Главные вкладки

    Конспект урока в 8 классе по русскому языку " Тире между подлежащим и сказуемым"
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

    Мнацаканян Диана Имрановна

    Цели:

    1.                       Развивающая: совершенствование навыков правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи; развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас.

    2.                      
    Обучающая: мотивировать учащихся к изучению темы «Тире между подлежащим и сказуемым»; знакомство с постановкой тире между подлежащим и сказуемым; конструирование предложений, в которых необходима постановка тире.Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»; углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении

    3.                       Воспитывающая: воспитывать бережное и внимательное отношение к слову, к предмету.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_8_klasse_tire_mezhdu_podl_i_skaz.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

    Цели: 

    1. Развивающая: совершенствование навыков правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи; развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас.

    2. Обучающая:
      мотивировать учащихся к изучению темы «Тире между подлежащим и сказуемым»; знакомство с постановкой тире между подлежащим и сказуемым; конструирование предложений, в которых необходима постановка тире.Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»; углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
    3. Воспитывающая: воспитывать бережное и внимательное отношение к слову, к предмету.

    Оборудование: презентация «Тире между подлежащим и сказуемым», запись эпиграфа на доске, мультимедийная доска, карточки. 
    Методические приёмы: работа у доски, работа с карточками, с таблицей, индивидуальная работа. 
    Тип урока: урок усвоения новых знаний учащихся. 

    I.  Организационный момент.

    -Добрый день, ребята. Мы начинаем урок русского языка.

    В качестве эпиграфа к уроку мне хочется прочитать слова известного писателя Константина Георгиевича Паустовского.    

    «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

    -Как вы понимаете слова писателя?  

    - Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю"

    Вы наверное догадались, что речь сегодня пойдет о знаках препинания, о пунктуации. А с каким именно знаком препинания мы будем сегодня работать, вы узнаете чуть позже.

    - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и вид работы. Оставьте строку для записи темы, как я вам уже сказала, о ней мы будем говорить позже.

    Учитель: Сегодня мы будем работать с табелем самооценки. Он перед вами. Подпишите его. Выполнение каждого задания вы будете оценивать самостоятельно и заносить результаты в табель. Когда все виды работ будут выполнены, итогом станет средний балл. Он и будет выставлен в журнал.

    II. Актуализация знаний. Повторение предыдущего материала.

    1. Работа с текстом. Комплексный анализ текста.

    Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами выполним комплексный анализ текста.

    Текст у вас перед глазами, сейчас мы внимательно прочитаем его и выполним ряд заданий.

    Осенний лес

    Лес стал прозрачным, не стоит уже такой густой стеной, заметно поредел. Это его роскошный наряд упал на землю. Треплет теперь его ветер, бьет дождь, превращая недавний бархат и шёлк в жалкие лохмотья. Подсушат ветер и солнце опавшие листья, и наполнится лес таинственным шорохом, будто маленькие гномики снуют по земле, разыскивая сокровища. Это и есть тот единственный звук, который нарушает лесную тишину. Тихий тогда лес и смирный. Но страшен он в непогоду. Жалобно и жутко стонут деревья, раскачивая голыми вершинами, низко пригибаясь к земле, будто пытаются спасти обнаженные ветки от холода. Утренние холодные росы в октябре – предвестники осенних заморозков.

    Осенью долго можно бродить по пустынному лесу и невстретить ни зверя, ни птицы. Кажется, все жители его покинули, а кто спрятался, затаился, приготовился к долгой зиме. Не порадуют красками и лесные поляны. Шершавые, серовато-коричневые головки луговых васильков, сухие корзинки тысячелистников да какая-то еще трава все того же серого цвета - вот единственное украшение лесных полян. Зато полыхают рябиновые кисти, освещая сумрачный лес, горят красные кусты бузины, разродились, словно елочными игрушками, кусты шиповника. Это деревья и кустарники, прощаясь с летом, устраивают настоящий красочный бал.

    1. Докажите, что это текст? (Предложения связаны по смыслу и грамматически)
    2. Определите тему текста? («Голый» осенний лес)
    3. Назовите основную мысль текста? ( Осенью лес угасает, теряя яркие летние краски, и пустеет)
    4. Определите стиль текста? ( Художественный, т.к. много картин осеннего леса, много средств выразительности.  

    эпитеты роскошный наряд, обнаженные ветки, таинственный шорох

    олицетворения стонут деревья, деревья устраивают бал

    1. Выписать из последнего предложения все словосочетания, произвести синтаксический разбор одного из них. ( Устраивают бал, красочный бал, прощаясь с летом, настоящий бал)

    УстраиваютX (что?)  бал  (именное, согласование)

             сущ.                         сущ.

    - Назовите виды словосочетаний по характеристике главного слова (глагольные, именные, наречные)

    - назовите виды подчинительных  связей  словосочетаний (согласование, управление, примыкание)

    1. Морфемный разбор слов: наполнится, тысячелистников, освещая.
    2. Выписать из текста выделенное предложение и сделать его синтаксически разбор:
              

    Утренние холодные росы в октябре – предвестники осенних заморозков.

            

    1. По цели высказывания? (повествовательное)
    2. По интонации? (невосклицательное)
    3. По количеству грамматических основ? (простое)
    4. По наличию второстепенных членов? (распространенное)
    5. По наличию главных членов? (двусоставное)
    6. По наличию осложняющих элементов? (ничем не осложнено)

    III. Объяснение нового материала.

    Учитель: Ребята, посмотрите на предложение и скажите, какой пунктуационный знак мы в нем поставили? (тире)

    Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о тире. Запишите тему урока «Тире между подлежащими и сказуемыми». На уроке мы углубим ваши знания  о постановке тире в простом предложении.

    Слово учителя: Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть"), что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.

    Эта тема для вас не новая, вы уже с ней знакомились в 5м классе, давайте с вами вспомним, в каких случаях мы в предложении ставим знак тире?

    -если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже;

    -если подлежащее и сказуемое выражены глаголом в неопределенной форме;

    - если подлежащее и сказуемое выражены именем числительным;

    Учитель: Молодцы, все верно. На столах перед вами лежать карточки с таблицей «Тире между подлежащим и сказуемым». И сейчас мы с вами повторим и обобщим этот материал и  выясним, когда же ставится тире в предложении, а когда не ставится.

    Тире ставится:

    1. Сущ. + сущ.

    Книга лучший друг человека.

    2. Числ. + числ.

    Пятью девять  -  сорок пять

    3.Сущ. + числ.

      Расстояние между посёлками  -   пятьдесят километров.

    4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

    Охранять природу любить родину.

    5. Сущ. + н. ф. глаг.

    Наша задача хорошо учиться.

    6. Н. ф. глаг. + сущ.

    Ходить босиком —  большое удовольствие.

    7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

    Чтение — вот лучшее учение.

    Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

    Язык  -  это история народа.

    Тире не ставится:

    1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы  как, словно, будто, точно, вроде как   и др.

    Звёзды будто алмазы.

    Небо точно море.

    Пруд как зеркало.

    2. Если подлежащее выражено личным местоимением.

    Подлеж. = личное местоим.

    Он порча, он чума, он язва здешних мест.

    3. Если перед сказуемом стоит частица  не

    Бедность не порок

    4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический  оборот                

    Два сапога пара.

    5. Если перед сказуемым стоит вводное слово

    Собака, известно, друг человека

    IV. Первичное  закрепление материала.

    Объяснительный диктант. Записать предложения, объяснить постановку тире.

    1. Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами.

    2. Книги читать - скуки не знать.

    3. Книга - лучший подарок.  

    4. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

    5. Книга не пряник, а к себе манит.

    7. Читать — значит применять в жизни прочитанное.( Дистервег А.)

    8. Книги для меня как хлеб насущный (Т.Шевченко)

    V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

    1.Чем мы сегодня занимались на уроке?

    2. А что вызвало затруднения?

    - Сдайте, пожалуйста, листы самооценки.

    Табель самооценки учащегося.             Фамилия____________________Класс_________

    ВИД РАБОТЫ

    ОЦЕНКА

    1. Работа с эпиграфом к уроку

    1. Комплексный анализ текста

    1. Работа по теоретическому материалу

    1. Работа по новой теме урока

    1. Работа с предложениями. Объяснительный диктант.

     Итоговый результат:

    VI. Выставление и комментирование оценок.

    VII. Домашнее задание. П. 22, выучить теоретический материал, Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Учение. Знание. Образование».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 5 классе по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым "

    Данный урок позвляет усвоить навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными....

    Презентация по русскому языку. Тире между подлежащим и сказуемым.

    Презентация содержит теорию и упражнение  для закрепления...

    Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

    Учащиеся уже с 5 класса знают о постановке тире между подлежащим и сказуемым в некоторых случаях. В 8 классе эта тема изучается подробно. Презентация поможет учащимся в освоении нового материала. Разр...

    урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым" 8 класс

    Урок разработан по программе М.В.Разумовской по технологии АМО...

    Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

    Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"...

    Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

    Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Тема "Тире между подлежащим и сказуемымы"...

    30.04.2020 МЖКХ2 русский язык Тире между подлежащим и сказуемым

    изучить материал, выполнить упражнение...