

горитму

41

Исторические из-

1

Комби-

Исторические изменения в струк-

Анализ текста с точки

Знать: основные историче-

Практикум

04.12

менения в струк-

ниро-

туре слов. Чередование гласных

зрения морфемики

ские изменения в структуре

туре слов. Связь

ванный

и согласных в морфемах. Эти-

и словообразования

слов.

морфемики

мология как раздел лингвисти-

Уметь: различать одноко-

с этимологией

ки. Этимологический словарь

ренные слова и формы слова,

производить морфемный

разбор

42

Система совре-

1

Урок

Основные способы образования

Основные вырази-

Знать: виды морфем (корень,

Тренинг,

08.12

менного русско-

система-

слов в русском языке: морфоло-

тельные средства сло-

приставка, суффикс, оконча-

практикум

го словообразо-

тизации

гический и неморфологический.

вообразования и при-

ние, основа слова), чередова-

вания

ЗУН

Морфемные и словообразова-

менение их на письме

ние звуков в морфемах

43

Продуктивные

1

Комби-

тельные словари

и в собственной рече-

Знать основные способы образования

Тренинг,

10.12

способы слово-

ниро-

вой практике

слов.

практикум

образования

ванный

Уметь: применять знания

по морфемике и словообразованию в практике правописания; организовывать совместную учебную деятельность

44

Способы слово-

образования от-

дельных частей

речи

1

Комби-

ниро-

ванный

Основные способы образования

самостоятельных и служебных

частей речи в русском языке:

морфологический и неморфологический

Определение в текстепродуктивных способов образования частей речи; анализ с интерпретацией языковых явлений и фактов

Знать: продуктивные способы образования самостоятельных и служебных частей речи.

Углублять лингвистические

знания

Тренинг,

практикум

11.12

45

Словообразова-

тельные средства

выразительности

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Выразительные возможности

словообразовательных средств,

способы их создания

Использование сложных синтаксических

конструкций в разных типах речи в художественной литературе

Уметь: понимать эстетиче-

скую ценность художественного текста, своеобразие

языка писателя, авторский

замысел; вступать в «диалог» с писателем; создавать собственный текст-рассуждение

Проекты

с примене-

нием ИКТ

15.12

на основе анализируемого

текста

46

Лингвистический

анализ текста

1

Темати-

ческий

контроль

ЗУН

Определение уровня изученности учебного материала.

Развернутое обосно-

вание своей позиции

с приведением системы аргументов

Знать: особенность текстов

по стилю и типу.

Уметь: отмечать стилевые

черты, языковые средства

текста; проводить лингвис-

тический анализ текстов различных стилей

Тренинг,

практикум

17.12

Морфология (13 часов)

47-

Морфология как

2

Комби-

Морфология русского языка

Умение работать

Знать: основные положения

Тренинг,

18.12

22.12

48

учение о частях

ниро-

как учение о частях речи и грам-

с учебной и справоч-

теоретической грамматики,

практикум

речи. Граммати-

ванный

матическое учение о слове. Со-

ной литературой

касающиеся принципов вы-

ческие категории, грамматиче-

ские значения

и грамматиче-

ские формы

временные представления о морфологических категориях русского языка и русском словоизменении. Основная научная литература по морфологии

деления частей речи, содержательной стороны морфо-

логических категорий, осо-

бенностей употребления

форм именных частей речи

49-

50

Грамматическое

и лексическое

значения слова.

Постоянные

и непостоянные

грамматические

признаки

2

Комби-

ниро-

ванный

Грамматические и лексические

значения слова. Постоянные

и непостоянные грамматические

признаки как содержательная

сторона принципов выделения

частей речи

Умение работать

с учебной и справоч-

ной литературой

и глагола; особенности словоизменения и явления, сопутствующие ему (морфонологические чередования, образование форм от разных

основ, перемещение ударе-

ния и т. д.); основные случаи вариантности.

Тренинг,

практикум

24.12

25.12

51-

52

Проблема клас-

сификации час-

тей речи в руси-

стике. Система

2

Комби-

ниро-

ванный

Самостоятельные и служебные

части речи, принципы выделения частей речи и состав частей речи в русском языке. Спорные

Работа с различными

словарями

Уметь: определять возможные стилистические различия между вариантными

Фронталь-

ный опрос.

Самостоя-

тельная работа

29.12

15.01

частей речи в

русском языке

вопросы определения частеречной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи

в другую

формами, дать при морфологическом разборе морфологическую характеристику

любой словоформы существительного, глагольной фор-

мы и т. д.

53

Классы слов,

не входящие

в части речи.

Омонимия час-

тей речи

1

Комби-

ниро-

ванный

Принципы выделения частей

речи и состав частей речи в русском языке. Спорные вопросы

определения частеречной принадлежности слов. Переход слов

из одной части речи в другую

Совершенствование

навыков яоисково-исследовательской, эмпирической, эвристической деятельности

Знать: классы слов, не вхо-

дящие в части речи.

Уметь: находить в тексте

примеры омонимии частей

речи; использовать в речи

явление омонимии частей

речи

Организа-

ция совме-

стной

учебной

деятельно-

сти

16.01

19.01

54

Лингвистический

анализ текста

1

Темати-

ческий

контроль

ЗУН

Определение уровня изученности учебного материала. Аргументированный анализ текстов

различных стилей

Развернутое обосно-

вание своей позиции

с приведением систе-

мы аргументов

Уметь: отмечать стилевые

черты, языковые средства

текста; проводить лингвис-

тический анализ текстов

Тренинг,

практикум

55-

56

Культура речи.

Грамматические

и словообразова-

тельные нормы

2

Комби-

ниро-

ванный

Грамматические и словообразо-

вательные нормы современного

русского литературного языка; их описание и закрепление в словарях, учебниках, справоч-

Отражение в письмен-

ной форме результатов

своей деятельности.

Создание письменных

и устных высказыва-

Знать: основные нормы русского литературного языка

(грамматические, орфогра-

фические, пунктуационные).

Уметь: применять изучен-

Словарный

диктант

21.01

22.01

никах

ний. Анализ и оценка языковых явлений

и фактов с точки зре-

ния нормативности,

соответствия сфере

и ситуации общения

ные правила, пользоваться

определенными способами

по их применению

57

Грамматические

средства вырази-

тельности

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Выразительные возможности

морфологических средств. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический параллелизм. Порядок

слов в предложении как средство языковой выразительности

Использование слож-

ных синтаксических

конструкций в разных

типах речи в художе-

ственной литературе

Знать: грамматические

и словообр средства языковой выраз и способы их создания.

Уметь: понимать эстет ценность худож текста, своеобр языка писателя; вступать в «диалог» с писателем, понимать

авт замысел; создавать собств текст-рассуждение на основе анализируемого текста

Проекты

с примене-

нием ИКТ

26.01

58-

59

Контрольный

диктант. Тест

2

Темати-

ческий

контроль

ЗУН

Определение уровня изученности учебного материала. Работа

над ошибками

Умение классифици-

ровать ошибку, пра-

вильно объяснять графически орфограмму

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изучен-

ные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Тренинг,

практикум

28.01

29.01

Орфография (13 часов)

60

Орфография

1

Комби-

Понятия орфограммы. Основ-

Классификация оши-

Знать: основные нормы рус-

Тренинг,

02.02

и культура речи.

ниро-

ные принципы и нормы совре-

бок, умение правильно

ского литературного языка

практикум

Назначение ор-

ванный

менной русской орфографии.

объяснять графически

(грамматические и орфогра-

фографии как

Актуализация познавательных

орфограмму

фические).

науки о правиль-

универсальных учебных дейст-

Уметь: опознавать языковые

ном написании

вий (общеучебных и логических)

единицы, проводить различ-

текста. Орфогра-

по применению орфограмм, свя-

ные виды их анализа; соблю-

фические нормы

занных с употреблением ъ и ь,

дать в практике письма ос-

ь после шипящих; чередование

новные правила орфографии;

гласных, правописание суффик-

                               

составлять словарный дик-

сов, приставок на з, с

тант на повторяемые орфо-

61

Принципы рус-

1

Комби-

Принципы русской орфофафии:

Классификация оши-

граммы; решать учебные за-

Тренинг,

04.02

ской орфографии

ниро-

фонетический, морфологиче-

бок, умение правильно

дачи на основе заданных ал-

практикум

ванный

ский, традиционный. Примене-

объяснять графически

горитмов

ние орфограмм, связанных

орфограмму

с употреблением приставок пре-

и при-, суффиксов -ущ-, -ющ-.

-ащ-, -ящ-; гласных перед суф-

фиксом -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-;

-н- и -нн- в суффиксах прилага-

тельных и причастий

62

Разделы русской

1

Комби-

Дифференцирующий принцип

Классификация оши-

Знать: основные нормы рус-

Тренинг,

05.02

орфографии:

ниро-

русской орфографии. Принци-

бок, умение правиль-

ского литературного языка

практикум

1) правописание

ванный

пы, регулирующие слитное, раз-

но объяснять графиче-

(грамматические и орфогра-

морфем;

дельное и дефисное написания,

ски орфограмму

фические).

2) слитные, де-

употребление прописных букв,

,

Уметь: опознавать языковые

фисные, раздель-

правила переноса слов. Приме-

единицы, проводить различ-

ные написания;

3) употребле-

ние прописных

и строчных букв;

4) правила переноса и графического сокращ слов

нение орфограмм, связанных

с правописанием частицы не

с частями речи, слитным, дефисным, раздельным написаниями

слов

ные виды их. анализа; соблю-

дать в практике письма ос-

новные правила орфогр;

составлять словарный дик-

тант на повтор орфогр.; решать учебные задачи на основе задан алгоритмов

63

Трудные случаи

правописания

слов

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Трудные случаи орфографии,

грамматики, пунктуации в практике правописания

Анализ текста с точки зрения морфологических норм русского

литературного языка

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Работа

с деформи-

рованным

текстом

09.02

64

Повторение ор-

фографии. Со-

вершенств

орфографиче-

ских навыков

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Трудные случаи фонетики,

морфемики и словообразования

в практике правописания и говорения

Анализ текста и уст-

ного высказывания

Уметь: подтверждать написания изученными правилами, пользоваться определенными способами по их применению

Работа

с деформи-

рованным

текстом

11.02

65

Правописание

склоняемых час-

тей речи

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Основные типы орфограмм

склоняемых частей речи, изу-

ченные в 5-7 классах, порядок действий при решении орфо-

Отработка навыка

грамматических раз-

боров. Умение составлять слова по задан-

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Тематиче-

ский дик-

тант

12.02

графических задач

ным схемам, различать

Уметь: подтверждать напи-

66

Правописание

местоимений

1

Урок

система

тизации

ЗУН

Основные типы орфограмм

местоимений, изученные в 5-

7 классах, порядок действий

при решении орфогр задач

формы одного и того

же слова

сания изученными правилами, пользоваться определенными способами по их применению

Тематиче-

ский дик-

тант

16.02

18.02

67

Правописание

глаголов

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Основные типы орфограмм глагола, изученные в 5-7 классах, порядок действий при решении

орфографических задач

Отработка навыка

грамматических раз-

боров. Умение составлять слова

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматику и орфографию).

Тематиче-

ский дик-

тант

68

Правописание

причастий и дее-

причастий

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Основные типы орфограмм

и пунктограмм причастия и деепричастия, изученные в 7-8 классах, порядок действий при решении орфографических и пунктуационных задач

Развитие умения различать

формы одного и того

же слова

Уметь: применять изучен-

ные правила, пользоваться

определенными способами

по их применению; соблю-

дать в практике письма ос-

новные правила орфографии;

Тематиче-

ский дик-

тант

19.02

69-

70

Правописание

наречий и наречных сочетаний

2

Урок

система-

тизации

Основные типы орфограмм наречия, изученные в 5-7 классах, порядок действий при решении

Отработка навыка

грамматических раз-

боров. Умение состав-

составлять словарный дик-

тант на данные орфограммы;

находить в тексте примеры

Тематиче-

ский дик-

тант

23.02

25.02

ЗУН

орфографических задач

лять слова

по заданной схеме

на изученные орфограммы

71

Правописание

служебных час-

тей речи (производ предл и союзы, правописание частиц)

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Основные типы орфограмм

служебных частей речи, изу-

ченные в 7-9 классах, порядок

действий при решении орфо-

графических задач

Отработка умения различать

формы одного и того

же слова

Тематиче-

ский дик-

тант

26.02

72

Контрольный

диктант. Тест

1

Темати-

ческий

контроль

ЗУН

Определение уровня изученности учебного материала. Работа

над ошибками

Умение классифици-

ровать ошибку, пра-

вильно объяснять графически орфограмму

Уметь: применять изучен-

ные орфограммы; соблюдать

основные правила орфографии

Тренинг,

практикум

02.03

Синтаксис и пунктуация (12 часов)

73

Понятие о син-

1

Урок

Сведения о синтаксисе и пунк-

Осмысление понятия

Знать: основные разделы

Самостоя-

таксисе и пунк-

система-

туации повышенного уровня.

сочинительной и под-

русского языка; особенности

тельная ра-

04.03

туации. Виды

тизации

Подбор синонимов. Виды связи

чинительной связи

подчинительной и сочини-

бота. Сло-

и средства син-

ЗУН

слов в словосочетаниях. Сведе-

тельной связи.

варный

таксической свя-

ния об основных видах сочини-

Уметь: вычленять словосо-

диктант

зи. Словосочета-

тельной и подчинительной свя-

четание из предложения; оп-

ние и предложе-

зи повышенного уровня. Пред-

ределять различие между со-

ние как единицы

ложение как основная единица

чинительной и подчинитель-

синтаксиса

языка; средство выражения

ной связью

мысли

74

Вопрос о слово-

сочетании. Типы

подчинительной

связи в словосочетании

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Словосочетание. Подбор синонимов. Виды связи слов в словосочетаниях. Основные виды сочинительной и подчинительной связи, понятия согласования, управления, примыкания

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Умение

конструировать слово-

сочетания с заданным

видом связи, синонимия словосочетаний

Знать: строение словосоче-

таний, отношения между

компонентами словосочетания; отличие словосочетания

от слова и предложения; способы выражения.

Уметь: вычленять словосо-

четание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; выполнять

разбор словосочетаний

Самостоя-

тельная ра-

бота. Сло-

варный

диктант

05.03

75

Предложение как

единица синтаксиса. Интонационные и грамматич признаки предложения

1

Комби-

ниро-

ванный

Предложение как минимальное

речевое высказывание. Виды

предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Умение конструиро-

вать предложения

Знать: основные единицы

языка, их признаки.

Уметь: осознавать предло-

жение как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художест-

Комменти-

рованное

письмо.

Самостоя-

тельная ра-

бота

09.03

венными текстами изучае-

мых литературных произве-

дений

76

Основные виды

простого пред-

ложения

1

Комби-

ниро-

ванный

Виды предложений по составу

грамматической основы и наличию второстепенных членов

предложения, понятие односоставного предложения

Умение конструиро-

вать предложения

Уметь: вычленять односо-

ставные и двусоставные

предложения в тексте; находить главные члены предложения; делать синтаксический разбор простого предложения

Комменти-

рованное

письмо.

Самостоя-

тельная ра-

бота

11.03

77

Предикативная

основа предло-

жения. Морфо-

логические способы выражения

главных и второстепенных членов предложения

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Способы выражения подлежа-

щего; правильное согласование

со сказуемым. Способы выра-

жения сказуемого. Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений. Типичные способы выражения глав-

Способы выражения

подлежащего. Умение

опознавать сказуемое

в предложениях с пропущенным глаголом-

связкой. Грамматическое значение второ-

степенных членов.

Многозначность вто-

Уметь: находить подлеж в предложении, определять способ его выражения;

согласовывать подлежащее

со сказуемым, различать сказуемые по составу слов,

по способу выражения лексического и грамматического

значений; стилистически

Трениро-

вочное уп-

ражнение.

Комменти-

рованное

письмо

12.03

ных и второстепенных членов

предложения. Атрибутивные,

объектные, пространственные,

временные, причинные и другие

грамматические отношения

ростепенных членов

различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого

78

Синтаксическая

синонимия как

источник богат-

ства и вырази-

тельности рус-

ской речи

1

Комби-

ниро-

ванный

Смысловые оттенки простых

и сложных предложений, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы

Проекты с использо-

ванием ИКТ

Знать: понятие синтаксиче-

ской синонимии.

Уметь: различать смысло-

вые и синтаксические конструкции, применять синтаксические синонимы в речи

Беседа,

проблем-

ные зада-

ния

16.03

79

Простое ослож-

ненное предло-

жение. Предло-

1

Урок

система-

тизации

Совершенствование навыка

правильной постановки знаков препинания; составлять схемы

Пунктуация при по-

вторяющ.союзах.Случаи отсутствия за-

пятой перед  как

Знать: правила постановки

знаков препинания при од-

нор членах, связанных

союзами.

Уметь: правильно расставлять

знаки препинания при однородных членах, связанных

союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однород-

Комменти-рованное

письмо.

18.03

жения с однород-

ЗУН

предложения с однородными

членами

Словарный

диктант.

Самостоя-

тельная ра-

бота

ными членами

80

Простое ослож-

ненное предло-

жение. Обособ-

ленные и уточ-

няющие члены

предложения

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Обособленные и уточняющие

члены предложения. Упражнения в правильной постановке

знаков препинания

Синтаксический разбор

предложений с обо-

собленными и уточ-

няющими членами

Знать: правила постановки

знаков препинания в пред-

лож с обособл и уточн членами.

Уметь: применять изучен-

ные правила при решении

грамматических задач; производить синт и пункт разборы; использовать разнообразные

конструкции в связной речи

Работа

с учебни-

ком. Объ-

яснитель-

ный дик-

тант. Сло-

варный

диктант

19.03

81

Сложное пред-

ложение как це-

лостная синтак-

сическая струк-

тура, его виды

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Сложное предложение, средст-

ва связи предикативных частей

сложного предложения. Отли-

чие сложного предложения

от простого, различие основных

видов сложных предложений,

знаки препинания в сложном

предложении

Классификация слож-

ных предложений

(СП). Использование

справочных пособий

по русскому языку

для решения познава-

тельных задач

Знать: признаки сложных

предложений.

Уметь: различать основные

виды сложных предложений,

объяснять постановку знаков

препинания в них; создавать синонимичные конструкции сложных предложений и ис-

Самостоя-

тельная

работа

со справоч-

но-инфор-

мационной

литерату-

рой

01.04

пользовать их в речи

82

Сложносочинен-

ные предложения

(ССП)

1

Урок

система-

тизации

ЗУН

Сочинительные союзы (деление

на три разряда). Сложносочи-

ненное предложение (союзы

и их значения в этих предл). Классификация ССП

по характеру союза и значению(три группы ССП). Смысловые

Создание текста опре-

деленного функцио-

нально-смыслового

типа

Знать: основные группы

сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте сложносочиненные предложения и про-

Беседа,

проблем-

ные зада-

ния

02.04

отношения в ССП. Знаки пре-

пинания в ССП. Синтаксиче-

изводить их пунктуационный

разбор

ский разбор ССП

06.04

83

Текст как рече-

вое произведе-

ние. Синтаксис

текста, целост-

ность и связность

1

Комби-

ниро-

ванный

Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная

цельность, связность текста.

Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров

Умение редактировать

текст в соответствии

с речевой ситуацией

Уметь: свободно, правильно

излагать свои мысли в уст-

ной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенств и редактир собственный текст

Работа

с деформи-

рованным

текстом

84

Лингвистический

анализ текста

1

Темати-

ческий

контроль

ЗУН

Определение уровня изученно-

сти учебного материала. Аргу-

ментированный анализ текста

Развернутое обосно-

вание своей позиции

с приведением системы аргументов

Уметь: отмечать стилевые

черты, языковые средства

текста; проводить лингвис-

тический анализ текстов различных стилей

Тренинг,

практикум

08.04

Речь и речевая деятельность (13 часов)

85

Речевое общение

1

Комби-

Осознание целей и ситуации

Анализ и оценка язы-

Знать: о речи как форме су-

Устные

09.04

как форма взаи-

ниро-

речевого общения как формы

ковых явлений и фак-

ществования языка и источ-

высказы-

модействия

ванный

взаимодействия людей. Разно-

тов с точки зрения

нике его развития, речевом

вания (мо-

людей

видности речевого общения: не-

нормативности, соот-

общении как форме взаимо-

нологиче-

опосредованное и опосредован-

ветствия сфере и си-

действия людей.

ские, диа-

ное; устное и письменное; диа-

туации общения

Уметь: развернуто обосно-

логиче-

логическое и монологическое;

вывать суждения, приводить

ские). Са-

их особенности. Использова-

доказательства; организовы-

мостоя-

ние языковых средств в устной

вать совместную учебную

тельная

и письменной речи в соответст-

деятельность

письмен-

вии с целями и условиями об-

ная работа

щения. Успешность речевого

общения как достижение про-

гнозируемого результата. При-

чины коммуникативных неудач

и пути их преодоления

86

Виды речевого

1

Обстоятельства и виды речевого

общения: личное и неличное,

официальное и неофициальное,

подготовленное и спонтанное

Принципы выбора

Знать: обстоятельства и ви-

Работа

13.04

общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное

и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями

речевого общения

ды речевого общения.

Уметь: оперировать терми-

нами при анализе языкового

явления

с дефор-

мирован-

ным тек-

стом

87

Вербальные

и невербальные

средства общения

1

Комби-

ниро-

ванный

Вербальные и невербальные

средства общения. Успешность

речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных

неудач и пути их преодоления

Принципы выбора

и организации языко-

вых средств в соответ-

ствии со сферой, си-

туацией и условиями

речевого общения

Знать: некоторые вербаль-

ные и невербальные средства

общения.

Уметь: оперировать терми-

нами при анализе языкового

явления; организовывать совместную учебную деятельность

Речевой

практикум

15.04

88

Речевая ситуация

и ее компоненты

1

Комби-

ниро-

ванный

Речевая ситуация, ее участники

(адресант и адресат). Знакомство с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения

Принципы выбора

и организации языко-

вых средств в соответ-

ствии со сферой, си-

туацией и условиями

речевого общения

Знать: что такое речь, фор-

мы речи, речевая ситуация.

Уметь: оперировать терми-

нами при анализе яз явления, владеть нормами

речевого поведения в типичных ситуациях общения

Речевой

практикум

16.04

20.04

89

Культура речево-

го общения

1

Комби-

ниро-

ванный

Культура речевого общения как

выполнение норм и правил общения с окружающими, осно-

Развернутое обосно-

вание своей позиции

с приведением систе-

Знать: изученный материал

в области русского языка

и культуры речи.

Тематиче-

ский дик-

тант

ванное на уважении, доброжелательности, с использованием

соответствующего словарного

запаса и форм обращений

мы аргументов

Уметь: освоить структурно-

языковые, коммуникативно-

прагматические и этико-

речевые нормы; оформлять доклад, реферат, тезис, ре-

цензию

90

Речевые комму-

никации в дело-

вых переговорах

1

Комби-

ниро-

ванный

Этические основы делового общения и формирования современной деловой культуры, теория и практика ведения деловых

переговоров, предотвращение

конфликтных ситуаций, способы построения убедительной аргументации с учетом восприятия партнера

Развернутое обосно-

вание своей позиции

с приведением систе-

мы аргументов.

Использование мультимедийных ресурсов и КТ для обработки

и передачи инфор-

мации

Знать: правила ведения бе-

седы, дискуссии.

Уметь: соблюдать нормы

речевого поведения при об-

суждении дискуссионных

проблем

Презента-

ции ре-

зультатов

познава-

тельной

и практи-

ческой дея-

тельности

22.04

91

Основные требо-

вания к содержа-

нию и языковому

оформлению

письменного

и устного выска-

зывания

1

Комби-

ниро-

ванный

Знакомство с основными требо-

ваниями к любому связному

тексту: правильность (соответ-

ствие литературным нормам);

точность в выборе слова; после-

довательность (непротиворечи-

вость изложения); соответствие

выбранного стиля функции,

то есть ситуации

Семантика языковых

средств в образцовых

текстах, ошибка как

нарушение литератур-

ной нормы и ошибка

как средство художе-

ственной выразитель-

ности

Знать: основные требования

к содержанию и языковому

оформлению письменного

и устного высказывания.

Уметь: свободно, правильно

излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и ре-

дактировать собственный

текст

Работа

с дефор-

мирован-

ным тек-

стом

23.04

92

Выбор речевой

тактики и языко-

вых средств, адекватных характеру языковой си-

туации. Причины

коммуникатив-

ных неудач, их

предупрежд

и преодоление

1

Комби-

ниро-

ванный

Этические основы общения

и формирования современной

речевой культуры, теория

и практика коммуникации, предотвращение конфликтных ситуаций, способы построения

убедительной аргументации

с учетом восприятия партнера

Развернутое обосно-

вание своей позиции

с приведением системы аргументов. Использование мультимедийных ресурсов и КТ для обработки

и передачи инфор-

мации

Знать: правила ведения бе-

седы, дискуссии.

Уметь: соблюдать нормы

речевого поведения при обсуждении дискуссионных

проблем

Презента-

ции ре-

зультатов

познава-

тельной

и практи-

ческой

деятель-

ности

27.04

93

Устная и пись-

менная форма

речи. Монолог

и диалог. Осо-

бенности диало-

гической речи

1

Комби-

ниро-

ванный

Формы речи. Монолог и диалог.

Повторение правил пунктуационного оформления диалога.

Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике

Принципы выбора

и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями

речевого общения

Знать: что такое устная

и письменная формы речи.

Уметь: оперировать терми-

нами при анализе языкового

явления, правильно оформлять на письме диалог

Работа

с деформи-

рованным

текстом

29.04

94-95

Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному

тексту

2

Урок развития речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Микротема. Абзац

Умение писать сочинение

Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письм форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Сочинение-рассуждение

-

30.04

04.05

96

Текст как речевое произведение

1

Комбинированный

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Создание текстов разных функционально-смысловых типов,

стилей и жанров

Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: соблюдать нормы

построения текста, совер-

шенствовать и редактир собственный текст

Работа с деформированным текстом

06.05

97

Речеведческий анализ текста. Овладение приемами совершенствования и ре-

дактирования

текста

1

Урок систематизации ЗУН

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Анализ художествен-

ного и научно-популярного

текста

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка; создание текстов разных стилей

и жанров

Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой само-

контроль; оценивать свою

речь с точки зрения ее пра-

вильности, находить грамматические и речевые ошибки,

недочеты и исправлять их

Самостоятельная работа

07.05

Взаимосвязь языка и культуры (5 часов)

98

Русский язык в контексте русской культуры

1

Комбинированный

Взаимоотношения русского языка с культурой России; роль языка контексте русской куль-

Навык работы с учебником

Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, отражение

Фронтальный опрос

11.05

туры

в языке культуры и истории

народа.

99

Слова с нацио-

нально культурным компонен-

том значения

1

Комби-

ниро-

ванный

Взаимоотношения русского

языка с языками народов Рос-

сии; роль языка в межнацио-

нальном общении

Навык работы с учебником

Уметь: объяснять с помо-

щью словаря значения слов с национально-культурным компонентом

Фронталь-

ный опрос

13.05

100

Национальная

специфика рус-

ской фразеоло-

гии

1

Комби-

ниро-

ванный

Национальная специфика русской фразеологии. Крылатые слова, пословицы и поговорки. История происхождения фра-

зеологизмов. Нормативное

употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствиис их значением и стилистическими свойствами

Крылатые слова, их

происхождение

Знать: понятие фразеоло-

гизмов.

Уметь: определять фразео-

логизмы (идиомы) - устой-

чивые сочетания слов; работать с фразеологическим словарем

Конструи-

рование

предложе-

ний

14.05

101-

102

Лингвистический

анализ текста

2

Темати-

ческий

контроль

ЗУН

Определение уровня изученности учебного материала. Аргументированный анализ текста

Развернутое обосно-

вание своей позиции

с приведением системы аргументов

Уметь: отмечать стилевые

черты, выразительные язы-

ковые средства текста; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей

Тренинг,

практикум

15.05

103

104

105

Повторение и систематизация изученного материала за курс 10 класса.

Комбинированный

Навыки выполнения тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку

Выполнение тестовых заданий, аргументация решений

Практикум

18.05

21.05

28.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

Рабочая программа по русскому языку составлена по учебно-методическому комплекту:

1. Власенков, А. И. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы : сборник / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М. : Просвещение, 2011.

2.  Власенков, А. И. Русский язык: грамматика, текст, стили речи : учеб, для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М. : Просвещение, 2011.

3. Власенков, А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: грамматика, текст, стили речи» для 10—11 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. -М. : Просвещение, 2007.

4. Власенков, А. И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: грамматика, текст, стили речи». 10-11 классы / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М. : Просвещение, 2007.

5. Добротина, И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс / И. Г. Добротина. - М. : Просвещение, 2009.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
  2. Власенков А.И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»: 10-11 кл. / М.: Просвещение, 2003
  3. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы / М.: ТЦ Сфера, 2005
  4. Потёмкина Т.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» / М.: Материк-Альфа, 2004
  5. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005
  6. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч. / М.: Айрис-пресс, 2005
  7. Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / М.: Эксмо, 2008
  8. Штильман С.Л. Уроки русского языка в старших классах. Тема: орфография / М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10-11 классы / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
  2. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку / М.: ВАКО, 2005
  3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 10 класс / Сост. Егорова Н.В. / М.: ВАКО, 2012
  4. Пучкова Л.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2005

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

- Электронный репетитор. Русский язык. 9-11 классы (система обучающих тестов);

- 1С : Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык;

- Единый государственный экзамен. Русский язык: 2009-2010: электронное учебное пособие (СD);

- Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009 (СD);

- Русский язык. 10-11 классы. Готовимся к ЕГЭ. Электронное приложение к учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой: электронный тренажер (СD).

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...