Урок "Рукотворная красота" в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Это урок развития речи. Описание предмета. Построен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС. Была представлена выставка изделий русского и хакасского народных промыслов. Обучающиеся создавали собственные тексты в соответствии с темой урока, целевойустановкойи учебными задачами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukotvornaya_krasota.5_klass.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        План – конспект урока.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Рукотворная красота. Описание предмета.

УМК: М.М.Разумовская.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:  определяют тему, идею текста, подбирают однокоренные слова, работают с толковым словарем; знают типы речи и разграничивают их на основе типологического значения, составляют план сочинения-описания, составляют микротекст.

Личностные — анализируют результаты своей деятельности, проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу.

Метапредметные (универсальные учебные действия)

познавательные — общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: совершенствуют мыслительные операции;

регулятивные  правильно восринимают и выполняют учебную задачу; планируют свои действияв соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке; коммуникативные — умеют конструктивно взаимодействовать друг сдругом, учителем.

Решаемые учебные проблемы:  осмысление учебного материала, применение его в знакомой и в новой учебной ситуации; формирование навыков написания текста-описания предмета; воспитание интереса учащихся к народным промыслам.

Основные  понятия и термины: сочинение-описание, композиция, основная мысль сочинения, декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, шпон, войлок, валяние, палехская роспись, Палех.                                                                                                               Учебный материал: Учебник «Русский язык. 5 класс» М.М.Разумовской Учебник «Литература. 5 класс» В.Я.Коровина,В.Я.Коровиной и др. Толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля.                                                                                                                                                  Средства обучения: выставка декоративно-прикладного искусства. Изделия из войлока и шпона, шкатулка с палехской росписью, лепестки цветка из цветной бумаги.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

Внимательно слушают, рассматривают вещи, отвечают на вопросы, делают выводы.

Осуществляют анализ целеполаганияпо изучаемой теме. Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, задания и упражнения, направленные на решение поставленных задач, качества, необходимые для выполнения практических упражнений и заданий.

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения.

Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока

Организационный этап.

I Целевая установка

1мин

Создание комфортного психологического климата, ситуации успеха.

Обращается внимание на выставку декоративно-прикладного искусства. - Здесь представлены красивые и нужные вещи в жизни и быту. Они сделаны руками народных умельцев. Это предметы народных промыслов. Шкатулка с палехской росписью, корзина, туесочки, розы, органайзер, ободок для волос, цветы, игольница, подцветочник из шпона; коврик, домашние тапочки с хакасским орнаментом из войлока. - Это предметы промыслов каких народов?                       - Правильно, это предметы русского и хакасского народных промыслов. Вы определили тему нашего урока. Сформулируйте тему урока в виде повествовательного предложения. Запишите в тетрадях.  - Чем мы сегодня займёмся на уроке?           - Сегодня мы узнаем, как изготавливают предметы народных промыслов, научимся описывать предмет, осознанно используя известные вам тропы.

Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

Вопросы :

- Какие типы речи вы знаете?

- Что характерно для описания как типа речи?

- Что такое тропы? Какие из них чаще используются при описании?

- Определите, какие  задачи стоят перед вами сегодня на уроке?

- Какие умения и навыки вам необходимы на этом уроке?

Форма  -  фронтальная; метод — беседа.

Индивидуальная: формируют внутреннюю целевую установку на урок

II. Словарно-лексическая  работа.

6мин.

Форма  - фронтальная; метод - практический

задания:

- какие незнакомые или малознакомые слова вы услышали? (промысел, палех, шпон, войлок);

- определите лексическое значение данных слов по словарю С.И.Ожегова:

войлок – плотный толстый материал из валяной шерсти;

промысел – мелкое ремесленное производство;

шпон – (нем.Spon, Shan — щепка); древесный материал, представляющий собой тонкие листы древесины;

- сделайте морфемный разбор слов «прикладной», «промысел»; подберите однокоренные слова;

 

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы.

Делают морфемный разбор слова, работают со словарями. Подбирают однокоренные слова, составляют синтаксические конструкции.

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения.

Отрабатывают умение работать со словарями, правильно строить речевое высказывание, используя данные слова.

Форма  - фронтальная; метод -практический             Индивидуальная: составляют словосочетания, предложения, правильно используя значения слов.

III. Контрольно-подготовительный этап.

1. Опрос опережающего домашнего задания

 30мин.

Формулирует задание: - выслушайте самостоятельно подготовленные дома учащимися рассказы о народных промыслах России и Хакасии;               - сформулируйте вопросы, оцените работу выступающих.

Сообщение ученика о Палехе и палехской росписи.

Формулирует задание: предлагает рассказать о палехской росписи на форзаце учебника литературы.

Сообщение ученика об изделиях из войлока из с.Карагай Таштыпского района.

Комментирует оценки, даёт рекомендации.

Поощряет и поддерживает минимальные успехи учащихся.

Физкультминутка

Встанем, быстро мы встряхнёмся. И немножко отвлечёмся.  Пошагаем мы на месте                                И нагнёмся все мы вместе.                 Развороты вправо, влево.                            На носочках потянулись,                           все друг к другу повернулись, очень бодро улыбнулись.          Головою покачаем,                                        раз и два поприседаем                                         и работу продолжаем!

Слушают рассказы, задают вопросы, оценивают работу одноклассников и свою работу.

Выполняют упражнения, следуя инструкции.

Принимают и сохраняют учебную задачу;

осуществляют поиск средств ее достижения;

адекватно воспринимают оценку деятельности учителем и одноклассниками.

Осознают задание и выполняют действия чётко и согласованно.

Форма - индивидуальная; метод — практический            Индивидуальная: демонстрируют умение самостоятельно строить речевое высказывание по заданной теме.

Индивидуальная:  выполняют упражнения

2. Рассказ учителя об изделиях из шпона.

Формулирует задание: рассмотрите нашу выставку декоративно-прикладного искусства; выслушайте рассказ учителя о русском народном промысле Таштыпского района, ответьте на вопросы и задайте вопросы.

Внимательно слушают, формулируют вопросы, отвечают на вопросы.

Принимают и сохраняют учебную задачу;

осуществляют поиск средств ее достижения.

Форма-фронтальная;                метод-иллюстративно-объяснительный.

3. Выявление основной мысли сочинения.

Формулирует задания:

- выберите предмет для описания и расскажите, почему вы выбрали эту вещь;

- какие мысли возникают, когда вы рассматриваете эти предметы?

- Что можно сказать о народных умельцах, об их мастерстве?

- придумайте заголовок к сочинению, чтобы  в нём отразилось ваше отношение к изделиям декоративно-прикладного искусства, к мастерам народных промыслов.

Составляют вопросы, отвечают на вопросы, подбирают названия к сочинению.

Строят речевое высказывание в соответствии с заданием, формулируют ответы на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения.

Составляют план сочинения, редактируют его

Принимают и сохраняют учебную задачу;

осуществляют поиск средств ее достижения;

адекватно воспринимают оценку деятельности учителем и одноклассниками

Работают с толковым, орфографическим словарями, объясняют  строение, правописание слов. Отрабатывают умение работать со словарями, правильно строить речевое высказывание, используя данные слова.

Пишут по созданному плану, анализируют написанное.

Принимают и сохраняют учебную задачу;

осуществляют поиск средств ее достижения;

адекватно воспринимают оценку деятельности учителем и одноклассниками.

Форма-индивидуальная; метод-практический. Беседа

4. Конструирование микро-текста Работа над композицией и планом сочинения

Формулирует задание: - определите структкрные элементы текста;                                      - придумайте название каждой части высказывания;                        - отредактируйте получившийся план, работая в парах.

Работа в паре.

5. Словарно-орфографическая работа.

Формулирует задание:                               - составьте  словосочетания и предложения со словами «войлок», «шпон», «народные промыслы», «умельцы», «палехская роспись», объясните орфограммы в словах.

Коллективная; Индивидуальная: выполняют поиск и объясняют правописание и строение слов.

6. Моделирование описа-ния изделия по плану, обсуждение двух работ.

Поддерживает активность, интерес, возникший на предыдущих этапах урока, и сводит эти усилия в совокупное знание по изучаемому предмету.

Организует и координирует действия учащихся по выполнению задания.

Индивидуальная: демонстрируют умения самостоятельно строить речевое высказывание по заданной теме.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.Домашнеезадание

3мин

Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

Вопросы:

- Над какой темой работали?

- Что узнали? Какое задание  показалось вам сложным?

- Что ещё хотели бы узнать по теме?            - Как оцениваете свою деятельность на уроке?

- На ваших столах лежат цветные листочки-лепестки. Если вам всё понятно и понравился урок, запишите свои высказывания на обратной стороне листка. А если остались непонятные вопросы, напишите свои пожелания. Закрепите магнитиками на доске. Наш цветок готов.

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.

Осуществляют рефлексорно-оценочные действия: называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Фронтальная. Индивидуальная.

Проводят самоанализ учебной деятельности.

Домашнее задание: 

дописать сочинение об изделиях народных промыслов по плану, созданному на уроке.

Пишут сочинение, редактируют его.

Принимают и сохраняюь учебную задачу;

осуществляют поиск средств ее достижения

Индивидуальная: демонстрируют умения самостоятельно строить речевое высказывание по заданной теме.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы. 7 класс . Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения...

ПРОЕКТ ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ (КРАСОТА РОЖДАЕТ ДОБРОТУ)

Актуальность проблемы Прекрасное!.. Оно везде - в окружающей нас природе, наших поступках, в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Особенно сейчас, когд...

"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"

Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....

Урок развития речи в 8 классе "Красота истинная и красота ложная"

Урок развития речи (сочинение в жанре эссе)...

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...

Красота в искусстве ив жизни. Что есть красота?Презентация 8 класс

Красота в искусстве ив жизни. Что есть красота?Презентация 8 класс...