Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Урок 3. Проблема текста. На данном уроке даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в формулировке проблем. Цель урока: углубить знания об элементах композиции сочинения, обучать умению находить и формулировать проблему текста. Теоретическая и практическая часть - всё изучается на конкретных примерах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок 3. Проблема текста.Из серии уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению" | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ. Система уроков по обучению написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
Урок 3.
Тема:
Проблема текста. Типы проблем. Алгоритм выявления проблемы. Типичные ошибки и комментарии к ним.
Цель: углубить знания об элементах композиции сочинения, в частности, о проблеме текста, обучать умению формулировать проблему, подбирать аргументы (пока без иллюстраций) , обогатить словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: распечатки фрагментов урока (типы проблем, алгоритм выявления проблемы, тексты для самостоятельной работы, таблица с типичными ошибками)
- Формулировка цели занятия: анализ и составление текстов по указанной композиции, отработка постановки проблемы.
- Работа с теоретическим материалом
Мы уже знаем, что основные этапы работы над текстом при написании сочинения – это определение темы и идеи текста, определение авторской позиции, подбор аргументации для высказывания собственного мнения. Если тема и идея будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными. Тема – это то, о чём написан текст, его основное содержание. Сформулировать тему анализируемого текста можно достаточно широко: текст об искусстве, о труде, о природе и т.д.
В непосредственной связи с темой произведения оказывается проблема (круг проблем), то есть тот вопрос, та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Сформулировать проблему можно в форме вопроса или оценивания объекта проблемы.
Идея произведения – это выражение авторского отношения к изображаемому. Верно определённая идея поможет разобраться в авторской позиции.
Запись: Тема – то, о чём текст (об искусстве, о труде, о природе).
Проблема – вопросы, над которыми размышляет автор.
Идея – отношение автора к изображаемому.
Иными словами: о чём пишет писатель, зачем он об этом пишет и что хочет сказать.
- Упражнение (работа с записью на доске и в тетрадях)
Текст неизвестен, но тема определена. Сформулируйте проблему, авторскую позицию, подберите аргументы. Чтобы подобрать аргументы из художественной литературы, нужно сначала решить, к каким вашим мыслям вы будете подбирать аргументы, тем более первый аргумент – это ваши мысли, ваши размышления на основе жизненных фактов. Здесь многое зависит от вашего интеллекта, от умения рассуждать на актуальные темы. Постепенно заполняется таблица сначала детьми самостоятельно, затем – коллективное обсуждение.
Тема текста | Проблема текста | Авторская позиция | Аргументы (без иллюстрации; помните: убедительный аргумент требует подтверждения) |
О природе | Экологическая, взаимодействие человека и природы, любовь к природе | Нужно бережно относиться к природе; природа влияет на настроение людей; нужно любить природу | Состояние окружающей природы влияет на здоровье людей. Природа дарит вдохновение. Любовь к природе является традицией русского народа. |
- Как доказать, что состояние окружающей среды влияет на состояние здоровья человека? Подумайте и приведите примеры.
(1. В последнее время медики бьют тревогу: увеличилось количество заболеваний дыхательных путей. Чем это вызвано? Ответ прост – в городах повышенное содержание выхлопных газов в воздухе.
2.Количество патологий новорождённых резко увеличилось в последние годы. Сегодня младенцы часто страдают и аллергическими заболеваниями. Непосредственно состояние их здоровья зависит от здоровья, образа жизни их родителей. Но в ход событий, по мнению компетентных медицинских работников, вмешивается и экология.)
4. Какие могут быть проблемы?
Какие могут быть предложены выпускникам проблемы? Давайте рассмотрим и сразу попытаемся поставить вопрос к названной проблеме. Чтобы вопрос поставить, нужно прочитать текст. Но всё-таки давайте попытаемся подумать над любыми возможными вопросами по данной проблеме. Надо определить проблему и желательно поставить вопрос. Можно одно из двух.
Проблемы семьи:
- проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
- проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап в жизни человека?);
- проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);
- проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);
-проблема оценки такого периода жизни, как детство ( Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?)
Проблемы экологии:
- проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
- проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу, и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);
- проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)
- проблема неразумного вмешательства человека в жизнь природы
Человек и общество:
- проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);
- проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);
- проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человек?);
- проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи и т.д.
По ходу занятий мы будем говорить и о других проблемах, учиться их определять и формулировать.
5. Проблема – это всегда обобщение
Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой – о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей – об истончении озонового слоя (озон – нечто вроде защитного «покрывала» нашей планеты). Все эти тексты разные, однако они связаны с одной и той же проблемой – какой? – неразумного вмешательства человека в жизнь природы. Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.
Проблема неразумного вмешательства человека в жизнь природы.
5.Типы проблем
В самом общем виде типы проблем можно представить в схеме.
Типы проблем
Философские | Социальные | Политические | Нравственные | Экологические | Эстетические |
Общие вопросы развития общества, природы, человека | Устройство и жизнь общества | Деятельность государственной власти | Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей | Взаимодействие человека и окружающей среды | Восприятие человеком прекрасного |
смысл жизни; познание и самопознание; человек и история; свобода и ответственность | соблюдение прав человека; наука и общество; социальная справедливость (несправедливость) | международные конфликты; демократия; национализм; | доброта и жестокость; духовность и бездуховность; честь и бесчестье; конфликт поколений | взаимосвязь человека и природы; экология культуры; экология языка | восприятие искусства; чтение, роль книги в жизни человека; телевидение; |
Задание
Определите, к какому типу относятся указанные проблемы.
- В чём опасность политики национализма? (Политическая)
- Можно ли избежать социальной несправедливости? (Социальная)
- В чём смысл человеческой жизни? (Философская)
- Нужно ли заботиться об окружающих людях? (Нравственная)
- Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? (Экологическая)
Алгоритм выявления проблемы текста
Выявите основную мысль текста.
Запишите её в виде законченного предложения.
Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
Запишите этот вопрос, который является проблемой текста
Упражнение
Иногда текст начинается с вопроса, поставленного автором. И именно этот вопрос часто является проблемой текста. Но не всегда. Рассмотрим текст В. Распутина.
Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.
Выявляем главную мысль. Текст начинается с риторического вопроса о красоте Байкала. Но именно такая формулировка не может звучать как проблема. Автор говорит о красоте не только Байкала, но и о красоте природы других уголков страны (тундры, Каспия, Сахары…). Следовательно, нужно найти в тексте более важные фрагменты: что хочет сказать автор, восхищаясь красотой Байкала? Выделим наиболее важные фрагменты.
Выделяем основную мысль: Красота родной природы влияет на характер человека и в немалой степени на жизнь.
Ставим вопрос к этому предложению:
Какова роль природы в формировании человека? (Какова роль родной природы в формировании характера человека)?
Если в тесте несколько проблем, надо выбирать ту, которая, во-первых, находится в центре внимания автора, во-вторых, к какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы.
- Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы (можно дописать в предыдущие записи)
К сведению! Штампы – это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения.
Клише – это совсем иное, это органическая единица любого языка. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, если их использовать правильно.
Проблема (какая?) сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.
Проблема (чего?) воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека, отношения к природе, войны и мира, воспитания и образования и т.д.
В тексте
- анализируется
- исследуется
- поднимается
- рассматривается
- затрагивается
проблема (чего?)
нравственного выбора
добра и зла
любви к Родине
Типовые конструкции
Автор размышляет над проблемой…
Автор текста затрагивает проблему…
В центре внимания автора проблема…
В тексте (имя и фамилия автора в род. падеже) поднимается проблема…
Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. падеже) посвящён проблеме…
(Имя и фамилия автора в И. падеже) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме…
Автором проблема может быть
- поставлена
- изложена
- затронута
- сформулирована
- рассмотрена
Внимание!
Избегайте предложения с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.
В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?
6.Типичные ошибки учащихся и комментарий к ним
- Сначала прочитайте текст и запишите его проблему самостоятельно. Затем рассмотрим ошибки и сравним с вашими записями. (Проблема отношения человека к культуре. )
История человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин своим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.
(По Н. Самвеляну)
Внимание!
Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема…» Лучше «В анализируемом тексте Д. Лихачёва поднимается проблема…» или «Д. Лихачёв поднимает проблему…»
Тип ошибки | Пример из сочинения | Комментарий эксперта |
1.Непонимание проблемы | В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов | Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки – невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной. |
2.Неумение сформулировать проблему | В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. | Ученик в целом понимает проблему текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна); речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема» (правильно: поднимается, затрагивается проблема); грамматическая ошибка – «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры…). |
3.Неоправданное расширение или сужение проблемы. | Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна. | Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (культура, покушения на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения. |
4.Подмена проблемы авторской позицией. | Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. | Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Как должен человек относиться к культуре? Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора. |
5.Подмена формулировки проблемы пересказом | Проблема текста в том, что история человечества – это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком. | Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений. |
- Тренировочные упражнения
Работа над правильной формулировкой проблемы.
- Прочитайте текст, определите проблему, письменно её сформулируйте.
Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.
(Д. Гранин)
Ответ: Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?
2. Работа над несколькими проблемами одного текста.
Мы знаем, что в одном тексте может быть несколько проблем. Вы выбираете одну проблему и всё сочинение посвящаете именно ей.
- Прочитайте текст. Определите несколько проблем.
- А затем укажите проблему, которая не рассматривается автором.
У нас есть своё место – и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами – но только не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому – с нежностью, с восхищением, уважением, с горечью, с досадой, - но только любить… Поэтому у нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём – со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени.
(По Ю. Полякову)
- Проблема отношения человека к своей Родине.
- Проблема исторической памяти.
- Проблема взаимоотношений между государствами.
- Проблема патриотизма
3. Работа над недочётами в формулировке проблем
Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.
Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротоворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.
(По Ю. Лотману)
- В тексте Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.
- В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.
- Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.
- Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем – проблему межнациональных конфликтов.
- Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.
-Прочитайте формулировки проблем текста Ю. Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.
Исходный вариант | Отредактированный вариант |
Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах | Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов |
Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. | Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. |
В тексте поднимается проблема национализма народов. | В тексте поднимается проблема межнациональной вражды. |
Ю . Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. | Ю . Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. |
Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? | Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов? |
Дискриминация – это ограничение в правах по расовой, национальной принадлежности
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 | |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""
Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...
Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...
Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста
Урок развития речи в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7 класс...
Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".
Материал содержит планирование элективного курса для учащихся 9 класса....
Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)
Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста). ...