Подготовка к ОГЭ. Задание 9.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Павлова Людмила Витальевна

Цель: повторить полученные ранее сведения об обособленных членах предложения, правильно выполнять тестовое задание №9 ОГЭ. Задачи: Знать  понятия «обособленное определение», «обособленное приложение», «обособленное обстоятельство», "обособленное уточняющее обстоятельство", "обособленное дополнение". Понимать  условия постановки знаков препинания при обособлении.  Уметь  находить в тексте обособленные члены предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_podgotovka_k_oge_zadanie_9.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мамыковская средняя общеобразовательная школа Нурлатского

муниципального района Республики Татарстан»

Мастер-класс  по русскому языку

в 9 классе

"Подготовка  к  ОГЭ. Задание 9."

                                                       подготовила

учитель русского языка и литературы

Павлова Людмила Витальевна

                                                        с.Мамыково

                                                               2015 г.

Мастер-класс   по  теме  "Подготовка  к  ОГЭ. Задание 9."

«Обособленные члены предложения»

      Тип: обобщение изученного материал

      Оборудование:

1.Учебник по русскому языку для 9 класса под редакцией Т. А. Ладыженской

 2.  Раздаточный материал

   3.  Презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте!

- Как настроение? ( Какого цвета ваше настроение? или  На какую погоду (природное явление, стихию, время года и  т.д.) похоже ваше настроение?)

Это может быть не вопрос, а предложение:

Встаньте  те, кто  выглядит сегодня несколько иначе, чем обычно.

Встаньте  те, у кого  рыжие волосы.

Встаньте те, кто был самым активным на прошлом уроке.

Встаньте те , кому хочется участвовать активно сегодня.

 2. Актуализация знаний. Разминка.

Прошу всех встать и выстроиться в одну линию перед доской, чтобы вы никого не касались. Я сейчас буду говорить  утверждения, а вы, если согласны, будете делать один шаг вперед, если не согласны – один шаг назад, а если не знаете ответа

– оставайтесь на месте. И самое главное – вы все должны при этом закрыть глаза

и не открывать их, пока я не скажу. Итак, закрыли  глаза.

Утверждения

На письме обособленные члены отделяются знаками препинания.

да

Простое предложение  не  может быть осложнено однородными членами?

нет

Простое предложение может быть осложнено обособленным обстоятельством?

да

Обособление членов  предложения - это выделение их по смыслу и интонацией.

да

Обособленное приложение - это определение, выраженное именем существительным.

да

Обособленные обстоятельства могут быть выражены причастными оборотами.

нет

Определения бывают согласованние и несогласованные

да

Теперь можно открыть глаза.

Если бы вы все ответили правильно, наша линия осталась бы прямой. А что же получилось у нас? Кто ошибся и в каких вопросах - все это вы поймете сами на сегодняшнем  уроке. Прошу садиться.

 А мы сегодня постараемся  вспомнить  обособленные члены предложения.

- Какие цели поставим?

 Цель:

Повторить полученные ранее сведения об обособленных членах предложения, правильно выполнять тестовое  задание №9  ОГЭ.

Задачи:

Знать: знать понятия «обособленное определение», «обособленное приложение», «обособленное обстоятельство», "обособленное уточняющее обстоятельство", "обособленное дополнение".

Понимать: понимать условия постановки знаков препинания при обособлении;

Уметь: находить в тексте обособленные члены предложения;

- Ребята, сегодня мы  повторим изученное по теме «Обособленные члены предложения». Знание этой темы нам поможет выполнить девятое  задание ОГЭ.

Приведем пример. Вопрос звучит так

 "Среди предложений 33-39  найдите предложение с обособленными определениями". Напишите номер этого предложения.

Познакомимся с алгоритмом работы.

Алгоритм  работы:

1. Внимательно  прочитать  указанные предложения.

2. Обратить внимание на то, какие синтаксические конструкции выделены знаками препинания ( запятая, запятые, реже тире)

3. Вспомнить

- обособленное определение (какой? какая? и др.)

- обособленное приложение (кто именно такой? что именно такое?)

- обособленное обстоятельство ( что делая? что сделав?)

- обособленное уточняющее обстоятельство (где именно? когда именно и др.)

- обособленное дополнение (им. сущ., мест. с предлогами кроме,за исключением и др)

4. Выберите правильный ответ.

3. Актуализация знаний "Вспомним всё"

- Что такое обособление членов предложения?

Карточка №1.  Напишите  пропущенные слова.

Члены предложения, выделяемые по ____________________________, называются обособленными. На письме обособленные члены выделяются __________, реже - тире.  

Слайд. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже - тире.

- Что такое обособленное определение?

Карточка  № 2. Напишите  пропущенные слова.

Обособленные определения  отвечают на вопросы _________________________  и выражаются _______________ оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными  прилагательными.

Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи ___________________ ( второй этаж, летящий шар)

1. согласованное распространенное определение

2. согласованное  нераспространенное определение

Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления или _______________( улица города, её ученики)

Пример. Ветер, внезапно поднявшийся, сорвал последние листья с деревьев.

               Усталый, я возвращался домой.

                Москва, вся в новогодних гирляндах, выглядела красиво.

Слайд. Обособленные определения  отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?  и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными.

Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи согласования ( второй этаж, летящий шар)

1. согласованное распространенное определение

2. согласованное  нераспространенное определение

Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления или примыкания( улица города, её ученики)

Пример. Ветер, внезапно поднявшийся, сорвал последние листья с деревьев.

               Усталый, я возвращался домой.

                Москва, вся в новогодних гирляндах, выглядела красиво.

- Что такое обособленное приложение?

Карточка  № 3. Напишите  пропущенные слова.

Обособленное приложение - это определение, выраженное ____________________, именем существительным с зависимыми словами, выделяемое запятыми или ______. Отвечает на вопросы кто именно такой? ______________ и поясняет  в  предложении другое _________________________ или личное местоимение.

Пример. Девочка лет шести, любимица отца, вбежала в комнату.

                Он очень любил эту игру- шахматы.

Слайд. Обособленное приложение - это определение, выраженное именем существительным, именем существительным с зависимыми словами, выделяемое запятыми или тире. Отвечает на вопросы кто именно такой? что именно такое? и поясняет  в  предложении другое имя существительное или личное местоимение.

Пример. Девочка лет шести, любимица отца, вбежала в комнату.

                Он очень любил эту игру- шахматы.

- Что такое обособленное обстоятельство?

Карточка  № 4. Напишите  пропущенные слова.

Обособленное обстоятельство - это выделяемое запятыми деепричастие и ________________ оборот. Деепричастия и деепричастные обороты отвечают на вопросы что делая? _____________ и обозначают добавочное действие при основном, выраженном глаголом.

Пример. Получив письмо от друга, я сразу написал ему ответ.

                Он, улыбаясь и радуясь, бежал мне навстречу.

Слайд. Обособленное обстоятельство - это выделяемое запятыми деепричастие и деепричастный оборот. Деепричастия и деепричастные обороты отвечают на вопросы что делая? что сделав? и обозначают добавочное действие при основном, выраженном глаголом.

Пример. Получив письмо от друга, я сразу написал ему ответ.

                Он, улыбаясь и радуясь, бежал мне навстречу.

- Что такое обособленное уточняющее обстоятельство?

Карточка  № 5. Напишите  пропущенные слова.

Обособленное уточняющее обстоятельство - это выделяемое ____________слово или словосочетание, которое отвечает на вопросы ____ именно? ______ именно? откуда именно? как именно и конкретизирует место, время, образ действия, о котором говорится в предложении.

Пример. Внизу, у реки, расположился лагерь.

                Вчера, поздно вечером, пошел дождь.

Слайд. Обособленное уточняющее обстоятельство - это выделяемое запятыми слово или словосочетание, которое отвечает на вопросы где именно? когда именно? откуда именно? как именно и конкретизирует место, время, образ действия, о котором говорится в предложении.

Пример. Внизу, у реки, расположился лагерь.

                Вчера, поздно вечером, пошел дождь.

- Что такое обособленное дополнение?

Карточка  № 6. Напишите  пропущенные слова.

Обособленное дополнение - это выделяемое запятыми _____________________ или ___________ с предлогами кроме, вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх.

Пример. Все, за исключением Николая,  пришли вовремя, а он опоздал.

                Кроме нас, в доме никого не было.

Слайд. Обособленное дополнение - это выделяемое запятыми имя существительное или местоимение с предлогами кроме, вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх.

Пример. Все, за исключением Николая,  пришли вовремя, а он опоздал.

                Кроме нас, в доме никого не было.

4. Закрепление. Работа в парах. Раздаются листочки с текстом, предложения разделены (разрезаны) по одному, до конца полоски не разрезаны.

- Работаем в парах. Читаем  внимательно задание, вспоминаем  алгоритм работы. Советуемся друг с другом,  выбираем  предложение, отрезаем  полоску листочка. На доске 5 групп предложений с обособленными членами. Выходим к доске: читаем выбранное предложение, полоску с предложением нужно поместить над подходящей темой, написать номер предложения, объясняем, почему выбрали это предложение.

1. Среди предложений 33-39 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.

(33) Кэт заговорила с Урсом.

(34) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большепалый, с шелковистой, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

(35) На языке зеленая травинка . . .

(36) Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт,- собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов.

(37) Но он чувствовал в голосе  длинноногой девчонки то, чего ему недоставало.

(38) Он понимал не слова, а голос.

(39) Голос у Кэт как у мальчишки: густой, хриплый.

 2. Среди предложений  26-29  найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(26) Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно.

(27) Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет. . .

(28) Пробовал сажать – одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.

(29) Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую.

3.Среди предложений 1-4 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным лётчиком, им овладела жажда жизни и деятельности.

(2) Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя.

(3) Ещё в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.

(4)  Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера.

 

4. Среди предложений  1-10  найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Глубокая зимняя ночь.

(2) Метель.

(3) В доме – ни огня.

(4) Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна.

(5) Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

(6) Никто не спит.

(7) Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту.

(8) Прислушиваются, вздыхают . . .

(9) Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик.

(10) Прозвучал и замолк . . .

  5. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным дополнениям. Напишите номер этого предложения.

(1) Всё это маленькая часть того, что можно сказать о дожде.

(2) Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:

(3) «Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и скучной природе.

(4) Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит».

           

5. Подведение итогов. Вывод.

6. Рефлексия. Продолжи предложение

Я знала . . .

Было интересно . . .

Мне понравилось . . .

Я не понял . . .

Я запомнил . . .

Приложения

  1. Среди предложений 33-39 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.

(33) Кэт заговорила с Урсом.

(34) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большепалый, с шелковистой, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

(35) На языке зеленая травинка . . .

(36) Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт,- собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов.

(37) Но он чувствовал в голосе  длинноногой девчонки то, чего ему недоставало.

(38) Он понимал не слова, а голос.

(39) Голос у Кэт как у мальчишки: густой, хриплый.

  1. Среди предложений  26-29  найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(26) Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно.

(27) Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет. . .

(28) Пробовал сажать – одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.

(29) Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую.

3.Среди предложений 1-4 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

  1. С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным лётчиком, им овладела жажда жизни и деятельности.

  1. Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя.

  1. Ещё в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.

(4)  Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера.

 

  5.Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным дополнениям. Напишите номер этого предложения.

(1) Всё это маленькая часть того, что можно сказать о дожде.

(2) Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:

(3) «Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и скучной природе.

(4)Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит».

4.Среди предложений  1-10  найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Глубокая зимняя ночь.

(2) Метель.

(3) В доме – ни огня.

(4) Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна.

(5) Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

(6) Никто не спит.

(7) Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту.

(8) Прислушиваются, вздыхают . . .

(9) Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик.

(10) Прозвучал и замолк . . .

   Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1)В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море.

(2) Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана.

(3)Там, сея за кормой пену, двигались корабли.

(4)Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускаясь в тьму пучин, где мелькают фосфорические глаза рыб.

(5)Другие, схваченные буранами, бились о рифы; утихающее волнение грозно шатало корпус; обезлюдевший корабль с порванными снастями переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки.

   

Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1)Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка.

(2)Это слово никогда не говорят громко.

(3)Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать.

(4)Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева.

Список использованной литературы:

1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М.

Александрова; научн. редакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2013.

2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс.-М.: ТЦ Сфера,

2006 г.

3. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

4. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 9 класс. М.: Экзамен, 2010 г.

5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. М.: Просвещение , 2010 г.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. М.: Айрис-пресс, 2008 г.

7. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах, 5-11 кл.: справочное пособие.- М.: Дрофа, 2007.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

2. Материалы edu.tatar (сообщества, факультативы, ЦОРы и др.)

3. http://www.uchportal.ru/dir Учительский портал

4. http://www.uroki.net/docrus.htm Уроки. Нет

5. http://nsportal.ru/blog/ Социальная сеть работников образования

6. http://www.gramota.ru/ Грамота. ру

7. http://www.openclass.ru Открытый класс

8. http://www.zavuch.ru/ Завуч. Инфо

9. http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

Пособие по подготовке к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку - заданий на словообразование

Данное  пособие предназначено для подготовки к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку –заданий на словообразование : описание алгоритма выполнения заданий, подгото...

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Задание 6. Морфологические нормы.

Файл содержит тест в двух вариантах по теме "Морфологические нормы" ( задание 6 ЕГЭ) с ответами и блок заданий для работы на уроке....

9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задание № 20. Задания для подготовки и проверочная работа.

В данной методической разработке представлены 12 заданий из сборника подготовки к ОГЭ, 9 класс "Анализ геометрических высказываний" (задание № 20). Эти задания можно разобрать в классе...

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...

Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"

В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ, задание 9.1) (по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)

Подготовка  к сочинению-рассуждению по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» через приём чтения с остановками технологии критического мышления...