Материал к уроку русского языка в 8 классе "Определение"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Telnovaln

Цели урока:

  1. осмыслить уже известные знания,
  2. расширить представления об определении,
  3. закрепить умение определять вид определений,
  4. воспитывать положительное отношение к учебе,
  5. воспитывать эстетические взгляды, культуру речи,
  6. развивать умение работать в должном темпе, развивать логическое мышление,
  7. развивать умение применять умения и навыки, делать выводы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl.opredelenie.rar1.64 МБ

Предварительный просмотр:

8-ой класс

Тема урока:

Определение

Цели урока:

  1. осмыслить уже известные знания,
  2. расширить представления об определении,
  3. закрепить умение определять вид определений,
  4. воспитывать положительное отношение к учебе,
  5. воспитывать эстетические взгляды, культуру речи,
  6. развивать умение работать в должном темпе, развивать логическое мышление,
  7. развивать умение применять умения и навыки, делать выводы

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие.

  1. Мотивация

Мы русские люди,  русский язык – наш родной язык, поэтому не знать его, не понимать  мы не имеем права. Мы в состоянии научиться владеть нашим  языком. Нужно только иметь желание, внимание, быть работоспособным и умеющим логически мыслить. Сегодня нам предстоит показать, что мы все умеем делать, мы умеем учиться. А, как говорится в пословице, учиться – всегда пригодится. Пусть эта пословица  станет эпиграфом  к нашему уроку.

 (Слайд 1)

Записываем число, классная работа, тема урока «Определение».

  1. Постановка  целей, задачи:
  • повторить материал о членах предложения,
  • узнать новое об определении,
  • закрепить умение работать с разными  видами  определений
  • расширить понятие об определении  и эпитете
  1. Повторение

Записываем предложение.  Учиться – всегда пригодится. 

1.Подчеркните грамматическую основу и объясните постановку тире.

2.Устно объясните постановку тире в предложении: Мысль – клад. 

(Слайд 2)

3.Запишите предложение. Недописанная мысль – потерянный клад. Так сказал Дмитрий Иванович Менделеев.

4.Сделайте синтаксический разбор предложения.

5.Что такое определение?

Слово учителя.

 Мне понравилось высказывание Дм. Менделеева, и я подумала о том, как бережно к своим мыслям, своему «кладу» относятся писатели и поэты. Они много работают со словом. Вспомните, как Пушкин работал над своим романом «Капитанская дочка». Ведь у него не сразу все получалось, он упорно добивался разрешения работать в архиве, встречался с очевидцами событий. В результате мы имеем и  «Историю Пугачевского бунта» и роман. К нему – то  мы сейчас и обратимся. (Слайд 3)

6.Вы узнали отрывок, который учили наизусть?

 Учиться – всегда пригодится. Вы видите, что некоторые слова пропущены. 7.Ваша задача  - восстановить их и выписать вместе со словами, к которым они относятся.

Проверяем. (Слайд 4)

 В белую тучу, мелкий снег, темное небо, с снежным морем.

8.Сделать устно синтаксический  разбор последнего словосочетания.

 (Слайд 5)

9.Какой способ связи в этом словосочетании? 

10.Можете ли вы  перестроить словосочетание так, чтобы способ связи стал управлением?

11.Запишите словосочетание (Слайд 6). 

Капитанская дочка. 

Задание такое же. Переделываем словосочетание, чтобы  способ  связи  был управление.

Работа с карточками.

1.Вписали свою фамилию. 

2.Работаем с первым блоком заданий. Перестроить словосочетания.

Проверяем. (Слайд 7),(Слайд 8).

3.Работаем со вторым блоком.

V. Объяснение нового материала

1.Читаем предложения.

       Пушкинский Пугачев не патологический изверг, вставший во главе людей, доведенных до крайности.

       Пугачев Пушкина не патологический изверг, вставший во главе людей, доведенных до крайности.

2.Найдите и подчеркните в предложениях определения. 

Проверяем.(Слайд 9)

Определения бывают согласованные и несогласованные. Попробуйте сами дать определения согласованных и несогласованных определений. 

( Обратите внимание на вид связи в словосочетаниях).

Смотрим, насколько мы были точны в определении. (Слайд10)

VI.  Закрепление

1.Запишите предложение. (Слайд 11)   

В доме я  услышал заунывную песню бурлаков.

2.Найдите определения в предложении.

3.Сделайте несогласованное определение согласованным и узнаете словосочетание из «Капитанской дочки». Какую песню услышал Гринев?

Работа с карточками.

Последний блок. 

1.Составьте  два предложения, используя  словосочетания, с которыми вы уже работали. Одно словосочетание с согласованием, второе с управлением. 2.Подчеркните  определения.

3.В поэзии используются определения? Как называется образное определение предмета, выраженное обычно прилагательным? (Слайд 12)

4.Послушайте стихотворение о снежинке. Чего не хватает в стихотворении?

5.Послушайте, как изменилось оно, когда появились эпитеты.( Слайд 13)

VII. Подведение итогов

1.О чем мы говорили на уроке?

 2.Что такое определение?

 3.Какие бывают определения?

 4.Какие определения согласованные, а какие несогласованные?

5.Выставление оценок.

VIII.Задание на дом

 П.25, упр.131(устно), упр.137(письм.) или написать сочинение-миниатюру «Снегопад»

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Л.Н.Толстой сказал: «Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным....

Материал к урокам русского языка и литературы

Конспекты, методические рекомендации и т. д....

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"

Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"...

дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал  может быть использован на уроках русского языка в старших классах и на элективных курсах по русскому языку  в предпрофильном и профильнолм филологическом обучении.Мат...